Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Учительский клуб как условие социального партнерства образовательного учреждения.

Автор:
Балагурова Марина Ивановна

Аннотация:

    Учительский клуб как условие социального партнерства образовательного учреждения.

                                                

                                          Балагурова М.И., директор МОУ СОШ №4 г. Ленска, к.п.н.

 

 В статье представлен опыт работы школы по участию клуба «Добродетель»  в духовно- нравственном воспитании детей. Практическая  значимость состоит в создании нового «социокультурного пространства», которое позволит дальнейшему укреплению связей общественности и школы.

Статья:

УЧИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

                                                             Балагурова М.И., директор МОУ СОШ №4 г.Ленска,

                                                                               Республика Саха (Якутия)

 

          «Внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной  привлекательности сферы образования» [1] является на сегодняшний день одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования, позволяющим обеспечивать сотрудничество школы  и гражданского общества. Однако реальное воплощение идеи государственно-общественного управления образовательным учреждением невозможно  без серьёзной перестройки отношения к роли государства и ответственности гражданина за развитие отечественного образования. Поэтому школы должны поставить перед собой непростую задачу – сформировать психологическую готовность общественности к управлению образовательным учреждением, определить эффективные стимулы.

Путем решения поставленной задачи для МОУ СОШ №4 г. Ленск стало формирование общественных структур, активно участвующих в соуправлении образовательным учреждением. Так, в школе была создана система менеджмента на основе общественного участия в формате фонда родителей, управляющего совета, попечительского совета, родительского комитета, совета старшеклассников, ассоциации выпускников, профессиональной ассоциации родителей, учительского клуба, совета отцов, клуба матерей и бабушек, совета ветеранов педагогического труда, бизнес-клуба. Деятельность этих общественных структур как основного заказчика в сфере образования регламентируется соответствующей нормативно-правовой базой, регулярно освещается на страницах школьной газеты «Крылья», в региональных средствах массовой информации.

В процессе реализации программы развития школы как республиканской экспериментальной площадки каждое направление работы рассматривается сквозь призму  вовлечения общественных структур в его реализацию. С этой целью разработана модель участия родителей, социальных  партнёров, учителей, школьников в соуправлении процессом обучения, проектирования, преобразования содержания образования, стимулирования научно- исследовательской и проектной деятельности учителей и учащихся. Одним из внутренних компонентов данной модели является учительский клуб «Добродетель» – общественный институт, необходимый для  дополнения, обогащения, расширения духовного начала во всех направлениях деятельности школы; для снижения неблагоприятных социальных показателей работы школы; для  преодоления кризисных явлений в социальной сфере, а также стабилизации духовно-нравственной ситуации в учебном заведении, обеспечения целостности и системности проводимых  воспитательных мероприятий; координации на школьном и муниципальном уровне педагогической и просветительской деятельности различных социальных институтов: семьи, государственных и общественных структур, религиозных объединений.

Основные направления деятельности клуба учителей «Добродетель»:

– информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность;

– интеграция духовно-нравственного содержания в учебные программы и планы воспитательной работы;

– социальное служение и благотворительные акции;

– совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросу духовно-нравственного воспитания школьников, духовно-нравственного просвещения родителей;

– изучение, обобщение и распространение опыта, накопленного в области духовно-нравственного воспитания.

Однако в первую очередь клуб создан как профессиональное сообщество, призванное способствовать повышению квалификации педагогов, обогащению их творческого потенциала, формированию корпоративных связей. Одновременно это творческая, научная, научно-методическая мастерская единомышленников, разрабатывающих в рамках проекта развития школы проблему интеграции предметов гуманитарного цикла. Так, учителями было создано пять авторских интегрированных программ по литературе, мировой художественной культуре,  изобразительному искусству,  истории, музыке, семь программ элективных курсов по гуманитарным предметам, подготовлены материалы для диссертационного исследования. По результатам экспериментов с межпредметной интеграцией был издан сборник методических разработок «Под сенью   дружных муз…», удостоенный  диплома республиканского конкурса авторских методических пособий. По инициативе и при непосредственном участии членов клуба  в школе введен предмет «Истоки», целью которого является приобщение к истокам родной культуры.

Формами проведения заседаний клуба избраны заочные путешествия по музеям, библиотекам, театрам, святым местам России и зарубежья; вечера для учителей-ветеранов «От всей души»; встречи с интересными людьми (гостями клуба стали местные поэты и писатели, священнослужители, журналисты, представители научного сообщества и даже увлеченные всем новым чиновники – специалисты Министерства образования РС (Я) и ИПКРО РС (Я), методические дискуссии, обсуждение сценариев будущих уроков-спектаклей, уроков-экскурсий, уроков-диспутов.

В подготовке и проведении клубных встреч на правах членов «Добродетели» принимают  участие и ученики, также они освещают деятельность профессионального сообщества в школьной печати, где публикуют статьи дискуссионного характера о нравственных аспектах человеческого бытия, приглашающие к разговору учителей, школьников, их родителей и социальных партнеров школы. Таким образом старшеклассники, являясь непосредственными участниками диалога со взрослыми, корректируют свою модель поведения на духовно-нравственной основе, формируют готовность к самовоспитанию и саморазвитию.

Учительский клуб – это  открытое объединение, которым со временем заинтересовались и бизнес-партнёры, нуждающиеся в активной интеграции с творческой интеллигенцией для укрепления своих нравственных позиций, обогащения и расширения круга общения. В результате школьный бизнес-клуб «Новая школа», нацеленный на решение актуальных проблем совершенствования материально-технической базы учебного заведения, выдвинул инициативу объединения с «Добродетелью». Такая консолидация усилий всех социальных партнеров вокруг идеи качественного обучения и воспитания детей явилась примером эффективного строительства новых отношений образовательного учреждения с внешним социумом на основе целенаправленного формирования благоприятного, социально стабильного, инновационного, инвестиционно-привлекательного имиджа образовательного учреждения.

Подобного рода социальное партнерство особенно значимо для такого небольшого населенного пункта, как Ленск, где школа играет особую роль в формировании социокультурной среды. При этом воспитательное пространство образовательного учреждения определяется его содержанием и иерархией ценностей, которые согласовываются и одобряются социумом: учителями, учениками, родителями. Ориентиры согласования – традиции школы, нравственные и правовые аспекты, а результатом согласования являются конструктивные действия на благо себе и другим.

Как видим, идея государственно-общественного управления образовательным учреждением, опирающаяся на различные формы социального партнерства, способна быть успешно реализованной и в условиях региональной системы образования как «специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой; отношений между субъектами, сторонами, имеющими наряду с тождественными интересами и принципиально различные, противоположные социальные, экономические, политические интересы» [2].

 

 

Литература:

1. Реморенко И. Перспективы общественного участия в управлении образованием, с. 34 /И. Реморенко // Народное образование.-2005.-№8.

2. Найденова З. Г.  Социальное партнерство - ведущий фактор совершенствования подготовки кадров, с. 159 М., 2002.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010