Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Возникновение земледелия и скотоводства»

Автор:
Луцкая Лариса Алексеевна

Аннотация:

Аннотация к уроку  истории Древнего мира, 5 класс

«Возникновение земледелия и скотоводства»

      Автор – Луцкая Лариса Алексеевна, учитель истории и обществознания

      Тема урока раскрывает процесс перехода древнейшего человека от присваивающего типа хозяйства к – производящему, объясняет причины  объединения родовых общин в племя.      Повторение ранее изученного материала и усвоение новой темы осуществляется с помощью различных приемов. Большое внимание уделяется развитию навыков самостоятельной работы.

Цели и задачи:

- познакомить учащихся с новыми занятиями древнего человека, подвести их к пониманию того, что скотоводство и земледелие – величайшие открытия человечества;

- продолжить формировать навыки пересказа, умений описывать исторические факты, использовать исторические термины;

- развивать навыки работы с атласами, картой;

- формировать культуру речи.

     

    

    

 

Статья:

 

Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства»

 

                                                 Цель урока: познакомить учащихся с новыми занятиями   

                                                                       древнего человека, подвести их к пониманию

                                                                       того, что скотоводство и земледелие – величайшие

                                                                       открытия человечества;

                                                                       продолжить формировать навыки пересказа,

                                                                       умений описывать исторические факты,

                                                                       использовать исторические термины;

                                                                       развивать навыки работы с атласами, картой;

                                                                       формировать культуру речи.

 

                                                   Оборудование: атласы по истории Древнего мира, учебник

                                                                              «История Древнего мира» - А.А.Вигасин,

                                                                               Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, карточки с

                                                                               тестовыми заданиями.

 

                                                   Ход урока

 

1.     Организационный момент.

 

2.     Работа с классом (устно). Проверка знаний по ранее изученным темам.

«Верно или нет?» (если утверждение неверное, исправить)

1) Археология – это наука о прошлом и настоящем человечества.

2) У древнейшего человека был широкий приплюснутый нос.

3) Первыми орудиями труда были заостренный камень, палка-копалка, дубина, плуг.

4) Первые орудия труда были сделаны из железа.

5) Главными занятиями древнего человека были собирательство и охота.

6) Родиной древнего человека был материк Австралия.

7) Родовая община – это союз мужчин, созданный для совместной охоты.

8) Копье, лук и стрелы – это орудия труда.

9) Религия – это вера в сверхъестественное.

 

3.     Проверка знаний учащихся по теме «Возникновение искусства и религиозных верований». Развернутые ответы учащихся на вопросы:

1)     Как была найдена впервые пещерная живопись?

2)     Почему древние люди чаще всего изображали животных, которых своим оружием поразил человек?

3)     Что вы знаете о зарождении религии у древних людей? Чем объяснить нахождение различных предметов в могилах древних людей?

 

4.     Работа с тестом.

Когда на Земле появились первые люди?

А) около 2 млн. лет назад;

Б) около 10 млн. лет назад;

В) 40 тыс. лет назад.

Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

А) гарпун;

Б) рубило;

В) дубина.

Основное занятие древнего человека в период оледенения?

А) ремесло;

Б) земледелие;

В) охота.

Кто стоял во главе родовой общины?

А) жрецы;

Б) старейшины;

В) цари.

Что такое религия?

А) наука о происхождении человека;

Б) наука о возникновении Земли;

В) вера человека в сверхъестественные существа.

 

По завершении работы с тестом проводится коллективная проверка.

 

5.     Изучение новой темы.

 

                                                          

                                                                             План   

                                      

1)     Земледелие.

2)     Скотоводство.

3)     Обработка глины и ткачество.

4)     Племя.

 

     Итак, миллионы лет древние люди жили только за счет того, что давала им природа. Такой вид хозяйства называется присваивающим. И только примерно 10 тыс. лет назад  человек стал заниматься земледелием и скотоводством, т.е. перешел к производящему хозяйству.

 

      1) Класс делится на три группы, каждая группа получает задание самостоятельно

      прочитать:

1 группа  -  п.1 «Мотыжное земледелие»

2 группа – п.2 «Приручение животных»

3 группа – п.3 «Глиняная посуда и одежда из ткани»

 

2) Беседа по прочитанному.  Вопросы для 1- ой группы:

- Когда появилось земледелие?

- Как появилось земледелие?

- Какими первобытными орудиями труда возделывали землю?

- Каким орудием труда убирали урожай?

- На чем растирали зерна?

- Каким орудием труда очищали участки для посадки?

- Какое значение имело земледелие для древних людей?

Вопросы для 2 – ой группы:

- Как зародилось скотоводство?

- Первое домашнее животное, прирученное человеком?

- Какие еще животные стали домашними?

- От чего зависела жизнь человека?

Вопросы для 3 – ей группы:

-  Чему еще научились люди?

- Почему древние люди глиняную посуду обжигали в огне?

- Из чего делали нити?

- Из чего стали шить одежду?

 

Вывод: Земледелие появилось  благодаря собирательству, скотоводство благодаря охоте.

3) Работа с картой.

- В атласах по истории Древнего мира или по карте учебника (с.7) найдите районы древнего земледелия. Каким цветом они обозначены?

- Как называется этот район?

 

      4)  Рассказ учителя.

      Древние люди жили родовыми общинами. Это являлось необходимым условием  их выживания  в суровых условиях. Во главе общин стояли старейшины.

      Со временем несколько родов стали объединяться  в племя. Племенем управлял совет старейшин.

      Многое изменилось в жизни древних людей, но они по-прежнему продолжали зависеть от природы. Они верили в духов и богов, обращались с молитвами к идолам богов, приносили им жертвы.

 

6.     Закрепление изученного на уроке.

- Какие новые занятия появились у древних людей?

- Изменилась ли жизнь человека?

- Какую роль в жизни человека играл труд?

 

7.     Подведение итогов. Выставление оценок.

 

      8. Домашнее задание: читать и пересказывать параграф 4, ответить на вопросы  с.23,  знать новые термины.

    

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010