Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Историческая разминка – средство формирования познавательного интереса учащихся

Автор:
Хахилева Светлана Ивановна

Аннотация:

 Историческая разминка, на взгляд автора, является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала. Занимательность исторической разминки делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

Статья:

Целью исторической пятиминутки на  уроках является:

Ø     обобщение и углубление исторических знаний, формирование познавательного интереса, развитие познавательной деятельности учащихся.

     В предлагаемой работе сделана попытка отразить разнообразные возможности использования исторической разминки на второй ступени обучения (смотри Приложение 1). Разумеется, в работе нашли отражение и задания, которые можно предлагать учащимся и за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, во внеклассных мероприятиях. Большинство разделов являются универсальными, доступными для использования в равной степени в урочной и во внеурочной практике.

     В результате анализа использования исторической разминки на уроке истории выявляются следующие варианты её ведения: 

  1. Постановка учебного задания перед изучением нового материала. Это адресованное учащимся задание может быть представлено как проблемный вопрос, «яркое пятно» или мотивирующее начало (использование технологии проблемного обучения). Кроме того, задание работает и на занимательность обучения и, таким образом, мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников.
  2. Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению учебного задания при изучении нового материала.
  3. Применение полученных учащимися знаний в ходе заключительного этапа урока.

     В зависимости от замысла учителя данные разделы (смотри Приложение 1) при проведении исторической разминки могут быть реализованы на одном уроке или растянуты во времени на несколько уроков.

     Диагностика результативности обобщённого  опыта показывает:

1)      Устойчивый рост интереса учащихся к предмету, а как конечный результат - к учёбе.

2)      Повышение качества знаний учащихся  по предмету.

3)      Формируются ключевые компетенции учащихся - учащиеся переносят умения, сформированные на уроке, на решение жизненных нестандартных ситуаций.

4)      Историческая разминка мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников – внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение.

5)      Историческая разминка позволяет развивать специальные способности учащихся к занятиям историей:

- историческую память учащихся;

- способность к ретроспективному мышлению, к мысленной реконструкции картины исторического исследования;

- способность к историческому сопереживанию.

Автором представлена небольшая часть исторической «копилки», используемой на разминке (смотри Приложение 1). Данные задания обладают следующим преимуществом: их удобно использовать для индивидуальной работы или работы в группах, т.к. они компактны и требуют ограниченного времени для своего решения. Кроме того, составление этих познавательных заданий является столь же привлекательным и посильным для ученика, как и их решение, поэтому оно может быть предложено в качестве творческой части домашнего задания, а наиболее удачные «авторские» образцы можно в дальнейшем предлагать для решения на уроке другим ученикам.

 

                                                                                          Хахилева С.И.:

Историческая разминка – средство формирования

 познавательного интереса учащихся.

 

«… Ибо природа, заставив все другие живые существа наклониться к земле, чтобы принимать пищу, одного только человека подняла и побудила его смотреть в небо».

Марк Тулий Цицерон.

     Какие бы ориентиры ни выдвигались сейчас в сфере образования, какие бы намерения ни провозглашались в программах школ, пожалуй, всех педагогов объединяет стремление выйти за рамки традиционного обучения, найти новые подходы к одному из основных инструментов педагогики - учебному процессу.

     Особенно значимым для развития подходов к обучению является изменение социальной и жизненной роли знаний и познавательно - творческих возможностей человека. В связи с этим, необходимым для педагогов становится курс на создание для учащихся возможностей занимать активную гражданскую позицию, не просто «усваивать» предлагаемый  материал, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.

     Таким образом, инновационное в учебном процессе относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан.

     Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остается в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Другие школьники, другие программы, другая история…

     Историческая разминка, на наш взгляд, является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность исторической разминки делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

        

 

  Целью исторической пятиминутки на моих уроках является:

1)      обобщение и углубление исторических знаний, формирование познавательного интереса, развитие познавательной деятельности учащихся.

     Задания, которые я подбираю для исторической разминки, объединяет два качества:

     С одной стороны, от ученика их решение требует привлечение опыта, лежащего вне предметной сферы, что в известном смысле уравнивает шансы всех учащихся независимо от уровня их осведомлённости в области данного учебного курса.

     С другой стороны, задания очень контрастны, материал которых пересекается с содержанием учебного предмета, а формат заимствован из области интеллектуальных игр и развлечений.

                                 Что такое историческая разминка?

