Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Ещё раз об использовании алгоритмов на уроках истории

Автор:
Дорош Светлана Викторовна

Аннотация:

 Статья написана учителем практиком  в виде ответов на вопросы, которые могли бы задать те, кого заинтересует эта тема. Предложенные  виды работы на основе алгоритма полезны как для  подготовки к ЕГЭ, так и развития мышления. В статье приведён пример лабораторной работы на основе алгоритма. О пользе алгоритмов написано достаточно много, теоретическая часть статьи незначительна. Больше внимания уделено практическому применению алгоритмов как универсальному средству обучения. В приложении  можно найти алгоритмы, конспект урока и презентация. Применение алгоритмов на уроках истории сделает обучение более разнообразным и эффективным. Статья написана для учителей истории, но на наш взгляд будет интересна и другим учителям, которых заинтересуют алгоритмы, формирующие общеучебные навыки.

Статья:

   С переходом образования на новые образовательные стандарты, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, каждый учитель занят отбором тех методов и приёмов преподавания, которые бы позволяли учащимся самостоятельно усваивать знания и умения. Одним из таких приёмов, на мой взгляд, является применение алгоритмов на уроках истории.

            Алгоритм лежит в основе программированного обучения. Значительную роль в формировании программированного обучения сыграли  известные  психологи  Б.Ф.Скиннер (линейное программирование) и Н.А. Краудер (разветвлённое программирование). «Идея программированного обучения состоит в управлении учебными действиями ученика с помощью обучающей программы. Главным понятием программированного обучения является обучающая программа. Её понимают как последовательность шагов, каждый, из которых представляет микроэтапы овладения единицей знаний или умений».1  Следуя алгоритмическому предписанию, учащиеся выполняют не только исполнительские, но и ориентировочные действия, что обеспечивает такие качества учебной деятельности, как понимание изучаемого материала, разумность выполняемых действий. Принято считать, что больше всего алгоритмы подходят для преподавания таких предметов как математика и информатика. Но сегодня наблюдается такая тенденция, когда к применению алгоритмов обращаются учителя таких предметов как русский язык, география, ОБЖ, история и т.д. И это не случайно. Алгоритм является универсальным средством обучения, который позволяет учителю, научить учащегося учиться. «Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно - смысловых оснований личностного морального выбора».2  

_____________________________________________________________________________________

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под редакцией П.И. Педкасистого.-М: Педагогическое общество Россия, 1998.-640 с. Стр.163.

2  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. : ил.  Стр.27  

 

Что же такое алгоритм?

       «Алгоритм в дидактике - это однозначно понимаемое предписание к выполнению строго последовательных операций с учебным материалом, приводящим к решению задач или класса задач».1 Алгоритм – совокупность операций, выполняемых в строго установленном порядке. Учителя истории могут внести важнейший вклад в развитие и применение алгоритмов  на уроках истории. В истории алгоритмы можно разделить на две группы: первая часть – это алгоритмы приобретения общеучебных навыков (составление простого  плана, сложного плана, и т.д.) и  вторая группа – это алгоритм приобретения исторических знаний (алгоритм изучения революций, войн и т.д.).  Алгоритмы  ориентируют учащихся на отбор и последовательное изложение материала по той или иной теме. (См. приложение №1). 

 Как я пришла к алгоритмам?

         В 1990 году я начала свою учительскую деятельность в обычной общеобразовательной школе. В первые годы работы  мои уроки носили репродуктивный характер. Большую часть знаний учащиеся получали в готовом виде от учителя, без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний. Уроки проходили хорошо, интересно, но когда проводился контроль, то выяснялось, что те затраты, которые я  несла на уроках, не оправдывались тем результатом, который получался в итоге.  Стало ясно, что на моих уроках нет процесса научения,  необходимо было найти решение этой проблемы. Надо  было избавиться от излишней « говорильни» ещё и потому, что  словесные методы изложения создавали  предпосылки для рассеивания внимания (страдала дисциплина в классе). Следующей была проблема, с которой я столкнулась, - это неумение детей работать самостоятельно с текстом учебника, составлять рассказ на основе текста.        

