Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Самосовершенствование и социализация личности ученика на уроках истории

Автор:
Черепанова Ольга Эдуардовна

Аннотация:

Работа посвящена проблеме самовоспитания ученика на внутриличностном уровне, формированию самосознания, социальных и духовных потребностей, которые представляют собой источники самовыдвижения человека, желания самоосуществиться, стать тем, кем он может быть, заниматься тем, для чего он предназначен и как этому может способствовать фактор устойчивого интереса к урокам истории. Работа имеет практическую направленность.  Представлены примеры методических упражнений, способствующих развитию таких качеств личности как самоутверждение, самовыражение, самоактуализация, защищенность. Также описана технология саморазвития Ухтомского А.А. и примеры творческих заданий, способствующих социализации личности. В Виде схемы обобщен  информационно- педагогический модуль по проблеме «Социализация саморазвивающейся личности» 

Статья:

        Проблему самосовершенствоания и социализации личности поднимали в своих трудах отечественные психологи: Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.В. Петровский, Л.С. Выготский. Профессор Л.С. Выготский говорил о самовоспитании как о важнейшей и неотъемлемой части процесса саморазвития. Самовоспитание осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращении их в свои качества. Главное, что происходит в переходном возрасте – это формирование самосознания. Самовоспитание и самосовершенствование – это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в которой в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности. Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются её потребности. В их составе особо выделяют высшие человеческие потребности по иерархии американского психолога А. Маслоу – социальные и духовные, которые представляют собой источники самовыдвижения человека, желания самоосуществиться, стать тем, кем он может быть, заниматься тем, для чего он предназначен. Я считаю, что в учебном заведении ребенок определяет свой первый осознанный жизненный выбор, для себя решая кем ему быть. Несомненно, на этот выбор влияет множество факторов, в том числе и устойчивый интерес к предметам. Я стараюсь, чтобы на моих уроках истории, обществознания и права ребенок реализовывал свои потребности саморазвития личности:

·         в самоутверждении (через метод «вхождения в образ», решения проблемы роли личности в истории происходил процесс самовоспитания; через поиск решений нестандартных ситуаций, подготовкой докладов, сообщений, обсуждений малоизученных фактов, «белых пятен истории», подготовку уроков - семинаров происходил процесс самообразования);

·         в самовыражении (через выступления на уроках в форме политических дебатов «Двоевластие. Кризис власти», семинарах «Моя гражданская позиция», «Национальное или социальное в Великой отечественной войне. За Родину или за Сталина?», проведение уроков – исследования, используя проектную технологию «Казнить нельзя помиловать (поставить запятую)», открытых факультативных занятиях для общественности города под общей темой «Дни национальных культур», сотрудничество с музеями города и выпуск первого путеводителя по городу «Город – завод, завод – город»   происходил процесс общения, творчества, поиск, выявление своих способностей и сил);

·         в защищенности (на дополнительных занятиях, в работе факультативов «Культура Северного Урала», «Проблемы истории Отечества. Подготовка к ЕГЭ», в групповых формах  работы на уроках «Создание рынков в средневековой Европе», «Реформы Александра II. Создание видеофильма», «Выборы в современной России» - аналитический альбом, в подготовке и проведении школьных олимпиад, принимая  участие в городских играх и конкурсах, проводимых городской территориальной избирательной комиссией «Государство – это МЫ», «Я и Закон», конкурс плакатов «А ты пойдешь голосовать!» происходил процесс самоопределения, предпрофильная и профильная подготовка учащихся, вовлечение в коллективную деятельность);

·         в самоактуализации (достижение личных и социальных целей – участие и победы в городских и окружных олимпиадах, создание значимого для себя лично и для общества проекта – путеводителя по городу, активное участие в городских и окружных краеведческих конференциях, проводимых Краснотурьинским Краеведческим музеем и городских конкурсах, посвященных знаменитым людям нашего города, проводимых Производственным музеем БАЗа, например «К 100- летию М.К. Рюмина, руководителя завода в 60-е годы». Проведение старшеклассниками уроков в средних классах, посвященных юбилею Турьинских рудников и города Краснотурьинска, «У войны не женское лицо», «Дорогами войны. Что я знаю о моих родственников в период войны», проведение экскурсий по школе и культурным памятникам нашего города и поселков на традиционной школьной акции «Автопробег по памятным местам», проведение старшеклассниками лекториев, посвященных государственным памятным датам и популяризация нового российского праздника День народного Единства происходил процесс  подготовки учащихся к адаптации в социуме, социальной и профессиональной подготовке)

