Автор:
Панкратова Раиса Николаевна
Сценарирование
практикума для родителей
Цель практикума: Формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителями и детьми.
Автор: Р. Н. Панкратова,
педагог-психолог ГОУ СОШ №1935
Статья:
Сценарирование
практикума для родителей
Автор: Р. Н. Панкратова,
педагог-психолог ГОУ СОШ №1935
Цель практикума: Формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителями и детьми.
Программа практикума
1. Знакомство с родителями – 8 мин.
а) фильм-презентация о школе;
б) упражнение «Имя по кругу».
2. Упражнение на сплочение «Цветочная поляна» - 15 мин.
3. Просветительская часть – 7 мин.
4. Практическая часть – 15 мин.
а) упражнение «Передай эмоцию»;
б) упражнение «Незаконченные предложения»;
в) упражнение «Солнце любви».
5. Рефлексия – 5 мин.
Возраст детей, с родителями которых проводится практикум: 12 - 13 лет.
Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; CD-диск с презентацией о школе и презентацией-сопровождением к упражнению «Передай эмоцию»; раздаточный материал с масками, изображающими разные эмоции; бланки с незаконченными предложениями; для «цветочной поляны» полотно однотонной ткани, цветная бумага, ножницы, листы А4, фломастеры, булавки.
1. Знакомство с родителями.
а) Фильм, рассказывающий об основных вехах школы;
б) Знакомство с родителями
- Садимся в круг. Каждый из нас назовет свое имя, чтобы знать, как друг к другу обращаться.
2. Упражнение на сплочение «Цветочная поляна»
а) Участники сидят в кругу.
- Представьте себя цветком. Каким бы вы цветком были? Какие листья, стебель? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь нарисуйте свой цветок. (Раздается бумага, фломастеры, ножницы.)
- Вырежьте свой цветок. Посадите его на «поляну». (Внутри круга расстилается полотно ткани. Все участники прикрепляют булавками к ткани свой цветок.)
Обсуждение:
- Посмотрите на «полянку». Что вы можете сказать о размере, форме, цвете и месте ваших цветов?
- Запечатлейте картинку в памяти. На «полянке» много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое. Все цветы разные, но есть и общее – у кого-то цвет, у кого-то размер, форма и цвет лепестков и листьев. И всем без исключения цветам нужны забота, внимание и солнце. Так же и всем людям, а детям в особенности. Мы попытались понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.
б) Расскажите о самом лучшем качестве или черте характера своего ребенка.
- Просто или сложно рассказать о самом лучшем?
- Мы чаще обращаем внимание на недостатки и проблемы. Это порой мешает и нам, и ребенку опираться на его лучшие качества, развивать их.
Когда близкие люди открывают в ребенке его лучшие качества, это дает ему чувство защищенности, уверенности в том, что есть люди, которые принимают тебя безусловно, любят несмотря ни на что, всегда постараются понять.
3. Просветительская часть.
- Понять и принять подростка особенно непросто. Часто его поведение на первый взгляд кажется странным. Однако следует знать, что баланс корково-подкорковых отношений изменяется в пубертатном возрасте в сторону подкорковой активности, что приводит к преобладанию возбуждения и ослаблению тормозящих процессов. Это объясняет повышенную возбудимость, эмоциональную неустойчивость, гиперактивность. Реакции подростка по силе неадекватны реальным раздражителям. Реакции сопровождаются сопутствующими движениями рук, ног, туловища, особенно у мальчиков. Подросткам свойственна двигательная расторможенность, неусидчивость, раздражительность, агрессивность. Поскольку ослабевают функции коры головного мозга, то страдает вся система саморегуляции поведения подростка. Снижение самоконтроля проявляется не только в невозможности совладать со своим поведением, но и в особенностях внимания, памяти, речи, мышления. Речь часто замедляется, становится стереотипной.
Наблюдаются сердцебиения, понижение и повышение артериального давления, одышки из-за резких нарушений вегетативных функций.
Явления регресса мозговой организации обуславливают особенности подросткового поведения.
Учитывая эти особенности, необходимо адекватно выражать свои чувства и реагировать на поведенческие проявления подростков.
5. Практическая часть
а) Упражнение «Передай эмоцию»
Упражнение проводится в мини-группах. У каждой группы по три варианта родительских высказываний: «Убери свои вещи», «Помой руки», «Выключи телевизор, ложись спать». Предлагается по три маски из листов бумаги А4, соответствующих трем выражениям лица в образе пиктограмм, которые отображают чувства: 1) любовь – «улыбка», 2) безразличие (отсутствие эмоции) – «рот в виде горизонтальной палочки», 3) злость – «улыбка вниз».
