Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ДОМАШНИЙ МАСТЕР»

Автор:
Поляков Виктор Николаевич

Аннотация:

ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ДОМАШНИЙ МАСТЕР»

 

Программа разработана Поляковым В.Н. в целях  приобщения детей к трудовой деятельности, развития способностей к социальной адаптации, обучения навыкам самостоятельной и творческой деятельности, формирования понятий о художественном и техническом творчестве. Программа включает в себя обучение работе с древесиной, металлом, художественному конструированию и моделированию, практическому применению начальных технических знаний.

                           Поляков В.Н.

Статья:

       

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Темкинский Дом детского творчества

 

 

П Р О Г Р А М МА    « ДОМАШНИЙ  МАСТЕР»

 

 Направление:    Художественно- эстетическое

 

Возраст обучающихся:      7 - 17 лет

 

 Сроки реализации : 3 года

 

Составитель: педагог дополнительного образования  Поляков Виктор Николаевич

 

      Ц Е Л И   И   З А Д А Ч И

 1.- приобщение детей к трудовой деятельности

2 - развитие способности к социальной адаптации

3 -обучение навыкам самостоятельной и творческой деятельности

4 -формирование понятий о художественном и техническом творчестве

5 - обучение практическому применению полученных знаний

       УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

  1. Ежедневное планирование занятий
  2. Подготовка материалов и инструментов к занятию
  3. Подготовка литературы.
  4. Разработка наглядных пособий, технологических карт и т.д.
  5. Разработка творческих заданий
  6. Проведение открытых занятий объединения
  7. Самостоятельное изучение литературы по профилю
  8. Посещение курсов и семинаров.

     ОРГАНИЗАЦИОННО-МАССОВАЯ    РАБОТА

  1. Участие в массовых мероприятиях ДДТ
  2. Проведение мероприятий в каникулярное время внутри творческого объединения
  3. Выставки работ воспитанников.

           РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Индивидуальные беседы с родителями
  2. Приглашение родителей на занятия объединения и внеклассные мероприятия
  3. Привлечение родителей к обеспечению занятий необходимыми материалами

                     

                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

              Концепция  российского образования   нацеливает  образовательное

учреждение на подготовку разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, самообразованию исамосовершенствованию.

         Важную роль в решении этих задач принадлежит обучению по программе «Домашний мастер», рассчитанной на три года обучения — от игрушек и простейших поделок до сложных и практически значимых изделий из древесины и других материалов. Основная задача состоит в формировании положительной мотивации к освоению жизненно важных общетехнических знаний и умений, способов трудовой деятельности, привитии трудолюбия, овладении практическим применением знаний, полученных на занятиях.

       Остановимся на особенностях и задачах обучения каждого из трех лет обучения по программе «Домашний мастер».

         В первый год обучения, а это как правило, ученики младших классов, учащиеся знакомятся иовладевают навыками обращения с рабочим и измерительным инструментом (пила, рубанок, напильник и т.д.), а также учатся пользоваться измерительным и разметочным инструментом (линейка, угольник, рейсмус и т.п.).Учащиеся получают основные представления о работе с деревом, металлом, а также с электрическими цепями низкого напряжения На этой стадии обучения главная задача - обучить навыкам правильного и безопасного пользования инструментом и научиться правильно размечать задуманное изделие. Длязакрепления полученных знаний и умений используются как игровые моменты (загадки, кроссворды по тематике), так и рабочие (технологические карты).

       На второй год обучения вниманию учащихся предлагаются изделия, требующие определенных навыков работы и большего времени на их изготовление: разделочные доски различной формы и назначения с элементами декоративной отделки, наборы дли кухни (деревянные лопатки, ложки, вилки), декоративные шкатулки из твердых пород дерева, и т.п.Воспитанники получают навыки ремонта и изготовления мебели.

        Третий год занятий. Учащиеся начинают работать на токарных деревообрабатывающих станках, и связи с чем им становится доступным изготовление сложных изделий различного назначения и. формы с применением необходимых материалов не только из древесины. Учащиеся изготавливают не только точеные изделия (подсвечники, толкушки, деревянные чашки и ложки), но и комбинированные изделия бытового применения. Табуреты и столики сложной формы с точеными ножками и украшениями с инкрустацией шпоном ценных пород дерева (шахматный столик, шкатулка), люстры и настольные лампы с применением металлической фурнитуры, настольные игры и т.п. На всех стадиях обучения присутствуют как тематические игры, так и оценка обязательной практической значимости проделанной учащимися работы. Кроме занятий по тематическому плану,  в зависимости от степени овладения необходимыми знаниями  и  умениями,  по   мере  необходимости  и  потребности учащегося , используются индивидуальные занятия в зависимости от степени заинтересованности учащегося и широты его интересов.

