Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Правовое образование и воспитание в системе гражданского становления личности

Автор:
Рощина Ирина Алексеевна

Аннотация:

Гражданско-правовое образование это образование, готовящее человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином. Цели обучения демократической гражданственности – это  обеспечение политической грамотности, критическое отношение к социальной действительности, стремление ее преобразовать, ответственность за свои поступки и свой выбор, юридические и моральные обязательства перед обществом и государством.

Статья:

Гражданско-правовое образование это образование, готовящее человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином. Независимо от того, какая политическая ситуация складывается в стране, этому предмету обучать сложно, но необходимо, особенно в нашей стране, где отсутствовал опыт демократического участия в управлении государством.

При оценке места и роли правового образования и воспитания в школе следует исходить:

- из потребностей школьников в получении знаний в области права;

- из интересов государства, связанных с воспитанием правовой культуры граждан;

- из необходимости обобщить и систематизировать педагогический и методический опыт, накопленный в области правового образования школьников.

Правовое образование личности не следует рассматривать только с позиции его профилактической роли в деле борьбы с правонарушениями в стране. Правовое воспитание и образование следует понимать и как необходимое условие приобретения гражданами России опыта демократической культуры.

Правовое образование должно строиться на признании принципа единства обучения и воспитания, при этом правовые знания выступают не в качестве самоцели, а в качестве необходимого средства воспитания и развития личности.

Сегодня в педагогической теории и практике можно условно выделить три подхода к правовому образованию:

1) предметный подход: я реализую его в разнообразных правовых курсах: «Основы правоведения» для 10-11 классов, «Основы потребительских знаний» для 8-9 классов, «Экономика и право» для 9 класса. Данные факультативы успешно прошли апробацию в нашей школе. Подростки не только получают правовую информацию, но и приобретают опыт осмысления норм права, создания норм и правил жизни, опыт соблюдения и отстаивания прав человека.

Старшие подростки с одной стороны уже имеют определенный жизненный опыт, в том числе опыт правовых отношений как положительный, так и негативный, с другой - это период, время выбора дальнейших путей образования, вхождения в большую жизнь. Осмысление такого опыта приобретает для него актуальность, имеет личностный смысл.

2) Интегрированный подход - исходит из того, что курс обществознания обладает достаточным воспитательным потенциалом. Ценности и приоритеты правового образования школьников требуют адекватной методики, которая обеспечивала бы активное участие учащихся в образовательном процессе. Сегодня основные методические инновации связаны с применением активных и интерактивных методов обучения. При этом учебный процесс организуется таким образом, чтобы создать для учащихся возможность критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, участвовать в дискуссиях, общаться с людьми. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые и деловые игры, работа с документами, творческие работы, рисунки и другие формы.

3) Институциональный подход - где на первый план выходят вопросы выстраивания правовых, демократических отношений между всеми участниками образовательного процесса, то есть организация всей школьной жизни, как правового пространства.

Правовое образование — это социализация ребенка в ходе учебно-воспитательного процесса, освоение современной системы социальных ценностей, развитие качеств и навыков, позволяющих личности эти ценности реализовать, отстаивать и защищать.

Социализация должна реализовываться в самой правовой атмосфере школьной жизни. Модель правового образования можно представить как собственно правовое образование школьников и правовое пространство школы. Под правовым пространством мы  понимаем освоение современной системы социальных ценностей самими педагогами, учащимися и родителями, т. е. всеми участниками образовательного процесса.

Главной ценностью права является признание ценности прав человека. Это, прежде всего воспитание в человеке чувства собственного достоинства, осознание своих прав, умение их реализовать и защитить. Это также признание прав других людей.

Ещё одной ценностью, которую учащиеся должны “почувствовать” в праве, является умение строить правовые отношения, разрешать конфликты и споры правовыми средствами.

Правовое пространство школы наряду с другими образовательными пространствами образуют своеобразный уклад жизни школы, т.е. такую организацию, которая во многом определяет, какие нормы и правила усваиваются и закрепляются в поведении. Как показывают наши исследования, такой уклад (атмосфера, стиль жизни и т.п.) влияет иногда гораздо больше на становление жизненных ценностей молодежи, чем учебные планы, программы и методы преподавания. Таким образом, дело не столько в курсах по правоведению, не столько в передаче правовой информации (правовое просвещение), сколько в создании в школе системы условий, круга возможностей, своеобразного поля для тренировки собственного поведения на основе правовых норм. Успех реализации различных курсов обществознания, права для школьников разных возрастов во многом зависит от того, насколько атмосфера школьной жизни, образовательный процесс, взаимоотношения учителей и учеников, учеников между собой, разрешение всевозможных проблем и конфликтов, нормы и правила школьной жизни будут демократичными по существу и основываться на праве.

