Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Период Смутного времени

Автор:
Устюгова Галина Васильевна

Аннотация:

Период Смутного времени

Урок направлен на развитие у учащихся критического мышления, умение анализировать исторические события, обобщить и систематизировать материал, создать атмосферу творчества. Одна из задач сформировать у учащихся целостное представление о событиях Смутного времени. Дети должны выработать гражданскую позицию по отношению к деятельности исторических личностей, понимать, что благо страны зависит от личного участия каждого. Автор Устюгова Г.В.

 

Статья:

Автор: Устюгова Г.В.

SC-4557

 

Период Смутного времени.

( урок – обобщение   7класс )

 

 

Цели урока:

1.                                                                                                   Систематизировать знания по истории России начала XVII века.

2.                                                                                                   Продолжать работу по применению исторических знаний на практике, выполняя творческие задания.

3.                                                                                                   Продолжать освоение приемов работы с историческими текстами, анализа исторических источников.

Задачи урока:

1.                                                                                                 Знать основные исторические понятия, имена исторических личностей, события истории начала  XVII века.

2.                                                                                                 Уметь работать с картой, анализировать исторические источники и тексты, отвечать на поставленные к ним вопросы.

3.                                                                                                 Сформировать у учащихся целостное представление о событиях Смутного времени в России.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-практикум.

Оборудование: рабочие листы с заданиями, карточки с событиями, памятка для работы с историческими источниками, карта, портреты исторических личностей.

 

 

Ход урока.

 

 

I.                                                                                                    Организационный момент.

 

 

1.                                                                               Оформить доску: тема, знать, уметь, применять, карта.

2.                                                                               Поставить парты так, чтобы удобно рассадить детей по группам.

3.                                                                               Провести Армреслинг. Ребята выполняют упражнение – задание 15-20 сек., цель которого заработать как можно больше баллов. Сделать это можно лишь объединившись в группы. Вывод: результат работы будет лучше, если работать сообща, объединившись, помогая и поддерживая, друг друга. Так стоит работать в продолжение всего урока.

 

 

II.                                                                                                 Целеполагание и мотивация.

 

 

·                                                                                                     Запись выбранной темы урока. ( Дети сами  предлагают различные варианты тем урока. Например:  «День народного единства»,  «  Трагедия Смуты услышана в XXI в» и т.д.)

·                                                                                                     Обсуждение с учащимися, что они должны знать, уметь.

·                                                                                                     Выбор эпиграфа к уроку.  Каждая группа учащихся должна выбрать эпиграф и прикрепить на флажок, который стоит в центре стола. Возможен собственный вариант.  Обсуждение с учащимися, почему именно такой эпиграф они выбрали.

Варианты эпиграфов: 1. « Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, и радостно гибнет за правое дело!»

2. « Война есть война, и стараться представить ее как нечто красивое и безупречное – это значит лгать».

3. « Война является неотъемлемой частью развития цивилизации».

4. « Солнце в трубу золотую трубит: « Слава герою – бойцу! Враг побежден, уничтожен разбит, Слава герою – бойцу!»

 

 

III.                                                                                               Даты и события.

 

 

Учитель.  Перед вами события Смутного времени. Ваша задача расположить события в хронологической последовательности:

1.                                                                                                   Восстание И.И.Болотникова.

2.                                                                                                   Начало правления Бориса Годунова.

3.                                                                                                   Создание Первого ополчения.

4.                                                                                                   Правление Лжедмитрия I.

5.                                                                                                   Правление Василия Шуйского.

6.                                                                                                   Начало интервенции, осада Смоленска.

7.                                                                                                   Создание Второго ополчения.

8.                                                                                                   Воцарение Михаила Федоровича Романова.

Ребята работают в группах. По истечении 3 минут организуется проверка и делается вывод о работе каждой группы.

 

 

IV.                                                                                               Исторические личности.

 

 

Учитель.  Сейчас вспомним известных личностей Смутного времени.  Я на экране показываю вам портрет. Вы должны узнать, кто это и сказать, что вы о нем  знаете. Даем краткие и четкие ответы. После выполнения  подведем итог, какая группа дала больше правильных ответов.