         На экзаменах  учащиеся, которым достался вопрос о войнах и революциях, задавали вопрос о том, с чего начинать и  как рассказывать такое большое историческое явление.  Вскрылась  ещё одна проблема- это неспособность учащихся видеть историческое явление в целом. Всё это заставило меня искать выход из сложившегося положения. Ответы на свои вопросы я находила постепенно, в течение многих лет, путём проб и ошибок, оставляя то, что оправдывало на практике и, отказываясь от того, что результата не давало. Перечисленные проблемы были решены, когда я познакомилась с алгоритмами изучения войн, революций, цивилизаций, и т.д.  (Смотрите приложение№1).  Первым шагом в работе с алгоритмами было их накопление и выделение тех тем  в курсе истории, которые можно изучать при помощи алгоритмов.  

 

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под редакцией П.И. Педкасистого.-М: Педагогическое общество Россия, 1998.-640 с. Стр.163.

 

В течение долгого времени я собирала алгоритмы, затем я их распределила по направлениям деятельности. Для удобства работы с алгоритмами  мною был составлен раздаточный материал, собран в папки и, когда на уроке запланирована работа с алгоритмом, эти папки раздавались  учащимся. Это позволяло улучшить организацию урока.

         Работа по алгоритму,  является одним из ключевых навыков который, необходимо развивать с пятого класса. Практика показала, что с 5 класса при помощи алгоритмов  можно изучать: личности, цивилизации. С опорой на алгоритм формировать общеучебные навыки: составление простого плана, конспекта.  Необходимо также помнить, что  существуют две стороны алгоритма: одной стороной пользуется учитель для обучения учащихся, второй стороной алгоритма пользуются дети при изучении новой темы  (например, алгоритм  изучение исторической личности учитель может использовать как план урока, а ученик как план рассказа о личности).

     Любой прием  или метод преподавания будет иметь успех и давать ожидаемые результаты только в том случае, если эта работа носит системный, и учащиеся могут самостоятельно пользоваться этим приёмом без учителя. Для этого необходимо переработать тематическое планирование с целью выделения  тех уроков, которые вы будете преподавать с использованием алгоритма. Не нужно перенасыщать, но и нельзя делать их использование редким. В 5-6 классе учащиеся знакомятся с алгоритмами и учатся работать с алгоритмом при помощи учителя. В 7-9 классе учащиеся работают самостоятельно, учитель играет роль консультанта, помогая  слабым  учащимся. В 10 - 11 классах на основе алгоритма можно проводить лабораторные работы.

Пример.

Лабораторная работа «Сравнение  февральской  и октябрьской  революций 1917 года».  (Линии сравнения и есть пункты алгоритма).

Линии сравнения

Февральская революция 1917 года

Октябрьская революция 1917 года

1. Причины  и задачи

 

 

2. Повод (если есть)

 

 

3. Движущие силы

 

 

4. Ход революции

 

 

5.Характер революции

 

 

6. Итоги и значение.

 

 

 

 

*При работе с алгоритмом изучения революции необходимо уделить внимание пункту №1 «Причины и задачи 2. Здесь важно понять, что задачи зеркально отражаются от причин. Например: Русско- японская война 1904-1905гг. была одной из причин революции 1905-1907 года => задача революции - прекращение Русско-японской войны. Пункт №6 связан с пунктом №1,так как итоги революции мы привязываем к задачам. Выясняем, были ли решены задачи революции или нет?

Общее

 

Различное

 

 

     Учащиеся, используя текст учебника, собирают информацию в таблицу для дальнейшей её обработки. Когда материал собран, ученики могут сравнить революции ( что общего, а что различного) и сделать вывод.

 

Выводы:

Вопросы к лабораторной работе:

1.Почему у февральской и октябрьской  революций1917 года  были практически одинаковые причины и задачи?

2. Можно ли было предотвратить революции?

____________________________________________________________________

При проведении лабораторной работы можно использовать несколько источников знаний, это могут быть разные учебники, диски, раздаточный материал.

При оценке работы можно использовать дифференцированный подход:

 «5»- получают учащиеся, полностью справившиеся с заданием.

«4»- получают учащиеся, заполнившие две таблицы, без выводов и ответов на вопросы.

«3»- получают учащиеся, заполнившие только первую таблицу.

«2»- получают учащиеся, не справившиеся с заданием на тройку.

         Кто готовил учащихся к ЕГЭ, помнят, что задание на сравнение есть в части «С». Когда ученики в классе уже выполнял подобные задания, они не пугаются на ЕГЭ и знают,  как с ними работать.

