Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ В ШКОЛЕ.

Автор:
Сумкина Анна Александровна

Аннотация:

Сумкина А. А. освещает методику организации важного направления в учебно-воспитательном процессе посредством анализа теоретических начал организации научно-исследовательской деятельности по истории и результатов их практического применения в современной школе.

Цель работы – актуализация ученического интереса к предмету нетрадиционными методами. Задачи: определить условия развития школьного исторического образования, специфика организации исследовательской деятельности на уроках и вне их.

Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ В ШКОЛЕ.

 

 

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной само­стоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Акту­альной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Его результа­том должно стать достижение учащимися уровня образованности (элементарная грамотность, функциональная грамотность, уровень общекультурной компетентности, допрофессиональная компетентность, методологическая компетентность), соответствующего их личностному по­тенциалу.

 

 

О позитивных факторах в историческом образовании

 

 

В состоянии современного исторического образования в нашей стране можно отметить ряд позитивных факторов: появилось много учебников по всем курсам истории, оформились программы по основной и старшей школе, изданы рабочие тетради и атласы в помощь учителю и учащимся, созданы контролирующие и обучающие компьютерные программы по предмету. Нельзя не отметить обилия исторической научной и научно-популярной литературы на при­лавках магазинов, пополняются фонды школьных и городских библиотек, ресурсы глобальной сети Интернет. «Всемирная паутина» позволяет изучать труды историков-классиков, заходить на сайты библиотек России и других стран, пользоваться сайтами по историческим темам или историческим курсам. При желании можно совершить виртуальную экскурсию в музей или картинную галерею. Это создает возможности организовать полноценное и разнообразное обу­чение не только в рамках обязательной программы, но и углубленно, в зависимости от желания и познавательных возможностей учащихся. В распоряжении учителя и школьников появились принципиально новые средства обучения: компьютерные учебники, репетиторы, медиаэнцик­лопедии, виртуальные лаборатории. Если компьютерная база школы позволяет, можно органи­зовать при помощи видеопроектора коллективную познавательную деятельность учащихся на уроке, парную или индивидуальную работу старшеклассников в компьютерном классе с помо­щью компакт-дисков компьютерного учебника по истории (Антонова Т.С., Харитонов А. Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г История России: ХХ век). Для ребят, любящих проводить время за компьютером и имеющих интерес к истории, предпочитающих индивидуальный стиль изуче­ния материала, учитель может давать задания на дом на основе дополнительных мультимедиа­материалов: «Репетитор по истории» общества «Кирилл и Мефодий», «Энциклопедия истории России: 862-1917 гг.», «Шедевры архитектуры» и др. Все это расширяет возможность организа­ции научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов, выявлять учащихся, отличающихся наиболее глубокими знаниями в области истории и способностями по их примене­нию, стимулировать интерес учащихся к изучению истории; предоставление учащимся возмож­ности самореализации в соревновательной деятельности на учебном и внеучебном материале;

В Федеральном компоненте государственного стандарта образования по истории есть по­ложение о том, что выпускник профильной школы должен уметь:

. «участвовать в групповой исследовательской работе...»;

. «представлять результаты... историко-познавательной деятельности в формах... иссле­довательского проекта...».

Действительно, возможностей заниматься исследовательской деятельностью по истории гораздо больше в рамках профильного образования. Профильное обучение есть средство диф­ференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, со­держании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склон­ности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответст­вии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образова­ния. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, что ярче всего проявляется в исследовательской деятельности обучающихся. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образо­вательной траектории.

Цели исследовательской деятельности учащихся:

- углубленное изучение учащимися отдельных моментов истории (личностей, событий и их оценок, краеведческих особенностей в историческом концепте развития страны и мира)  в рамках и за рамками предметов, входящих в программу;

- подготовка выпускников к освоению программ высшего профессионального образования;

- повышение адаптивной способности выпускников к современным социально- политиче­ским условиям;

- дифференциация содержания обучения старшеклассников в соответствии с их интереса­ми и возможностями;

- индивидуализация процесса обучения.