Для создания условий по формированию и развитию системы школьного демократического пространства в 2000 году под моим руководством совместно с учащимися и педагогами школы был создан Конституционный совет – орган добровольного объединения учащихся и учителей. Все заседания являются открытыми, действует принцип гласности. Основная задача Конституционного совета – формирование навыков правозащитной деятельности. В 2001 году нами была разработана и принята на референдуме Конституция школы. В 2006, 2008 гг. были внесены поправки, и в 2009 году была принята вторая редакция Конституции школы.

В ходе законотворческой деятельности наше школьное сообщество столкнулось с проблемой: как создать условия для прямого участия всех учеников и учителей в подготовке и принятии внутришкольных законов, как сочетать прямое участие в законотворческой деятельности и представительство.

Мы прошли несколько этапов подготовки текста Конституции.

Первый этап-изучение общественного мнения о проблемах учеников и учителей в той сфере школьной жизни, которую будет регулировать закон. На рефлексии шло обсуждение вопросов: «Что в школе не должно быть?». Была проведена «инвентаризация детских обид», а также определено, какие права учителей, учащихся, родителей нарушаются, собраны предложения. Учащимися 11-х классов проведено анкетирование учителей и детей. На вопросы: «Знаете ли вы, что такое Конституция?» утвердительно ответили 75%; «Всегда ли соблюдаются ваши права?» - ответили утвердительно 67% учащихся и 80% учителей; «Нужна ли в школе Конституция?» - ответили утвердительно 75% учащихся и 95% учителей.

Второй этап-создание на базе старших (9 - 11-х) классов инициативных групп под руководством учителей истории. На уроках обществознания (тема «Правовой статус личности»), на факультативе «Основы правоведения» и рефлексии изучалась законодательная база: «Устав школы», Закон РФ «Об образовании», «Конвенция о правах ребенка», «Закон Мурманской области о защите прав ребенка» и др.

Каждый класс составил проект Положения о правах и обязанностях учащихся, учителей, родителей. Инициативная группа 11-х классов на факультативе «Основы правоведения» проанализировала эти проекты, сравнила со статьями Конституции и составила общий проект Положения. Родители-юристы помогли в обработке и редактировании проекта Конституции. Информация о разработке данных Положений была опубликована в школьной газете «Однако», прозвучала по школьному радио «Свободная волна» с тем, чтобы вовлечь как можно больше детей и взрослых в законотворческую деятельность.

Особенно интересными были дискуссии учащихся 9-11-х классов и учителей истории. Обсуждался ряд актуальных для детей вопросов:

- возможно ли свободное посещение уроков по договоренности с учителями;

- можно ли выбирать учителя - предметника;

- можно ли выбирать классного руководителя;

- можно ли удалять учащегося с урока.

Учащиеся 11-х классов выступили в 9-11-х классах с докладами о Конституции, ее роли и функциях. В начале  был подготовлен проект Конституции. Затем он рассматривался на Совете старшеклассников, были внесены предложения и дополнения.

Третий этап-группа учащихся 9-х классов провела лекции в 5-7-х классах на тему «Роль права в жизни общества и государства».  Было организовано широкое обсуждение проекта Конституции во всех классах (с 5-го по 11-й). Была создана специальная Конституционная комиссия, куда вошли по два представителя от каждого класса (начиная с 6-го). Затем последовало заседание Конституционной комиссии. Её участники внесли необходимые дополнения и изменения. И, наконец, Конституция одобряется на педагогическом совете школы.

Конституция была опубликована в школьной газете и на референдуме школы одобрена всеобщим голосованием учащихся и учителей. Сама процедура проведения референдума обсуждалась и принималась на совместном заседании учителей и учащихся.  За Конституцию проголосовало большинство- 65%.

На следующем этапе мы обозначили круг проблем, связанных с реализацией прав и свобод граждан школы.

В последующем был утвержден Герб и Гимн школы. Школьный герб – также одна из ступеней к принятию общих решений. Герб разрабатывался совместно с учениками школы, каждое предложение было оценено и рассмотрено на Конституционном совете.  Мы видим, что школа может быть для ученика маленьким государством, а сам ученик является его неотъемлемой частью – гражданином. Одна из важнейших целей школы – создать условия для самореализации личности. Только тогда, когда ученикам позволят активно принимать участие в жизни школы, они будут чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.

