Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Деятельностный подход в истории. Проблемно-диалогический урок. «Чудо на реке Ханган» (урок истории в XI классе)

Автор:
Громилова Марина Васильевна

Аннотация:

 

   Динамичное развитие экономики (особенно в условиях информационного, высокотехнологичного общества) – крайне важная и актуальная проблема для многих стран современного мира, в том числе и для  России. Изучая ее, можно проследить связь с историческими аспектами, влияющими на решение данной проблемы, глубже понять суть экономических процессов.  Тема может изучаться в курсе  истории в XI классе или в рамках профильных и элективных курсов по всемирной истории.

В ходе проведения занятия ученики смогут  определить основные события, значимые для истории Кореи в 60-е-70-е гг. XX века, дать им краткую характеристику, назвать особенности экономического и политического развития в данный период; анализировать документы, выделять основные положения, составлять план ответа, обобщать материал и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;  работать в группе, представлять собственные оценочные суждения, подбирать аргументы и контраргументы, участвовать в дискуссии, представлять результаты работы публично.

В результате проведения занятия участники смогут  сформулировать понятие «экономическое чудо», выявить условия и факторы, способствующие данному явлению, выявить специфические и существенные особенности корейского «экономического чуда» в соответствии с современными научными представлениями;

сформулировать собственное мнение по вопросу: почему в середине XX века Республика Корея входила в число беднейших стран мира, а сегодня корейская экономика находится на 13-14 месте в мире, и  страна стремится стать активным игроком на мировой арене? Получить больше информации о Республике Корее, необходимой для формирования интереса к данной стране, толерантного отношения к корейской цивилизации.

  Данная тема позволит лучше понять  экономические процессы, происходящие в нашей стране, возможность использования корейского опыта в условиях современной России.

Громилова М. В.

 

Статья:

 

Деятельностный подход в истории. Проблемно-диалогический урок.

«Чудо на реке Ханган»  (урок истории в XI классе)

 

I. Организационный блок.

Краткое описание. Динамичное развитие экономики (особенно в условиях информационного, высокотехнологичного общества) – крайне важная и актуальная проблема для многих стран современного мира, в том числе и России. Изучая ее, можно проследить связь с историческими аспектами, влияющими на решение данной проблемы. В занятии используется работа в парах, анализ документальных источников, обсуждение, устные выступления по итогам обсуждения в малых  группах, работа с понятийным аппаратом. Тема может изучаться в курсе  истории в XI классе или в рамках профильных и элективных курсов по всемирной истории. Ориентировочное время занятия – 90 минут.

 

Ожидаемые результаты.

 В ходе проведения занятия ученики смогут:

-определить основные события, значимые для истории Кореи в 60-е-70-е гг. XX века, дать им краткую характеристику, назвать особенности экономического и политического развития в данный период;

-анализировать документы, выделять основные положения, составлять план ответа, обобщать материал и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;

-работать в группе, представлять собственные оценочные суждения, подбирать аргументы и контраргументы, участвовать в дискуссии, представлять результаты работы публично.

В результате проведения занятия участники смогут:

-сформулировать понятие «экономическое чудо», выявить условия и факторы, способствующие данному явлению, выявить специфические и существенные особенности корейского «экономического чуда» в соответствии с современными научными представлениями;

-сформулировать собственное мнение по вопросу: почему в середине XX века Республика Корея входила в число беднейших стран мира, а сегодня корейская экономика находится на 13-14 месте в мире, и  страна стремится стать активным игроком на мировой арене?

-получить больше информации о Республике Корее, необходимой для формирования интереса к данной стране, толерантного отношения к корейской цивилизации.

 

Основные понятия: экономическое чудо, «чэболь», «азиатские тигры», экспорториентированная индустриализация, Новые индустриальные страны (НИС), прямые иностранные инвестиции (ПИИ).

 

Материалы: мультимедийные презентации («Чудо на реке Ханган», «Экономические реалии и перспективы «чуда на реке Ханган», «Ханган сегодня»), сопровождаемые звучанием корейской народной и эстрадной музыки,  раздаточный материал для организации групповой работы (Приложение 1 и Приложение 2). В ходе работы ключевые моменты ответа фиксируются на отдельных листах и прикрепляются  на доску.

Ход занятия.

II. Мотивационный блок.

Вопрос учащимся: Где находится река Ханган?

Прием «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер».

Цель: вызов индивидуально имеющихся представлений по изучаемой теме.

Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

1. Учащиеся выполняю работу индивидуально.

2. Обсуждение полученных записей в парах (группах).

3. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие — не повторять то, что уже было сказано другими.

В результате, на доске формируется кластер, отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме.

Учитель выписывает на доске ключевое слово «Южная Корея» и предлагает учащимся написать ключевые слова, связанные с предложенным понятием в виде кластера.

      Затем учащимся предлагается просмотреть мультимедийную презентацию, в которой представлен сравнительный фотоматериал, сравнительные  таблицы (они также присутствуют в комплекте раздаточного материала), иллюстрирующие динамику экономического развития, материал по истории Республики Кореи. После просмотра материала ученики должны ответить на вопрос: как может быть сформулирована проблема урока? Какие вопросы мы можем рассмотреть в рамках данной проблемы?

 

III. Информационный блок.

1.Постановка проблемы. Учащимся предлагается для обсуждения следующая формулировка «Почему в середине XX века Республика Корея входила в число беднейших стран мира, а сегодня корейская экономика находится на 13-14 месте в мире, и  страна стремится стать активным игроком на мировой арене?».

2. Рассмотрение проблемы.

