Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Смутное время в России

Автор:
Юдина Ирина Геннадьевна

Аннотация:

Смутное время в России

Юдина И.Г., учитель истории ОБОШИ « Школа -интернат среднего (полного) общего образования №4» города Курска.

Урок – исследование в 10 классе базового уровня, основная цель которого-                                                                                                           создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся на      уроке, для формирования знаний о подъёме национально –  патриотического движения в период Смуты, об освобождении Москвы от польских интервентов, о значении для России воцарения  новой династии, об итогах и последствии Смуты для русского  народа; задачи : способствовать развитию умений учащихся использовать ранее полученные знания для углубления знаний по теме;  формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия исторических источников, работы с текстом учебника, дополнительной литературой, работы с тестом, опыта самооценки; способствовать воспитанию чувства сопричастности к героической истории своей Родины, патриотических чувств на примере подвигов героев  Смутного времени: К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина. Мультимедийная презентация, приложения ,рабочие листы и задания помогут лучшему усвоению темы, исследовательская работа над различными источниками и дополнительной литературой, анализ позиций авторов позволят старшеклассникам выработать свое отношение к Смутному времени.

 

Статья:

Юдина Ирина  Геннадьевна, учитель истории

 и обществознания ОБОШИ «Школа-интернат среднего

(полного) общего образования №4» г. Курска.SC-5180

                                                                                                                     Смутное время в России.

Урок истории в 10 классе базового уровня.

 

Цель урока: Создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся на      уроке, для формирования знаний о подъёме национально –  патриотического движения в период Смуты, об освобождении Москвы от польских интервентов, о значении для России воцарения  новой династии, об итогах и последствии Смуты для русского  народа.

  Развивающая задача : способствовать развитию умений учащихся использовать ранее полученные знания для углубления знаний по теме;  формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия исторических источников, работы с текстом учебника, дополнительной литературой, работы с тестом, опыта самооценки

Воспитательная задача: способствовать воспитанию чувства сопричастности к героической истории своей Родины, патриотических чувств на примере подвигов героев  Смутного времени: К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина.

 

Работа над понятиями: Смута, династический кризис, гражданская война, Отечество, патриотизм, национальное самосознание

 

Оборудование: Карта , компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Смутное время», документы, тексты трагедии  А.С. Пушкина «Борис Годунов», карточки с заданиями, листы с хроникой событий, выставка литературы, цитата В.О.Ключевского.

Эпиграф :»Если нам известны причины, ведущие к гибели государственных устройств, то мы тем самым знаем и причины, обусловливающие их сохранение», Аристотель.

              «…Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?
Не войском, нет, не польскою подмогой.
А мнением; да! Мнением народным»!

А.С. Пушкин.

                                                              Ход урока.

  1. 1.     Организационный этап.
  2. 2.     Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности.

А) вступительное слово учителя.                                                                                                                                   «Никогда еще на Руси не наблюдалось подобных событий. На московский престол претендовали и беглый монах, и бывший холоп, и нищий школьный учитель. Наследственная московская монархия, веками утверждавшая себя среди удельных порядков, в один момент превратилась в выборную. А вместо одного государственного центра появляются несколько, и в каждом сидел свой правитель. Народ принимал самое активное участие в утверждении на престоле то одного, то другого претендента. Бояре и дворяне метались между разными царями, часто думая не о государственной пользе, а  о собственной выгоде. Поддерживая то одного, то другого самозванца, жители России подняли оружие друг против друга. И за всем этим зорко следили давние недруги страны, довольные ее ослаблением, готовые каждую минуту отхватить себе лакомый кусочек богатой земли.» (слайд1).

Б) словарная работа.

         О каком периоде  в истории нашего государства сказано в этом отрывке? Почему он так назван? Как вы понимаете слово «Смута»?    Разбор слова «смута» по составу, анализ определения по словарю Ожегова, исторического определения.   (слайд  2 ).

  

Смута- глубокий духовный, экономический, социальный и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16- начале 17 в.в.