   В педагогике концепция самовоспитания и саморазвития личности учащегося построена на концепции развивающего обучения, разработанной в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова и других ученых. Принимая все принципиальные позиции развивающего обучения, технология самовоспитания опирается на позиции технологии развития и саморазвития личности: ученик является субъектом, а не объектом обучения. Субъектность деятельности ребенка проявляется не только при решении учебной задачи, а охватывает выполнение крупных учебных целей, разнообразную внеурочную деятельность, поведение в жизненных ситуациях, планирование дальних жизненных целей. Полноценная целенаправленная деятельность, включающая все этапы (целеполагание, планирование и организацию, реализацию цели и рефлексивный анализ результатов), развертывается не только в процессе ученья, но и во всех других сферах жизнедеятельности детей и попадает под целесообразное педагогическое руководство.

   В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать технологии саморазвития по А.А. Ухтомскому, которая имеет следующие принципиальные черты:

  • превращения педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно – воспитательного процесса;
  • перенесение акцента с преподавания на учение (научить учиться);
  • использование не только познавательной, но и нравственно – волевой мотивации деятельности учащихся;
  • ставка на самостоятельную творческую деятельность учащихся;
  • активизация и стимуляция процесса осмысливания учения, выход субъекта в рефлексивную позицию;
  • систематическое  и последовательное формирорвание общеучебных умений и навыков;
  • в содержании учебных предметов особый акцент на те разделы, который имеют большее значение для самовоспитания (проблемы нравственности, мировоззрения, общения и т.д.);
  • в процессе периода обучения использование таких технологий (способов работы),

      которые вовлекают ученика в процесс самостроительства личности.

 

Примеры творческих заданий, способствующих социализации личности.

    Задания, которые вовлекают учеников в учебный процесс, имеют творческое начало и способствуют социализации личности. Чаще всего это задания поискового исследовательского характера, на определение причинно – следственных связей, на решение исторических и ситуационных задач, направлены на интеграцию учебных предметов. В процессе такой работы реализуются общеучебные цели:

  • применение (использование) изученного материала в конкретных условиях и новых ситуациях;
  • анализ (вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого);
  • синтез (комбинация элементов для получения целого, обладающего субъективной или объективной новизной);
  • оценка (оценка значения того или иного материала для конкретной цели, основанная на четких критериях).

   У учеников формируются навыки самостоятельной работы, развиваются исследовательские умения, воспитывается устойчивый интерес к предмету.

   Задания творческого характера могут быть использованы на любом этапе урока, а также при подготовке домашнего задания. Приведу примеры таких заданий.

Использование метода неологии (чужие идеи) – «Письмо президенту, губернатору, мэру города». Учащиеся должны ответить на вопрос: «Что бы я изменил, если бы стал президентом?» Ребенок должен обладать хорошим мировоззрением, знанием политической ситуацией в стране, регионе, области, городе. Обладать умениями выразить на бумаге свою политическую позицию, быть убедительным и доказательным.

Задания на развитие творческого воображения. Представьте себя на месте египетского крестьянина, как бы вы провели свой день (домашнее задание). В работе должны присутствовать ключевые слова, которые  подтверждают признаки эпохи и неравного положения земледельца в государстве Древний Египет.  Представляю работу ученика 5Б класса Трофимова  Никиты: «Я земледелец из Египта. Каждый  день я рано встаю, потому что у меня много работы. Мне нужно прокормить  не только себя, но и семью, заплатить налоги – отдать в казну большую часть урожая. Для того, чтобы поля хорошо орошались, я копаю каналы. Иначе будет плохой урожай. Моя жена тоже работает день и ночь: растирает зерна между двумя камнями, приготавливает муку, потом печет лепешки. Мои дети собирают сухую траву, сучья, навоз, который сушат и используют как топливо для очага. Вечером мы ложимся спать. А на следующий день я снова встаю и иду работать.