1) Организация работы в парах.

2) Небольшая лекция преподавателя, сопровождаемой мультимедийной презентацией.

 

Лекционный материал.

Экономика:Корея, которая когда-то была одной из самых бедных аграрных стран мира, начиная с 1962 г., приступила к экономическому развитию. Менее чем за четыре десятилетия страна добилась "экономического чуда на реке Ханган".

Этим образным выражением назвали те огромные достижения, которые радикально изменили корейскую экономику и ознаменовали поворотный момент в корейской истории. В результате с 1962 года по 2007-й валовой внутренний продукт страны вырос с 2,3 до 969,9 миллиарда долларов, а доход на душу населения увеличился с 87 до 20 045 долларов.

Республика Корея завоевала в мире репутацию страны с одной из наиболее динамично развивающихся экономик и стремится стать в 21 веке центром мощного экономического блока азиатских государств.

Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определения понятий «экономическое чудо» и «чудо на реке Ханган».

«Экономическое чудо»— образное наименование форсированно развивающейся экономики        какой-либо страны или региона на протяжении некоторого времени.

«Чудо на реке Ханган» - термин, обозначающий процесс роста экономики Южной Кореи, название получил от реки, на берегах которой расположен город Сеул — столица Южной Кореи.  (Данные определения затем выводятся на слайде презентации).

Историко-политический аспект:  Пак Чжон Хи - президент Южной Кореи (с 1963 года). Пришел к власти в результате «военной революции» (1960). Убит заговорщиками. «Отец» экономического чуда. (Данная информация и фото Пака Чжон Хи выводятся на слайде презентации).

В чем же слагаемые этого успеха?

3) Организация работы в парах. Сопроводительные материалы: рекомендации для работы с документами (Приложение 1) и раздаточные материалы (Приложение 2). Итогом работы групп станет  фиксирование ключевых моментов ответа на отдельных листах, которые вывешиваются на доске.

   Учитель может вывести на слайде словарь.

«Чеболь» - южнокорейская  форма финансово-промышленных групп. Конгломерат, представляющий собой группу формально самостоятельных фирм, находящихся в собственности определённых семей и под единым административным и финансовым контролем.

НИС- новые индустриальные страны 

ПИИ -прямые иностранные инвестиции

Вэлфер - государственная программа поддержки лиц, не имеющих других источников дохода.

IV. Аналитический блок.

В ходе обсуждения выступлений обобщаются результаты работы малых групп по решению проблемы, формулируются выводы, которые записываются на отдельных лисах и вывешиваются на доску. Данная работа может быть  проделана с использованием символики Кореи: в центре доски расположено изображение флага Кореи. Листы с выводами прикрепляются соответственно.

 

V. Рефлексивный блок.

 Подведение общих итогов. Формулирование ответов на вопрос:  почему в середине XX века Республика Корея входила в число беднейших стран мира, а сегодня корейская экономика находится на 13-14 месте в мире, и  страна стремится стать активным игроком на мировой арене?

Что же лежало в основе  удивительного  экономического роста Южной Кореи?

(выводится на слайде)

*         Во-первых,  это изменение  общей экономической модели развития  страны: государственное регулирование с помощью военно-законодательных мер, переориентация экономики страны на экспорт.

*         Во-вторых, было принято  осознанное   решение   развивать   экономику   страны неравномерно: приоритет был отдан развитию промышленности   в   ущерб   сельскому   хозяйству.

*         Третьей  важнейшей   особенностью   экономической   политики   стало усиление роли государства в экономике.

*         Четвертым  моментом экономической стало изменение характера привлекаемой из-за рубежа экономической помощи.

*         Пятой важнейшей составляющей новой экономической политики стала политика в сфере народного образования.

 

Возвращение к ожидаемым результатам. Соотношение с ожидаемыми результатами, анализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия и оценивание. Анализ проделанной работы, оценка и самооценка малых групп   посредством листов смайликов, которые находятся в папках с раздаточным материалом  («:))))))))-очень хорошо», «Y»-хорошо, «N»- не очень хорошо»).

Вопросы для рефлексии. Выделите не менее четырех форм деятельности, в которых вы принимали участие на занятии. Сформулируйте предложение по итогам занятия, которое будет начинаться со слова «Оказывается….»

 

Вопросы для размышления в качестве домашнего задания (выводятся на слайде):

- Можно ли применить корейский опыт к нашей российской реальности?

- Что мы можем заимствовать у корейцев?

- Какие наши российские национальные черты и особенности могут помочь нам совершить  «экономическое чудо»?

- Что корейцы могут заимствовать у нас?

-  Наше, российское «экономическое чудо» будет называться  «…………»?

 

Интернет-ресурсы к уроку:

http://old.russ.ru Русский журнал. Андрей Ланьков.

http://www.zlev.ru Экономическое чудо в Южной Корее: уроки для России

http://zairbek.livejournal.com Корейское экономическое чудо.

http://lib.ru Андрей Ланьков.  Хаотические заметки корееведа.

http://www.polit.ru Андрей Ланьков на "Полит.ру"

http://www.newsland.ru Секрет корейского экономического чуда.

http://www.bzzn.ru   Корейское экономическое чудо.

http://ehorussia.com Форум журнала «Эхо России». Республика Корея - о стране.

http://kore-saram.ru  К. Асмолов. Корё Сарам. Записки о корейцах.

http://lankov.oriental.ru  Андрей Ланьков. Корея: страна и люди. О Корее - старой и новой, Южной и Северной. Статьи и книги А. Н. Ланькова.

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010