 В 2002/03 учебном году мною была создана детская Диагностическая служба школы, осуществляющая мониторинг общественного мнения на предмет реализации демократических ценностей. С результатами анкетирования по проблемам школы учащиеся знакомят учителей на совещаниях и педсоветах по различным темам: «Совершенствование системы качества образования и воспитания», «Подходы к контрольно-оценочной деятельности учащихся», «Сохранение здоровья учащихся», «Что такое современный урок» и др. Через практическую деятельность граждане школы усваивают, что демократия – это не застывшая форма. Совместное обсуждение проблем учащимися и педагогами позволяет эффективно их решать и приходить к совместным решениям.

В 2005 году деятельность Конституционного Совета состояла в формировании навыков правозащитной деятельности. В связи с этим на Конституционном Собрании мы приняли решение создать Правозащитный Комитет «Честь и достоинство», разработали и утвердили Положение о выборах в данный Комитет, об организации работы. В этот Комитет вошли 18 человек: по 2 представителя 6-11 классов и 6 учителей. По всем кандидатурам шло отдельное голосование и если кто-то был против, то кандидатура исключалась из списка. Мы приняли решение рассматривать, прежде всего, те проступки, которые нарушают права другого человека и законы, принятые всеми. Пока у Комитета нет опыта, он будет рассматривать только личные обращения граждан, впоследствии может рассматривать проступки по собственной инициативе. Пересмотр Конституции школы, критический анализ ряда положений осуществлялся на Педагогическом Совете с участием учителей и учащихся.

Конституционным Советом разработано Положение о Правозащитном комитете «Честь и достоинство», Положение о конкурсе «Класс года», «Ученик года», Положение об «Общешкольной ученической Конференции».

В 2007/08 учебном году инициирован и успешно претворяется в школьную жизнь Проект «Детская Общественная приемная», прошли выборы омбудсменов школы. В этом году мы работаем над созданием школьной юридической консультации.

 Данные формы работы способствуют формированию активной гражданской позиции учащихся. Практика показывает, что ребенок, являющийся творцом норм, законов и правил общей жизни чаще становится их носителем и защитником, чем те, кто вынужден исполнять нормы, установленные другими, или нормы, существующие как традиции.

Что думают об участии в создании законов ученики

Каждому из учеников приходится сталкиваться с процессом школьного законотворчества. Чаще всего это происходит в 8-9 классах, когда изучяется курс «Обществознание". В одном из погружений в «право» мы знакомимся с методикой принятия законов. После окончания нелегких работ ученики попытались задуматься над вопросом "Что я понял о законотворчестве и о самом себе?". Размышления были самые разные и необычные, но самое главное, что все поняли, что законотворчество не легкая, а трудная работа, требующая большого количества времени и усилий. “Многие из нас - учеников еще раз увидели свои недостатки и задумались об их исправлении: "Для себя я еще раз поняла, что не умею вести дискуссию. Теперь я что-то должна буду предпринять по этому поводу";

"Раньше я не умел пользоваться законами школы, плохо в них разбирался, а после ознакомления с ними я попытался научиться ими пользоваться";

"Я поняла, что мне гораздо легче писать письменные работы";

"После этого погружения в «право» я еще раз убедилась, что хочу быть юристом. Мне очень нравится составлять законы".

В нашей школе помимо школьного законотворчества, проводились рефлексии на тему отношения учеников к школьной демократии. Оказалось, что почти все достаточно хорошо ознакомлены с органами самоуправления и  приветствуют их существование. Ученики считают, что демократизация школы является важным звеном на пути к становлению человека в обществе: «что именно таким путём из простого ученика вырастает индивидуальность, личность, обладающая самыми лучшими качествами гражданина: бескорыстие, гуманность, дружелюбие, исполнение общественного долга, уважение чужих прав, ответственность».

Такая практика подтолкнула учеников задуматься о школьных законах, о частичном их пренебрежении и невыполнении. Такого рода обсуждения и высказывания своей позиции должны использоваться чаще, ведь именно таким путём учителя и ученики могут достигнуть гармонии в школе.

Заботясь о создании в школе системы ученического самоуправления, важно
обеспечить последовательное и равномерное развитие самодеятельных начал
во всех видах коллективной деятельности, включение в активную деятельность всех ребят.

