Автор:
Богатырева Наталья Алексеевна
Для достижения
поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Показать различия во взглядах на власть династии
Рюриковичей и династии Романовых;
- Раскрыть содержание модернизационных процессов в
эпоху Петра;
- Выявить причины неоднозначности восприятия реформ
Петра его современниками;
- Сформировать умения анализировать реформы в
контексте исторического процесса и смены типа общественных отношений.
Часто на
олимпиадах по истории предлагается тема эссе: «Петр сейчас снова, в который уже раз, стал жгучей
проблемой. Он вообще – оселок русской мысли. Есть и всегда будут и апологеты
Петра, и его присяжные отрицатели. Он либо антихрист, либо кумир». (А.М.
Панченко). Большинство школьников с легкостью берут эту тему, не понимая
проблемы, которая обозначена в данном высказывании. Петра характеризуют чаще
всего как реформатора, но ни как политического мыслителя. Я попыталась
восполнить этот пробел в знаниях учащихся, разработав повторительно-обобщающий
урок «Эпоха Петра Великого».
Урок 59.
Технологическая карта.
Тема урока. План урока. |
Эпоха Петра
Великого.
|
Планируемые
результаты. |
Учащиеся
должны уяснить, что в условиях экономического и культурного отставания России
движение вперед по пути преодоления традиционного характера общества было
возможно только, при активной роли государства. Приближаясь к Европе по мощи
армии, формам государственного управления, характеру господствующей культуры,
Россия всё более отставала от неё в формах отношения государства и общества. |
Методы
обучения и формы организации учебной деятельности. |
Проблемный или
частично поисковый. Проблема! Для потомков Петр I –
Великий, а для современников – Антихрист. Почему? Форма урока: лекция с
элементами эвристической беседы. Обобщающий урок. Приёмы
деятельности учителя: объяснение, рассказ, беседа, анализ, составление схем. |
Развитие
умений учащихся. |
Учатся
применять ранее полученные знания для изучения нового материала, решать
проблемы, участвовать в дискуссии, составлять характеристику исторического
деятеля. |
Основные
понятия. |
«Миросистема»,
ядро, периферия, полупериферия, I и II
эшелоны, «догоняющая» модель общества, революция цен , модернизация. |
Комментарии к технологической карте.
1.
XVII век
– эпохальный век.
Это время начала становления мировой цивилизации и её эшелонов. «Миросистемная» теория американского
социолога Валлерстейна. Основные понятия этой теории: центр, полупериферия и
периферия «мироэкономики».
Схема 1. «Миросистемная» теория.
I эшелон -
II эшелон –
Центр – ядро полупериферия
Модернизация
традиционное общество
Развитие промышленности
аграрное
Голландия – XVI
век
все остальные страны
Англия - XVII век «Догоняющая» модель Россия
Франция - XVIIIвек общества.
Начало этому процессу положила эпоха Великих географических открытий –
«революция цен» - складывание центра европейской цивилизации.
? Какая
перспектива у России?
2.
Эпоха Петра Великого.
Задание: охарактеризуйте реформы Петра I.
? Каков
итог деятельности Петра I?
Вывод: модернизация России первой четверти
XVIII века
способствовала формированию «догоняющей модели» общества.
Схема 2. Династии
Рюриковичей и Романовых – взгляд на власть.
Династия
Рюриковичей |
Династия Романовых. 1613 год. |
Государство –
своя вотчина, частный удел, существующий для неё, а не она для государства. |
Новая династия
– избирательное происхождение. Земский собор просил Михаила на царство, а не
Михаил просил царство у Земского собора. Следовательно, царь необходим для
государства, и хотя государство существует не для государя, но без него оно
существовать не может – чувство долга – служить на благо Отечества. |
Петру I удалось
перевернуть в себе политическое сознание верховной власти, которое сводилось к
обязанности царя: «двум необходимым делам правления»: к распорядку, внутреннему
благоустройству, и обороне, внешней безопасности государства. В этом и состоит
благо Отечества. Самодержавие – средство для достижения этих целей.
Схема 3. «Общее благо»
- как понятие в традиционном и новом сознании.
Традиционное
сознание человека |
Новое сознание
ПетраI |
Общее благо –
служба по назначению правительства или по мирскому выбору – повинность для
устройства семейного благополучия. |
Жить для
пользы и славы государства – обязанность. Пример. Петр
сажает саженцы дубков. Прохожий смотрит на него и улыбается. «Глупый человек,
- сказал ему Петр, заметив его улыбку и догадавшись о её значении: - ты
думаешь, не дожить мне до матерых дубов? Да я ведь не для себя тружусь, а для
будущей пользы государства». |
Вывод: «Жить для пользы и славы
государства и отечества, не жалеть здоровья и самой жизни для общего блага –
такое сочетание понятий было не вполне ясно для обычного сознания
древнерусского человека и мало привычно для его житейской практики» - в этом и
заключался драматизм эпохи Петра Великого.