- У вас три маски, изображающие разные эмоции, и варианты различных высказываний взрослых при общении с детьми. Каждая маска выражает следующие чувства: любовь, безразличие, злость. Ваша задача – каждому побыть в роли родителя и в роли ребенка. Роль родителя: воспроизвести высказывание в соответствии с одетой маской. Роль ребенка: определить, что сейчас испытывает родитель по отношению к нему.
- Что чувствует ребенок, когда вы разговариваете с ним, проецируя ту или иную маску? Как можно общаться с ребенком, чтобы он чувствовал вашу любовь? Какую эмоцию «одевать», когда ребенок вызывает раздражение или требует наказания за плохое поведение?
Ответы родителей …
- Нет правильных или неправильных чувств, все принадлежат человеку и важны для него. Важно, как он выражает их. Существует три варианта выражения чувств: подавление, агрессивное выражение, конструктивное выражение.
Пример: «Пообещал помочь, подвел, получил двойку, пришел поздно, не выполнил обещания помыть посуду, обманул. В результате возникает негативное чувство… (например, гнев). Это чувство можно подавить, агрессивно выразить, конструктивно выразить (трансформировать).
Каждый способ выражения чувств имеет определенные последствия.
Чувство: досада, гнев, растерянность, обида, разочарование, огорчение.
Способы выражения чувств: 1) подавление (чувство не выражается никак; говорю, что не испытываю обиды, гнева…; разговариваю дружелюбно, хотя испытываю обиду, гнев…; 2) агрессивное выражение (угрозы; обвинения; оскорбления; ультиматумы; «ярлыки»; поспешные обобщения «ты всегда…, ты никогда…, из-за тебя…»); 3) конструктивное выражение, трансформация (говорю о своем чувстве, но не обвиняю; предлагаю выход из ситуации, но даю свободу выбора; говорю дружелюбно, не ущемляю личность другого человека).
Последствия 1) подавления: «можно лопнуть» - плохо самому (Сдерживание не ведет человека к освобождению от этой эмоции, т.к. физиологические системы, обслуживающие эмоции (артериальное давление, вегетативная нервная система, кожно-гальванические реакции и т.п.) уже сработали, но не до конца. Это ведет к заболеваниям и развитию комплексов, к неуверенности, заниженной самооценке, неуспешности в делах); 2) агрессивного выражения: «плохо мне – пусть всем станет плохо» (Выражая агрессивные эмоции, человек способен кричать, ругаться, а иногда и бить других, в результате нарушаются отношения, снижается возможность жизненных достижений.); 3) конструктивного выражения – «чтобы всем стало хорошо» (Необходимо говорить о своих чувствах. Осознав и выразив свое чувство, человек сможет испытать облегчение. Люди, умеющие выражать свои эмоции конструктивным способом, более здоровы физически, менее закомплексованы, более способны радоваться жизни, более успешны в делах, пользуются большим уважением.).
Важно помнить, что конструктивное выражение эмоций, понимание проблем своих детей, помогает формированию атмосферы доверия в семье и воспитанию физически и психически здоровых детей.
б) Упражнение «Незаконченные предложения»
Часто родители утверждают, что знают и понимают своих детей. Можно проверить, так ли это? Детям заранее предлагается дописать несколько незаконченных предложений, заранее предупредив, что они попадут в руки их родителей: «Мне бывает грустно, когда… Я радуюсь, когда… Мне бывает страшно, когда… Мне бывает стыдно, когда… Я горжусь, когда… Я сержусь, когда…»
Родителям раздаются листы с незаконченными предложениями.
- Попытайтесь завершить предложения так, как могли бы это сделать ваши дети. Сверьте ваши версии с реальными ответами детей. Оказывается, дети быстро меняются, и над сохранением доверия и взаимопонимания в семье надо постоянно работать, не успокаиваясь на мысли, что мы хорошо знаем своих детей.
в) Упражнение «Солнце любви»
- Много сердечного тепла недополучают люди из-за неспособности понять другого и самого себя. Сколько драм не происходило бы, обладай их участники умением прощать, сочувствовать, любить. Любить тоже надо учиться. Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки, внимания и любви. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет некоторых родителей быть чрезмерно суровыми с ними. Это задание поможет каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.
- Нарисуйте на листе бумаги солнце, в центре которого напишите имя своей дочери или сына. На каждом лучике солнца перечислите все хорошие качества своих детей. Зачитайте то, что написали. Подарите солнышки своим детям.
5. Рефлексия
-Какое упражнение вам было труднее всего выполнить? А легче всего?
Что нового вы узнали сегодня? Нарисуйте пиктограмму эмоции, которую вы испытываете сейчас. Поделитесь приятными эмоциями (пиктограммами эмоций) друг с другом.