Центром такой работы становятся первичные коллективы-классы.
Самоуправление в классном коллективе осуществляет свою деятельность с
помощью общего собрания, коллективного органа самоуправления. В классе
функционирует актив класса: староста, ответственные за учебную работу,
трудовые дела, дежурство, физорг, редколлегия, помощник библиотекаря.

По мере необходимости формируются временные творческие инициативные группы по подготовке коллективных творческих дел. В них могут войти ребята, учителя, родители. Например, подготовка концертной программы для Сестринского Дома милосердия.

В нашей школе один раз в четверть проходит общий сбор всего школьного актива, где заслушиваются отчёты председателей советов о проделанной работе. Два раза в год в качестве поощрения лучшие активисты выезжают в лагерь актива в Лапландский заповедник

Таким образом, простая модель организации ученического самоуправления обеспечивает высокую эффективность его деятельности. Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться  правом самоуправления.                                                                         

По истечении срока выбирается новый Совет, все классы выдвигают своих кандидатов. Для того чтобы Совету лучше работать, важно мнение учащихся, поэтому им предлагается анкета. Например, вот несколько вопросов:

1) Что в жизни и организации образования в нашей школе тебе больше всего нравится?   Есть ли, на твой  взгляд, в этом заслуга членов совета старшеклассников?

2)  Что в. жизни школы тебя не устраивает? Что получается плохо? Что обязательно надо изменить в новом учебном году?

3) Что бы ты предложил организовать новому Совету в новом учебном году?

а) для получения полноценного и свободного общения ______;

б) для того, чтобы ребята нашей школы не забывали и заботились о тех, кому трудно живется вокруг (старших, больных, многодетных и др. людях);

в) для того, чтобы атмосфера в нашей школе была еще добрее, чтобы никто не чувствовал себя оскорбленным и униженным;                                     

г) для того, чтобы в школе было больше интересных дел.      

Конечно, нельзя забывать, что опыт правового поведения должны приобретать не только дети, но и учителя. Сфера профессионально - педагогической деятельности должна быть демократически организована. Не менее важен в профессиональной подготовке учителя  демократический стиль педагогической работы. Учитель должен быть очень терпимым человеком, способным уважать личность ученика, ему важно научиться выстраивать правовые отношения со всеми участниками образовательного процесса. Таким обра­зом, идея служения обществу станет обще­принятой реальностью для многих, а не только целью для идеалистов-одиночек.

Меня заинтересовало, что подразумевают под словом демократия сами учителя и ученики? Вот, что они пишут:

«Демократия (на мой взгляд) – это хорошая дисциплина и чёткий порядок, высокое сознание и высокий уровень ответственности, уважение личности».

«Демократия – это свобода личности. Учащиеся должны понимать, в какой стране они живут и должны стремиться к самообразованию и пониманию своего места в современном обществе».

«Демократия – способ общения образованных, цивилизованных людей на основе взаимопонимания и равноправия, осознания своих прав и обязанностей».

Также, каждый человек должен понимать, что отдельно взятая школа не может добиться абсолютной демократии. Это объясняется тем, что демократизация невозможна в полной мере без участия  остальных школ, которые ещё не перешли на демократическую систему образования,  без поддержки государственных органов и общества в целом.

С 2003 года я являюсь постоянным участником городской инновационной площадки (ГИП) «Демократизация уклада школьной жизни»: принимала участие во всех семинарах, конференциях, деловых играх, проектах, в общественной детско-взрослой экспертизе СОШ № 8.

Нами разработаны и воплощены в практику идеи гуманитарной экспертизы педагогических процессов школьного сообщества. Они действуют как средство запуска и дальнейшего развития демократических принципов управления в образовании.

Эти экспертизы помогли нам глубоко проанализировать и переориентировать свою деятельность в направлении дальнейшего развития демократического, толерантного уклада школьной жизни.

    По составу участников, формату и содержанию гуманитарная экспертиза отличается от привычной, официальной экспертизы педагогических инициатив, курсов, экспериментов или индивидуальных «проектов». Во главу угла она ставит задачу не анализа и оценки уже кем-то выстраданной и выстроенной идеи или концепции, а создания демократического поля совместного построения и осмысления идей и способов формирования уклада школьной жизни.

     Ее принципиальная особенность состоит в том, что она с первого момента, с первых шагов ее запуска строится на демократической основе и открыта для всех желающих: учеников, педагогов, родителей, как данного учебного заведения, так и других школ и регионов.

     Сначала на общем сборе всем желающим предлагается войти в экспертную группу, совместно выработать критерии данной экспертизы, исходя из ее целей и задач, и посмотреть с позиции этих критериев на пространства жизнедеятельности школы.

