Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Семья глазами школьного логопеда

Автор:
Юдина Ирина Юрьевна

Аннотация:

Семья глазами школьного логопеда

Статья посвящена тому, понимают ли современные родители «проблемность» ребенка-школьника с речевыми нарушениями. Приводятся данные анкет учителя-логопеда, в которых показано, насколько семья замечает речевые проблемы ребенка, пришедшего в школу, и готова ли их решать.

 

И.Ю. Юдина

МБОУ СОШ №40 г. Хабаровска

Статья:

 

Проблема помощи детям  с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время  является актуальной. Одним из факторов интеллектуального, речевого, личностного развития учащихся является образовательная среда и социальное окружение, которое в первую очередь представлено школой и семьёй ребенка. Успешность коррекционной работы будет зависеть от проведения своевременной и качественной диагностики. На пути к переходу на Специальные ФГОС этому придаётся особое значение.

Осуществляя коррекцию речевых нарушений у учащихся начальных общеобразовательных классов и специальных (коррекционных) классов VII вида, понимаю, что одними усилиями учителя-логопеда проблемы помощи детям с речевой патологией не решить.Необходимо тесное взаимодействие между учителем-логопедом и родителями.

В своей работе ежегодно на этапе первичного логопедического обследования провожу анкетирование родителей.

Цель первичного логопедического обследования:

1. Выявление учащихся с нарушением речи;

2. Получение дополнительной информации о состоянии здоровья ребёнка (у каких специалистов состоит на учёте,  о наличии перенесённых заболеваний);

3. Получение анамнестических данных о раннем речевом развитии;

4. Замечают ли родители речевой дефект своего ребёнка что их беспокоит в речи.

Данные анкеты использую в двух направлениях:

1. С диагностической целью;

2. В работе с родителями: а) насколько родители готовы дать чёткий анамнез речевого развития; б) замечают ли проблемы в речи ребёнка; в) готовы ли к взаимодействию в работе с учителем-логопедом.

По проведенному анализу анкетирования  получены следующие данные. Из 108 родителей, принявших участие в анкетировании, 19 человек указали, что их дети состоят на учёте у врачей: у невролога – 13 человек,  у психиатра совместно с неврологом – 1 человек, у сурдолога – 2 человека, у кардиолога – 1 человек. У 2-х учащихся  имеется нейросенсорная  тугоухость 2 степени. У 5 учащихся отмечаются хронические заболевания. Из перенесённых заболеваний указаны: ОРЗ, ОРВИ у 27 человек, бронхит у 4 человек, отит у 3 человек, аллергии у 2 человек,  ринотрахеит у 1 человека, пиелонефрит у 1 человека, анемия у 1 человека. Данные представлены в таблице 1.

Важным фактом   в ходе экспресс-диагностики  по анкетам родителей является  выявление детей со сниженным  слухом, имеющих, как правило, осложнённые формы речевого нарушения и выявление детей с комбинированными  нарушениями. Такие дети выявляются быстрее.  

Таблица 1.

Данные о наличии заболеваний у учащихся 1-х классов.

                                 

 

Количество родителей,

принявших участие в анкетировании

 

Общеобразовательные  классы

108 чел.

Классы для

детей с ЗПР

22 чел.

Состоят   на учёте у невролога

7

9

На   учёте у других специалистов

2 (сурдолог)

1 (кардиолог)

-

Отстают   в развитии.

-

2

ОРЗ,   ОРВИ

20

7

Отит

2

1

Бронхит,

трахеит

4

1

Аллергия

2

-

Пиелонефрит

1

-

 

                                                                                                                                 Таблица 2

Анамнестические данные

о раннем речевом развитии  учащихся 1-х классов.

 

Количество родителей, принявших   участие в анкетировании

Дали   полные сведения

 

Дали   частичные сведения

Нет   сведений

Адекватные   ответы

Неадекватные

ответы

Общеобразова-тельные классы

108 человек

55

51%

23

21%

19

18%

95

89%

13

11%

Классы для детей с ЗПР

22 человек

14

64%

6

27%

2

9%

16

73%

6

27%

 

Анализ данных о раннем речевом развитии показывает, что из 108 родителей (из общеобразовательных классов), принявших участие в анкетировании,  55 человек дают полные сведения (51%), 23 человека неполные сведения (21%) – в данном случае родители отмечают один или два пункта анамнеза речи ребёнка, 19 человек (18%) не сообщают никаких сведений. Адекватные сведения, согласно возрастным нормам речевого развития, установлены у  95 человек (89%), неадекватные сведения  у 13 человек (11%). Это такие, как «первые слова появились в 3, 6, 9 месяцев, фраза в 10 месяцев». Данные представлены в таблице 2.

В классах для детей с задержкой психического развития из 22 родителей, заполнивших анкеты полные сведения речевого анамнеза дают 14 человек (64%), не полные сведения у 6 человек (27%), не сообщили  сведения 2 человека (9%). Адекватные  данные речевого анамнеза установлены у 16 человек (73%), неадекватные у 6 человек (27%). Это такие, как «первые слова появились в 3 месяца, связная  речь в 12 месяцев». Часто родители в сведениях о появлении в речи ребёнка первых слов, предложений, связной речи  используют такие выражения: «развитие по возрасту», «в срок», не указывают временной период. По некоторым  анкетам отмечается несоответствие данных  о речевом развитии ребёнка. Например,  отмечается из речевого анамнеза «развитие по возрасту» и одновременно «плохое произношение шипящих звуков», «плохо запоминает». В дальнейшем при углубленном логопедическом обследовании у ребенка выявляется выраженная задержка  психоречевого и интеллектуального развития.

Из анамнеза речевого развития учащихся общеобразовательных  классов установлено, что у 11 человек связная речь появилась с опозданием после 3-х лет. В классах для детей с задержкой психического развития  связная речь после 3-х лет появилась у 5-ти человек,  в 4-5 лет у 1 человека, после 5 лет у 1 человека.

 

                                                                                                                                  Таблица 3

Данные о нарушении устной  и письменной речи

учащихся 1-х классов.

 

Количество родителей, принявших   участие в анкетировании

Нарушение

устной   речи

Нарушение

письма

Заикание

Нарушения   речи и нарушения внимания

Ничего   не

беспокоит

Общеобразоват классы

108 чел.

 

49   чел. 45%

 

1 чел.   1%

 

1 чел.   1%

1   чел. 1%

57

53%

 

Всего   с речевыми проблемами

51   человек (47%)

 

Классы для детей с ЗПР

22 чел.

12

54,5%

-

-

-

10

45,5%

 

Из анализа анкет по заполнению пункта о том, что беспокоит родителей в речи  ребёнка, установлено, что проблемы  в  устной речи отмечают 49 человек родителей (45%), нарушение письма 1 человек (15%), заикание 1 человек (1%). Всего с речевыми проблемами учащихся общеобразовательных классов, обозначенными родителями,  51 человек, что составило 47%. Данные представлены в таблице 3.

В классах для детей с ЗПР 12 человек родителей выражают беспокойство по поводу нарушений устной речи, что составило 54.5%.

Родителями отмечены следующие проблемы: « нарушение произношения шипящих, свистящих звуков, звуков - р-, - л-; замена звуков в слове, перестановка слогов, нарушение в проговаривании сложных слов, не проговаривает длинные слова, торопится. не договаривает слова; ошибки в постановке ударения. неумение  выразить мысль, теряет смысл предложения, плохо формулирует вопросы; невнятная речь, односложные  ответы, плохо строит фразы, не согласовывает слова в предложении, не всегда понимает  обращённую речь; зеркальное письмо букв я, к, е; цифр 2, 3, 5; заикание».

Установлено, что 67 человек родителей, не указали о том, что их беспокоит в речи своих детей. По результатам проведенного логопедического обследования  у 35 учащихся из этого количества установлено нарушение речи и выставлено речевое заключение: ОНР, НВ ОНР, Фонематическое недоразвитие. Этот факт требует дополнительного изучения. На наш взгляд, это объясняется двумя факторами: 1) либо родители не видят речевого дефекта; 2) либо не хотят говорить об этом.

От того, насколько современные родители видят проблемы речевого развития ребенка, насколько нарушения речи являются актуальной проблемой для семьи ребенка, будет зависеть содержание консультативной логопедической помощи. Данные анкетирования позволяют учителю-логопеду выйти на новый уровень консультативной работы. В семье, где родители не замечают проблему в речевом развитии ребёнка, задачей логопеда при проведении консультаций является показать «проблемность» состояния речи ребёнка к моменту поступления в школу. Для этого родителям рассказывается о сформированности всех компонентов речевой функциональной системы.  Особо обращается внимание на сформированность фонематического слуха, звукового анализа, лексико-грамматического строя, связной речи, а также на умение понимать инструкцию и организовывать деятельность. При работе с такой семьёй эффективна такая форма работы, как обследование ребёнка в присутствии родителей. Если родители видят проблему ребёнка, тогда консультация строится по-другому. Перед родителями не нужно раскрывать «проблемность» речевых нарушений. Такие родители сразу готовы к совместной работе с учителем-логопедом по устранению речевых нарушений ребёнка. Содержанием консультаций являются такие темы: развитие ручной и артикуляционной моторики, техника проведения точечного и логопедического массажа, развитие фонематического восприятия и анализа, развитие звукового и слогового анализа.

Таким образом, сбор сведений в ходе проведенного анкетирования помог в выявлении всех учащихся с речевой патологией, особенно с осложнёнными  формами речевых нарушений, показал,  насколько родители готовы к взаимодействию с учителем-логопедом по устранению речевого дефекта ребёнка. Анализ данных показал, что большинство родителей правильно дают данные о раннем речевом развитии детей, формулируют  речевую проблему, готовы к совместной работе с учителем-логопедом. Сотрудничество учителя-логопеда и родителей, воспитывающих ребенка с речевыми патологиями, способствует не только успешной коррекции речи, но и успешной  адаптации  и социализации первоклассника в обществе.

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010