         Если говорить о временных рамках, то лучше использовать сдвоенные уроки, так как  одного урока для выполнения лабораторной работы не хватает. Все зависит от того, в какой школе вы работаете и какая часовая нагрузка в вашем классе. Можно проводить лабораторную работу на одном уроке, а закончить её можно дома. Темы лабораторных можно составлять, используя варианты ЕГЭ, а можно отталкиваясь от алгоритмов (сравнить войны, революции, цивилизации, правления, крестьянские войны). Не надо перегружать учебный курс лабораторными работами, оптимальный вариант 4-5 в год при часовой нагрузке 2 часа в неделю. Учащимся, которые выбрали ЕГЭ по истории,  можно давать лабораторные работы на дом в рамках подготовки к ЕГЭ.

 

Трудности  в работе с алгоритмами.

       Обучая детей истории при помощи алгоритмов,  я столкнулась с такой  трудностью как несоответствие текста учебника и алгоритма. Не на все пункты алгоритмов можно было найти ответы в тексте учебника, приходилось рассказывать этот пункт самой и под диктовку записывать в тетрадь. Там где материала не достаточно можно использовать  другие учебники истории или печатать  раздаточный материал. Например, в учебнике «Истории древнего мира» 5 класса нет биографии Конфуция, я её сканирую из  энциклопедии, дорабатываю сама, с точки зрения соответствия алгоритму и раздаю каждому на парту (см. приложение №2). Конечно, это стоит труда, но результат превосходит ожидания. При составлении плана – конспекта и просто конспекта, тезисов,  трудностей не возникает, для этого подходит текст любого параграфа.

     Уроки с использованием алгоритмов не зрелищны, их очень сложно давать открытым уроком, но с точки зрения практической, на мой взгляд, это самые результативные уроки, они учат не бояться больших текстов, ориентироваться в море информации и находить главное. А в наш информационный век это один из самых главных навыков. Ещё одна особенность работы с алгоритмами заключается в том, что не все алгоритмы можно использовать при изучении нового материала. Надо учитывать то, как изложен материал в учебнике и сколько часов вы отвели на изучение этой темы. Например, тема « Великая отечественная война 1941-1945 гг.» На эту тему отводиться 4-5 уроков. Где и когда использовать алгоритм? В таких случаях я использую его на обобщающем   уроке, где  ставиться одна из  задач урока: «дать цельное представление о Великой Отечественной войне как историческом явлении XX века». Точно также я делаю при изучении цивилизации, если на эту тему отведено более одного урока,  революции 1905-1907 год и т.д.  

    Хочется уберечь коллег от перегрузки  курса истории алгоритмами (достаточно  6-10  уроков в год при часовой нагрузке 2 часа в неделю), кроме алгоритмов существует много других методов и приёмов  подачи учебного материала. Практика показывает, что если учитель ведёт уроки, используя один и тот же приём подачи материала, ученики быстро адаптируются, приспосабливаются и им становиться не интересно, уроки становятся «мертвыми», а процесс развития учащихся прекращается. Для того чтобы этого не происходило необходимо менять методы и приемы преподавания. Чем в  больших методиках и технологиях поучился ребенок, тем лучше он будет развит.

 

 

Что дает алгоритм учащимся?

Благодаря алгоритму

n  Формируется навык работы с текстом, учащиеся умеют выбрать главное, сжать его, найти ответы на вопросы. Ученик не боится больших текстов и умеет с ними работать.

n  Хорошо ориентируется в информационных потоках.

n  Приучает учащихся к логическому и последовательному изложению материала.

n  Пункты алгоритма служат опорными пунктами при развёрнутом ответе.

n  Формируется культура умственного труда, культура речи.

n  У учащихся в течение  семи лет отрабатываются многие навыки.

n  Сравнение исторических фактов и явлений присутствует в ЕГЭ в задании части  «С», поэтому этот метод позволяет ученику адаптироваться к итоговой форме аттестации и лучше подготовиться к нему.

        Вступая в информационный век, обращение к алгоритмам в методике обучения истории не является случайным, неожиданным. Учителя различных предметов обращаются к алгоритмам, так как алгоритм позволяет выработать различные навыки и довести их до автоматизма. Многие высказывают опасение по поводу того, что алгоритмы могут привести к стандартизации мышления, к подавлению творческих сил учащихся, но это не так. Работа по алгоритму может быть прекрасным средством обучения творческому мышлению. Ну и, наконец, не надо бояться алгоритмов, алгоритмизация охватывает далеко не весь учебный процесс, а лишь его компоненты, где работа по алгоритму представляется целесообразной.

       В 11классе, на последнем уроке, я всегда провожу анкету с учащимися, где есть такой вопрос

« Чему вы научились на уроках истории?». Все ученики, отвечая на этот вопрос, пишут, что научились работать по алгоритму, работать с текстом, составлять простой и сложный план, писать конспект. А разве не ради этого мы работаем?

 

 

 

 

 

Литература

 

1.       Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практическое пособие. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.

 

2.       Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории: методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003. – 45 с.

 

3.       Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320с.

 

4.       Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под редакцией П.И. Педкасистого.- М: Педагогическое общество Россия, 1998.-640 с.

 

5.       О.В. Арасланова, А.В. Поздеев. Поурочные разработки по истории России XX- начало XXI вв. Универсальное издание.- М.:ВАКО, 2005.-320с.-(В помощь школьному учителю).

 

6.       Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. : ил.  

 

7.       О.Б.Епишева  Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя / О.Б. Епишева.-М.: Просвещение, 2003.-223с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Алгоритмы формирующие учебные навыки.

План - это краткая программа какого-нибудь изложения; тематически записанные коротко сформулированные мысли-заголовки.

Алгоритм составления простого  плана.

1.      Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).

2.      Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

З.  Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

 4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5.3апишите план.

Запомните требования к плану.

а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы).

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Алгоритм составления  сложного плана или плана - конспекта.

1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). Выделяя название пункта другой пастой или подчёркиванием

З.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).

4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отра­жено в них основное содержание изучаемого материала.

 

Пример.

Начало «Холодной войны».

1.Начало противостояния великих держав.

а) Изменение климата международных отношений.

б) Рост влияния коммунистических партий.

в) Возрождение идеи мировой революции

г) Рост имперских амбиций СССР.

2. Речь Черчилля в Фултоне.

а) Задачи США и Великобритании сдержать «советскую экспансию».

б) СССР- опасность для «великих принципов свободы и прав человека».1

_____________________________________________________________________________________________________________

 

1О.В. Арасланова, А.В. Поздеев. Поурочные разработки по истории России XX- начало XXI вв. Универсальное издание.- М.:ВАКО, 2005.-320с.- (В помощь школьному учителю). Стр.194.

 

 

Тезис - это положения, кратко излагающие какую-либо идею или одну из основных мыслей лекции, доклада, книги. Основные мысли выражены в форме утверждения или отрицания. В каждом тезисе заключена одна мысль. Тезисы помогают хранить в памяти информацию и являются основой для выступления.

 

Алгоритм составления тезисов.

1.В каждом абзаце текста выделите ключевые слова, несущие смысловую нагрузку.

2.Опираясь на выделенные слова, составьте предложение. В нем и будет содержаться  основная идея абзаца.

3. Классифицируйте основные идеи и кратко сформулируйте то, что они передают.

 

Конспект - это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Конспект, в отличие от тезисов, воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними.

Алгоритм составления конспекта.

1. Подготовься к выполнению задачи: раздели развернутый лист тетради на две неравные части – слева будет записываться план, справа конспект.

2.      Прочитай текст целиком.

3.      Выдели в нем логически законченные части. (Помни, что каждая часть не обязательно состоит из одного абзаца).

4. Сформулируй кратко главную мысль каждой части в виде заголовка; выпиши все заголовки (пункты плана) на левой стороне листа (нумеруя их римскими цифрами).

5. В каждой части выдели факты, цифры, выводы, уточняющие главную мысль.

Кратко перескажи главную мысль, а если это трудно, процитируй текст источника, заключая его в кавычки. Основные положения конспекта выписывай на правой стороне листа – против соответствующих заголовков (нумеруя арабскими цифрами).

6.Проверь сделанную работу. Если нужно, исправь,  уточни заголовки.

 

Алгоритм описание учебной картины (иллюстрации)

I: Определите основной замысел картины.

2.Какие основные персонажи и их действия раскрывают (доказывают) этот за­мысел?

З.Какие дополнительные средства (цвет, композиция, передний - задний план, второстепенные сюжеты или персонажи и т.д.) использованы в целях раскры­тия главной мысли?

4.Какое общее впечатление произвела на вас данная картина?

 

 

 

 

 

Алгоритм решения творческих задач

1.Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к ней.

2.Выдели из текста задачи, что дано  (географический объект, исторический

объект, исторический деятель, дата, исторический факт).

