Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Тема урока « Северная война» .

Автор:
Лебедева Людмила Михайловна

Аннотация:

                     

 

 

                     

 

 

 

                           Аннотация.

Лебедева Людмила Михайловна, учитель истории и обществознания, МОУ  основная Шабуровская школа, Пермский край SC-3937

Тема урока « Северная война» .

Задачи урока :

- познавательные

  Формирование представления о местах боевой славы периода Северной войны;

  Организация заочного путешествия в процессе работы с интерактивной картой;

  Развитие информационной культуры учащихся, знакомство их с возможностями ПК;

 - развивающие

   Поиск и передача информации;

  Умение анализировать и выражать свою точку зрения;

   Развитие коммуникативных умений;

 - воспитывающие

   Активизация познавательной деятельности;

   Воспитание чувства патриотизма

Предлагаемый урок – путешествие ,  сочетает в себе различные педагогические технологии , предполагается использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес  изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний   на уроке  , повышению непроизвольного внимания.

 

 

 

 

 

                                                               Лебедева Л.М._(_______________)_____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья:

 

План – конспект урока.

 

Лебедева Людмила Михайловна, учитель истории и обществознания, МОУ  основная Шабуровская школа, Пермский край SC-3937

Тема урока « Северная война» .

Задачи урока :

- познавательные

  Формирование представления о местах боевой славы периода Северной войны;

  Организация заочного путешествия в процессе работы с интерактивной картой;

  Развитие информационной культуры учащихся, знакомство их с возможностями ПК;

 - развивающие

   Поиск и передача информации;

  Умение анализировать и выражать свою точку зрения;

   Развитие коммуникативных умений;

 - воспитывающие

   Активизация познавательной деятельности;

   Воспитание чувства патриотизма.

 

Урок разделен на четыре этапа:

1.     актуализация темы.

2.     Целеполагание.

3.     Изучение нового материала.

4.     Рефлексия.

 

На уроке использовались следующие методы :

- метод вербальной передачи информации ( сообщения, работа с учебником);

- метод зрительного восприятия информации ( слайд- презентация, интерактивная карта);

- метод стимулирования мотивации ( эмоциональное поощрение, вопросы на смекалку, игра).

 

Тип урока – урок путешествие.

Источник  знаний   -учебник, карта, документ.

Средства наглядности : рисунок, ИКТ, интерактивная  карта. Картины.

 

 

 Тема:  « Северная война    1700-1725гг». 

 

  Цель: познакомиться с местами военной славы периода Северной войны.

 

Задачи:

 - сформировать представление о местах военных действий4

- умения работы с картой , книгой, находить нужную информацию;

- воспитание чувства патриотизма. Умение работать в группе.

 

 

 

Оборудование:

  Учебник, интерактивная карта, презентация, раздаточный материал, ноутбуки.

   

 

 

Этапы  урока:

 1.Организационный этап.

 2. Постановка цели урока.

 3.Изучение нового материала.

 4. Практическая работа.

 5.Рефлексия.

 

                         Ход урока

СМИ обращают наше внимание на тот факт , что в 21 веке современные политики пытаются пересмотреть вопросы истории  и внести в них свои коррективы. « Досталось и Северной войне», так в суверенном государстве Украина появились новые памятники Карлу 12 и Мазепе.

Думаю вы понимаете- как важно знать правду.

  Тема нашего урока « Северная война» ( Слайд 1).

Давайте поставим  Цель урока  :

                                 О чем бы вы хотели узнать и услышать на нашем уроке?

                                 А чем бы вы хотели заниматься?

 И так Цель нашего урока : узнать о местах боевой славы периода Северной война

 ( слайд2).

 

А для этого я предлагаю вам отправиться в путешествие на этом фрегате ( картина на доске) . Нравится ?

                 (слайд3)   За годом год, за вехой веха .

                                  За полосою – полоса…

                                  Нелегок путь, но ветер века

                                   Он в наши дует паруса!

Петр 1 ( слайд 4)  - историки о царе , документ № 1

     « То академик , то герой, то мореплаватель, то плотник – он всеобъемлющей душой  на троне вечный был работни к. ( А.С. Пушкин)

« Виновник благополучий наших и радостей, воскресивший аки из мертвых Россию.»

                                                        (Ф. Прокопович)  

« Петр был сыном своего грубого века.»

 

Какую же цель преследовал Петр 1 в Северной войне и что послу жило « яблоком раздора . мы узнаем обратившись к учебнику  . а тек же нам поможет интерактивная карта.

       ? Задание  :

-найдите государства , участников Северной войны ( Дания, Саксония , Россия против     Шведции).

          - « яблоко раздора»  - Балтийское море.

Сообщение о Карле 12.( Приложение №1)

На нашем фрегате мы прибываем к первому месту боевых действий Северной войны – Нарве. Документ№2.

Петр писал: « Итако шведы над нашим войском победу получили, что есть бесспорно; но надлежит разуметь, над каким войском оную учинили, ибо только один старый полк Лефортовский был…. Два полка гвардии только были на двух атаках у Азова, полевых боев, а наипаче с регулярными войсками, никогда не видали… Но когда сие нещастие (или лучше сказать великое щастие) получили, тогда неволя леность отогнала и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудила»

На интерактивной карте находим Нарву – увеличиваем, показываем картину, делаем надпись – КОНФУЗИЯ.