     Экспертная группа разделяется на несколько подгрупп. Они могут проводить экспертизу по-разному:

-                 либо исходя из различных ролевых позиций: учителя, ученика, управленца, родителя;

-                 либо под углом рассмотрения актуальных для данного коллектива проблем (например: «равноправия и доверия», «оценивания и самооценивания», «выбора и ответственности» и др.).

    При этом происходит самоопределение «экспертов» и «экспертуемых». Они включаются в работу одной из таких групп, вырабатывают критерии проведения экспертизы в соответствии с выбранными темами и целями, обсуждают процедуру на общем пленарном заседании, анализируют образовательные процессы и пространства деятельности данного коллектива.

     Например, при анализе «демократичности атмосферы» учебного занятия обсуждается следующие его моменты:

1.           начало занятия, обсуждение и принятие его цели и задачи всеми участниками:

2.           наличие условий для обоснованного выбора на уроке: темы, темпа и способа работы, формы занятий и отчетности;

3.           реакция педагога на ошибки учеников, использование ошибки как некоторой проблемной точки для дальнейшего развития урока;

4.           демократичность, уважительность и равноправие в общении всех участников занятия; использование проблемных, неожиданных, нестандартных ситуаций урока для создания общего образовательного поля;

5.           наличие возможности для выдвижения детьми собственных гипотез и их обсуждение;

6.           создание условий, позволяющих изменить на уроке позицию учителя и учеников (перечень критериев может быть продолжен или изменен в зависимости от конкретной ситуации).

   Эксперты с педагогами, проводившими занятия, обсуждают увиденное, соотнося его с выработанными критериями, пробуют моделировать собственное занятие, отвечающее этим критериям и новым смыслам, возникшим во время обсуждения первого цикла занятий.

    В результате такой организации экспертизы проявляются новые качества образовательных процессов:

-                 реальная демократичность отношений, равноправие всех субъектов образовательного процесса; ученики разных классов и школ на равных, иногда и активнее, чем взрослые, участвуют на всех этапах экспертизы;

-                 происходит включение участников в интенсивный поиск наилучших методических решений для образовательных ситуаций;

-                 происходит смена ролей и позиций: разработчика критериев экспертизы; эксперта на чужих уроках и занятиях; аналитика на общих пленумах; разработчика и организатора модельного урока; экспертуемого на своем занятии; проектировщика последующих действий; аналитика работы экспертной группы и всей экспертизы в целом.

     Такая организация экспертизы дает возможность всем участникам как в зеркале увидеть свою позицию, а также точки ее роста, активно проанализировать и скорректировать собственное развитие в ситуации «здесь и сейчас». Подобная экспертиза – это проектировочный и аналитический тренинг, в котором на равноправной основе участвует множество педагогов, специалистов и учеников. Это – мощный толчок к преодолению стереотипов и появлению новых педагогических приемов и средств. Кроме того, - это вклад в создание сообщества школ, где создается уклад школьной жизни на основе сходных принципов и ценностей. В орбиту этих процессов втягиваются другие, соединение школы, поскольку они также приглашаются в качестве экспертов.

  Возможна ли демократия в школе? Демократия в школе реальна и необходима. Самоуправление – это принцип организации жизни школы, означающий право и обязанность его членов анализировать состояние дел в школе, вырабатывать и принимать решения, затрагивающие интересы коллектива, активно участвовать в принятии решений и в деятельности выборных органов.

    Воспитание патриота, гражданина - непростая задача. Подросток должен обладать определенными знаниями (о правах человека, государстве, выборах, роли общественных организаций). Ему надо овладеть многими умениями: критически мыслить, отстаивать свою позицию, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, участвовать в обсуждение разных проблем. Ему нужно выработать в себе такие качества, как уважение прав других, толерантность, умение договариваться и идти при этом на разумные компромиссы (учителя с большим опытом работы, наверное, помнят, что были времена, когда от детей требовали другого – бескомпромиссности и непримиримости к инакомыслию!). Сегодня важнейшая цель воспитания – гуманистическая социализация школьников, подготовка их к служению гуманистическим идеалам. Ведь сегодня, как никогда, требуется возрождение у взрослых и детей чувства принадлежности к сообществу.

Успешное решение проблем, связанных с соблюдением прав человека имеет существенное значение не только для развития школы, но и для становления гражданского общества. Решить эти проблемы только путём принятия правозащитных законов невозможно. Необходимым условием является признание ребёнка самоценной личностью, имеющей права и свободы наряду с обязанностями.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010