3.Начни обдумывать эти данные (слово за словом, строку за строкой) и

определи, что они делают для ответа на вопрос.

4.Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не

помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

5.Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.

6. Обязательно докажи свое решение.

7. Проверь, является ли твое решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.

 

Алгоритм работы с историческими источниками.

1.Сформулируйте общее представление о документе. Выясните название, автора и дату написания документа.

2.Определите причины побудившие написать этот документ. Выясните, с каким

историческим событием связано его появление.

3.Внимательно прочитай текст документа, выдели непонятные места, сними
неясности и пользуя словари и справочную литературу.

4.Разделите текст на смысловые части. Выясните основные мысли документа,
составьте структурный план и подготовьте тезисы или конспект. Оформите
соответствующие записи в тетради.

5.Сделайте сообщение перед классом. Умейте ответить на вопросы учителя.

Алгоритмы  приобретения знаний.

Алгоритм описания жизни и деятельности исторической личности (персоналии):

1.Годы жизни или (и) правления.

2.Этапы жизни и деятельности (краткая биография),

3.Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.

4.Предшественники и последователи; положения, которые   пока­зывают сходство и различие взглядов
нескольких исторических лиц.
5.Историческое значение данной личности.

*Этот алгоритм можно применять в 5-8 классах, так как он более понятен для учащихся среднего звена.

 

Алгоритм описания жизни и деятельности исторической личности (персоналии):

*Этот алгоритм можно применять в 9-11 классах, так как он более сложный, чем первый.

1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности

2.3адачи, которые стремится решить исторический деятель?

З.Интересы, какого класса выражает исторический деятель?

4.3начение его личных качеств.

5.Оценка результатов деятельности исторической личности.

 

Алгоритм изучения цивилизации

1.Природно - географические условия существования.

2.Особенности социально-экономического развития.

З.Особенности духовного развития (религия, уровень образования, науки и культуры, черты общественного сознания).

4. Нравственные ценности, нормы поведения.

5.Вклад в развитие мирового сообщества (собственная точка зрения).

 

Алгоритм изучения войн.

1.Причины и характер войны: основные противоречия, приведшие к войне: подготовка к войне, соотношение сил, планы сторон.

2.Ход войны (основные этапы): повод к войне и ее начало: основные этапы и главные сражения: окончание войны, условия мира, итоги.

З.Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны

 

Алгоритм изучения революций.

I. Причины и задачи революции.

2.Поводреволюции (ест есть).

З. Движущие силы революции.

4.Ход революции, ее этапы.

5.Характер революции.

6.Итоги и значение революции.

 

 

 

 

 

 

Алгоритм изучения крестьянских восстаний.

1. Причины восстания.

2.Движущие силы восстания.

З.Цели и требования восставших,

4.Районы восстания.

5.Ход восстания, его основные этапы.

6.Причины поражения.

7. Итоги восстания и его значение.

 

Алгоритм изучения общественного строя

1. Тип и форма государственной власти.

2.Уровепъ развития производительных сил.

3.Взаимоотношение личности и общества.

4. Развитость демократических институтов.

5.Наличие антагонистических классов и борьба между ними.

6.Внешняя и внутренняя политика.

7.Уровень развития пауки, культуры, распространение образования.

 

Алгоритм изучения отношений между классами

1. Положение класса эксплуататоров: какой собственностью владели? чем занимались? кого и каким образом эксплуатировали?

2.Положение класса эксплуатируемых: чем владели или пользовались? в какой мере были свободны? на кого работали?

3.Какие способы эксплуатации были главными.

 

Алгоритм изучения государственного строя.

1.Интересы, какого класса защищало государство?

2.Каковы были его задачи.

3.Какой была форма правления?

4.Каким было устройство государства? Назовите государственные органы в центре и на местах.

 5.Какие перемены по сравнению с более ранним периодом произошли в устройстве государства? чем они были вызваны.

Алгоритм  анализа явлений общественной жизни

1Какими причинами вызвано изучаемое явление? Как оно повлияло на дальней­ший ход событий?

2Каковы основные черты явления и его особенности в данных исторических условиях?

З.Как изучаемое явление связано с другими явлениями, которые оказывали на него существенное влияние?

4.Было ли это явление неизбежным? Могло ли оно не произойти в сложившихся условиях?

5.Какое историческое явление однотипно с данным? В чем их сходство и раз­личие?

