Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Применение конструктора из ковролина на уроках истории

Автор:
Подлужная Оксана Ивановна

Аннотация:

Подлужная Оксана Ивановна

Модели из ковролина - эффективное наглядное средство обучения истории,  обеспечивающее качественное усвоение исторических понятий, развитие у учащихся личностных качеств, умения учащихся работать с символьной информацией, коммуникативной компетентности, творческого воображения учащихся, сглаживание стрессовой ситуации во время контроля домашнего задания, формирование устойчивого интереса к предмету.

Статья:

У всех народов мира есть своё настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты».

В современных условиях, когда говорят о кризисе сложившейся отечественной системы воспитания, возрастает значение изучения истории в школе. Этому предмету принадлежит одна из ведущих ролей в воспитании подрастающих поколений, в формировании их мировоззрения. С изучения истории начинается понимание социальной жизни, законов развития человеческого общества.

Уроки истории призваны формировать не просто компетентности, знания, умения и многое другое, а в первую очередь, это уроки призванные сделать из человека гражданина и патриота своего Отечества.  Учитель истории – это своего рода творец, который призван из безликой массы   «сотворить  личность». Задача эта, как и трудна, так и интересна. Учитель   творит… Но  достичь профессионального совершенства ему помогает ученик. Только при совместном творчестве, при совместной работе может получиться «личность». Учитель выступает на каждом уроке проводником в мир знаний и чтобы не потерять эту связующую ниточку в сложном процессе воспитания и обучения историей необходимы  надежные помощники: методы, средства и приемы обучения.

Очень много в отечественной методике говорилось о наглядных методах и средствах обучения. Казалось бы, ничего нового здесь придумать нельзя.  Однако время не стоит на месте, и появляются материалы, которые могут помочь учителю в деле «проводника». Одним из таких материалов может выступить ковролин. Этот материал активно применяется в математике (геометрический конструктор В.Р. Саркисова), но и в преподавании истории он тоже может занять достойное место наравне с мультимедийной презентацией.  Мной несколько лет назад начата работа по формированию банка заготовок для уроков истории.  Так за три года работы апробированы и доказана эффективность применения следующих схем: «Возвышение Москвы», «Родовая община», «Варны и касты», «Ремесленники. Цех», «Природно-географические особенности Древнего Египта», «Управление государством Древняя Русь», «Природно-географические особенности. Нил и Евфрат» и др.

В современном информационном мире ребенок должен не только  обладать на выходе обучения определенными компетентностями, но и пройти процесс «социализации» или становления личности, т.е. занять определенное место в этом мире. Что бы занять эту нишу, он должен обладать определенными качествами: уверенность в себе, в своих силах,  иметь грамотную речь, уметь отстаивать свою точку зрения и не боятся высказывать свое мнение, отличное от других, уметь пользоваться информацией как средством собственного самоутверждения, другими словами поставить себя в определенную позицию по отношению к обществу. Учащийся в современном обществе должен  стремиться к непрерывному обучению, а это одно из главных требований современного информационного общества. Поэтому одна из основных целей современной школы – это развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики и т.д.

Такому обучению как раз и соответствует применение, как составляющей урока, ковролина.   Ковролин  во время урока  может выполнять несколько функций:

1. Обеспечение необходимой наглядности;

2. Мобильность опорных схем;

3. Формирование умения учащихся  работать с символьной информацией;

4. Развитие коммуникативной компетентности;

5.  Развитие творческого воображения учащихся;

6. Сглаживание стрессовой ситуации во время контроля домашнего задания;

7. Формирование устойчивого интереса к предмету;

8.  Обеспечение усвоения исторических понятий и событий;

9.  Развитие   мелкой  моторики.

10.  Игра

Почему же использование ковролина просто необходимо на начальных ступенях обучения  в основной школе (5-7 классы)?

 Дело в том, что  с каждым годом  увеличивается поток информации в учебном процессе и ребенок не всегда может с ним справится, что в свою очередь может привести к негативным последствиям: стресс, апатия, нежелание учиться, а отсюда низкое качество образовательного процесса. Помимо увеличения информационного потока. Ребенок сталкивается  с другими проблемами, такими как  увеличение количества  учителей (в начальной школе два-три учителя), кабинетная система. Чтобы ребенок справился с такими психологическими нагрузками и не «отвернулся » от предмета учителю нужно постараться преподнести материал так, чтобы все  эти проблемы если не исчезли, то, по крайней мере, сгладились и отошли на второй план. Ковролин помогает решить эту задачу.