Учебное познание есть приобретение уже выработанного человечеством знания, т.е. глав­ным образом результатов научного знания. Оно выступает «вторичным» по отношению к науч­ному познанию. В учебной исследовательской деятельности старшеклассники знакомятся со специальными методами исторического исследования: синхронным, хронологическим, диа­хронным, методом исторических параллелей, методом исторического моделирования, струк­турно-системным методом, методом актуализации.

Специфика содержания исторического образования в старшей школе связана с переходом от преимущественного изучения фактов к их осмыслению и анализу. Посредством исследова­тельской работы учащихся этот переход приводит школьников к систематизации и фундамен­тализации знаний, обогащает их социальный опыт. Это позволяет придать преподаванию исто­рии и обществознания в старшей школе по сравнению с основной школой не количественный, а качественный характер.

Исследовательская работа старшеклассников направлена на решение задач профессио­нальной ориентации и организацию последующего профессионального образования учащихся. Тематика работ выбирается исходя из личных склонностей и потребностей школьников. Акцен­ты смещаются на проблемно-аналитическое изучение краеведческого материала, развитие абст­рактно-логического и эмоционально-образного мышления, методологической, информационной и коммуникативной культуры, формирование личностных и исследовательских качеств, которые позволят выпускникам продолжить образование в высшей школе.

 

 

Исследовательская деятельность на уроках истории

 

 

Важным условием реализации целей современной исторической подготовки учащихся яв­ляется активное использование созданных в последние годы комплексов познавательных и практических заданий. Этот комплекс учитывает содержательную и организационно-деятель­ностную специфику новых курсов, опирается на учет интересов и жизненный опыт учащихся при отборе методологических и методических оснований построения учебно-познавательной деятельности в обучении истории. Пособия; включающие отобранные на основе научно- педа­гогических принципов фрагменты разнообразных документов, сборники задач и другие дидак­тические материалы, ориентированные на те единицы знаний, которые включены в стандарт, создают реальные возможности для полноценной организации активной учебно-познаватель­ной деятельности на разных уровнях и этапах процесса обучения. Я стараюсь переориентиро­вать свою роль на уроке от посредника между учебником и учеником - к организатору полно­ценной и разнообразной учебно-познавательной деятельности. В рамках исследовательских ра­бот учащиеся прибегают к материалам не только специально созданных УМК, но самостоя­тельно (или с моей помощью) определяют для себя источники. Так, они предпочитают работу в музеях, архивах, с материалами СМИ, Intеrnеt-ресурсами, извлекая удобный для себя материал, нежели работать с готовой, кем-то (пусть и авторитетными людьми) собранной и определённым образом структурированной информацией.

Привлечение подобного дополнительного по отношению к стандарту материала, «добыто­го» самими старшеклассниками - педагогическая необходимость. Ведь только ученик, а не раз­работчики стандарта или авторы учебника, знает, на какой собственный познавательный и практический опыт они могут опереться, какие примеры будет целесообразнее привлечь, какие интересы и потребности реализовать в работе.

Создать условия для формирования определенных исследовательских навыков на уроках позволяет система лабораторно-практических занятий (практикумов) вместо традиционной урочной формы. Активизация работы старшеклассников с многообразными историческими и обществоведческими источниками, развитие у учащихся способностей анализа и оценки явле­ний, событий прошлого и настоящего - важная и неотъемлемая часть обучения.

Проблемы, выносимые на практические занятия, - ключевые, интересные и посильные для учеников. Основное место при проведении практических занятий отводится анализу письмен­ных текстов (в том числе вариативных, альтернативных). На уроках истории наряду с хорошо известными источниками, их видами (летописями, законодательными актами, трудами истори­ков и др.) я привлекаю источники информации, не совсем привычные для школьного курса, но, несомненно, способные повысить познавательный интерес, мотивировать выработку личност­ного отношения старшеклассников к изучаемым событиям и процессам: эпистолярное насле­дие, произведения публицистического, карикатурного жанров; свидетельства очевидцев, совре­менников, иностранцев; статистика; художественная литература и т.д.

Традиционный (классический) анализ документов в отличие от простого ознакомления с ними, или прочтения для приобретения нового знания - это именно метод исследования, кото­рое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материла, логики текста, обоснованности и достоверности приводи­мых сведений.

Главная проблема при работе с документами - оценка степени субъективности автора. Первичные документы (первоисточники) создаются самими участниками тех или иных собы­тий, а также их непосредственными очевидцами. Вторичные - представляют обработку, обоб­щение или описание, сделанное; на основе данных первичных источников. По общему правилу считается, что первичные документы обладают более высокой степенью достоверности. Для оценки достоверности вторичных документов важно установить, на какие первоисточники опи­рались их авторы.

Следующий важный этап работы с документом - четкое различение содержащихся в нем фактов (описаний событий) и их оценок (интерпретаций). Мнения и оценки потенциально об­ладают меньшей достоверностью и надежностью по сравнению с фактической информацией. К сожалению, нередко в документах приводятся оценки, не подкрепленные никакими фактами, и факты, не получившие никакой оценки авторов.

В конечном итоге предлагается следующий алгоритм анализа документа:

1) определение автора, времени и места создания документа;

2) установление первичности или вторичности документа (если вторичный, то на какие первичные документы опирается);

3) нахождение основных фактов и оценок, содержащихся в документе, их соотношение (в виде таблицы с двумя графами);

4) намерения автора при составлении документа;

5) обстановка, в которой составлялся документ;

6) общий вывод о достоверности информации, содержащейся в документе.

Можно также отметить, что более достоверными считаются сведения: а) не затрагиваю­щие интересов автора документа, несущественные с его точки зрения; б) наносящие определен­ный ущерб автору; в) общеизвестные в момент составления документа; г) вызывающие недоб­рожелательное отношение автора.

Моя задача в процессе обучения - познакомить старшеклассников с алгоритмом и прие­мами исследования, предложить актуальные темы, проблемы для изучения, обсудить порядок работы, проводить консультации по ходу исследования и оформления итоговых результатов. Тематика исследований может быть связана с изучаемым курсом, а также может находиться в сфере интересов ученика.

Хочется отметить наиболее популярные подходы и направления области ученического ис­следования:

- элементы исследования вводятся на уроке непосредственно, при достаточной подготовке иногда целый урок проводится в форме исследования;

- ученическое исследование как индивидуальная или групповая работа имеет место вне уроков при подготовке к семинарам, конференциям и т.п.;

- исследования различного характера проводятся школьниками в ходе различных акций, конкурсов и т.п.

По содержанию работы можно выделить следующие направления:

- исторические исследования теоретического характера в форме реферативной работы ­учетное исследование;

- обобщение материалов экспедиций (археологических, этнографических и др.);

- разработка проектов исследовательского характера.

Результаты ученических исследовательских работ могут быть представлены на учебных занятиях, на научно-практических конференциях в образовательных учреждениях, на различных конкурсах по краеведческой тематике.

 

 

Внеурочная исследовательская деятельность по истории

 

 

От меня, как от учителя, требуется: умение отобрать наиболее интересные и практически значимые темы исследований; владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся; переори­ентация учебно-воспитательной работы по предмету на приоритет разнообразных видов само­стоятельной деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной работы исследовательского, поискового, творческого плана. В этом случае моя позиция лидирующая, но не доминирующая, я выполняю функции режиссера- консультан­та, но не распорядителя, играю роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, с другими людь­ми, как обогащение их целостного личного опыта.

В процессе организации исследовательской деятельности моих учеников я стараюсь на­ходиться у них в тени, избавить их от назидания, навязывания собственных взглядов. Свою роль я свожу к роли наставника, консультанта, помощника, иногда оппонента (особенно, если ребёнку нужно окончательно определиться в собственной правоте и сделать это возможно че­рез сравнение с другими мнениями). Но моё фоновое присутствие не сводится к уходу от со­трудничества с детьми, я стараюсь в рамках достаточно специфической для школьного образо­вания деятельности реализовать существенные задачи исторического образования:

- обращение учащихся к исторической науке как таковой, к именам историков, осущест­вивших исследования, на основе которых раскрываются теории, гипотезы исторического про­цесса, отдельных его периодов;

- ознакомление школьников с фрагментами историографии;

- понимание учащимися на доступном уровне методологии исследователей, особенностей исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культу­рологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого.

То есть речь идет о развивающем обучении.

Я стараюсь максимально реализовать свои коммуникативные способности (умение орга­низовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим ав­торитетом; способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в устойчивый, положительный эмоциональный настрой).

