Автор:
Лебедева Людмила Михайловна
Аннотация.
Лебедева Людмила Михайловна, учитель истории и обществознания, МОУ основная Шабуровская школа, Пермский край SC-3937
Тема урока « Северная война» .
Задачи урока :
- познавательные
Формирование представления о местах боевой славы периода Северной войны;
Организация заочного путешествия в процессе работы с интерактивной картой;
Развитие информационной культуры учащихся, знакомство их с возможностями ПК;
- развивающие
Поиск и передача информации;
Умение анализировать и выражать свою точку зрения;
Развитие коммуникативных умений;
- воспитывающие
Активизация познавательной деятельности;
Воспитание чувства патриотизма
Предлагаемый урок – путешествие , сочетает в себе различные педагогические технологии , предполагается использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний на уроке , повышению непроизвольного внимания.
Лебедева Л.М._(_______________)_____
Статья:
План – конспект урока.
Лебедева Людмила Михайловна, учитель истории и обществознания, МОУ основная Шабуровская школа, Пермский край SC-3937
Тема урока « Северная война» .
Задачи урока :
- познавательные
Формирование представления о местах боевой славы периода Северной войны;
Организация заочного путешествия в процессе работы с интерактивной картой;
Развитие информационной культуры учащихся, знакомство их с возможностями ПК;
- развивающие
Поиск и передача информации;
Умение анализировать и выражать свою точку зрения;
Развитие коммуникативных умений;
- воспитывающие
Активизация познавательной деятельности;
Воспитание чувства патриотизма.
Урок разделен на четыре этапа:
1. актуализация темы.
2. Целеполагание.
3. Изучение нового материала.
4. Рефлексия.
На уроке использовались следующие методы :
- метод вербальной передачи информации ( сообщения, работа с учебником);
- метод зрительного восприятия информации ( слайд- презентация, интерактивная карта);
- метод стимулирования мотивации ( эмоциональное поощрение, вопросы на смекалку, игра).
Тип урока – урок путешествие.
Источник знаний -учебник, карта, документ.
Средства наглядности : рисунок, ИКТ, интерактивная карта. Картины.
Тема: « Северная война 1700-1725гг».
Цель: познакомиться с местами военной славы периода Северной войны.
Задачи:
- сформировать представление о местах военных действий4
- умения работы с картой , книгой, находить нужную информацию;
- воспитание чувства патриотизма. Умение работать в группе.
Оборудование:
Учебник, интерактивная карта, презентация, раздаточный материал, ноутбуки.
Этапы урока:
1.Организационный этап.
2. Постановка цели урока.
3.Изучение нового материала.
4. Практическая работа.
5.Рефлексия.
Ход урока
СМИ обращают наше внимание на тот факт , что в 21 веке современные политики пытаются пересмотреть вопросы истории и внести в них свои коррективы. « Досталось и Северной войне», так в суверенном государстве Украина появились новые памятники Карлу 12 и Мазепе.
Думаю вы понимаете- как важно знать правду.
Тема нашего урока « Северная война» ( Слайд 1).
Давайте поставим Цель урока :
О чем бы вы хотели узнать и услышать на нашем уроке?
А чем бы вы хотели заниматься?
И так Цель нашего урока : узнать о местах боевой славы периода Северной война
( слайд2).
А для этого я предлагаю вам отправиться в путешествие на этом фрегате ( картина на доске) . Нравится ?
(слайд3) За годом год, за вехой веха .
За полосою – полоса…
Нелегок путь, но ветер века
Он в наши дует паруса!
Петр 1 ( слайд 4) - историки о царе , документ № 1
« То академик , то герой, то мореплаватель, то плотник – он всеобъемлющей душой на троне вечный был работни к. ( А.С. Пушкин)
« Виновник благополучий наших и радостей, воскресивший аки из мертвых Россию.»
(Ф. Прокопович)
« Петр был сыном своего грубого века.»
Какую же цель преследовал Петр 1 в Северной войне и что послу жило « яблоком раздора . мы узнаем обратившись к учебнику . а тек же нам поможет интерактивная карта.
? Задание :
-найдите государства , участников Северной войны ( Дания, Саксония , Россия против Шведции).
- « яблоко раздора» - Балтийское море.
Сообщение о Карле 12.( Приложение №1)
На нашем фрегате мы прибываем к первому месту боевых действий Северной войны – Нарве. Документ№2.
Петр писал: « Итако шведы над нашим войском победу получили, что есть бесспорно; но надлежит разуметь, над каким войском оную учинили, ибо только один старый полк Лефортовский был…. Два полка гвардии только были на двух атаках у Азова, полевых боев, а наипаче с регулярными войсками, никогда не видали… Но когда сие нещастие (или лучше сказать великое щастие) получили, тогда неволя леность отогнала и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудила»
На интерактивной карте находим Нарву – увеличиваем, показываем картину, делаем надпись – КОНФУЗИЯ.
