Автор:
Дмитриева Елена Борисовна
Конспект урока по истории
Сталинизм-разновидность тоталитаризма
(комбинированный урок с элементами модерации и использованием классмейтов)
11 класс
Обоснование темы и методики урока
Изучая со школьниками трагические страницы прошлого, учитель всегда сталкивается с острой проблемой как нравственной, так и методической… Сегодня часто случается, что ученики с недоумением спрашивают: «А что плохого сделал Сталин?» Воспоминания о политической системе сталинизма, сталинских репрессиях исчезают, вымываются из исторической памяти новых поколений, и там, где они не поддерживаются семьей, произведениями искусства и школой, могут вообще исчезнуть, оставив вместо себя вовсе не успокоение и не умиротворение, а очень опасную пустоту, которая может быть заполнена самыми неожиданными экстремистскими идеями. Стремительно перелистывая страницы наших учебников, мы хотим сообщить нашим ученикам как можно больше о событиях, которые оказали значимое влияние на судьбы нашей страны, а что остается в сердцах наших учеников, не всегда пытаемся понять.
А вопросов остается не мало. Например, почему сталинизм оказался интернациональным и столь популярным в разных слоях; почему и после смерти Сталина сталинизм так долго не умирает; почему не только в Советском Союзе, но и в других странах, если не сталинизм, то похожие «измы» ( «маоизм», «полпотизм» ) столь успешно внедрялись в жизнь.
Чтобы действительно изменить нашу жизнь, создать современное государство и гражданское общество, современной школе необходимо воспитывать учеников, думающих и умеющих анализировать события и далекого прошлого и события сегодняшнего дня.
Статья: