Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Рабочая учебная программа по курсу «Концепция современного естествознания».

Автор:
Вольская Оксана Николаевна

Аннотация:

Аннотация к рабочей учебной программе по курсу "Концепция современного естествознания".

Программа разработа учителем физики Вольской Оксаной Николаевной для младших школьников. В курсе приоритет  отдается тем явлениям природы, которые изучаются при помощи органов чувств: тепловые, световые, электрические. Предлагатся проведение значительного числа практических работ, что дает возможность учащимся пользоваться простейшими приборами, окружающими нас в нашей жизни.

Статья:

Рабочая учебная программа по курсу «Концепция современного естествознания».

 

 

Пояснительная записка

 

 

Настоящая рабочая программа разработана как допредметное образование в соответствии  со стандартами второго поколения.

 

 

Актуальность

 

 

В действующей ныне программе обучение физике начинается  в 7 классе, т.е. до 12 лет  учащиеся не получают в школе какой либо адекватной возрасту информации о явлениях окружающего мира.

В 7 классе сразу появляется множество предметов: физики, химия, география…., и для учащихся эти предметы остаются  не связанные между собой, существующие отдельно друг от друга. Знания, которые они получают, не складываются в единую картину мира.

 Поэтому очень важно ввести интегрированный курс, который позволил бы учащимся увидеть связь между предметами: физикой, химией, географией, биологией и астрономией.                       

 Этот курс можно отнести к допредметному содержанию образования, которому  уделяют большое внимание в стандартах второго поколения. Когда учащиеся перейдут к изучению этих предметов, они уже не будут выглядеть чем-то инородным, а будут дополнять друг  друга, складываясь в сознании в единую картину мира.

 

 

Нормативно- правовая база

 

 

Данная программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

В законе Российской Федерации «Об образовании» в статье №7 «Федеральные государственные образовательные стандарты» сказано: «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных  программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых, личностными, семейными, общественными государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ.

Поэтому для решения задач формирования научной картины мира, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методом научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

 

 

Возрастные особенности учащихся

 

 

Наблюдения за младшими школьниками позволяют, высказать предположение о том, что именно разнообразные явления природы вызываю у них самый неподдельный живой интерес. Учащиеся в возрасте 11-12 лет готовы к тому, чтобы на качественном уровне понять многие из тех явлений природы, изучать которые им предстоит в старших классах школы, когда интерес к ним уже будет замещен интересом к другим проблемам или утрачен вовсе.

Именно поэтому важно как можно раньше дать возможность школьникам получить представление об окружающем мире, активно его исследовать.

В этом курсе приоритет при изучении природы отдается тем явлениям природы, которые изучаются при помощи органов чувств, позволяющих человеку получать информацию об окружающем мире: тепловые, световые, электрические. Предлагается проведение значительного числа практических работ, что дает возможность учащимся пользоваться простейшими приборами, которые окружают нас в нашей жизни и с их помощью производить вычисления.

 

 

Цели и задачи курса

 

 

  1. Освоение знаний о тепловых, световых и электрических явлений, о методах научного познания природы.
  2. Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы( линейка, щтангенциркуль, мензурка, секундомер, весы, микроскоп, термометр, амперметр, вольтметр), читать графики нагревания тел, плавления и парообразования, решать качественные задачи с использованием знаний о видах теплопередачи, теплового расширения, вычерчивать схемы простейших электрических цепей, собирать электрические цепи.
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, качественных задач и выполнения экспериментальных исследований.
  4. Воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений техники для развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники.
  5. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности, рационального природопользования и охраны окружающей среды, культурных потребностей человека.

 

 

Требования к уровню образовательных результатов обучающихся.

 

 

При прохождении данного курса должны быть достигнуты следующие личностные результаты:

  1. Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  2. Самостоятельность в приобретении новых знаний.
  3. Формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторамоткрытий и изобретений, результатам обучения.

   метапредметные:

  1. Формирование умений воспринимать информацию в словесной форме и образной формах,  выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
  2. Приобретение опыта самостоятельного поиска и отбора  информации с источников и новых информационных технологий .
  3. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.
  4. Формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.

предметные:

  1. Умение приводить примеры явлений
  2. Ставить простейшие опыты
  3. Использовать простейшие измерительные приборы
  4. Умение применять свои знания и навыки при решение качественных                 задач, практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

 

Объем учебной нагрузки.

 

 

Данная программа рассчитана на один час в неделю, 34 час в год.

 

 

Методы и формы работы.

 

 

При изучении данного курса будут использованы следующие методы обучения:

  • Информационно- развивающий
  • Репродуктивный
  • Проблемно-поисковый
  • Частично-поисковый

Чаще всего будут использоваться те методы, которые помогут в формировании творческих качеств личности, ориентироваться в многообразии информации, получить индивидуальные образовательные результаты.

  Для получения результатов необходимо сочетать разные формы работы: лекции, беседы, лабораторные работы и исследовательские работы, работа в группах, индивидуальная, самостоятельная работа с различными источниками информации.

  Большая роль будет отводиться играм, т.к. именно в этом возрасте учащиеся любят играть и занимаются этим с большим желанием и удовольствием, тем самым пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения.

 

Средства обучения и воспитания, материально-техническая база.

 

 

При реализации этой программы будут использоваться различные средства обучения:

  • образовательные интернет ресурсы : электронные библиотеки, энциклопедии и учебные пособия, презентации
  • наглядные пособия: таблицы, рисунки, схемы
  • дидактический раздаточный материал
  • модели
  • лабораторное оборудование.

При подготовке к урокам необходимо следующее техническое  оборудование:

  • компьютер
  • видеопроектор
  • принтер
  • сканер
  • интерактивная доска.

 

 

Критерии оценки эффективности реализации программы, формы контроля и методы оценки и диагностики.

 

 

В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т.е. та информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся.

Для  этого будет проводиться промежуточная аттестация – контрольные работы по темам:

  1. Тело. Вещество. Тепловые явления.
  2. Световые явления.
  3. Электрические явления.

Текущий контроль в форме устного опроса, письменных и проверочных работ: тесты, самостоятельные работы, диктанты по определениям; фронтальные беседы.

В течении года учащиеся будут выполнять творческие и экспериментальные  задания как на уроках, так и дома.

Программа  будет считаться реализованной, если по промежуточной аттестации, лабораторным работам и творческим работам будут стоять положительные оценки у обучающихся.

 

 

Содержательная часть

 

 

Комплексный тематический план

 

 

№ урока

Тема

Кол-во часов

ИКТ

 

Тело. Вещество. Тепловые явления

14

 

1

Тело и вещество. Методы изучения.

1

Презентация

2

Строение вещества.

 

 

3

Необходимость измерений:

а) Измерение линейных размеров. (линейка, штангенциркуль)

б) измерение объёма тела. (мензурка)

1

Интерак. доска

4

Масса тела. Измерение массы тела.

1

 

5

Тепловые явления в природе и их значение в жизни человека.

1

презентация

6

Температура. Изучение устройства термометра и измерение t жидкости. Нагревание тел.

1

 

7

Способы теплопередачи в жизнедеятельности человека.

1

видео

8

Особенности теплового расширения воды.

1

 

9

Агрегатные превращения.

1

 

10

Плавление. T плавления.

1

 

11

Испарение и конденсация.

1

презентация

12

Кипение жидкостей и t кипения.

1

 

13

Испарение и конденсация в природе.

1

презентация

14

Контрольная работа « Тело. Вещество. Тепловые явления»

 

 

 

Световые явления.

8

 

15

Время. Измерение времени. Движение Земли вокруг оси. День и ночь. Смена времен года. Образование  тени и полутени.

 

видео

16

Отражение света. Построение изображения в плоском зеркале. Свойства изображений.

 

Интерак.  доска

17

Путешествие и приключение солнечного луча в воде и стекле. Преломление света.

 

Интерак доска

18

Собирающая и рассеивающая линзы. Получение изображения при помощи собирающей линзы.

 

Интерак доска

19

Глаз.

 

 

20

Оптические приборы: фотоаппарат, лупа, микроскоп.

 

презентация

21

Приключение солнечного луча в призме. Изготовление калейдоскопа.

 

 

22

Контрольная работа по теме: «Световые явления»

 

 

 

Электрические явления.

10

 

23

Электрические явления в природе и их значение в жизни человека.

1

 

24

Электризация тел. Способы электризации. Взаимодействие заряженных тел.

1

 

25

Электрическое поле. Электрический ток.

1

 

26

Электрическая цепь. Сборка простейшей электрической цепи.

1

Интерак. доска

27

Измерение силы тока в электрической цепи.

1

 

28

Измерение напряжения.

1

 

29

Законы последовательного соединения.

1

Интерак.  доска

30

Мы электрифицируем квартиру. Как составить схему проводки.

1

Интерак.  доска

31

Тепловые действия тока.

1

 

32

Контрольная работа « Электрические явления.»

1

 

 

Резервное время

2

 

 

 

 

 

Последовательный перечень тем с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на реализацию.

 

 

В программе рассматриваются три основные темы:

Тело. Вещество. Тепловые явления. В этой теме будет рассматриваться молекулярное строение вещества, методы изучения, различные тепловые явления и их роль в жизни человека и природы. На изучение данной темы отводится 14 часов.

Большую роль в нашей жизни играют световые явления, которым посвящается следующая тема, на изучение отводится 8 часов. Учащиеся познакомятся со свойствами света; рассмотрят строение глаза и узнают  о дальнозоркости и близорукости. Полученные знания они смогут применить в повседневной жизни и сохранить свое зрение.

Вся наша жизнь связана с различными электрическими приборами, поэтому в курс были включены электрические явления. При изучении данной темы будут рассматриваться следующие понятия: электрический ток, поле, электрическая цепь, роль электрических явлений в жизни человека. На данную тему  в курсе отведено 10 часов

 

 

 

Список  демонстраций, практических и лабораторных работ, экскурсий.

 

 

Демонстрации:

Тепловые явления.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Принцип действия термометра.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Кипение воды.

Световые явления.

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Электрические явления.

Электризация тел.

Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Измерение силы тока.

Измерение напряжения.

Лабораторные работы

Измерение линейных размеров. (линейка, штангенциркуль).

Измерение объёма тела. (мензурка).

Измерение массы тела.

Измерение силы тока в электрической цепи.

Измерение напряжения.

Экскурсии

Ледовый дворец.

 

 

 

 

Внутрикурсовые и межкурсовые связи.

 

 

Программа составлялась так , чтобы полученные знания могли использоваться при следующей рассматриваемой теме. Например: на основе знаний о строении вещества объясняются тепловые и электрические явления.

Так как курс должен был связать между собой разные предметы, поэтому полученные  новые знания о явлениях применялись для объяснения различных природных явлений, использовались для решения задач в повседневной жизни. При изучении тепловых явлений рассматриваются вопросы из области географии, биологии, медицины. Получив знания о таких процессах как нагревание, испарение учащиеся будут пытаться объяснить образование ветров, облаков, росы, как человеческий организм защищается от перегрева, как знания о тепловых процессах используются в медицине и повседневной жизни. Большое внимание в курсе уделяется безопасности жизни. Темы подбирались  учетом того как часто мы встречаемся в жизни с этим явлениями, какие опасности они могут таить в себе, какую пользу они приносят и могут принести в нашу жизнь.

 

 

Лабораторная работа «Измерение массы тела с помощью  рычажных весов.»

Цель: научится измерять массу тела при помощи рычажных весов.

Приборы: рычажные весы, набор гирь, тела.

Ход работы:

  1. Добейтесь равновесия весов.
  2. Положите тело на левую чашку весов, а на правую гири.
  3. Подсчитайте массу всех гирь на правой чашке весов.
  4. Запишите значение получившейся массы тела.
  5. Сравните массы тел.

 

 

          Лабораторная работа «Измерение объема тела»

Цель: научиться определять объем тела с помощью мензурки.

Приборы: мензурка, тело неправильной формы.

Ход работы:

  1. Определить цену деления мензурки.
  2. Измерьте объем налитой жидкости.
  3. Опустить тело, объем которого надо измерить, в воду, удерживая его за нитку и определите объем жидкости.
  4. Результаты измерений запишите в таблицу.

№ опыта

Название тела

Начальный объем жидкости

Объем жидкости и тела

Объем тела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диктанты по определениям.

К числу кратковременных контрольных работ относятся контрольные диктанты Они позволяют выявить прочность усвоения материала, развитость памяти ученика ,его внимания, умение работать в заданном темпе, быстро принимать правильные решения , что весьма важно для подготовки к жизни. Каждый диктант состоит из набора фраз утвердительного или вопросительного характера. Диктант составляется таким образом, чтобы его проверка была простой и быстрой. Правильно составленный диктант можно быстро проверить прямо на уроке, не занимая много времени.  Физические диктанты можно подразделить  на три типа:

 диктант I типа

Выделите из перечисленных понятий единицы измерения, физические величины, приборы, явления. Ответ представьте в виде таблицы:

Единицы измерения

величины

Приборы, устройства

Процессы, явления

 

 

 

 

1) метр, длина, путь, линейка, м/с, килограмм, весы, инерция, спидометр, скорость, время, взаимодействие;
2) сила, динамометр, диффузия, Ньютон, силомер, дина, масса, тяготение, килограмм, кН, вес, сила тяжести;

диктанты II типа

1) Выделите из перечисленных понятий, слов, словосочетаний связанные с явлением диффузии и взаимодействия молекул. Ответ представить в виде таблицы:

диффузия

Взаимодействие молекул

 

 

Движение молекул, равномерное движение, Галилео Галилей, запах, тормозной путь, краска, масса тела, промежутки между молекулами, споткнулся, проникновение.

 2) Выделите из перечисленных понятий, слов, словосочетаний связанные с явлением испарения.

Исаак Ньютон, «с гуся вода», масса тела, 9,8 Н/кг, приливы и отливы, Галилео Галилей, Пизанская башня, роса, мыло, «мокрый как курица», яблоко.

диктанты III типа

Закончите предложение или вставьте пропущенные слова.

  • Молекулы состоят из … (атомов)
  • Молекулы всех тел движутся … (непрерывно и беспорядоченно)
  • Молекулярное строение вещества подтверждается явлением … (диффузии)
  • Молекулы одного и того же вещества … друг от друга. (не отличаются)
  • При нагревании вещества объем молекул … (не изменяется)
  • Молекулы холодной и горячей воды … друг от друга. (не отличаются)
  • Проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества называются … (диффузией)
  • При одинаковой температуре скорость диффузии минимальна в … (в твёрдых телах)
  • Молекулы твердого тела не разлетаются вследствие действия межмолекулярных сил… (притяжения)
  • Движение частичек краски в воде – пример … (броуновского движения)

 

Творческие и экспериментальные домашние задания.

 

 

  1. Сделать модель молекулы выбранного вами вещества и написать краткое сообщение о его свойствах.
  2. Рассмотреть дома простые измерительные приборы, которые имеют шкалу, внимательно их рассмотреть и заполнить таблицу.

Название прибора

Назначение прибора

Цена деления.

 

 

 

 

     3. Возьми стакан и блюдце, поставь их рядом. Налей в блюдце и стакан одинаковое количество воды и понаблюдай несколько дней, опиши и зарисуй что произошло в таблицу, сделай вывод.

Дата наблюдения

Рисунок стакана

Рисунок блюдца

 

 

 

 

   4. Возьми небольшую емкость с крышкой, налей в нее воды и поставь в морозилку холодильника. Наблюдай за бутылкой в течении 1- 2 дне. Опиши и зарисуй что произошло. 

  5. Наблюдайте за температурой в вашей комнате в течении двух недель и записывайте ее в таблицу.

дата

Температура

 

 

Постройте график изменения температуры. Почему температура меняется? Что нужно сделать дома чтобы удержать тепло?

  6. Налейте в чайник холодной воды и поставьте его нагревать. Пронаблюдайте за чайником и водой до самого кипения воды (аккуратно, не обожгись) и опишите все то что вы наблюдали подробно. Сделаете рисунки увиденного. 

7. Используя подручные средства  получи на стене своей комнаты четкие и нечеткие тени, запиши что ты для этого использовал, при каких условиях она получилась, почему образуются тени. Используя свои знания создай театр теней.

8. Глянись по сторонам, посмотри на окружающие тебя предметы в квартире, запиши какие из них являются потребителями электрической энергии, а какие ее источниками.

9. Изготовление калейдоскопа.

10. Составление кроссвордов по пройденным темам, изготовление газет.

11. Подготовка сообщений и презентаций  по темам:

Круговорот воды в природе.

Образование облаков, инея, росы.

Как человек обогревает свои дома.

Как не испортить свое зрение.

Миражи.

Радуга.

Свечение животных и растений в природе.

Молния.

 

 

Источники информации.

 

 

Для написания отчета использованы возможности текстового редактора WORD.  Для определения предмета исследования было изучен и проанализирован большой объем информации, выделена существенная информация, сделан анализ информации. При работе была использована следующая литература:

1.Балебанов Т.В. Естествознание.- М.1997г.

2.Иванова Е.О, Осмоловская И,М. «Теория обучения в информационном обществе."- М.Просвещение,2012

3. Никоин И.Н. Физика.- М.1990г.

4.Кленов А.С. Детская энциклопедия "Я познаю мир.."- М.1998г.

5.Чернобай Е. В.» Технология подготовки в современной информационной образовательной сред .- М. Просвещение,2012г.

6. Тарасов Л.В. "Физика в природе"- М.1988г.

7. Шахмаев Н.М. "Физика"- М.1996г.

8. Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах».-М. Педагогика-Пресс,1993г

Были использованы ИНТЕРНЕТ-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010