Во-первых, ковролин яркий, что вызывает положительные эмоции, привлекает и акцентирует внимание школьников на теме. Работа с ковролином – это не только объяснение учителем определенного исторического материала на уроке – это и ответы учащихся на вопросы учителя с опорой на «ковролиновую схему». И здесь необходимо отметить развитие тактильных ощущений ребенка, которые стимулируют развитие мозга. Ребенок с  самого рождения воспринимает поступающую информацию через тактильные ощущения (тактильные ощущения форма кожной чувствительности, обусловленная работой двух видов рецепторов кожи: нервных сплетений, окружающих волосяные луковицы, и состоящих из клеток соединительной ткани капсул. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и протяженности). Их  развитость оказывает огромное влияние на его  интеллектуальное развитие  в школьные годы. При  касании к ковролину возникают положительные эмоции, ребенок определяет форму  и назначение детали. И воспринимает информацию как игру, что в свою очередь значительно облегчает восприятие материала и стимулирует детское воображение.

Процесс применения ковролина на уроке  истории состоит из длительных этапов: от   схем учителя  до  разработанных собственно учениками (минипроекты).

Ребенок не только сам определяет, что выразить через схему, но и воплощает идею. Что является в свою очередь  хорошей тренировкой руки ребенка. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития. Она - «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

  В то же время практика работы подтверждает, что, овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие.  

      В процессе выполнения такой работы, создание моделей,  дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируются в схеме собственного тела и т. д. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи. Учеными Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук (Е. Н. Исенина, М. М. Кольцова и др.) подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.

Работа по применению и созданию моделей из ковролина формируют речевую компетентность учащегося. Такая схема помогает сделать речь ребенка логически правильной,  служит опорой при ответе и снимает стрессовую ситуацию при опросе домашнего задания. В тоже время ковролиновая схема помогает и учителю  лучше донести учебный материал. Так как понимание исторического материала – одно из важнейших условий качественного усвоения объектов изучения на уроке субъектами обучения. Потому что понимание есть одна из целей обучения. С философской точки зрения «понимание» - присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета.

Объяснение и понимание – это две специфические операции мышления, которые дополняют друг друга. Они сопровождают человека всю жизнь. Понимание связано с усвоением нового содержания и включением его в собственную систему понятий, знаний и представлений. Одной из распространенных причин непонимания является отсутствие сосредоточенности и внимательности человека к объекту понимания. Можно утверждать, что внимание есть необходимое условие понимания.

Понимание - способность субъекта вникнуть, уяснить смысл и значение.  Это  состояние сознания, когда субъект  осознал изучаемое, пришел к выводу, аргументировал его и раскрыл форму и содержание того или иного объекта или понятия, явления, осуществил его координацию с другими объектами, сознательно использовал способы действия в их познании и в решении поставленных перед ним проблем. [1]

Таким образом, элементы ковролиновой схемы на  уроке появляются  во время объяснения материала поэтапно и создают целостный образ на завершающем этапе, что в  свою очередь позволяет удерживать внимание учащихся на определенном этапе урока длительное время, подвести к пониманию понятий и событий поэтапно и в итоге сформировать целостный исторический образ. Например,  первая ознакомительная тема по истории Древнего Египта – описание  особенностей природно-географического расположения Древнего Египта

1.                 Учитель рассказывает о географическом положении Древнего Египта

2.                 Учитель рассказывает о роли реки Нил (на ковролиновой основе появляется образ Нила) <Рисунок 1 >

3.                 Учитель объясняет что такое «дельта», какое значение она имела в Египте  <Рисунок 2>, <Рисунок 3>

4.                 Учитель рассказывает, что границы Египта простираются от  первого порога до Средиземного моря, в которое впадает Нил. С помощью учебника уточняется что такое «пороги» <Рисунок 4>, <Рисунок 5>

5.                 Дети называют, чем знаменит Египет (пирамиды) <Рисунок 6>

6.                 Учитель рассказывает о том, как разливается Нил, почему Египет называют Даром Нила, где можно было заниматься земледелием и почему

  <Рисунок 7>, <Рисунок 8>

7.                 Учитель совместно с учащимися делает вывод об основных занятиях древних египтян:  <Рисунок 17 >

8.                   Рыболовство <Рисунок 9 >

9.                  Земледелие <Рисунок 10 >

10.               Скотоводство <Рисунок 16 >

11.               Садоводство  (здесь уточняется назначение винограда и причины этого назначения) <Рисунок 18 >

12.             Делается вывод о характере хозяйства: производящее.  <Рисунок 19 >

13.             Учитель объясняет , что единый  Египет  образовался лишь

 в 3000 г.до н.э. 

