Автор:
Бойко Светлана Валерьевна
Аннотация:
- Урок истории в 8 классе по теме «Время реформ» (учебник Перевезенцев С.В. «История России » издательство «Русское слово») автор Бойко Светлана Валерьевна, учитель истории МОУ СОШ № 77 г. Волгограда
- Цель урока: подвести обучающихся к пониманию того, что Великие реформы ХIХв создали условия для дальнейших экономических и социальных перемен в стране.
- Задачи:
- раскрыть сущность социально-политического явления «Великие реформы»,
- проследить взаимосвязь между Крестьянской реформой 1861г. и начавшимися вслед за ней реформами в различных общественных сферах,
- показать значение реформы народного образования для повышения грамотности российского населения,
- охарактеризовать деятельность вновь созданных органов местного самоуправления, их роль в хозяйственном и социальном развитии губерний, уездов и городов;
- проследить, как изменилась система судопроизводства после 1861г.;
- выяснить, как военная реформа повлияла на боеспособность российской армии;
- продолжить формирование новых умений у обучающихся: самостоятельно получать новые знания по источникам, систематизировать информацию и обобщать ее, работать в группах
- Практическая значимость: урок был апробирован на обучающихся 8 класса МОУ СОШ № 77 Ворошиловского района г. Волгограда. Может применяться в массовой практике.
2014-12-26
Журнал: Открытый педагогический форум-2014,
Направление: Гуманитарное, Модуль: История в школе
Статья:
Урок истории в 8 классе «Время реформ»
Автор: Бойко Светлана Валерьевна
Место работы: МОУ СОШ № 77
Должность: учитель истории и обществознания
Предмет – история
Класс – 8
Тема, номер урока в теме: Время реформ (2 урок)
Базовый учебник: С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева. История России - М. Русское слово, 2012 г.
Цель урока: подвести обучающихся к пониманию того, что Великие реформы создали условия для дальнейших экономических и социальных перемен в стране
Задачи:
- раскрыть сущность социально-политического явления «Великие реформы»,
- проследить взаимосвязь между Крестьянской реформой 1861г. и начавшимися вслед за ней реформами в различных общественных сферах,
- показать значение реформы народного образования для повышения грамотности российского населения,
- охарактеризовать деятельность вновь созданных органов местного самоуправления, их роль в хозяйственном и социальном развитии губерний, уездов и городов;
- проследить, как изменилась система судопроизводства после 1861г.;
- выяснить, как военная реформа повлияла на боеспособность российской армии;
- продолжить формирование новых умений у обучающихся: самостоятельно получать новые знания по источникам, систематизировать информацию и обобщать ее, работать в группах
- Тип урока: изучение нового материала
- Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, анализ текстового и иллюстративного материала
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.
1этап: Проверка домашнего задания. Учитель приветствует обучающихся, просит напомнить домашнее задание, раздает индивидуальные задания (вписать понятия по теме: «Крестьянская реформа 1861г», соответствующие определениям).
Ученики проверяют свои знания, вписывают понятия, проверяют.
2 этап: Актуализация знаний.
Побуждающий диалог учителя: Многие государи России имперского периода прославились как правители-реформаторы. Предлагает вспомнить их имена (Петр I, Екатерина II, Александр I в начале своего царствования). Но только реформы, проведенные в правление императора Александра II, вошли в историю под название «Великие реформы». Постановка проблемного вопроса: В чем принципиальное отличие реформ, проведенных в годы правления Александра I, от реформ, проводимых его предшественниками? Почему они получили название «Великие реформы»? Показывает слайд с портретом Александра II. Обращает внимание на эпиграф к уроку:
Вслед за речью речь прозвучала:
«Народ, законность, власть, права» …
Что ж это? Громкие слова?
Или гражданские начала?...
А.М.Жемчужников
Ученики вспоминают изученный ранее материал, готовятся воспринимать информацию
3 этап: Создание проблемной ситуации.
Учитель предлагает прочитать пункт 1 параграфа 25 (с. 187), выполнить задание № 1 в рабочей тетради: определить основные причины проведения широких реформ во всех сферах общественной жизни России 60-70 гг. ХIХв. Значит необходимость проведения реформ была очевидна, но далее предлагает прочитать вопрос в начале параграфа: Почему Александр II отказался принять конституцию в России?
Ученики читают текст учебника, определяют причины:
А)
Б)
В)
(записывают в рабочую тетрадь)
Вступают в диалог с учителем, выявляют противоречие, проговаривают и осознают его.
. |
4 этап: Целеполагание.
Учитель формирует рефлексивные умения, формирует познавательные мотивы учебной деятельности: стремление открыть новые знания. Создает готовность к предстоящей деятельности. Представляет презентацию: «Александр II и его реформы». Предлагает выписать основные цели Великих реформ в рабочей тетради.
Ученики читают материал в учебнике на с188, выписывают цели Великих реформ:
1) расширение прав и свобод подданных российской империи;
2) создание новых структур административного управления;
3) развитие предпринимательской инициативы в российском обществе;
4) усиление российской государственности.