   Основные цели и задачи данного курса:

- приобщение детей к трудовой деятельности

- развитие способности к социальной адаптации

-обучение навыкам самостоятельной и творческой деятельности

-формирование понятий о художественном и техническом творчестве

- обучение практическому применению полученных знаний

 

                      ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

                                                                                     1 группа

       тема

      Кол. часов

теория

 практика

 Вводное занятие. Техника безопасности

     3

    3

 

Материалы и их свойства

     3

    3

       

Моделирование и конструирование( общие понятия)

     6

    3

       3

Работа с древесиной и материалами на основе древесины

    48

    3

      45

Работа с металлом

    33

    3

      30

Работа с электрическими цепями низкого напряжения

    30

    6

      24

Комбинирование различных материалов

    48

    3   

      45

Самостоятельная работа

    42

   

     42

Итоговое занятие

     3

    3

 

                         всего

  216

   27

    189

 

 

                                                                                                   2 группа

       тема

      Кол. часов

теория

 практика

 Вводное занятие. Техника безопасности

     3

    3

 

Материалы и их свойства

     3

    3

       

Работа с деревом и материалами на основе дерева

     18

    3

       15

Основы ремонта и изготовления мебели

     48

    3

       45

Работа с металлом

     18

    3

       15

 Работа с электрическими цепями низкого напряжения

     24

    3

       21

Работа с подручными материалами и комбинирование   различных материалов

     99

    3   

       96

Итоговое занятие

     3

    3

 

                         всего

  216

   24

      192

    

                                                                             

                                                                                      3 группа

       тема

      Кол. часов

теория

 практика

 Вводное занятие. Техника безопасности

     2

    2

 

Свойства материалов и области их применения

     2

    2

        

Художественная отделка различных изделий с использованием разнообразных материалов

     24

    2

       22

Работа с деревом

     48

    2

       46

Технические особенности конструирования, сборки и ремонта мебели

     18

    2

       16

Использование природного материала для изготовления мебели и декоративных изделий

    18

    2

       16

Садово- парковая мебель и малые архитектурные формы

    100

   4   

      96

Итоговое занятие

     2

    2

 

                         всего

  216

   18

    196

 

 

 

               СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                            1 группа

 

1. Введение    / 1 занятие/

    Знакомство с группой. Ознакомление с программой курса. Выборы старосты группы. Знакомство с требованиями к воспитанникам ДДТ ( поведение в мастерской, техника безопасности при работе в мастерской , безопасное обращение с инструментами и материалами). Определение рабочих мест.

 

2. Материалы и их свойства  /1 занятие/

    Ознакомление детей с различными материалами: дерево, металл, фанера, древесно- стружечные плиты, пластик, пенопласт), рассказ об их свойствах, сходство и различие материалов, область их применения.

 

3. Моделирование и конструирование  / 2 занятия/

      Ознакомление с основами моделирования и конструирования различных материалов, основы построения разметки изделия, способы переноса рисунка на различные материалы.

 

4. Работа с древесиной и материалами на основе древесины /16 занятий/

     Назначение и применение различных инструментов для обработки древесины, подготовка инструментов к работе, техника безопасности при работе с режущими инструментами, обучение приемам работы  с лобзиком, ножовкой, выжигателем, резцом, рубанком. Способы соединения древесины. Изготовление различных изделий из древесных материалов.

 

5. Работа с металлом. /  11 занятий/

Основы работы и область применения металла в изготовлении изделий в быту. Инструменты для обработки металла: ножницы, зубило, напильники, сверла, фрезы. Техника безопасности при работе с металлом и инструментами для обработки металла. Обучение приемам работы с листовым металлом, способы его обработки: резка, сгиб, точение, рубка, клепка, шлифовка. Изготовление изделий из листового металла.

 

6. Работа с электрическими цепями низкого напряжения / 10 занятий/

Ознакомление с элементами сборки цепей низкого напряжения. Материалы и инструменты для работы с электричеством: батарейки, провода, лампы, электромоторчики. Применение электроцепей в изготовлении моделей и игрушек. Способы сборки электрических цепей: параллельные и последовательные. Подключение электрических потребителей в цепь. Способы зачистки проводов, пайка, скрутка, зажим. Распределительные коробки, выключатели, электролампочки, электромоторчики. Источники электрической энергии: батарейки, аккумуляторы. Сборка простейших электрических цепей, применение электрических компонентов в построении моделей.

7. Комбинирование различных материалов / 16 занятий/

      Основы конструирование различных изделий с применением двух и более материалов. Специфика соединения неоднородных материалов. Способы соединения различных материалов исходя из их технических характеристик. Новые возможности в моделировании и конструировании с применением двух и более материалов. Усовершенствование и изменение эстетического вида ранее изготовленных изделий, добавление в них других материалов, комбинирование и замена некоторых деталей..

 

8. Самостоятельная работа. / 14 занятий/

     Самостоятельная работа детей над выбранными изделиями с применением знаний и навыков обработки материалов, полученных на занятиях

 

 

9. Итоговое занятие / 1 занятие/

      Оценка знаний и достижений учащихся за учебный год. Итоговая аттестация. Индивидуальное консультирование детей по самостоятельной работе в каникулярное время.

 

                                    2 группа

 

  1. Вводное занятие  / 1 занятие/

Знакомство с группой. Ознакомление с программой курса. Правила поведения в мастерской. Техника безопасности при работе с различными материалами , инструментами и оборудованием.

   

  1. Материалы и их свойства / 1 занятие/

       Знакомство с материалами и их свойствами, техническими характеристиками, областью применения. Взаимозаменяемость материалов.

 

 

  1. Работа с деревом и материалами на основе дерева / 6 занятий/

         Назначение и область применения различных инструментов и оборудования для обработки древесины. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и оборудованием. Совершенствование навыков обработки древесины ручным и электрическим инструментом. Инструменты и оборудование для художественной отделки древесины. Ознакомление, обучение и работа на токарном станке по дереву. Оборудование и инструменты для промышленной обработки древесины

 

  1. Основы ремонта и изготовления мебели /16 занятий/

Принципы изготовления мебели.Материалы для изготовления мебели. Основы ремонта мебели. Изготовление и замена испорченных элементов мебели. Способы соединения деталей мебели. Принципы конструирования простейшей мебели: лавки, табуреты, стулья, столы. Основы вырезания различных заготовок мебели, способы соединения заготовок в готовое изделие, художественная отделка готового изделия.

 

  1. Работа с металлом  / 6 занятий/

  Области применения металла и и изделий из металла. Инструменты для обработки металла. Чеканка.Использование металла в быту, защите металлических изделий от каррозии.Художественная обработка металла .

 

  1. Работа с электрическими цепями низкого напряжения  / 8 занятий/

        Источники электроэнергии. Техника безопасности при работе с электричеством. Электрические цепи в быту. Инструменты и оборудование для работы с электричеством. Принципы работы электрических приборов. Порядок и принципы сборки электрических цепей с подключением различных видов электропотребителей.

 

  1. Работа с подручными материалами и комбинирование различных материалов / 33 занятия/

Подручные материалы в конструировании и изготовлении различных изделий. Способы соединения материалов в зависимости от технических характеристик, материала и назначения изделий. Возможность конструирования мебели из подручных материалов. Комбинирование материалов при изготовлении изделий бытового назначения.

 

  1. Итоговое занятие / 1 занятие/

 

Оценка знаний и достижений учащихся за учебный год. Итоговая аттестация. Индивидуальное консультирование детей по самостоятельной работе в каникулярное время.

 

 

                                 3 группа

 

  1. Вводное занятие  / 1 занятие/

        Ознакомление с программой курса. Правила поведения в мастерской. Техника безопасности при работе с режущим инструментом, при работе на токарном, фуговальном и циркулярном станках.

 

  1. Свойства материалов и область их применения. / 1 занятия/

      Знакомство со свойствами и техническими характеристиками различных материалов, области их применения.

 

  1. Художественная отделка различных изделий с использованием разнообразных материалов / 12 занятий/

           Отделка древесных материалов: шлифование, точение, строгание, выпиливание, морение, лакирование, выжигание, теснение резьба, окраска, антисептическая пропитка, противопожарная пропитка. Обработка и отделка металлических материалов:шлифовка, полировка, чеканка, окраска, защита от каррозии и ржавчины.

 

  1. Работа с деревом /24 занятия/

        Ручные и электрические инструменты для обработки древесины. Станки для обработки древесины. Настройка, заточка инструмента и станков. Знакомство с промышленным оборудованием для обработки древесины. Работа на фуговальном станке. Работа на токарном станке. Работа на токарном станке. Закрепление навыков и приемов работы с ручным и электрическим деревообрабатывающим инструментом.