? Задание :
-1-я группа карточка – кластер по термину « конфузия» см. приложение;
- 2-я группа карточка- медаль, найти информацию ,что написано на обратной стороне медали ;
- работаем все вместе с документом ( дайджест).
Вывод : русская армия потерпела поражение, бросилась в бегство, поэтому Карл 12 сделал медаль , на одной стороне которой убегающий и плачущий Петр 1 , а на другой надпись « исшед вон , плакася горько».
А мы отправляемся дальше – Нотебург наша остановка.
На интерактивной карте показываем Нотебург, открываем картину.
? Задание:
У этой крепости три названия :
- одно перед вами- Нотебург;
- другое мы найдем в документе ( см. приложение) –Орешек;
- А треть вы найдете в учебнике стр.106 – Шлиссенбург;
А наш фрегат отправляется дальше, следующая остановка не является местом сражения , но не сказать об этом городе просто нельзя.
Историки в раздумье, одни говорят . что якобы Петр 1 :
? Задание :
- « открыл форточку» ;
- « выбил дверь»;
- А как бы вы сказали, о каком городе идет речь?
На интерактивной карте находим С- Петербург, показываем картину.
Петр 1 строил новый европейский город, перевооружал армию, а Карл 12 « увяз в Европе».
Но к 1708 году войска шведов подошли к городу Смоленску и до Москвы « рукой подать « всего 300 верст. Но не понятно по какой причине войска Карла 12 ушли южнее и вышли у деревни Лесная .
На интерактивной карте показываем путь войск неприятеля.
Эту битву у деревни Лесной Петр 1 назовет « Матерью Полтавской баталии» , почему?
Попробуйте рассуждать.
Ответ кроется в датах, от Лесной до Полтавской битвы прошло ровно девять месяцев.
Следующая наша остановка –Полтава, в этом году исполняется 300 лет Полтавской баталии.
И грянул бой- Полтавский бой.
27 июня 1709 года войскам был зачитан приказ Петра . ( читаем стр. 109).
Роль Мазепы – сообщение ( приложение) .
Работаем с документом о Полтавской битве , документ №3.
« Стыдно было проиграть Полтаву после Лесной,- пишет В.О.Ключевский, -…под Полтавой девятилетний камень свалился с плеч Петра : русское войско, им созданное, уничтожило шведскую армию, т.е. 30 тысяч отощавших, обносившихся, деморализованных шведов, которых затащил сюда 27-летний скандинавский бродяга».
Вывод: русская армия одержала грандиозную победу, шведы потеряли более 9 тысяч убитыми и около 3 тысяч пленными, включая всех генералов, в плен попало 17 тысяч солдат и офицеров, 28 орудий . 128 знамен противника.
Это была ВИКТОРИЯ, это была победа! Это был переломный этап в ходе войны.
Военные действия возобновятся только в 1714 году, а мы из Украины переезжаем в Балтийское море .
На интерактивной карте показываем путь из Украины в Балтийское море, пишем острова : Гренгам и Гангут.
? Задание:
- 1-я группа найдет информацию в учебнике и сделает вывод: чем закончилось сражение при Гренгаме;
- 2-я группа найдет информацию в учебнике и сделает вывод: чем закончилось сражение при Гангуте ;
Вывод : русская армия одержала грандиозные морские победы.
И так война подошла к своему завершению, стороны договорились о подписании мирного договора.
Россия получила по условиям Ништадского мира :
- выход в Балтийское море;
- территории Лифляндии, Курляндии, Ингерманландии.
Петр 1 получил титул императора, а Россия стала империей.
Путешествие наше подходит к концу, сейчас полетят хронолеты, а вы поймайте дату! Поймали , а теперь подойдите к столу , соотнесите свою дату с историческим местом периода Северной войны, свою карточку поместите к парусу нашего фрегата. Вот поэтому маршруту мы сегодня с вами путешествовали.
Возьмите ноутбуки. Откройте, на рабочем столе откройте игру «Эрудит-лото» (см.Приложение №1)
Познакомьтесь , в презентации три слайда, на втором слайде игровое поле, ваша задача:
-Расставить в хронологической последовательности исторические места, методом перетаскивания;
- поставьте номер , соответствующий номеру на карте ( раздаточный материал);
- найдите знак ассоциацию, поставьте в графу методом перетаскивания;
- на третьем слайде изречения, подберите соответствующие высказывания и методом
« копировать –вставить» перенесите на игровое поле.
Музыкальная пауза в процессе игры.
Время вышло , внимание на экран, у вас так же получилось? Перейдем к презентации слайд5 ( см. Приложение №2).У вас также получилось?
Если да, то вы молодцы! Если что-то не получилось, мы можем исправить ситуацию на следующем уроке.
Достигли ли мы цели урока?
А теперь возьмите карточки и напишите 5 слов об уроке.
Спасибо за урок!
.