Осознают цели предстоящей деятельности.
5 этап: Планирование.
Учитель предоставляет возможность составить план изучение нового материала.
Ученики составляют план изучения темы и записывают его в тетрадях:
1. Необходимость реформ.
2. Реформа народного образования.
3. Земская реформа.
4. Городская реформа.
5. Судебная реформа.
6. Цензурная реформа.
7. Военная реформа.
8. Итоги Великих реформ.
6 этап: «Открытие» нового знания.
Учитель предлагает поделиться на группы и провести небольшое исследование, для этого обеспечивает группы раздаточным материалом. Каждая группа изучает конкретную реформу: 1 группа – реформы в образовании, 2 группа – земская и городская реформы, 3 группа – судебная реформа, 4 группа – военная реформа. Вопросы для 1 группы: вопрос№ 2 с. 195 в учебнике, документы: «Общий устав императорских российских университетов» от 18 июня 1863г., «Положение о начальных народных училищах» от 14 июля 1864г.,
Вопросы для 2 группы: вопрос №3 с. 196 в учебнике, документы: воспоминания тверского помещика А.М. Унковского «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864г., «Городовое положение» от 16 июня 1870г.
Вопросы для 3 группы: вопрос № 4 с. 196 в учебнике, документы: «Учреждение судебных установлений» от 20 ноября 1864г., воспоминания А.В.Никитенко;
Вопросы для 4 группы: вопрос № 5 с. 196 в учебнике, документы: «Устав о воинской повинности» от 1 января 1874г., «Военная реформа в цифрах» (с. 272, 277 Т.В. Перевезенцева «Книга для учителя»).
Ученики изучают материал в учебнике с. 188-194. Выполняют задания, используя иллюстративный материал учебника на с. 188-189, схемы и диаграммы на с. 190, 192 и раздаточный материал. Обсуждают в группах свои варианты решения. Представители групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из др. групп. Записывают в тетрадях, оценивают правильность своих выводов. Осуществляют самопроверку. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты изучения. Представляют составленный ответ от группы.
7 этап: Выражение решения, применение нового знания.
Учитель предлагает выполнить задания № 3, 4 в рабочей тетради на «новое» знание, поддерживает интерес и познавательную активность учеников. После выполнения заданий обращает внимание на проблему, поставленную в начале урока. Создает ситуацию успеха для каждого, проводит индивидуальную работу по устранению ошибок. Показывает слайды с высказываниями историков и современниках о Великих реформах:
- Из дневники министра внутренних дел П.А.Валуева «…Она (императрица) сказала мне о земских учреждениях, видно, что она, как и многие, преимущественно видят в них средство откупиться от конституции ».
- Ключевский В.О. «Курс русской истории. Ч.5»: «…Прямым и ближайшим последствием реформы 19 февраля было призвание всех теперь уравненных классов к участию в управлении. На этом основании построены земские учреждения 1 января 1864г…»
- Гальперина Б.Д., Раскин Д.И. Предисловие// Трагедия реформатора: Александр II в воспоминаниях современников: «…Земства не были идеалом бессословной демократии, но для экономического и культурного прогресса они сделали очень много…»
- Ключевский В.О. О Великих реформах «Курс русской истории. Ч.5»: «Со времени этих великих реформ русский ум становится в другое отношение к окружающей действительности, в то, в каком мы стоим теперь. Русская жизнь стала передвигаться на основании, общем с теми началами, на каких держится жизнь западноевропейских обществ, следовательно, давно усвоенные идеи, составлявшие весь запас европейской культуры, теперь нашли себе родственную почву… »
- Корнилов А.А. «Курс истории России ХIХв.»: «Значение великих преобразований эпохи реформ было таков , что черта, проведенная ими в русской жизни между дореформенной и пореформенной эпохами, стала непереходима и неизгладима; никакая реакция в правительственных и даже некоторых общественных кругах не могла уже вернуть Россию к ее прежнему, дореформенному положению…»
Через решение продуктивного задания подводит к выводу о важности Великих реформ 60-70-хх годов ХIХв для России. Подводит к осознанию того, что именно Великие реформы создали условия для дальнейших экономических и социальных перемен в России. Предлагает прочитать материал в учебнике на с. 194-195, затем дает возможность выполнить задание № 5 в рабочей тетради.
Ученики выполняют задания на новый материал, работают в парах, вступают в диалог. Предлагают свое решение проблемы и варианты ответов.
8 этап: Рефлексия
Учитель предлагает вспомнить тему урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, проанализировать содержание государственных преобразований 1860-70-х годов. Почему они получили название «Великие реформы», оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
Ученики называют тему и задачи урока, отмечают, что нового узнали, что помогало, а что мешало в работе, какие трудности преодолевали, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают продуктивную работу группы
9 этап: Домашнее задание.
Учитель обращает внимание на запись домашнего задания на доске, проверяет запись в дневниках.
Ученики записывают в дневник домашнее задание (параграф 25, выучить даты, слова на с. 196 в учебнике)