            В)    Формулирование темы и целей :

            В беседе на основе предыдущего обсуждения выясняется тема  урока  и задачи, акцент делается на причины, периодизацию, особенности, неоднозначные оценки Смуты. В помощь -работа с эпиграфом, акцент на 2-й эпиграф.( слайд 3).

  1. 3.     Актуализация знаний

        А)  Оценка Смутного времени историками в разное время(выступление подготовленного ученика, для остальных он предлагает в помощь рабочий лист).Приложение 1.

        Б)      Хронология Смутного времени:     (слайд 4,выясняется в беседе).

                      1598-1613г.г. ---( смерть царя Федора Иоанновича, пресечение династии                            Рюриковичей).

                       1601-1605 г.г.---( начало голода, волнений).

                       1603-1613 г.г.----(восстание Хлопка, массовые выступления, недовольство Годуновым).

                        1605-1613г.г.---(смерть Бориса Годунова, воцарение в Москве самозванца).

         В)   Причины Смутного времени.

 

              Звучит немолчно в зареве набат,

А на траве – в кровавой багрянице

Царя Феодора убитый брат,

В заре горит грядущих гроз багрянец,

Мятеж и мрак, невнятные слова,

И чудится далёкий самозванец,

И пленная, растленная Москва!

 

Беседа о причинах, указанных  в отрывке, представление подготовленным учеником причин Смутного времени в современном видении (слайд 5).

     1) пресечение законной монархии

     2) разруха и голод

     3) запустение центральной части русских земель

     4) ужесточение политики закрепощения крестьян

     5) увеличен налоговый гнёт

 

 


                                            Протест народа

                            Расслоение верхушки общества

                                                

                              Ослабление центральной власти

 

 

            Г) Этапы Смутного  времени с краткой характеристикой событий (слайды 6, 7). Сообщение подготовленного ученика.( хронологическая карта в помощь ученикам).

В.О. Ключевский и С. Ф. Платонов  выделили в истории Смуты три периода: династический ( когда конфликт охватил лишь верхи общества), социальный ( когда в Смуту оказались втянуты все сословия России) и национальный ( когда сословия были вынуждены объединиться, чтобы спасти страну от иноземных вторжений).

           Д) Люди на фоне эпохи.

     -Учитель: готовясь к уроку, я провела опрос среди десятиклассников, кто из персоналий Смутного времени вызывает положительную оценку, а кто отрицательную. Но самое неоднозначное , противоречивое отношение было высказано к Борису Годунову.

         Ученик передает неоднозначность оценок Бориса Годунова, показывает его влияние на события в стране  на рубеже веков.(слайды 8, 9).

             Е) Освобождение земли Русской( краткое сообщение ученика  о действии первого и второго ополчений).

    А)Учитель: Используя свои знания, карту и хронологическую таблицу,докажите, что летом 1611 года страна оказалась в тяжелом положении.(слайд 10)

1.     В июне 1611 года войска польского короля овладели Смоленском.

2.     В июле шведам был сдан Новгород.

3.     С юга на русскую землю вторглись отряды крымского хана.

4.     Англия строила планы захвата русского севера.

5.     в Москве продолжали хозяйничать поляки.

       Б)   Роль православной церкви и патриарха Гермогена. (слайд 11).

   В)Действие первого ополчения.(слайд 12).

Г)Обращение Кузьмы Минина (работа с документом). 

О чем свидетельствует данный документ?

Д)Действие второго ополчения.(слайд 13).

           Ж.)  Земский собор 1613 года. (слайд14).