Безусловно, необходимым для меня условием является владение информационной гра­мотностью (ориентация в печатных источниках информации, аудиовизуальная культура, владе­ние технологиями мультимедиа и т.д.), умение интегрировать знания из различных областей и разных источников информации для решения проблематики выбранных исследований.

От учащихся требуется: знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяс­нение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения); владение коммуникативными навыками; умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Создание исследовательских работ всегда ориентировано на самостоятельную деятель­ность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение опре­деленного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обуче­нию.

Исследовательская работа призвана помочь учащимся почувствовать практическую зна­чимость получаемых знаний по предмету, научиться ориентироваться в достаточно распростра­ненных источниках информации, систематизировать свои знания, полученные при изучении разных предметов, развить свой творческий потенциал.

Работа над исследованием строится в несколько этапов.

На первом этапе определяется тема, отбираются необходимые источники информации, со­ставляется своеобразная маршрутная карта реализации исследования. Темы для исследований учащихся выбираются из широкой палитры, изучаемых в обычной образовательной системе. Темы могут иметь проблемный, сюжетный, обзорный, локальный и - в нашем случае - практи­чески всегда краеведческий характер. Их можно найти в самых различных местах. Порой доста­точно просто расспросить своих знакомых и близких, поискать материалы в семейных, школьных или городских архивах, полистать подшивки старых газет в библиотеке.

Несомненно, большой интерес может представлять история родного города, улицы, а иногда и одного дома. В нашем городе немало зданий - памятников истории и архитектуры. Наталкивают на интересный краеведческий сюжет мемориальные доски, названия улиц, старые здания, бывшие усадьбы, фабрики и многое другое. Краеведческие темы находятся в альбомах с фотографиями, в книгах, проспектах и брошюрах по местной истории. В городской общественно-политической газете «Красное знамя» можно найти множество различных очерков, размышлений, воспоминаний об из­вестных людях, истории учреждений, организаций или зданий. Всё это мотивирует учащихся про­следить их дальнейшую судьбу или просто больше узнать о них, а значит, заняться исследователь­ской деятельностью.

Импульс к исследовательской paбoтe мои ученики получают под влиянием разных собы­тий. Так, тема «Трудовой подвиг Н. А. Семашко» родилась в связи со 135-й годовщиной со дня рождения и 60-летней - со дня смерти этого действительно великого человека. Тема «Т. Н. Хренников. Личность. Талант. История» была вызвана трагическим событием - смертью вы­дающегося композитора.

Объект исследования должен быть интересен настолько, чтобы у учащихся возникло же­лание заниматься его изучением длительное время. Важно наличие достаточного количества материала для целенаправленного поиска, а также общественная значимость исследования.

На этом же этапе формируется творческая группа (по принципу интереса к проблеме). Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определение общих путей реализации цели делают эту работу личностно важной. Это способствует формированию мотивации работы над проектом, переносимой на решение всех связанных с ним учебных задач.

Следующим шагом в исследовательской работе является общий инструктаж по составле­нию плана и сбору нужной информации из разных видов исторических источников (книг, учеб­ников, энциклопедий, документов, материалов, СМИ, Интернета и др.). В беседе рассматривались разные способы работы с исторической информацией: поиск, выписки, фильтрация, сис­тематизация, конструирование. По мере сбора и осмысления материала план уточнялся и изме­нялся.

В работе могут использоваться самые разные исторические источники как личного, так и официального происхождения.

Это могут быть устные источники, материалы и документы (в том числе кино, фото), по­черпнутые из домашних, государственных, общественных архивов, неопубликованные воспо­минания, разного рода биографические записки, дневники, письма.

Важной отправной точкой в исследовании могут стать старые предметы и вещи: старин­ный шкаф, письменный стол, лампа, старые часы, пишущая машинка или даже магнитофон 60-х годов помогут воссоздать историю их владельцев, особенно если с ними связана какая-нибудь семейная легенда.