6.Какие известные вам закономерности проявились в изучаемом вами явлении? 

 

Приложение №2

Конспект урока с применением алгоритма. (Урок 45 минут).

Тема урока: «Китайский мудрец Конфуций».

Цель урока:

         Познакомиться с географическим положением Китая.

         Познакомиться с биографией великого китайского философа Конфуция и его взглядами.

         Научиться работать с текстом  по алгоритму, выделять главное, составить рассказ.

         Воспитать нравственные ценности, ориентиры и убеждения, на примере высказываний и жизни Конфуция как воплощения мудрости и лучших человеческих качеств.

Оборудование: Презентация. Карта Древнего Китая, раздаточный материал: карточка №1,алгоритм изучения биографии, карточка №2, биография Конфуция

 План

1.Географическое расположение Китая.

2.Конфуций - китайский философ.

3.Учение Конфуция.

Организационный момент. (1 мин.)

Изучение новой темы

1)Географическое расположение Китая. ( 5 минут).

Звучит музыка «Танец Дракона».

-Ребята, слушая музыку попробуйте угадать, в какую страну, мы сегодня совершим путешествие?

-Правильно  в Китай. Где жил мудрец Конфуций.

Ребята, что мы должны узнать, чему научиться?  Учитель выводит учащихся к цели урока, знакомит с планом урока. .

---Ребята,  С чего начинается изучение незнакомой страны?

Учащиеся: 

-С географического   положения.             
Учитель-Прочитайте первый пункт параграфа и выясните, где расположен  Китай? Стр.100.

Работа у карты.

Давайте запишем. Раздать карточку№1

 Необходимо вставить слова.:

1.Китай расположен в……….

2Первые цивилизации возникли между реками ……и ……. по ……. ………. равнине.

3.Китай стал единым государством в ….веке до н.э.

Опрос у карты.

Кто выйдет к карте и покажет где находиться Китай, реки, Великая китайская равнина.

Итак, ребята мы узнали, где жил китайский мудрец Конфуций. Давайте с ним познакомимся поближе.

А сейчас  приступаем к работе с алгоритмом.

Алгоритм это порядок выполнения действий. Для чего нужно уметь работать с алгоритмом? Для изучения биографий исторических деятелей, по литературе  писателей, уметь составлять свою автобиографию.

2.Конфуций - китайский философ.(12 минут)

Биография Конфуция.

Вот в этой стране, на рубеже 6 и5 веков родился и жил великий мудрец Китая Конфуций. И сегодня мы должны узнать его биографию, а делать это мы будем при помощи алгоритма.

-Что такое алгоритм?

Порядок выполнения действий.

-Прочитайте пункты алгоритма.

Алгоритм изучения биографии

  I. Годы жизни и правления.

 II. Этапы жизни и деятельности (краткая биография)

 III. Основные действия и взгляды, решаемые проблемы.

 IV. Предшественники и последователи; положения, которые   пока­зывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.
V. Историческое значение личности.

Сейчас мы будем читать биографию которая написана в Энциклопедии «Всё обо всём». Читаем вслух и ищем ответы на пункты алгоритма.

(учащиеся читают текст и выделяют главное карандашом, подписывая пункты алгоритма и подчеркивая ключевые фразы).

I. Годы жизни и правления.

Конфуций (КУН ЦЮ) 551-479 гг. до н.э.

-Это годы жизни.

-Теперь ищем факты, которые помогут нам записать краткую биографию. Учащиеся читают текст и выделяют главное.

II. Этапы жизни и деятельности (краткая биография)

Записываем.

551 год до н.э. родился в г. Лу._В бедной аристократической семье, много учился.

В 22 года начал обучать сам, стал лучшим учителем в Китае.

В 42 года после смерти матери соблюдал траур три года.

В 50 лет начал политическую деятельность, но карьера прервалась.

Путешествует по Китаю. Редактирует книги.

Написал свою книгу «Луньюй». Беседы и рассуждения.

До конца жизни работал учителем и записывал свои мысли.

III. Основные действия и взгляды, решаемые проблемы.

Основная суть учений Конфуция сводилась к тому, что необходимо создать организованное общество, в котором люди будут довольны своим положением. Для этого всем следует  жить в гармонии, быть честными, добрыми и законопослушными, а также уважать своих родителей. Правитель должен относится к народу, как отец к своим детям.