     Ещё в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в средневековье авторитарная и рассудочная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику. Игра в такой школе была редчайшим исключением. Постепенно утвердилось мнение, что учение – это тяжелый труд, предполагающий естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. В России только в 1960-е гг. – в период либерализации общественной жизни – начала распространяться формула «учение с увлечением», пропагандируемая С.Л.Соловейчиком. Она раскрывала и другие стороны учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный, потому что приобщает к новому, неизведанному, интересному. Последователи Соловейчика доказывали, что обучение может быть по-настоящему развивающим, трудным, но при этом увлекательным, что оно может сочетать и рациональное, и эмоциональное.

     Но этот всплеск интереса к занимательности обучения очень быстро иссяк. Занимательность уступила место рационализации обучения.

     Теоретический анализ философской и психологической литературы (прежде всего трудов Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Й.Хейзинги) позволяет определить игру – в широком смысле слова – как занимательную для субъекта деятельность в условных ситуациях.

     Историческая разминка – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков, можно сказать, что историческая разминка – условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений, навыков.

     Важно заметить, что именно термин «занимательность» точно отражает суть исторической разминки (а не «забавность», «развлекательность»). Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любого игрового момента.

               Психолого – педагогические возможности исторической разминки.

     Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, психолого-педагогических возможностях, которые могут быть использованы на уроках истории.

     Во-первых, историческая разминка  – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством исторической разминки гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится процесс состязательности, другой причиной является то, что  мотивов в исторической разминке гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

     Во-вторых, в исторической разминке активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

     Подростковый возраст характеризуется психологами как «переломный» период в развитии личности, отличающийся трудностью учения, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики, что связано с переходом на новую ступень умственного и психического развития. Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и в том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности.

     Кроме того, в ходе исторической разминки происходит огромная воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих педагогов. Достаточно ярко воспитательную сущность игрового действа показывает в своей работе В.М.Букатов: «Для педагога, работающего в социо - игровой стилистике, учебный материал – это россыпи счастливых предлогов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением (возобновлением, укреплением, обновлением и т.п.) деловых взаимоотношений со сверстниками».

     В исторической разминке именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и «обретения себя».  

     В предлагаемой работе сделана попытка отразить разнообразные возможности использования исторической разминки - пятиминутки на второй ступени обучения. Разумеется, в работе нашли отражение и задания, которые можно предлагать учащимся и за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, во внеклассных мероприятиях. Большинство разделов являются универсальными, доступными для использования в равной степени в урочной и во внеурочной практике.

     В результате анализа использования исторической разминки на уроке истории выявляются следующие варианты её ведения: 

  1. Постановка учебного задания перед изучением нового материала. Это адресованное учащимся задание может быть представлено как проблемный вопрос, «яркое пятно» или мотивирующее начало (использование технологии проблемного обучения). Кроме того, задание работает и на занимательность обучения и, таким образом, мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников.
  2. Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению учебного задания при изучении нового материала.
  3. Применение полученных учащимися знаний в ходе заключительного этапа урока.

     В зависимости от замысла учителя данные разделы (смотри Приложение 1) при проведении исторической разминки могут быть реализованы на одном уроке или растянуты во времени на несколько уроков.

     Диагностика результативности обобщённого  опыта показывает:

1)      Устойчивый рост интереса учащихся к предмету, а как конечный результат - к учёбе.

2)      Повышение качества знаний учащихся  по предмету.

3)      Формируются ключевые компетенции учащихся - учащиеся переносят умения, сформированные на уроке, на решение жизненных нестандартных ситуаций.

4)      Историческая разминка мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников – внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение.

5)      Историческая разминка, востребовав полученные знания, повышает их прочность.

6)      Посредством исторической разминки задействуется «ближняя перспектива» в обучении.

7)      Историческая разминка позволяет развивать специальные способности учащихся к занятиям историей:

- историческую память учащихся, в первую очередь на исторические факты, явления, представления;

- способность к ретроспективному мышлению, к мысленной реконструкции картины исторического исследования;

- способность к историческому сопереживанию.

Мною представлена небольшая часть исторической «копилки», используемой на разминке (смотри Приложение 1). Данные задания обладают следующим преимуществом: их удобно использовать для индивидуальной работы или работы в группах, т.к. они компактны и требуют ограниченного времени для своего решения. Кроме того, составление этих познавательных заданий является столь же привлекательным и посильным для ученика, как и их решение, поэтому оно может быть предложено в качестве творческой части домашнего задания, а наиболее удачные «авторские» образцы можно в дальнейшем предлагать для решения на уроке другим ученикам.

Приложение 1

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010