26 октября 1612 года в Москве, лишённый поддержки со стороны основных сил гетмана Ходкевича, капитулировал польский гарнизон. После освобождения столицы возникла необходимость в выборе нового государя. Из Москвы во многие города России были разосланы грамоты от имени освободителей Москвы — Пожарского и Трубецкого. Дошли сведения о том, что в документах  предписывалось прибыть в Москву представителям каждого города до 6 декабря. Однако выборные долго съезжались из далёких концов еще бурлящей России. Некоторые земли (например, Тверская) были разорены и сожжены полностью. Кто-то присылал 10-15 человек, кто-то всего одного представителя. Срок открытия заседаний Земского Собора был перенесён с 6 декабря на 6 января. В полуразрушенной Москве осталось единственное здание, способное вместить всех выборных — Успенский собор Московского Кремля. Численность собравшихся колеблется по разным оценкам от 700 до 1500 человек.

 

- Собор открылся 7 января. Открытию предшествовал трехдневный пост, целью которого было очищение от грехов смуты. Москва была почти полностью разрушена и разорена, поэтому селились, вне зависимости от происхождения, кто где мог. Сходились все в Успенском соборе день за днем. Интересы Романовых на соборе защищал боярин Фёдор Шереметев. Являясь родственником Романовых, сам он, однако, не мог претендовать на престол, поскольку, как и некоторые другие кандидаты, входил в состав Семибоярщины.

Около 2 месяцев обсуждалась кандидатура будущего правителя. Сразу же были отметены кандидатуры иностранцев. После жарких споров  царём был избран 16-летний Михаил Фёдорович Романов.

 

- Согласно официальной версии, избрание Романовых стало возможным благодаря тому, что кандидатура Михаила Романова оказалась компромиссной во многих отношениях:

  • Получив на московском троне молодого, неопытного монарха, бояре могли надеяться оказывать давление на царя при решении ключевых вопросов.
  • Отец Михаила, патриарх Филарет некоторое время состоял в лагере Лжедмитрия II. Это давало надежду перебежчикам из Тушинского лагеря, что Михаил не станет сводить с ними счёты.
  • Патриарх Филарет, кроме того, пользовался несомненным авторитетом в рядах духовенства.
  • Род Романовых в меньшей степени запятнал себя сотрудничеством с «непатриотичным» польским правительством в 1610—1612 годах. Хотя Иван Никитич Романов и входил в состав Семибоярщины, он находился в оппозиции к остальным своим родственникам (в частности, патриарху Филарету и Михаилу Фёдоровичу) и не поддерживал их на соборе.
  • С Анастасией Захарьиной-Юрьевой, первой женой царя Иоанна Грозного, был связан наиболее либеральный период его правления.

 

«Выберем Мишу Романова! — не скрывая своих замыслов агитировал боярин Федор Шереметьев. — Он молод и будет нам поваден!» …Стремление иметь «повадного» неопытного монарха — вот цель, которую преследовали многоопытные и хитроумные московские политики, сторонники Михаила (А. Я. Дегтярёв)

 

- «Казаки были настроены в пользу Михаила, поскольку его отец, друживший с тушинцами, не был врагом казачеству. Бояре помнили о том, что отец претендента из знатного боярского рода и к тому же двоюродный брат Федора Иоанновича, последнего царя из рода Ивана Калиты. Иерархи церкви высказались в поддержку Романова, так как его отец был монахом, причем в сане митрополита, а для дворян Романовы были хороши, как противники опричнины».

 

- Итак, новый царь избран и стране предстоял трудный и длительный процесс возрождения и развития. Что же стало с героями второго ополчения? Они вскоре были забыты: Минин стал думным дворянином, а Пожарский был пожалован в бояре. В России наступил конец Смутного времени.

 На основе слайдов 15-18 учитель дает краткую историю праздника Дня народного единства).

 Слайд 19- Иван Сусанин, краткая информация

  1. 4.     Обобщение и систематизация знаний.

А) Анализ эпиграфов.(слайд 20)

 

Б) Обмен мнениями по роли и месту Смуты (каждый учащийся высказывает по одному-два предложения).

 

       Учитель: « В Смуту резко возросло самосознание русского народа. Даже простые люди поняли, что являются  не просто подданными царя, но и гражданами своего отечества и отвечают за его судьбу. Взяв в руки оружие, они стали защищать не владения государя, а свою родину, свою семью и детей. Именно в это время народные массы стали вершителями судеб России».           (Л.Е.Морозова).