Ещё один тип заданий: хотели бы вы сами жить в древнем Новгороде? Что бы Вы хотели сделать для его блага?

«Вхождение в образ». Создание карикатуры на тему «Деятельность Временного правительства». Ученики изучают произведения художников – карикатуристов начала 19 века, работают с историческими источниками и создают свой образ этого периода своими глазами. Затем идет защита  мини – проекта и оценка деятельности. Работа над мини – проектом идет в течениие двух уроков. Ребенок не только хорошо усваивает новый материал, запоминает и создает образ политиков  периода революции 1917 года, но и находит моменты деятельности Временного правительства и общей политической ситуации, над которыми можно с сарказмом посмеяться.

Задания на поиск значения слов.  Организуется работа со справочной литературой. Ребенок проявляет умения находить нужный словарь и определять значение слова (топонимический, современного русского народного  говора, энциклопедический,        ) Например, поиск значения слов, применяемых в уральском говоре и встречающихся в исторических записках политического деятеля, географа и историка В.Татищева. Шебалина Алена (10 класс) нашла следующее значение слов:

                        Вожгаться(вошкаться) – из пермского диалекта, от слова трудиться, биться над чем-то.

                       Запон – заграждение, устраиваемое на реке, по которой сплавляют дрова или лес, для задержания его, выгрузки или перегрузки в плоты.

                       Чирла – яичница – скороспелка, скородумка, глазунья. Встречается в уральских сказах П.Бажова. От звука, который издают выпускаемые на сковородке яйца.

   Задания интегрированного характера. История одного термина. Из цикла приключения слов. Ученик по заданию учителя производит поиск значения названия слова (из какого языка, как приживалось в русском языке, с какого периода вошло в разговорный язык населения страны). Для ребят будет интересно узнать происхождение приветствия «здравия желаю». При изучении темы «Культура первой половины 18 века» в названиях одежды, в быту  появилось много иностранных слов, необходимо найти их значение. Например,

                   «будуар» кабинет или гостиная дамы, укромный уголок, где она может уединиться.

                  «силуэт»  -  от фамилии французского министра финансов, который совершил быстрый взлет и падение в карьере и исчез с политической арены. Поэтому , когда появилась манера рисовать теневое изображение предмета, фигуры, лица, очень эффектная и вместе с тем быстрая, то её назвали силуэт.

                 В 19 веке появились кадетские корпуса. Происхождение слова «кадет» - из французского языка, младший сын в семье, что объясняет закон о «единонаследии», по которому все наследство достается старшему сыну. а младший должен идти на военную службу или в чиновники.

Такие рассуждения – исследования всегда заинтересовывают ребят, происходит интеграция с русским языком.

Более тесная интеграция  с литературой  происходит на уроках по культуре определенного периода. Например, изучая период правления Екатерины Великой, культурное развитие второй половины 18 века, ребят заинтересовываешь вопросом: «Какого деятеля литературы Екатерина боялась больше Пугачева?» В процессе знакомства с работами Новикова, Радищева и других публицистов – литераторов, ребята приходят к выводу, что Радищева и его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» Следующее задание – подтвердить своё предположение цитатами из текста.

Интеграция с географией хорошо прослеживается на уроках по теме «Великие географические открытия», «Научное изучение Сибири и Дальнего Востока», «Деятельность научных обществ на Урале», «Развитие уральского региона» и др.

На помощь изучению истории приходит язык. Давно свергнуто монголо – татарское иго, а сколько слов осталось в современном языке от тех времен, сколько интересных поговорок и крылатых выражений живут в нашей речи. Своим происхождением они обязаны нашей истории.  Выбрать, вспомнить, найти, записать. Ребенок, осуществляя поисковую деятельность, обращается к справочной литературе, отрабатывают навыки работы со словарями и справочниками, развивает  речевую культуру.

Рассказы – ловушки.  Можно применять в средних и старших классах. Ошибки в них сделаны сознательно и преднамеренно. Задача, которая ставится перед ребенком – обойти капканы и в ловушки не попасть. Например:

« В 18 веке российское образование перестало быть сословным. Смольный институт, коммерческие школы, Шляхетский корпус были открыты для талантливой и способной молодежи из всех сословий. Лишь специальные школы, дававшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесла и пр., оставались по характеру сословными. Огромное значение имело осуществление при Екатерине Великой разделение всей страны на шесть образовательных округов, центрами которых стали университеты (первый университет – Московский – был открыт по инициативе Петра в 1725 году)

Задания на оценку значения того или иного события, роли личности в истории (начинаю уже с 6 класса).

