Автор:
Громилова Марина Васильевна
Динамичное развитие экономики (особенно в условиях информационного, высокотехнологичного общества) – крайне важная и актуальная проблема для многих стран современного мира, в том числе и для России. Изучая ее, можно проследить связь с историческими аспектами, влияющими на решение данной проблемы, глубже понять суть экономических процессов. Тема может изучаться в курсе истории в XI классе или в рамках профильных и элективных курсов по всемирной истории.
В ходе проведения занятия ученики смогут определить основные события, значимые для истории Кореи в 60-е-70-е гг. XX века, дать им краткую характеристику, назвать особенности экономического и политического развития в данный период; анализировать документы, выделять основные положения, составлять план ответа, обобщать материал и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, находить альтернативные варианты решения поставленных проблем; работать в группе, представлять собственные оценочные суждения, подбирать аргументы и контраргументы, участвовать в дискуссии, представлять результаты работы публично.
В результате проведения занятия участники смогут сформулировать понятие «экономическое чудо», выявить условия и факторы, способствующие данному явлению, выявить специфические и существенные особенности корейского «экономического чуда» в соответствии с современными научными представлениями;
сформулировать собственное мнение по вопросу: почему в середине XX века Республика Корея входила в число беднейших стран мира, а сегодня корейская экономика находится на 13-14 месте в мире, и страна стремится стать активным игроком на мировой арене? Получить больше информации о Республике Корее, необходимой для формирования интереса к данной стране, толерантного отношения к корейской цивилизации.
Данная тема позволит лучше понять экономические процессы, происходящие в нашей стране, возможность использования корейского опыта в условиях современной России.
Громилова М. В.
Статья:
Деятельностный подход в истории. Проблемно-диалогический урок.
«Чудо на реке Ханган» (урок истории в XI классе)
I. Организационный блок.
Краткое описание. Динамичное развитие экономики (особенно в условиях информационного, высокотехнологичного общества) – крайне важная и актуальная проблема для многих стран современного мира, в том числе и России. Изучая ее, можно проследить связь с историческими аспектами, влияющими на решение данной проблемы. В занятии используется работа в парах, анализ документальных источников, обсуждение, устные выступления по итогам обсуждения в малых группах, работа с понятийным аппаратом. Тема может изучаться в курсе истории в XI классе или в рамках профильных и элективных курсов по всемирной истории. Ориентировочное время занятия – 90 минут.
Ожидаемые результаты.
В ходе проведения занятия ученики смогут:
-определить основные события, значимые для истории Кореи в 60-е-70-е гг. XX века, дать им краткую характеристику, назвать особенности экономического и политического развития в данный период;
-анализировать документы, выделять основные положения, составлять план ответа, обобщать материал и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;
-работать в группе, представлять собственные оценочные суждения, подбирать аргументы и контраргументы, участвовать в дискуссии, представлять результаты работы публично.
В результате проведения занятия участники смогут:
-сформулировать понятие «экономическое чудо», выявить условия и факторы, способствующие данному явлению, выявить специфические и существенные особенности корейского «экономического чуда» в соответствии с современными научными представлениями;
-сформулировать собственное мнение по вопросу: почему в середине XX века Республика Корея входила в число беднейших стран мира, а сегодня корейская экономика находится на 13-14 месте в мире, и страна стремится стать активным игроком на мировой арене?
-получить больше информации о Республике Корее, необходимой для формирования интереса к данной стране, толерантного отношения к корейской цивилизации.
Основные понятия: экономическое чудо, «чэболь», «азиатские тигры», экспорториентированная индустриализация, Новые индустриальные страны (НИС), прямые иностранные инвестиции (ПИИ).
Материалы: мультимедийные презентации («Чудо на реке Ханган», «Экономические реалии и перспективы «чуда на реке Ханган», «Ханган сегодня»), сопровождаемые звучанием корейской народной и эстрадной музыки, раздаточный материал для организации групповой работы (Приложение 1 и Приложение 2). В ходе работы ключевые моменты ответа фиксируются на отдельных листах и прикрепляются на доску.
Ход занятия.
II. Мотивационный блок.
Вопрос учащимся: Где находится река Ханган?
Прием «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер».
Цель: вызов индивидуально имеющихся представлений по изучаемой теме.
Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
1. Учащиеся выполняю работу индивидуально.
2. Обсуждение полученных записей в парах (группах).
3. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие — не повторять то, что уже было сказано другими.
В результате, на доске формируется кластер, отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме.
Учитель выписывает на доске ключевое слово «Южная Корея» и предлагает учащимся написать ключевые слова, связанные с предложенным понятием в виде кластера.
Затем учащимся предлагается просмотреть мультимедийную презентацию, в которой представлен сравнительный фотоматериал, сравнительные таблицы (они также присутствуют в комплекте раздаточного материала), иллюстрирующие динамику экономического развития, материал по истории Республики Кореи. После просмотра материала ученики должны ответить на вопрос: как может быть сформулирована проблема урока? Какие вопросы мы можем рассмотреть в рамках данной проблемы?
III. Информационный блок.
1.Постановка проблемы. Учащимся предлагается для обсуждения следующая формулировка «Почему в середине XX века Республика Корея входила в число беднейших стран мира, а сегодня корейская экономика находится на 13-14 месте в мире, и страна стремится стать активным игроком на мировой арене?».
2. Рассмотрение проблемы.
1) Организация работы в парах.