Мои ученики в ходе исследовательской деятельности познакомились со справочным отде­лом городских библиотек: тематической картотекой книг и журналов, систематическим, пред­метным, алфавитным каталогами, каталогами журнальных и газетных статей. Им пришлось об­ращаться за помощью к библиографу при составлении библиографического списка. Отдельно и неоднократно приходилось разъяснять, как делаются выписки и заметки из литературы и ис­точников, каковы требования к оформлению работы. Видимо, это довольно сложные виды дея­тельности для учащихся, требующие усидчивости, устойчивого внимания, скрупулезности и хороших навыков грамотных записей, аккуратности и систематичности. Старшеклассники учи­лись записывать мысли по поводу прочитанного на отдельных листках или карточках одного размера, чтобы было легче их группировать по разделам работы. Важное место имеет конспек­тирование, в ходе которого происходит целостное осмысление материала.

Взявшиеся за такой вид познавательной деятельности старшеклассники приобретают на­выки интеллектуального труда. Они начинают видеть развитие научной мысли, в то же время они учатся сравнивать высказывания и научные положения ученых разных направлений, делать выводы, строить гипотезы, формулировать проблемы.

При этом овладение исследовательским багажом возможно лишь в постоянном диалоге с наставником. Наблюдая за развитием познавательной деятельности подопечного, я направляю ее вовремя поставленным вопросом, советом и т.п. Работа над исследованием активизирует са­мостоятельную познавательную деятельность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументированно, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. У старшеклассников отрабатываются навыки систематизации, осмысления и литературного оформления собранного материала, они приобретают первый опыт научно-исследовательского поиска.

На этом этапе выстраивается образ индивидуальной и коллективной организации исследо­вательской работы на основе анализа и творческой переработки полученной информации. Про­исходит разделение задач между участниками, определяются схема их взаимодействия, плани­рование порядка работ; здесь должны проявляться коммуникативные навыки, учащиеся учатся координировать свои планы с планами других членов группы, обсуждать первые результаты, отбирать и анализировать полученный материал в группе. Фиксация результатов этой работы может осуществляться в различных формах (компьютерная обработка данных, видеосъемка, разработка самостоятельных сценариев различных форм подачи материала и т.п.).

На третьем этапе осуществляется придание работе формы, соответствующей содержа­нию проекта. Творческая форма работы предполагает не простой статистический материал, а некое сочинение, в котором отражены этапы продвижения проекта, интересные находки, споры и т.д.

Поэтому исследовательские работы получаются разными, не похожими одна на другую, как несопоставимы индивидуальные начала самих учащихся: романтики окрашивают свои ра­боты в лиричные тона, используют репродукции картин описываемых личностей, стихотворные строки, музыкальное настроение. Прагматики чётко структурируют работу, опираются только на факты, не боятся в своих оценках идти вразрез с господствующими мнениями.

Четвёртый этап - непосредственная защита исследования на уроке/отправка на суд жю­ри и оргкомитетов.

 

 

Из опыта работы.

 

 

Одним из способов вовлечения старшеклассников в мир истории в школе стала историко-краеведческая работа старшеклассников в рамках всероссийского конкурса исследо­вательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век», в котором наши уча­щиеся принимают участие 4-й год подряд. В эту работу вовлечены, в основном 11-классники. При исследовании мотивации участников исследовательских работ выяснилось, что часть ребят считают, что данная работа помогает лучше подготовиться к вступительным экзаменам по ис­тории в вуз, другими движет интерес, желание узнать, как жили наши земляки; третьими жела­ние самореализоваться через научно-исследовательскую деятельность. Многие проявляют ин­терес к подобной работе именно в силу её краеведческого характера.

В истории нет неинтересных периодов, и вопросов, которые она ставит перед исследователя­ми, множество. Но мы уже традиционно отдаём предпочтение исследованиям в раках истории ХХ в. И тому есть ряд причин. Первая - ХХ век стал одним из самых драматических в истории России. Вторая - вокруг нас много живых свидетелей и участников грандиозных исторических событий, и надо сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало истори­ческим документом. И, наконец, третья - мы живем в переломное время. В такие периоды люди ста­новятся стихийными историками, то есть, стремясь понять настоящее, начинают (кто с горечью, кто с любовью) особенно внимательно вглядываться в прошлое, оценивать его. Приговор, который они выносят своему времени, зачастую определяется хоть и очень важными для человека, но преходящи­ми обстоятельствами: семейная трагедия, личный опыт, материальные трудности, крушение идеалов, изменение социального статуса и т. д.