Приводится две (более) точек зрения на одну проблему, необходимо указать какая из них представляется более предпочтительной и привести не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.  Ученик должен владеть не только знаниями по истории данного периода, но и уметь подводить доказательную базу по предлагаемому вопросу. Например, следующий текст:

  1. Государственность на Русь была привнесена извне, варягами (так считают сторонники «норманнской теории»)
  2. Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов; к образованию Древнерусского государства привела необходимость регулирования отношений между людьми, проживающими на одной территории, а также защиты своей земли от внешних врагов.

Начиная с 6 класса, учащиеся заводят тетради по личностям. В которых идет планомерная работа по изучению личности исторического деятеля, решаются логические задачи. Таким образом, к итоговой аттестации ученики имеют «багаж» знаний по данному направлению.

 Опираясь на известные факты, дайте характеристику Ивана Калиты и тверского князя Александра. Разработана памятка «Характеристика исторического деятеля»

  • Годы правления.
  • Семья, воспитание, образование.
  • Окружающая среда.
  • Первые шаги в политике, первые реформы.
  • Итоги правления (положительные и отрицательные).
  • Оценка деятельности исторического деятеля современниками и потомками.

Анализ исторического  документа. Используется исследовательский метод обучения. Основным требованием к его композиции становятся целостность, основанная на определенной идее, вовлечение каждого ученика в активные формы деятельности на  уроке: дискуссии, групповые исследования, уроки – семинары, практические работы, уроки – конференции. Учащиеся выступают в роли историка – исследователя. Теоретический материал подтверждается историческим документом, который перед тем проходит тщательный анализ. Определяют период написания документа (иногда возможно определить с большой точностью до года, месяца и дня) и отвечают на предложенные учителем вопросы. Например, статья Бернштейна Э «Условия и возможности социализма и задачи социал – демократии». Вопросы:

  • Как понимают социал- демократы соотношение конечных целей движения и средств их реализации?
  • Каковы основные ценности демократического социализма?
  • Правильно ли, с вашей точки зрения, оцениваются в документах отличия программных установок социал – демократии от либерально – консервативных и коммунистических?
  • Солидарны ли вы с социал – демократической идеей о том, что противоречие свободы и равенства есть одно из фундаментальных противоречий современной цивилизации?

Работая даже с одним источником, ученик учится работать с текстом, выбирать главное, использовать словари устаревших слов, топонимический, толковый и иллюстрировать свою речь. Главное условие, которое ставится перед учениками, которые готовят доклад, научность, достоверность и интерес слушателей, обязательно ребенок должен говорить,  а не читать.

   Особенно нравятся ребятам старших классов уроки- семинары.  Ученики в течение нескольких недель должны готовиться к такому уроку, многие вопросы ребята изучают самостоятельно, т.к. темы, нетрадиционны, наводят на размышление,  дискуссию, предполагают высказывать свою гражданскую позицию.

   Например, «За Родину или за Сталина?» Цель  урока – семинара: выяснить, за что проливали кровь советские солдаты в годы Великой Отечественной войны: «за Родину или за Сталина?»  Ученикам предлагалось определить границы человеческой подлости и героизма. Поразмышлять о чем думает солдат,  поднимающийся в атаку, что чувствует в минуты смертельной опасности. Каков он – победитель фашизма и почему Сталин так боялся героев великой войны? Для ответа на эти вопросы необходимо было знать следующий материал:

·         Нацистский режим на оккупированной территории.

·         «Матч смерти»

·         Русская православная церковь в годы войны.

·         «Холокост»

·         Страницы подвига.

