Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Эпоха Петра Великого

Автор:
Богатырева Наталья Алексеевна

Аннотация:

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • Показать различия во взглядах на власть династии Рюриковичей и династии Романовых;
  • Раскрыть содержание модернизационных процессов в эпоху Петра;
  • Выявить причины неоднозначности восприятия реформ Петра его современниками;
  • Сформировать умения анализировать реформы в контексте исторического процесса и смены типа общественных отношений.

Часто на олимпиадах по истории предлагается тема эссе: «Петр  сейчас снова, в который уже раз, стал жгучей проблемой. Он вообще – оселок русской мысли. Есть и всегда будут и апологеты Петра, и его присяжные отрицатели. Он либо антихрист, либо кумир». (А.М. Панченко). Большинство школьников с легкостью берут эту тему, не понимая проблемы, которая обозначена в данном высказывании. Петра характеризуют чаще всего как реформатора, но ни как политического мыслителя. Я попыталась восполнить этот пробел в знаниях учащихся, разработав повторительно-обобщающий урок «Эпоха Петра Великого». 

Статья:

 

 

 

Урок 59.

Технологическая карта.

 

Тема урока.

План урока.

Эпоха Петра Великого.

  1. XVII век – эпохальный век.
  2. Эпоха Петра I:
  • Революционный характер преобразований Петра Великого;
  • Догоняющая модель общества
  • Изменение характера власти.
  • Драматизм эпохи Петра Великого.

Планируемые результаты.

Учащиеся должны уяснить, что в условиях экономического и культурного отставания России движение вперед по пути преодоления традиционного характера общества было возможно только, при активной роли государства. Приближаясь к Европе по мощи армии, формам государственного управления, характеру господствующей культуры, Россия всё более отставала от неё в формах отношения государства и общества.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности.

Проблемный или частично поисковый.

Проблема! Для потомков Петр I – Великий, а для современников – Антихрист. Почему?

Форма урока: лекция с элементами эвристической беседы. Обобщающий урок.

Приёмы деятельности учителя: объяснение, рассказ, беседа, анализ, составление схем.

Развитие умений учащихся.

 

Учатся применять ранее полученные знания для изучения нового материала, решать проблемы, участвовать в дискуссии, составлять характеристику исторического деятеля.

Основные понятия.

«Миросистема», ядро, периферия, полупериферия, I и II эшелоны, «догоняющая» модель общества, революция цен , модернизация.

 

 

Комментарии к технологической карте.

 

1.      XVII век – эпохальный век.

Это время начала становления мировой цивилизации и её эшелонов.  «Миросистемная» теория американского социолога Валлерстейна. Основные понятия этой теории: центр, полупериферия и периферия «мироэкономики».

Схема 1. «Миросистемная» теория.

  I эшелон -                                                                                                  II эшелон –

Центр – ядро                          полупериферия                   

Модернизация                                                                                  традиционное общество

Развитие промышленности                                                                        аграрное

Голландия – XVI век                                                                        все остальные страны

Англия       - XVII век             «Догоняющая» модель                       Россия

Франция    - XVIIIвек                общества.

 

Начало этому процессу положила эпоха Великих географических открытий – «революция цен» - складывание центра европейской цивилизации.

  ? Какая перспектива у России?

2.      Эпоха Петра Великого.

Задание: охарактеризуйте реформы Петра I.

  ? Каков итог деятельности Петра I?

Вывод: модернизация России первой четверти XVIII века способствовала формированию «догоняющей модели» общества.

 

 

 

 

 

Схема 2. Династии Рюриковичей и Романовых – взгляд на власть.

 

Династия Рюриковичей

Династия Романовых.    1613 год.

Государство – своя вотчина, частный удел, существующий для неё, а не она для государства.

Новая династия – избирательное происхождение. Земский собор просил Михаила на царство, а не Михаил просил царство у Земского собора. Следовательно, царь необходим для государства, и хотя государство существует не для государя, но без него оно существовать не может – чувство долга – служить на благо Отечества.

 

Петру I удалось перевернуть в себе политическое сознание верховной власти, которое сводилось к обязанности царя: «двум необходимым делам правления»: к распорядку, внутреннему благоустройству, и обороне, внешней безопасности государства. В этом и состоит благо Отечества. Самодержавие – средство для достижения этих целей.

 

Схема 3. «Общее благо» - как понятие в традиционном и новом сознании.

 

Традиционное сознание человека

Новое сознание ПетраI

Общее благо – служба по назначению правительства или по мирскому выбору – повинность для устройства семейного благополучия.

Жить для пользы и славы государства – обязанность.

Пример. Петр сажает саженцы дубков. Прохожий смотрит на него и улыбается. «Глупый человек, - сказал ему Петр, заметив его улыбку и догадавшись о её значении: - ты думаешь, не дожить мне до матерых дубов? Да я ведь не для себя тружусь, а для будущей пользы государства».

 

 

 

 

 

Вывод: «Жить для пользы и славы государства и отечества, не жалеть здоровья и самой жизни для общего блага – такое сочетание понятий было не вполне ясно для обычного сознания древнерусского человека и мало привычно для его житейской практики» - в этом и заключался драматизм эпохи Петра Великого.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010