Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Исторические предпосылки отмены крепостного права в России

Автор:
Сущек Владимир Владимирович

Аннотация:

 В статье Сущек В. В., учителя истории и обществознания МАОУ «СОШ № 16» г. Перми, представлены материалы к уроку истории России XIX века в 8 классе.

Выбор темы связан с отмечаемой в этом году датой - 150-летием отмены крепостного права.  Неоднозначность восприятия обществом этого события служит  основой для дискуссии.

Урок построен на основе технологии проблемного обучения, основной целью которого является создание условий для самостоятельного формулирования учащимися темы урока, вопросов для исследования, проблемы урока. В задачу урока входит раскрытие творческого потенциала учащихся через подводящие вопросы, дискуссии, оценивание исторических событий.

Такой подход позволяет подвести учащихся к пониманию современных проблем российского общества, показать неоднозначность проводимых в обществе реформ, сформировать собственную гражданскую позицию.

Материалы урока адресованы в помощь учителям-предметникам.

Статья:

 Исторические предпосылки отмены крепостного права в России

(материалы к уроку истории в 8 классе)

 

Цель урока: cоздание условий для развития у учащихся способностей к самостоятельной постановке и реализации жизненных и общеучебных задач; создание представлений у учащихся о неоднозначности проблемы отмены крепостного права.

 

Задачи:

- Актуализировать знания учащихся об истории России первой половины XIX века.

- Содействовать формированию исследовательских, частично-поисковых компетенций средствами работы с историческими документами.

-Помочь в становлении осознанного отношения к современным социальным ценностям, как источникам дальнейшей профессиональной карьеры.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Вид урока: урок- практикум.

 

Оборудование: презентация Приложение 1,  документы по истории России XIX  века Приложение 2.

 

Ход урока:

Название этапа урока

Содержание этапа (учитель)

Ожидаемый результат  (ученики)

Организационный момент. Определение темы разговора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предъявление фактов и побуждение к осознанию проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвижение проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение проблемы методом дискуссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деловая игра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

 

 

«Сегодня мы будем говорить  об очень важной проблеме, которая сквозной линией проходит через весь XIX век и последствия этой проблемы актуальны и для современной России. Сейчас вы сами поймете,  о чем идет речь»

Ученикам предлагается презентация Приложение 1, в которой сменяют друг друга слайды с изображениями царя Александра II, манифест об отмене крепостного права. На столах у учащихся документы с высказываниями современников о либеральных реформах и крепостном праве Приложение 2.

 Вопросы ученикам:

 1.Кто и что изображено на слайдах? О чем идет речь в документах?

 

2.В документах, которые вы прочитали, показано единодушное отношение общественности к освобождению крестьян или нет?

 

3.Известно, что Александр II отменил крепостное право и провел ряд либеральных реформ, а как к этой проблеме относился его предшественник – Николай I? Какие точки зрения сталкиваются в этих документах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Начиная подготовку реформы, Александр II создал «Секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. Подумайте, почему власть, решая наболевшие проблемы общества, окутывала их завесой тайны. Например, «Негласный комитет», «Секретный комитет».

 

Учитель предлагает ученикам восстановить картину заседания «Секретного комитета». «Какие противоречия, столкновения мнений могли возникнуть при обсуждении крестьянского вопрос?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы ученикам:

1.Насколько сложными являются решения различных социальных проблем?

2. Что нового внес урок в ваше понимание проблемы крепостного права?

3.Какие современные социальные проблемы вызывают бурные общественные обсуждения? 

 

Попробуйте определить отношение крестьян к отмене крепостного права, проблеме передачи земли на основе художественной литературы.

 

 

« Речь пойдет об отмене крепостного права и проведении либеральных реформ. На слайдах Приложение 1 Александр II, известный как «Освободитель» и его документ об отмене крепостного права. В документах отражены взгляды современников на проблему освобождения крестьян».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики. Нет. Высказывания противоположные.

 

 

 

 

 

Ученики вспоминают пройденный материал и говорят о том, что Николай не выражал либеральных взглядов.

 

 

 

Ученики. Разные представители власти и общества по-разному относились к отмене крепостного права и либеральным реформам. Вопрос об освобождении крестьяне однозначен. Решать его не просто. (Ученики цитируют документы).

 

Ученики: Власть опасалась общественного взрыва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики: Освобождать крестьян или нет. Освобождать с землей или без земли.

Учащиеся делятся на две группы: сторонников и противников реформы. Используя материалы учебника и документы, они отстаивают свою точку зрения, задают друг другу вопросы, делают выводы.

 

 

 Использование подобных форм урока способствует включению учащихся в процесс активного видения современных общественных проблем, понимания их неоднозначности.

Приложения

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010