 

«…Как прежде из-за государя не замечали государства и народа и скорее могли представить себе государя без народа, чем государство без государя, так теперь на опыте убедились, что государство, по крайней мере некоторое время, может быть без государя, но ни государь, ни государство не могут обойтись без народа». В.О.Ключевский.

 

  1. 5.     Применение знаний и умений. Контроль усвоения материала.

А) мини-тест на знание материала по Смуте (слайды 21-25  )

Отметьте верный ответ

1.Одной из причин Смуты стало:

     А) отсутствие деятельного правителя;

     Б) ожесточившаяся борьба дворянских группировок

     В) пресечение законной московской династии

    2.Борис Годунов стал русским царем, потому что

 

1. имел право старшинства

2. был Рюриковичем

3. был избран на Земском соборе

4. на этом настоял польский король

 

 3.К причинам восстание Хлопка относится

1. недовольство введением «урочных лет»

2. желание привести к власти Лжедмитрия

3. недовольство учреждением патриаршества

4. оказание поддержки Б. Годунову

 

 

4.Какое сословие сыграло особую роль в событиях Смутного времени?

     А) казачество

     Б) купечество

     В) дворянство

 

5.Одной из характерных черт Смутного времени было:

     А) самозванство

     Б) массовые восстания

     В) боярские заговоры

 

 

Б) задания на карточках.

 

6.  Домашнее задание.

П. 17-18, эссе «Мое представление о Смуте в России», «Люди и эпоха».

 

7.  Итог урока.

    

Вывод: Таким образом, в 1613 году, закончилась Смута на Руси. Мир и порядок были восстановлены благодаря самоотверженным подвигам российских героев: К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина…и многих других, о которых не знает русская история…

 

         «Русская история моя»

 

Сколько раз тебе враги без устали

Обречённо говорили «сгинь!»,

Но хранят и ныне камни Суздаля

Лёгкий шаг владимирских княгинь.

 

И поныне плачет песня: «Выдюжи,

Одолей проклятых половчан»,

Колокол невидимого Китежа

По кому звонишь ты по ночам?

 

Одного, за ним другого, третьего

Ты метлой сметала со двора.

Ты швыряла жалкого Отрепьева

Под стрелецкий вымах топора.

 

Толпы пленных по просёлкам тянутся

В пестроцветьи ветхого тряпья.

Ты была жестокая наставница,

Русская история моя.

 

Приложения:

1.

Рабочий лист урока

«Смутное время в России – структурный кризис начала XVII века»

Отечественные историки о причинах и сущности Смутного времени в России

Н. М. Карамзин

Разврат всех сфер русского общества.

С. М. Соловьёв

Нравственное и моральное разложение общества.

Н. И. Костомаров

Следствие католической интриги.

В. О. Ключевский

С. Ф. Платонов

Смута – это социальное движение, зародившееся в верхах русского общества и постепенно втянувшее в свою орбиту широкие слои населения.

Советская историография (И. И.Смирнов, В. И. Буганов, В. И. Корецкий и др.)

Смута – это высшая форма борьбы угнетённых против эксплуататоров.

Современная историография (Р. Г. Скрынников, А. Л. Станиславский)

Смута – это гражданская война в России.

 

2.

 

Смутное время (1598-1613) гг.

Периодизация царей Смутного времени:

1598-1605 гг. – Борис Годунов

1605 г. – 1606г.- Лжедмитрий I

1606-1610 гг. – Василий Шуйский

1610- 1612 гг. – “Семибоярщина”

1613 г. – Михаил Романов

Освободительная борьба:

 1608-1610 г.г.-Оборона  Троице- Сергиева монастыря

1609-1611 гг. – оборона Смоленска

Март 1611г.-лето 1611 г.-действие первого  ополчения

Осень 1611г.- 1612г.- действие второго ополчения под предводительством

Кузьмы Минина и Дмитрия Михайловича Пожарского и освобождение Москвы

Остальные события:

1606-1607 г.г.-Лжедмитрий 2

1606-1607 г.г.-движение И.И.Болотникова

 

3.Борис Годунов:

Мягкий, любезный, склонный к привету и ласке в личном обращении, “светлодушный”, по современному определению, Борис был чуток к добру и злу, к правде и лжи, он не любил насильников и взяточников, не любил пьяниц, развратников. Воспитанный в среде опричников, он тем не менее совсем не был на них похож. За время его правления двор стал тихим, трезвым, добрым. На интриги он отвечал не кровавыми казнями, а ссылками, казнил – по суду. Власть держал твердо. Он был популярен, страна испытала облегчение. Население после опричнины и опустошения земель возвращалось, торговля в городах оживилась. Москва расстроилась. Ропот зависти и злобы распространялся среди его врагов. Неожиданно (1591г.) умер малолетний царевич Дмитрий – сын Ивана Грозного. Приписали Годунову. Началось движение “За истинного царя Дмитрия Ивановича” (В.О. Ключевский).

В.О. Ключевский «… Его мало назвать премьер-министром, это был своего рода диктатор или …соправитель: царь… учинил его над государством своим во всяких делах правителем, сам, предавшись «смирению и на молитву».

             «….Губителя раскаянье тревожит:

              Конечно, кровь невинного младенца

              Ему ступить мешает на престол.

         Перешагнет; Борис не так-то робок!

         Какая честь для нас, для всей Руси!

         Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

          Зять палача и сам в душе палач,

         Возьмет венец и бармы Мономаха… «

                                                         А.С.Пушкин.

 

   

    4. В Нижнем Новгороде выступил перед собранием выбранный нижегородский староста Козьма Захарыч Минин-Сухорук. На всенародной сходке у собора говорил народу:

“Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших. Будем бить челом, чтоб кто-нибудь стал у нас начальником. Дело великое! Мы совершим его, если Бог поможет. И какая хвала будет нам от русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет великое дело. Я знаю, только мы на это подвинемся, так и многие города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников”.

Князь Пожарский находился в своей вотчине за 120 верст от Нижнего Новгорода, и едва оправился от ран, полученных в Москве при участии в первом народном ополчении. К нему прибыли нижегородского Печерского монастыря архимандрит Феодосий и дворянин Болтин с посадскими людьми приглашать его сделаться начальником ополчения. Которое затевалось в Нижнем Новгороде. Князь Пожарский отвечал: “- Рад за православную веру страдать до смерти, а вы из посадских людей изберите такого человека, который бы мог со мною быть у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям. У вас есть в городе человек бывалый – Козьма Минин-Сухорук. Ему такое дело за обычай” (Н.И.Костомаров).

5.

 

1 вариант

 

1. Каковы причины смуты? Назовите не менее трех

………………………………………………………………………………..

 

2. При  царе Федоре Борис Годунов был  регентом, что это значит ?

 

3. Предводитель крестьянского восстания:

  А. Лжедмитрий I          Б. Спартак        В. Болотников      Г. Хлопко

 

4. Василий Шуйский стал царем в:

  А.1604               Б . 1606            В. 1607           Г. 1610

 

5. Логический ряд: Ляпунов, Трубецкой, Заруцкий- это…

 

6. Кого прозвали  « Тушинским вором»?

 

7. Дать определение: Интервенция- это…….

 

 

 

 

     2- вариант

 

1. Каковы итоги смуты? Назовите не менее трех.

…………………………………………………………………………………

 

2. Что значит « Угличская трагедия?»

 

3. Первый Российский патриарх:

   А. Филарет       Б. Никон             В. Иов          Г. Гермоген

 

4. Первое народное  ополчение  против поляков было созвано в :

 

  А. 1607            Б. 1609                   В. 1610     Г.1611

 

5. Логический ряд: Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский- это…

 

6. Укажите дату избрания  царя из новой династии- Михаила Романова

…………………………………

 

7. Дать определение: Гражданская война- это…-

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010