Дети видят на экране портреты П.Ляпунова, М.Б.Шеина,  И.И.Болотникова, Б.Ф.Годунова, В.Шуйского, М.Ф.Романова.

 

 

V.                                                                                                 Карта.

 

 

Учитель.   Работаем по карте.

·                                                                                 Покажите, пожалуйста, государство, где  появился Лжедмитрий I.

·                                                                                 Покажите город, где началось формирование Второго ополчения.

·                                                                                 Город, с осады которого началась польская интервенция.

·                                                                                 Резиденция Лжедмитрия II.

·                                                                                 Покажите территорию, которую предлагал В.Шуйский шведам за военную помощь  и т.д.

 

 

VI   Работа с документами.

 

 

Учитель.  Перед вами тексты исторических источников, к которым даны вопросы. Обратите внимание, что перед вами три  документа. Первый документ самый простой, а последний самый сложный. Вы можете выбрать любой. Для того, чтобы правильно выполнить задание можете воспользоваться памяткой, которая перед вами на экране.

Памятка.

1.                                                                                                   Внимательно прочитайте текст и задание к тексту.

2.                                                                                                   Определите объект изучения (личность, событие и т.д.)

3.                                                                                                   Отметьте в тексте имена, названия, события, которые могут быть наводящей информацией.

4.                                                                                                   Установите связь между выделенными именами, событиями и заданием к тексту.

5.                                                                                                   Подумайте несколько вариантов ответов, обсудите их в группе, выберите наиболее верный на ваш взгляд.

Документ № 1.

Из письма папы римского Павла V польскому королю Сигизмунду III. 17 августа 1611 г.

            Возлюбленный во Христе сын наш! Мы получили известие, что 26-го будущего месяца назначен твоим величеством генеральный сейм всех чинов обширнейшего твоего Королевства Польши… Мы не сомневаемся, что в числе прочих рассуждений этого сейма главнейшим будет то, которое касается распространения католической веры…

Да и сам ты во многих своих письмах извещал нас о хороших успехах твоего похода в Московию, высказывал величайшую ревность к распространению католической веры… Особенно же постарайся, чтобы… у москвитян исповедовалась та вера, которой учит святая римская церковь.

·                                                                                                     О чем свидетельствует данный документ?

 

Документ  №2.  

      Из окружной ( разосланной повсюду) грамоты князя Д.М.Пожарского в Путивль. 12 июня 1612 г.

За грехи наши навел Бог гнев на землю нашу: стал на государство Московское Жигимонт ( Сигизмунт III), король польский, преступя  крестное целование и мирное постановление… пришел сам под Смоленск со многою силою и злопагубным нападением послал к Москве гетмана Жолкевского с польскими и литовскими людьми, но с ними же предатель веры христианской Михайло Салтыков да Федька Андронов со своими злобестными советниками… И вошли внутрь царствующего города Москвы… и Московское государство выжгли и церкви обругали и тьмочисленные крови христианские пролили…, и всю царскую казну отослали к королю… И в Нижнем  Новгороде гости и посадские люди и выборный человек К.Минин, ревнуя пользе, не пощадя своего имения, стали ратных людей сподоблять денежным желанием и присылали ко мне. Князю Дмитрию, много раз, чтобы мне ехать в Нижний для земского совета. И я приехал в Нижний, и стали ко мне приезжать бояре и воеводы и дворяне и дети боярские ( мелкие дворяне).  И я начал с ними и с выборным человеком К. Мининым и с посадскими людьми советоваться, чтобы нам против врагов и разорителей веры христианской польских и литовских людей за Московское государство  стоять всем единомышленно… И слыша наш совет, Казанское государство всякие люди с ними учинились единомысленны, и Заволжские, и Поморские, и Замосковские города стали с нами во едином же твердом совете. И из украинских из многих городов к нам приехали многие дворяне и дети боярские…

 И вам бы, господа, Бога помня и души свои, православную христианскую веру, и свое Отечество… со всею землею быть. И вам бы, господа, вместе с нами…И Московское государство от польских и литовских людей очищать… а выбирать государя на Московское государство общим советом…И совет бы вам, господа, отписать к нам вскоре.