14.              Учитель объясняет, что сначала были Верхний и Нижний Египет

(происхождение Верхний и Нижний) <Рисунок 20>

15.               Учитель объясняет, что  около 3000 г. до н.э. египетский царь (фараон) Мина (Менес) объединил Верхний и нижний Египет в единое

 государство  <Рисунок 21 >

Такое объяснение материала позволяет доходчиво и интересно объяснить материал и в тоже время прочно   его закрепить. У ребенка возникает прочная связь между  образом, который создал учитель и информацией, которую необходимо усвоить, потому что ребенок вместе с учителем становится первооткрывателем, какого-то исторического знания и сам приход к «открытию» некоторых проблемных вопросов или задач, поставленных перед ними в начале урока. Ребенок становится исследователем и первооткрывателем. В дальнейшем при воспроизведении материала ребенок с легкостью будет отвечать на вопросы и с помощью поэтапного воспроизведения схемы – логически выстаивать свой ответ.  Часто в данной ситуации (ответ у доски)  дети теряются, а такая поэтапная работа придает ответу  и самому ребенку уверенности в собственных силах. Ребенок может ответить на любой вопрос по домашнему материалу, в силу  прочных ассоциативных связей между образом, созданным с помощью ковролина, и материалом учебника. Речь становится более грамотной, четкой; ребенок в состоянии ответить на дополнительные, сопутствующие, вопросы (например, что такое дельта, пороги). Учащийся перестает испытывать неуверенность и страх перед учителем на уроке, уверен в себе. С другой стороны ковролиновая схема  - это игра, конструктор. А игра – лучшее средство привлечь интерес ребенка к предмету, мотивировать его активность на уроке. Попробовав поработать с конструктором,  дети сами проявляют интерес к последующим заданиям. Плюс ко всему выше перечисленному такая работа помогает преодолеть на уроке детскую неуспешность.

Ковролин – это еще и развитие творческих способностей ребенка, вдобавок к развитию учебной мотивации. Творческое воображение на уроке так же занимает важное место.

Творческое воображение - психический процесс, нацеленный на создание нового, еще не существовавшего предмета. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека

Воображение и мышление — процессы близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский  называл их “чрезвычайно родственными”, отмечая общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек использует мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляют мотивацию поиска, и определяет его направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем значительнее становится роль воображения. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества.

Как заметил С.Л. Рубенштейн, участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в нем специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нем мышление. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению. И только поскольку творчество, открытие нового совершается благодаря преобразованию наглядно - образного содержания, оно может быть отнесено на счет воображения. В реальном мыслительном процессе в единстве с понятием в той или иной мере, в той или иной форме участвует и наглядный образ. Но образное содержание восприятия и представление памяти, воспроизводящее это содержание, иногда не дает достаточных опорных точек для разрешения встающей перед мышлением проблемы. Иногда нужно преобразовать наглядное содержание для того, чтобы продвинуть разрешение проблемы; тогда воображение вступает в свои права.

Ковролиновый конструктор обеспечивает  усвоение исторических понятий и событий. Он позволяет «разложить материал по полочкам»: доходчиво объяснить структуру понятия, причинно-следственные связи событий. Как пример можно привести тему урока в 6 классе «Возвышение Москвы»:

1.                  Учитель напоминает об основании Москвы Юрием Долгоруким 

в 1147 г.

2.                  Учитель начинает объяснять «Так почему же Москва стала центром объединения русского государства?» Что способствовало возвышению Москвы?