«Одна на всех великая победа.  Дневник Ленинградской блокады» Цель: определить значение 900 дневной блокады в победе над фашизмом. Рассказать о тех, кто не был солдатом, но был на фронте, т.к. блокада Ленинграда – это одна из самых трагичных страниц в истории войны. Проследить проблему возвращения культурных ценностей, похищенных в годы войны, на Родину (реституция); судьбу блокадников, проживающих в городе  Краснотурьинске (по – возможности, пригласить на урок – семинар)

  • Сохранение культурных ценностей блокадного Ленинграда.
  • Жизнь Эрмитажа в блокадные  дни.
  • «Я пережил блокаду» (дневники, письма,  воспоминания очевидцев)
  • Реставрация города Ленина.
  • «Блокадники» в городе Краснотурьинске.
  • Реституция культурных ценностей блокадного Ленинграда.

«Движение декабризма в России» Цель – сделать вывод, почему стало возможным появление декабризма в России? Прав был А.С. Пушкин, когда писал:  «не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье…»

  • Могла ли Россия избежать восстания декабристов.
  • Судьба лучших «женихов России», путь к восстанию.
  • Идейные постулаты.
  • Трагизм декабристов.
  • Жены декабристов. Судьба русских женщин – дворянок.
  • «Не пропадет ваш скорбный труд…» И помнят потомки?
  • След декабристов на Урале. По материалам краеведческого музея декабристов в городе Туринске.

Смертная казнь в мире и в России. Урок с использованием проектной технологии, поэтому подробнее о нем в следующей главе. Самая большая трудность возникла с названием темы. После долгих споров пришли к решению использовать знаменитую фразу из мультипликационного фильма «Вовка в тридевятом царстве»: «Казнить нельзя помиловать» (запятую необходимо каждому поставить в конце семинара)

    Задания на «чтение исторической карты» Школьная историческая карта служит для наглядного пространственного изображения тех событий, явлений и процессов, знакомство с которыми осуществляется в рамках преподавания истории. Основная функция карт – пространственная локализация некогда произошедшего. Историческая карта способствует проведению обзорных занятий (элементов). При работе с картами используется принцип научности и дидактического преломления, т.е. содержание карты должно соответствовать системе знаний и умений школьников, систему условных обозначений. Знакомство с исторической картой происходит в 5 классе при изучении «Истории Древнего мира», в частности темы «Древний Египет». Все полученные знания по учебнику, отрабатываются на настенной карте или в атласе, закрепляется работой с контурной картой. Ученики чертят карту и наносят значки на контурную карту, а учитель фиксирует, в какой степени ученики овладели картографическим языком. Уровень сложности работы с картой постоянно растет. От знакомства и нахождения отдельных фактов, до «чтения» карты. Что я вкладываю в понятие «чтения»:

  • работа с картой становится для ученика предметом учебной беседы;
  • ученик способен сам обнаружить информацию, заключенную в карте, не читая текста учебника, составить рассказ;
  • свободно владеть терминологией и правильно читать содержащуюся в легенде информацию;
  • уметь ориентироваться, сравнивать, сопоставлять.

В настоящее время появились карты на электронных носителях, при помощи определенной программы можно показать движение завоевательных походов, театр военных действий, изменение территории и т.д.  Но для большей отдачи необходимо работать со всеми видами карт и атласов.

Существует еще один способ работы с картой – критический анализ, который проходит в несколько этапов:

  1. знакомство с элементами карты;
  2. самостоятельная работа с различными картами, сравнивание сходных элементов (цвет, линии, надписи, точечные условные знаки, легенды карт);
  3. сопоставление карты (более старые и более новые, т.е. разных исторических периодов), школьники понимают , что политика может делаться и с помощью карт;
  4. критический анализ карты – критический анализ исторического источника (кто, когда, по чьему поручению, с какой целью…)

 

       Данные задания не только способствуют самосовершенствованию и социализации личности, но и помогают учащимся подготовиться к ГИА и ЕГЭ по истории, овладеть необходимыми навыками анализа, критического мышления, творческого подхода, проблемно- поисковой деятельности.

 

Литература.

1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М. Просвещение. 2001

 2. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М. Педагогический поиск. 1991

3. Салахутдинов Р.Г. Социально – культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. Казань. РИЦ . 2002

4. Актуальные задачи современной модели образования. Приоритеты, цели и этапы формирования и реализации современной модели образования на период до 2020 года. http://www.mon.gov.ru

5. Селевко Г.К. Концепции самовоспитания. // Психология и педагогика. http://www.abc-peorle.com

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010