·                                                                                                     Найдите в послании слова и высказывания, раскрывающие цели ополченцев.

·                                                                                                     Почему, Д.Пожарский подчеркивает необходимость совета во всей земле при решении всех важных вопросов?  Как вы считаете, кого он имел в виду под понятием «вся земля»?

Документ № 3.

Второе ополчение. «Из нового летописца»

 О приезде из городов ратным людям и з казною из городов.

В Нижнем же казны становяше мало. Он же нача писати по городам в Поморские и во все Понизовые, чтоб им они помогали идти на очищения московского государства. В городах же слышаху в Нижнем собрание, ради быша и посылаху к нему на совет и многую казну к нему посылаху и свезоша к нему из городов многу казну. … придоша к ним из всех гродов. Первое придоша коломничи, потом рязанцы, потом из украинских городов многие люди и казаки и стрельцы, кои сидели на Москве при Василье. Они же им даваша жалованье…

 

О приходе  в Ярославль.

Князь Дмитрий же Михайлович и Кузьма…поидоша в Ярославль. Костромичи ж их проводиша с великою радостию и даша им подмогу, многую казну. Они же идяху к Ярославлю, и многие люди их встречаху с радостию… Ярославцы же их приняша с великою честию и принесоша дары многия. Они же не взяша у них ничего и, бых в Ярославле, начаша промышляти, како им идти под Московское государство на очищение. К ним же начаша из градов приезжати многие ратные люди и посадские люди привозити на помощь денежную казну…

 

О взятии города Китая.

Литовские же люди в городе бысть теснота великая: никуда их не выпускаху. Гладу же у них бывшу великому, выпущаху из города всяких людей. По милости же Всещедрого Бога… поидоша приступом и Китай взяша и многие литовские люди побиша…

 

О выводе боярском и о сдаче Кремля города.

Литовские же люди, видя неизнеможение и глад великий, и град Кремль здавати начаша и начаша уговариватца, чтобы их не побили, полковникам же и рохмистером и шляхтам чтобы идти князю Дмитрию Михайловичю в полк Пожарскому… Князь Дмитрий же Михайлович прия их с честию и возда им честь великую. На утри же Струс полковние с товарищами Кремль город здаша…

 

·                                                                                 Как на основании документов можно охарактеризовать причины победы Второго ополчения?

 

После выполнения работы, группы выступают. Другие группы могут дополнять, исправлять, задавать вопросы. После этого дети совместно с  учителем    подводят итоги и формулируют выводы.

- Благодаря простому народу наша страна отстояла свободу и независимость.

– 4 ноября вся страна отмечает День народного единства. Праздник, посвященный события, о которых мы говорили на уроке.

- Д.Пожарский и К.Минин – герои страны.

 

 

VII . Физкультминутка.

 

 

Учитель.  Я предлагаю всем встать по группам. Вручаю каждой группе название стран и городов, которые вы должны разложить на полу в логической последовательности. А затем сказать, кто вы, откуда и куда идете.

Например: - Ярославль,- Москва, - Кострома, - Нижний Новгород .( Дети раскладывают карточки и определяют, что это путь Второго ополчения во главе с К.Мининым и Д.Пожарским);

- Путивль, - Тула, - Речь Посполитая. – Москва.  (Путь Лжедмитрия  I  в  Москву).  

 

 

 

VIII.  Письмо в прошлое.  

 

 

Учитель.  Продолжаем работу в группах. Сейчас каждая группа выберет себе понравившееся задание. Задание творческого характера. Здесь вам  понадобиться смекалка, находчивость, знания по данной теме.

Задания:

·                                                                                 Напишите письмо М.Ф.Романову в 1713 г.

·                                                                                 Напишите письмо К.Минину и Д.Пожарскому.

·                                                                                 Напишите письмо Лжедмитрию I.

     

После выполнения дети зачитывают письма, делятся своими впечатлениями, высказывают свои мнения.

 

 

IX. Рефлексия.

 

 

Оценивание и подведение итогов.

 

 

X. Домашнее задание.

 

 

·                                                                                 Повторить изученный материал;

·                                                                                 Написать эссе по плану на любую из предложенных тем.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010