2) Небольшая лекция преподавателя, сопровождаемой мультимедийной презентацией.
Лекционный материал.
Экономика:Корея, которая когда-то была одной из самых бедных аграрных стран мира, начиная с 1962 г., приступила к экономическому развитию. Менее чем за четыре десятилетия страна добилась "экономического чуда на реке Ханган".
Этим образным выражением назвали те огромные достижения, которые радикально изменили корейскую экономику и ознаменовали поворотный момент в корейской истории. В результате с 1962 года по 2007-й валовой внутренний продукт страны вырос с 2,3 до 969,9 миллиарда долларов, а доход на душу населения увеличился с 87 до 20 045 долларов.
Республика Корея завоевала в мире репутацию страны с одной из наиболее динамично развивающихся экономик и стремится стать в 21 веке центром мощного экономического блока азиатских государств.
Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определения понятий «экономическое чудо» и «чудо на реке Ханган».
«Экономическое чудо»— образное наименование форсированно развивающейся экономики какой-либо страны или региона на протяжении некоторого времени.
«Чудо на реке Ханган» - термин, обозначающий процесс роста экономики Южной Кореи, название получил от реки, на берегах которой расположен город Сеул — столица Южной Кореи. (Данные определения затем выводятся на слайде презентации).
Историко-политический аспект: Пак Чжон Хи - президент Южной Кореи (с 1963 года). Пришел к власти в результате «военной революции» (1960). Убит заговорщиками. «Отец» экономического чуда. (Данная информация и фото Пака Чжон Хи выводятся на слайде презентации).
В чем же слагаемые этого успеха?
3) Организация работы в парах. Сопроводительные материалы: рекомендации для работы с документами (Приложение 1) и раздаточные материалы (Приложение 2). Итогом работы групп станет фиксирование ключевых моментов ответа на отдельных листах, которые вывешиваются на доске.
Учитель может вывести на слайде словарь.
«Чеболь» - южнокорейская форма финансово-промышленных групп. Конгломерат, представляющий собой группу формально самостоятельных фирм, находящихся в собственности определённых семей и под единым административным и финансовым контролем.
НИС- новые индустриальные страны
ПИИ -прямые иностранные инвестиции
Вэлфер - государственная программа поддержки лиц, не имеющих других источников дохода.
IV. Аналитический блок.
В ходе обсуждения выступлений обобщаются результаты работы малых групп по решению проблемы, формулируются выводы, которые записываются на отдельных лисах и вывешиваются на доску. Данная работа может быть проделана с использованием символики Кореи: в центре доски расположено изображение флага Кореи. Листы с выводами прикрепляются соответственно.
V. Рефлексивный блок.
Подведение общих итогов. Формулирование ответов на вопрос: почему в середине XX века Республика Корея входила в число беднейших стран мира, а сегодня корейская экономика находится на 13-14 месте в мире, и страна стремится стать активным игроком на мировой арене?
Что же лежало в основе удивительного экономического роста Южной Кореи?
(выводится на слайде)
* Во-первых, это изменение общей экономической модели развития страны: государственное регулирование с помощью военно-законодательных мер, переориентация экономики страны на экспорт.
* Во-вторых, было принято осознанное решение развивать экономику страны неравномерно: приоритет был отдан развитию промышленности в ущерб сельскому хозяйству.
* Третьей важнейшей особенностью экономической политики стало усиление роли государства в экономике.
* Четвертым моментом экономической стало изменение характера привлекаемой из-за рубежа экономической помощи.
* Пятой важнейшей составляющей новой экономической политики стала политика в сфере народного образования.
Возвращение к ожидаемым результатам. Соотношение с ожидаемыми результатами, анализ деятельности и ее результатов.
Рефлексия и оценивание. Анализ проделанной работы, оценка и самооценка малых групп посредством листов смайликов, которые находятся в папках с раздаточным материалом («:))))))))-очень хорошо», «Y»-хорошо, «N»- не очень хорошо»).
Вопросы для рефлексии. Выделите не менее четырех форм деятельности, в которых вы принимали участие на занятии. Сформулируйте предложение по итогам занятия, которое будет начинаться со слова «Оказывается….»
Вопросы для размышления в качестве домашнего задания (выводятся на слайде):
- Можно ли применить корейский опыт к нашей российской реальности?
- Что мы можем заимствовать у корейцев?
- Какие наши российские национальные черты и особенности могут помочь нам совершить «экономическое чудо»?
- Что корейцы могут заимствовать у нас?
- Наше, российское «экономическое чудо» будет называться «…………»?
Интернет-ресурсы к уроку:
http://old.russ.ru Русский журнал. Андрей Ланьков.
http://www.zlev.ru Экономическое чудо в Южной Корее: уроки для России
http://zairbek.livejournal.com Корейское экономическое чудо.
http://lib.ru Андрей Ланьков. Хаотические заметки корееведа.
http://www.polit.ru Андрей Ланьков на "Полит.ру"
http://www.newsland.ru Секрет корейского экономического чуда.
http://www.bzzn.ru Корейское экономическое чудо.
http://ehorussia.com Форум журнала «Эхо России». Республика Корея - о стране.
http://kore-saram.ru К. Асмолов. Корё Сарам. Записки о корейцах.
http://lankov.oriental.ru Андрей Ланьков. Корея: страна и люди. О Корее - старой и новой, Южной и Северной. Статьи и книги А. Н. Ланькова.