Автор:
Махмудова Ольга Владимировна
Изменения современной России требует новых подходов к системе образования, к роли педагога. И в этих условиях задумываешься: какой быть школе в современных условиях? Как соотнести традиционное и новое?
Цели:
1.Определить понятие социально-педагогической системы, элементы и функции.
2.Социально-педагогические условия, позволяющие осуществить требования, предъявляемые к современной школе.
Статья:Махмудова Ольга Владимировна
Школа как социально-педагогическая система: социальные функции и актуальные задачи (теоретическое обоснование темы)
Изменения, происходящие в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание прав человека и его свобод высшей ценностью – определяют новые задачи для отечественной системы образования.
Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.
Реализация ГОСов, ожидаемый переход школьного образования к стандартам второго поколения означает отказ от традиционной модели формирования системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ и переход к компетентностным основаниям этой системы.
В настоящее время российское образование должно работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим нужно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире.
Новые подходы к формированию
современной модели образования нашли отражение в нормативно-правовых
документах: законе «Об образовании»,
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации до
«Модернизация и инновационное развитие по словам президента РФ Д.А. Медведева - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам». В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Что же такое Новая школа:
- это школа где будет создана творческая среда для выявления особо одаренных ребят, где будет обеспечиваться успешная социализация каждой личности.
- это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, с новым мышлением, мобильными, непрерывно работающими над повышением своего мастерства. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
- это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.
Это означает, что облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Отсюда вытекают требования, предъявляемые к современной школе.
- от знаниевой парадигмы обучения к парадигме развития, самоопределения и самореализации личности.
- от отрицательных мотивов избегания неприятностей к комплексной положительной мотивации успеха.
- от знаний, умений и навыков к формированию личностных и предметных компетенций.
- от традиционных методик преподавания к современным образовательным технологиям.
- от организации школьного пространства к созданию комфортной мотивационной образовательной среды, обеспечивающей активность и успех каждого ребенка.
- от традиционных отношений «преподаватель-ученик», «преподаватель -родитель» к отношениям сотрудничества, партнерства всех субъектов образования.
- от качества образованияк качеству жизни в стенах и за пределами школы.
Какой же быть школе, учитывая специфику учебного заведения, в современных условиях? Как соотнести традиционное и новое?
Школа, как всякая организация, существует не изолированно, а в определенной социальной среде. Она является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой.
Внешняя среда рассматривается в двух видах: среда прямого воздействия и среда косвенного воздействия на школу. К основным факторам в среде прямого воздействия можно предположительно отнести: дошкольные учреждения, средние школы, средние специальные и высшие учебные заведения, учреждения управления образования, законодательные органы. Среда косвенного воздействия обычно сложнее среды прямого воздействия. К факторам среды косвенного воздействия можно отнести уровень образованности населения, образовательный потенциал родителей учащихся школы, образовательные ожидания родителей, социокультурные факторы, отношения с внешкольными общественными организациями.
В педагогической литературе даны разные определения педагогической системы. (В.С. Ильин, М.М. Поташник, Т.Н. Шамова):
В педагогике дается следующее определение.
Педагогическая Система:
· Соотношение элементов, находящихся в отношениях и связях между
собой, образующих определенную целостность и единство;
· Теория, на которой базируется деятельность.
Основными элементами педагогической системы являются цели, мотивы, содержание, формы, методы, средства и результаты обучения и воспитания, все участники образовательного процесса. На следующем слайде представлены существенные признаки педагогической системы.
Рассмотрение школы как социально-педагогической системы означает и то, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, учителей, учащихся, родителей должна быть в равной степени направлена на выработку целей и достижения результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использования разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательного процесса.
(педагогическую систему образования можно представить в виде таблицы).
Педагогическая система образования
Концепция модернизации Российского образования провозглашает активными субъектами всех граждан России (семья, родительская общественность, федеральные региональные органы власти, местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные и общественные институты).
Выделяют следующие функции социально - педагогической системы:
1. Формирование потребностей, норм, способностей;
2. Целостность воспитания, обучения и развития в каждом;
3. Подготовка к деятельности (самоопределение, критерии, способы деятельности)
Первая функция - передача накопленного опыта поколений.
Вторая функция - основная функция школы - это функция социального призрения (организация доп. образования и досуга с учетом интересов и склонностей детей, гарантирующих безопасность, сохранение и укрепление здоровья).
Третья функция - развивающая (ученики должны превзойти своих учителей, преобразовать и развить переданный опыт). Эстетическое, духовно-нравственное, коммуникативное, трудовое, физическое.
В целом, система направлена на формирование социально-адаптированной личности (социализация ребёнка).
Таким образом, перед школой в настоящее время стоят следующие актуальные задачи.
1.Создание благоприятных условий, гарантирующих реализацию образовательных программ в полном объеме;
2.Формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов,
3.Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
4.Формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
5.Разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.
Разветвленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству направлена на социальную защиту и реализацию прав человека, на успешное разностороннее развитие и самореализацию.
Именно социально-педагогическая система может решить реально проблемы и удовлетворить потребности:
-учащихся - в программах обучения, направленных на достижение качественного образования и овладение практическими умениями самостоятельно решать проблемы в различных областях жизни и профессиональной деятельности, быть конкурентно способными;
-родителей - в обеспечении условий для максимального развития школьников, в соответствии с их потенциальными возможностями, для их дальнейшей жизненной успешности и профессиональной состоятельности;
-педагогов - в обеспечении возможностей повышения профессиональной компетентности, возможностей творческой самореализации в образовательном процессе;
-учреждения - в создании индивидуальной образовательной модели, способствующей развитию школы, что делает ее конкурентно способной на рынке образовательных услуг;
-вузов города - в притоке интеллектуально и культурно развитой молодежи, обладающей высоким уровнем познавательной готовности к освоению программ высшего образования;
Чтобы осуществить цели и задачи, поставленные пред новой школой, нужно создать социально-педагогические условия.
Современные требования к условиям предоставления образования.
Первое условие (педагогическое) – создать творческую среду учреждения, которая рассматривается как пространство деятельности, создаваемое в учреждении, основной ценностью которого является творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации личности.
Компонентами творческой среды в учреждении выступает образовательный процесс, характеризующийся вариативностью, ситуацией выбора и успеха, ориентированный на создание индивидуальной образовательной траектории.
Второе условие (социальное) – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающих вариативность образовательного процесса, создающего ситуацию выбора в процессе самореализации одаренного ученика, что повышает эффективность социально-педагогической поддержки.
Третье условие (педагогическое) – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании, которое рассматривается как постоянная помощь методической службы педагогам, направленная на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности.
Четвертое условие (педагогическое) – сформировать положительное отношение педагога к ученику. На это обстоятельство обращается внимание практически во всех концепциях гуманистического образования и воспитания. Для педагога положительное отношение взрослого к ребенку – это атмосфера, которая демонстрирует: «я забочусь о тебе», а не «я буду заботиться о тебе, если ты будешь вести себя так-то и так-то». Положительное отношение педагога к каждому своему воспитаннику возможно лишь при наличии веры в ребенка, в его силы и способности.
Если упустить из вида этот момент, то это влечет за собой отрицательные социальные последствия:
- Выпускники школ показывают низкие результаты при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения, несоответствие итоговых оценок по предметам результатам ЕГЭ.
- Снижается результативность участия школьников в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах.
- Наблюдается рост правонарушений среди подростков.
- Недостаточный уровень востребованности выпускников.
- Выходит социально неадаптированная личность. Часть выпускников не может творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.
- Качество образования в полной мере не удовлетворяет запросы родителей
Для выявления и создания условий, необходимых для организации планомерного процесса в учебном заведении, среди обучающихся можно провести Мониторинг социально-педагогических условий по следующим вопросам:
1) В школе созданы условия для качественного обучения?
2) Учителя относятся с уважением к личности ученика?
3) Школьники чувствуют поддержку учителя, заинтересованность в их успехах?
4) Создана атмосфера комфорта в классных коллективах и школе в целом?
5) Школа заинтересована в совместном сотрудничестве с родителями?
6) Не задумываются над возможностью обучаться в другой школе?
7) Учителя заинтересованы в результатах своего труда?
8) Учителя уважительно относятся друг к другу?
9) Наиболее типичные состояния на уроках (безразличие, заинтересованность, усталость, сосредоточенность, волнение)?
10) Помогает ли учебное заведение заботиться о вашем здоровье?
Результатом нашей работы должен стать достойный уровень качества образования наших выпускников.
Желаемый образ – модель выпускника, выполняющего следующие социальные роли:
· семьянина, который чтит мать и отца, бабушек и дедушек, заботится о них и о других членах семьи;
· ученика, умеющего учиться, хорошо и много читающего, понимающего, что учиться придется всю жизнь и поэтому необходимо овладевать приемами самообразования;
· труженика – осознающего в труде свой долг, источник благополучия семьи и процветания России;
· гражданина – патриота, интернационалиста, борца за процветающую демократическую Россию;
· ценителя и творца прекрасного;
· приверженца здорового образа жизни.
Таким образом, модель выпускника рассматривается как стандарт, соединивший представления государства, педагогов, учащихся и родителей о наиболее значимых качествах личности.
Образ выпускника – человек, преданный России, деятельный патриот, оберегающий и охраняющий свою Родину, ее историю и культуру, соединивший в своем сознании идею личного блага с благом государственным. Духовно богатая, творческая, свободная личность, обладающая лучшими чертами русского характера, стремящаяся к физическому и нравственному совершенству. Человек образованный, обладающий культурой ума, готовый к самообразованию, самоопределению и самореализации во взрослой жизни.