 

 

 

IV. Предшественники и последователи; положения, которые   пока­зывают сходство и различие взглядов  нескольких исторических лиц.

Черпал мудрость из древних книг. Правитель из династии Хань в 202 г до н.э. принял идеи философа, и возвёл их  в ранг религии. Так  появилось религиозно - философское учение – конфуцианство.

V. Историческое значение личности

Историческое значение личности Конфуция в том, что ему удалось, пусть не при жизни, добиться того, что Китай развиваться по начертанному им пути. Не пути ужесточения законов, а гармонизации отношений.

Физкультурная минутка(1-2 мин.) Можно провести её в китайском стиле. Дыхательную гимнастику или упражнения из йоги.

   Затем учащиеся составляют рассказ о Конфуции с  опорой на текст. Закрепление. (Можно использовать «Самарский пересказ»)(3 минуты). Чтобы сэкономить время я составила рассказ на слайде презентации с пропущенными словами.(1минута).

3. Учение Конфуция. (5мин.)

Работа в группах. (Учащиеся читают пункты учебника и отвечают на поставленные вопросы).

1й ряд читает пункт – «Мудрость в знании старинных книг».

      ? Рассказать, как выглядели книги, которые читал Конфуций?

2й ряд читает пункт – «Как вели себя учтивые китайцы».

    ? Рассказать, как вели себя учтивые китайцы? И можно ли Конфуция назвать учтивым китайцем?

3й ряд читает доп. материал – «Так говорил Конфуций».

     ?  Можно ли назвать Конфуция благородным человеком?

Ребята, конечно правители, которые пришли к власти в Китае не прислушивались к Конфуцию и управляли государством, опираясь на жестокие законы. И только правитель из династии Хань в 202 г до н.э. принял идеи философа, и возвёл их  в ранг религии. Так  берёт начало Религиолзно - философское учение –конфуцианство.

Работа с карточкой№2.(3 мин)

Я предлагаю обратиться к высказываниям Конфуция, прочитать их и решить , что можно сегодня нам взять для жизни, а что нет. Выбрать самую важную мысль. Для себя, для нашего государства подходит ли учение Конфуция людям XXI века. Что можно взять для себя лично?

Высказывания

принимаю (+)

не принимаю (-)

1.) Удачи тешат, неудачи – учат. Всё хорошо в Поднебесной.

 

2) Дурные поступки люди делают от лени. Чтобы сделать добрый поступок, надо затратить труд.

 

3) Почтительный сын-это тот, кто огорчает отца и мать разве, что своей болезнью.

 

4)Учиться надо, чтобы совершенствовать себя, а не чтобы удивить других.

 

5) Секрет счастья прост, уступай дорогу встречному и делись куском хлеба с ближним.

 

6) Будьте почтительны к родителям и учителям вашим. Только в милосердии и самопожертвовании опережайте их.

 

 Учащиеся самостоятельно читают высказывания и отмечают для себя, что сегодня актуально для них, а что нет. Когда учитель спрашивает, что подходит, а что нет, то выясняется, что и сегодня все его высказывания верны и актуальны. Учитель подводит учащихся к пониманию того, что это мудрость проверенная веками и даже после нас люди будут удивляться мудрости Конфуция.

 

Рефлексия. (5 минут)

А что вам пригодится для жизни?

Выслушать ответ.

      Мудрые мысли Конфуция похожи на бесценные бриллианты, которые не меркнут, сколько бы лет не прошло. И многим людям помогают в жизни. Они помогают человеку всегда оставаться человеком, а это в жизни самое главное и трудное. (Учитель может предложить учащимся завести блокноты, где они будут записывать понравившиеся мудрые мысли).

      Заслуга Конфуция в том, что он дал нам рецепт как надо жить, чтобы всем в обществе всем жилось хорошо, жить по правилу: «Не делай людям того, чего не желаешь себе». Тогда не будет войн, революций и других потрясений.

 Итог урока тцу = кру (3 мин)

Урок мы начали  с желания узнать о том, где расположен Катай, кто такой Конфуций и по каким правилам изучают биографию исторической личности?

Ребята как вы думаете, мы справились с поставленными задачами.

Я с вами согласна.

Итак, ребята урок закончен, давайте выясним, чему мы сегодня научились? Какую мудрость вы взяли для себя.

Что вам больше всего понравилось?

Что у вас получилось лучше всего?

Что не получилось?

Спасибо за урок.