 

  1. Технические особенности конструирования,сборки и ремонта мебели /9 занятия/

                Разновидности материалов для изготовления мебели. Способы восстановления поврежденных элементов мебели. Реставрация поврежденных лакированных покрытий мебели. Замена испорченных и пришедших в негодность элементов мебели. Особенности конструирования мебели, исходя из области ее применения. Конструирование мебели из дерева, древесных плит, пластмассы, металла и сочетание этих материалов в одном изделии.

 

  1. Использование природного материала для изготовления мебели и декоративных изделий.    /9 занятий/

       Особенности использования природных материалов для изготовления мебели и декоративных изделий: корней, стволов, капа и наростов. Способы крепления данных материалов в готовом изделии. Соединение природных элементов с использованием клея, шурупов, шипа, металла. Соединение в паз без применения дополнительных материалов. Отделка изделия из природного материала

  

  1. Садово- парковая мебель и малые архитектурные формы / 50занятий/

              Особенности изготовления садово- парковой мебели и малых архитектурных форм. Материалы и инструменты при их изготовлении. Техника безопасности при работе с бензо- и электропилами. Особенности защиты изделий, эксплуатируемых на открытом воздухе. Построение чертежей и проектирование малых архитектурных форм. Самостоятельная разработка и изготовление садово- парковой мебели и малых архитектурных форм. Придание готовым изделиям эстетического вида. Использование морилки, акватекса, лака для отделки изделий. Технология их нанесения. Самостоятельная работа по ихготовлению садово- парковой мебели по выбранным образцам

  1. Итоговое занятие  / 1 занятие/

                 

Оценка знаний и достижений учащихся за учебный год. Итоговая аттестация. Индивидуальное консультирование детей по самостоятельной работе в каникулярное время.

 

 

 

                          ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Э.К. Гульян «Учите детей мастерить»

М., Просвещение 2001 г.

 

     2.  И.Б. Борисов «Обработка древесины»

          М., Феникс 1999 г

 

     3. Э. В. Рихвк «Мастерим из древесины»

         М., Просвещение 1988 г

 

     4. ж. «Сделай сам»

 

     5. ж. « Школа и производство»

 

     6. ж. «Юный техник»

 

 

 

 

                      Программа итоговой аттестации ТО  Домашний мастер

Цель итоговой аттестации:

 - выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия результатам образовательных программ.

 

                                                    1 год обучения

 

1 Измерительный и разметочный инструмент

Вопросы к учащимся:

 

 Как называются и для чего  служат предметы изображенные на рисунках?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рабочий инструмент

вопросы 1)Для чего служит пила?

                 2) Какие бывают пилы ?

                3)В чем назначение рубанка?

                4)Для чего служит напильник?

                 5)Что можно делать молотком?

 

Программа итоговой аттестации объединения Домашний мастер

2 год обучения

 

Группа делится  на бригады по 2-3 человека. Каждой бригаде выдается обрезная доска с размерами 800 *25*25мм .

- 1 и 2 бригады делают скамью по типу,   изображенному на рисунке, самостоятельно решая  задачи соединения ножек и сидения, их формы (скругления сидения ,вырезы ножек для облегчения конструкции и т.п.

 

 

 

 

- 3 и 4 бригады делают подвесную полку  по типу ,изображенному на рисунке, самостоятельно решая задачи прочности изделия , способ крепления полки на стене, форму боковых стенок и т. п.

 

 

Оценивается прочность изделия, качество обработки, дизайн.

 

 

Программа итоговой аттестации объединения Домашний мастер

3  год обучения

 

 

Разработка технологической  карты  для изготовления  декоративно–прикладных изделий из древесины.

 

Группа делится на 2 бригады по 2-3 человека. Каждой бригаде выдается по одному декоративно – прикладному изделию из древесины: шкатулка с элементами глухой резьбы и контейнер – держатель для кухонных ножей. Задача состоит в составлении технологической карты, т.е. последовательности операций  изготовления изделия, начиная с заготовки. Оценивается полнота изложения последовательности операций  и время ,затраченное на составление технологичесой карты.     

 

ОБРАЗЕЦ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ

 

 

Рисунок, размеры, материал

 

№ п/п

Последовательность операций

Эскиз (графическое изображение)

Инструменты и приспособления

 

 

 

 

                    

Приложения

Статья

  1. Статья

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010