3.   Москва – основана в 1147 году в землях боярина Кучки     < Рисунок 22>

4.   Москва занимала удобное географическое положение – защищена с одной стороны лесами, а с другой  болотами  < Рисунок 23>

5.   Особую роль в возвышение Москвы сыграл Иван Калита (кошель), который  добился права собирать с Руси дань для монголо-татар и тем самым обезопасил Русь от вторжений  баскаков и дал русскому народу передышку. < Рисунок 24>

6.  Через Москву проходили торговые пути < Рисунок 25>

7.  Здесь было много пригодных для земледелия земель

(земля-кормилица) < Рисунок 26>

8.  Сюда бежали от монголо-татар ремесленники < Рисунок 27>

9.  По приглашению московских князей в Москву был перенесен митрополичий престол и Москва стала не только экономическим центром , но и духовным. < Рисунок 28>

10. Таким образом, сложились объективные предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы  < Рисунок 29>

Во время такой работы  можно поиграть в ассоциации:  учитель показывает фигуру – учащиеся делают предположение, с какими  историческими явлениями и событиями  она может быть связана.

Поощряя самостоятельные поступки (действия) ребенка, педагог побуждает его к осознанию жизненной, нравственной и образовательной ценности его жизненного выбора и ответственности.

Таким образом, мы говорим о том, что в образовании действуют две самоценные и взаимосвязанные сферы развития личности: ее социализации и индивидуализации. Действие педагога при такой работе направлено на поощрение поиска решения, выбора, ответственного самостоятельного действия ребенка.

Когда ребята смогут адаптироваться  к предмету и принять правила работы с ковролином, можно предложить им сначала фрагментарно, а потом  самостоятельно самим составить такую схему к понятию, событию, явлению по – выбору и использовать в своем ответе. Что и будет здесь продуктом учебной деятельности - структурированное и актуализируемое знание, лежащие в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки  и практики.  Очевидно, что основной критерий развития интеллекта ребенка, как замечает Жегин П.А.,   умение самостоятельно, творчески решать задачи разного типа, переходя от репродуктивных задач к творческим (от действий по образцу к самостоятельным). 

Также при составлении собственных схем или ее элементов ребенок развивает мелкую моторику:  рисует, выбирает и перебирает материал,  вырезает, составляет и скрепляет.

Такой конструктор – это превосходная игра на уроке истории. Можно предложить следующие варианты игры: найди недостающее, определи событие, понятие, собери понятие и т.д.

Таким образом, критерием качества получаемого образования  может выступать разносторонняя успешность ребенка. Он становится готовым к жизненному  самоопределению и самореализации благодаря гуманной, доброжелательной атмосфере на уроках, которая помогает сделать его успешным и способствует личностному росту ребенка. И вместе с тем формирует устойчивую мотивацию у  учащихся к изучению предмета, так как  при такой организации обучения на уроке материал приобретает личностный смысл для субъектов обучения.[2] Способствует формированию учебных компетенций: коммуникативной, проектной, исследовательской, работа в группе, личностной, решение проблем. 

 А  ковролин предлагает нам, учителям истории, богатое для творчества и для  своего  профессионального роста  поле деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Лунгу К.Н. Понимание как системный компонент усвоения знаний// Школьные технологии.-2008.-№2. -с. 116-117

2. Лобашов В.Д. Формование познавательного интереса в процессах обучения// Школьные технологии-2010.-№2.-с. 122-123

3. Крылова Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения// Школьные технологии-2008.-№2.-с. 34-41

4. Пикан В.В. Вариативное обучение (изучаем вместе одно, но по-разному)// Школьные технологии-2008.-№1.-с. 100-111

5. Кузнецова Т.И. Мотивация к творческому учебному труду// Школьные технологии-2008.-№1.-с. 112- 115

6. Остапенко А.А., Гузеев В.В. Чем отличается усвоение знаний от освоения умений// Школьные технологии-2009.-№1.-с. 47-154

7. Лобанова С. Активные методы в современной классификации методов обучения// Школьные технологии-2009.-№1.-с. 69-70

8. Лутцева Е.А Развитие через   открытия// Эксперимент и инновации в школе- 2010.-№5.-с.2-6

9.Ужанова А.Л. Создание особой эмоциональной атмосферы как фактор формирования нравственных и эстетических качеств личности// Эксперимент и инновации в школе- 2010.-№5.-с.18-22

10. Бакшеева Т.Н. Детская неуспешность в учебной деятельности// Эксперимент и инновации в школе- 2010.-№3.-с.15-17

11.Беляеева Е.Б  Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения// Эксперимент и инновации в школе- 2010.-№3.-с.41-44

12.Зимняя И.А. Основные линии психического развития ребенка// Эксперимент и инновации в школе- 2010.-№2.-с.39-44

13. Зимняя И.А. Учебная деятельность- специфический вид деятельности// Эксперимент и инновации в школе- 2010.-№1.-с.40-51

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010