Д\З §22, приготовить пересказ биографии Конфуция.

Творческое задание: составить СИНКВЕЙН  на слово «Конфуций».

Пример синквейна:

Конфуций

Умный, мудрый.

Учил, записывал, воспитывал.

НЕ делай людям того, чего не желал бы себе.

МУДРЕЦ.

 

Раздаточный материал для урока.

Биография Конфуция

        Конфуций (Кун Цю) (551-479 гг. до н.э.) - древний китайский проповедник и писатель. В историю мировой культуры Конфуций пошел как основоположник особой религии - конфуцианство. На самом же деле Конфуций родился в городе Л у (совр. Цюйфу, провинции Шаньдун) в благородной, но обедневшей семье аристократов чиновников и военных. Поэтому его жизнь была наполнена  лишениями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом  общества.

       Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и старался приобрести любые книги,  какие только ему удавалось найти. Книг в то время было немного, и они писались на кусках дерева  бамбука или шелке. В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая, древняя история и  литература.

      Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре прославившись как один из лучших  педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и  литературу,

    После смерти матери он последовал общепринятому обычаю - вернулся домой и соблюдал траур три  года. Он отказался от всех удовольствий, только читал и занимался самообразованием. Ему тогда было 42 года.

   В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Лу, Но какое-то  время спустя ему пришлось уйти со службы из-за интриг. После этого Конфуций в течение 13 лет  путешествовал по Китаю, но так и не нашел применения своим способностям и идеям. В дальнейшем он  уже не вернулся на службу и большую часть жизни занимался тем, что преподавал и служил домашним   учителем детей в семьях знатных господ и официальных лиц. Кроме того, он собирал и редактировал   основные философские книги «Шуцзин», «Ицзин», а также первую историческую хронику Китая «Чуныцо».

    Учение Конфуция стало известно по книге «Луньюй» («Беседы и суждения»), составленной из записей, сделанных его учениками. Основная суть учений Конфуция сводилась к тому, что необходимо создать организованное общество, в котором люди будут довольны своим положением. Для этого всем следует  жить в гармонии, быть честными, добрыми и законопослушными, а также уважать своих родителей. Правитель из династии Хань в 202 г до н.э. принял идеи философа, и возвёл их  в ранг религии. Так  появилось религиозно - философское учение –конфуцианство.

     Он также утверждал, что управлять низшими классами следует, прежде всего, с помощью доброты и гуманного к ним отношения, а не с помощью силы. Конфуций сформулировал золотое  правило нравственности: «Не причиняй другим то, чего не желаешь себе. Тогда  ни в государстве, ни в семье не будет недовольства». Отсюда и происходит китайская традиция правления, когда правитель и его чиновники являются для народа «отцом и матерью». Подобные взгляды Конфуция основались на его особом отношении к семье и на поклонении предкам. Историческое значение личности Конфуция в том, что ему удалось, пусть не при жизни, добиться того, что Китай развиваться по предложенному  им пути. Не пути ужесточения законов, а гармонизации отношений. В свою очередь корнями они уходили в традиции китайской культуры.

 

Все обо всех. - М., 1996. -Т. 2.- С. 131-135.

Алгоритм описания жизни и деятельности исторической личности (персоналии):

 I. Годы жизни и правления.

 II. Этапы жизни и деятельности (краткая биография)

 III. Основные действия и взгляды, решаемые проблемы.

 IV. Предшественники и последователи; положения, которые   пока­зывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.

 V. Историческое значение личности.

 

 

 

 

 

Карточка№1

1.Китай расположен в……….

2Первые цивилизации возникли между реками ……и ……. по ……. ………. равнине.

3.Китай стал единым государством в ….веке до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №2

Высказывания

принимаю (+)

не принимаю (-)

1.) Удачи тешат, неудачи – учат. Всё хорошо в Поднебесной.

 

2) Дурные поступки люди делают от лени. Чтобы сделать добрый поступок, надо затратить труд.

 

3) Почтительный сын-это тот, кто огорчает отца и мать разве, что своей болезнью.

 

4)Учиться надо, чтобы совершенствовать себя, а не чтобы удивить других.

 

5) Секрет счастья прост, уступай дорогу встречному и делись куском хлеба с ближним.

 

6) Будьте почтительны к родителям и учителям вашим. Только в милосердии и самопожертвовании опережайте их.

 

 

 

Приложения

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010