        ? Задание :

            -1-я группа карточка – кластер по термину « конфузия» см. приложение;

            - 2-я группа  карточка- медаль, найти информацию  ,что написано на обратной стороне медали ;

            - работаем все вместе с документом ( дайджест).

 Вывод : русская армия потерпела поражение, бросилась в бегство, поэтому Карл 12 сделал медаль  , на одной стороне которой убегающий и плачущий Петр 1 , а на другой надпись « исшед вон , плакася горько».

А мы отправляемся дальше – Нотебург наша остановка.

На интерактивной карте показываем Нотебург, открываем картину.

             ? Задание:            

                                        У этой крепости три названия  :

                                       - одно перед вами- Нотебург;

                                       - другое мы найдем в документе ( см. приложение) –Орешек;

                                       - А треть вы найдете в учебнике стр.106 – Шлиссенбург;

 

А наш фрегат отправляется дальше, следующая остановка не является местом сражения , но не сказать об этом городе просто нельзя.

Историки в раздумье, одни говорят . что якобы Петр 1 :

                ? Задание :         

                           - « открыл форточку» ;

                           - « выбил дверь»;

                            - А как бы вы сказали, о каком городе идет речь?

 На интерактивной карте находим С- Петербург, показываем картину.

 

Петр 1 строил новый европейский город, перевооружал армию, а Карл 12 « увяз в Европе».

Но к 1708 году  войска шведов подошли к  городу Смоленску и до Москвы « рукой подать « всего 300 верст. Но не понятно по какой причине войска Карла 12  ушли южнее и вышли у деревни Лесная .

На интерактивной карте показываем путь войск неприятеля.

  Эту битву у деревни Лесной Петр 1 назовет « Матерью Полтавской баталии» , почему?                                   

    Попробуйте рассуждать.

 Ответ  кроется в датах,   от Лесной до Полтавской битвы прошло ровно девять месяцев.

Следующая наша остановка –Полтава, в этом году исполняется 300 лет Полтавской баталии.

  И грянул бой- Полтавский бой.

 

27 июня 1709 года войскам был зачитан приказ Петра . ( читаем стр. 109).

Роль Мазепы – сообщение ( приложение) .

Работаем с документом  о Полтавской битве , документ №3.

« Стыдно было проиграть Полтаву после Лесной,- пишет В.О.Ключевский, -…под Полтавой девятилетний камень свалился с плеч Петра : русское войско, им созданное, уничтожило шведскую армию, т.е. 30 тысяч отощавших, обносившихся, деморализованных шведов, которых затащил сюда 27-летний скандинавский бродяга».      

Вывод: русская армия одержала грандиозную победу, шведы потеряли более 9 тысяч убитыми и около 3 тысяч пленными, включая всех генералов, в плен попало 17 тысяч солдат и офицеров, 28 орудий . 128 знамен противника.

Это была ВИКТОРИЯ, это была победа! Это был переломный этап в ходе войны.

Военные действия возобновятся только в 1714 году, а мы из Украины  переезжаем в Балтийское море .

На интерактивной карте показываем путь из Украины в Балтийское море, пишем  острова : Гренгам и Гангут.

? Задание:

    - 1-я группа найдет информацию в учебнике и сделает вывод: чем закончилось сражение при Гренгаме;

    - 2-я группа найдет информацию в учебнике и сделает вывод: чем закончилось сражение при Гангуте ;

Вывод : русская армия одержала грандиозные морские победы.

И так война подошла к своему завершению, стороны договорились о подписании мирного договора.

Россия получила по условиям Ништадского  мира :

                       - выход в Балтийское море;

                       - территории Лифляндии, Курляндии, Ингерманландии.

Петр 1 получил титул императора, а Россия стала империей.

 

Путешествие наше подходит к концу, сейчас полетят хронолеты, а вы поймайте дату! Поймали , а теперь подойдите к столу , соотнесите свою дату  с историческим местом периода Северной войны, свою карточку поместите к парусу нашего фрегата. Вот поэтому маршруту мы сегодня с вами путешествовали.

Возьмите ноутбуки. Откройте, на рабочем столе откройте игру «Эрудит-лото» (см.Приложение №1)

Познакомьтесь , в презентации три слайда, на втором слайде игровое поле, ваша задача:

    -Расставить в хронологической последовательности  исторические места, методом перетаскивания;

    - поставьте номер , соответствующий  номеру на карте ( раздаточный материал);

    - найдите знак ассоциацию, поставьте в графу методом перетаскивания;

    - на третьем слайде изречения, подберите соответствующие высказывания и методом

« копировать –вставить»   перенесите  на игровое поле.

Музыкальная пауза  в процессе игры.

 

Время вышло , внимание на экран, у вас так же получилось? Перейдем к презентации слайд5 ( см. Приложение №2).У вас также получилось?

Если да, то вы молодцы! Если что-то не получилось, мы можем исправить ситуацию на следующем уроке.

Достигли ли мы цели урока?

А теперь возьмите карточки и напишите 5 слов об уроке.

                                          Спасибо за урок!

 

 

.                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010