Школьники, занимаясь в процессе написания конкурсной работы сбором и критической оценкой исторических материалов (устных и письменных свидетельств, разного рода документов), чаще могут выработать трезвое отношение к советскому прошлому страны, в котором было много трагических страниц: массовые репрессии, затронувшие фактически каждую семью, голод, война, унесшая миллионы жизней.

Мы изучали биографии наших земляков: художника Н. Н. Жукова, композитора Т. Н. Хренникова, Министра здравоохранения Н. Семашко, писателя М. М. Пришвина, комсомолки­-партизанки А. Гайтеровой. Поскольку мотивация у ребят разная, то и строить работу с ними пришлось в различных формах, учитывая интересы каждого. Учащиеся активно изучали имею­щуюся литературу, посещали музеи, встречались с учеными-историками и другими интересны­ми людьми; участвовали в поиске исторической информации в Интернете. Они активно готови­лись к занятиям в библиотеках, компьютерном классе. Большая часть их познавательной дея­тельности проходила за пределами учебного кабинета. В процесс е работы ребята делились сво­им «готовым продуктом» - знаниями по объявленной проблеме, мыслями и впечатлениями. Рутинная, казалось бы, работа превращались из монолога в диалог. Шел процесс взаимообуче­ния и самообучения: ораторскому искусству, умению задавать вопросы, ставить проблему, от­вечать на вопросы, кратко и интересно излагать мысли, слушать и возражать.

Большую пользу старшеклассникам приносят встречи с учеными, работниками музеев, библиотек. Младший научный сотрудник дома-музея Н. Н. Жукова Перегудова Елена Вячесла­вовна рассказала ребятам о своей работе над монографией «Литературная деятельность Н. Н. Жукова», руководитель Городского краеведческого музея Аброян Э. В. поделилась эмоцио­нальными воспоминаниями о создании экспозиции, посвященной А. Гайтеровой. В результате подобных встреч интерес к истории, желание как можно больше узнать о прошлом страны, сво­его края, несомненно, возрос.

 

 

Оформление исследования

 

 

Одной из форм исследовательской деятельности является их написание. Школьники, ко­торые избрали этот вид учебной деятельности, консультировались с учителем. В практике шко­лы до введения единого государственного экзамена одной из форм сдачи экзамена по истории наряду с собеседованием, ответами по билетам и тестированием была защита реферата. При разработке общих требований к написанию исследовательских работ мы опирались на реко­мендации к реферированию, предоставленные кафедрой Истории Отечества ЕГПИ. На основе этих рекомендаций была создана памятка «Как писать исследовательскую работу».

Предполагается следующая структура работы:

1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:

а) ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;

б) новые, современные подходы к решению проблемы;

в) наличие противоположных точек зрения на проблему в науке;

г) частое несоответствие обыденных представлений и научных данных о заинтересовав­шем факте истории;

д) личные мотивы возникновения интереса к данной теме.

2. Основная часть:

а) определение проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме ре­ферата;

б) критический обзор источников;

в) собственные версии и оценки.

3. Заключение:

а) основные выводы;

б) результаты и личная значимость проделанной работы;

в) перспективы продолжения работы над темой.

Я знакомилась с содержанием работы и составляла аннотацию. Особо отмечалось умение учащихся:

- определять проблему и вопрос, подлежащие рассмотрению, наличие плана;

- отбирать и анализировать источники и литературу;

-  последовательно и полно излагать материал исследования;

- раскрывать версии и оценки, выявлять спорные вопросы, излагать и аргументировать свою точку зрения;

-  делать обоснованные выводы;

- грамотно излагать;

- оформлять работу (цитирование, ссылки и сноски, список литературы).

Обучение старшеклассников приемам исследовательской деятельности требует от меня организаторского мастерства, увлеченности своим предметом, собственных навыков научного исследования, терпения и огромного желания помочь воспитанникам пройти первые ступеньки, ведущие в науку. Среди слагаемых успеха - интерес к предмету в целом и к историческому исследованию, в частности, ориентация на успех, эффективная помощь преподавателя при большой свободе учащегося. Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет вы­пускнику расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания, реализовать личный творческий потенциал.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010