Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Как писать статью

Автор:
Пичугина Галина Васильевна

Аннотация:

Уважаемые читатели! Довольно часто мы получаем письма, в которых вы спрашиваете, почему не был опубликован ваш материал и какими требованиями мы руководствуемся, принимая к публикации или отклоняя тот или иной материал. Некоторые читатели прямо спрашивают нас, как надо написать статью, чтобы она была принята к публикации. Об этом, например, спрашивает наша читательница В.В. Малыхина. Поэтому мы решили подробно изложить требования к присылаемым материалам и дать авторам ориентиры для написания статей, обратив ваше внимание на те аспекты обучения технологии, которые, на наш взгляд, сегодня являются наиболее важными, и которые нам хотелось бы видеть в присылаемых материалах. Обратите внимание, что в данной статье значительный объем материала представлен в форме вопросов. Мы это сделали сознательно- подобрали вопросы, отвечая на которые вы сможете более четко и логично проанализировать свой опыт, выделить в нем наиболее важное и интересное

Статья:

Тематика журнала разнообразна, и выбор темы для статьи достаточно широк. Материалы, которые мы публикуем в журнале,  можно разделить на несколько  групп. К каждой из них предъявляют определенные требования.

 

1.Описание  опыта работы образовательного учреждения или конкретного педагога.

Такую статью написать достаточно просто, и очень часто они  бывают интересными, прежде всего как вести с мест. Во всяком  случае они  оригинальны и неповторимы- в любой школе, в опыте каждого учителя всегда можно найти «изюминку», главное- отразить ее в статье.  Работая  над такой статьей, обратите внимание на следующее. В нее обязательно следует включить  краткую  информацию о школе: когда она открылась, число учеников и классов-комплектов,    особенности школы (профилизация,  традиции трудовой подготовки и т.д.).

Приводим примерный перечень вопросов, на которые желательно ответить в статье. Удается ли вам полностью реализовать  стандарт и программы по технологии? Позволяют ли условия в вашей школе  и прежде всего материальная база выполнять все разделы программы? Как  вы пополняете и обновляете оборудование кабинета? Какое оборудование  изготовлено своими руками или совместно с детьми?  С какими трудностями  вы чаще всего сталкиваетесь в своей работе и как их преодолеваете? Как вам удается мотивировать  детей? Как относятся родители к вашему предмету?  Каково содержание  национально-регионального компонента ваших рабочих программ по технологии и как вы его реализуете на уроках?  Как вы используете в своей работе возможности дополнительного образования?

Сейчас всех волнует проблема профильного обучения и предпрофильной  подготовки. Как обстоят дела в вашей школе? Какую роль играет технология в профильном обучении и предпрофильной  подготовке?  Предлагаете ли вы элективные курсы технологической направленности?

         Если в вашем образовательном учреждении осуществляется профессиональная подготовка школьников и вы собираетесь рассказать о ней, то обязательно сообщите, есть ли в школе  лицензия на право реализации программ профессиональной подготовки или вы  работаете по договору с  учреждением начального или среднего профессионального образования. Расскажите, по каким программам осуществляется профессиональное  обучение (используете программы начального профессионального образования или составлены авторские программы- в таком случае укажите, на какой основе они разработаны и где  утверждены).  Очень интересно и то,  какие учебники, методические и дидактические материалы вы используете, особенно если вы их разрабатываете самостоятельно.

Не секрет, что  условия, а значит, и эффективность работы учителя технологии во многом зависят от того, каков статус нашего предмета в конкретной школе, как относится к нему администрация.  Каковы отношения с руководством школы? Каков в школе статус вашего предмета?  Идет ли руководство вам навстречу в ваших просьбах?

Если ваша администрация понимает значение технологии для развития школьников, для представления школы на различных выставках, конкурсах, олимпиадах,  содействует развитию материальной базы предмета – напишите об этом, сообщите, как зовут вашего директора, его заместителей- мы с удовольствием назовем имена этих людей в журнале.

Что делать не следует.        Очень часто мы получает от авторов просто подборку рабочих материалов- например,   документацию  ученических проектов, или пакет документов, которые автор  подавал на какой-либо конкурс;  ксерокопии   публикаций местной прессы,  брошюру о работе школы или сборник  учебно-методических материалов педагогов.  Получается, что вы невольно предлагаете сотрудникам редакции  самим написать  статью по вашим материалам. Но даже если в этих материалах содержится и очень интересная информация, мы,  к сожалению,  не имеем возможности   из подобных материалов писать статьи вместо авторов. Единственное, что мы можем сделать -  в  очень краткой форме  отразить  содержание присланных материалов в нашей ежегодной «Технологической панораме».  А ваша статья должна быть написана, как принято говорить  у журналистов,  «в формате журнала». Что это означает?  Это должно быть законченное произведение, со своей структурой, логикой изложения. Работая над статьей, вы должны помнить о цели ее написания и четко ей следовать.

2. Программы    

Учителя и раньше достаточно часто присылали нам свои авторские программы. В последний год мы получаем  особенно много программ, преимущественно  программ  элективных курсов для профильного обучения и предпрофильной подготовки. Опубликовать все эти программы в журнале мы не имеем возможности,  но планируем  подготовить приложение к журналу- сборник программ элективных курсов.

К программе как нормативному документу предъявляются определенные требования. Чтобы ознакомиться с ними, достаточно

внимательно изучить примерные программы, рекомендованные Минобрнауки России и опубликованные в сборниках центральных издательств.

Напомним, что любая программа должна содержать пояснительную записку, в которой излагаются цели обучения, его планируемые результаты, требования к знаниям и умениям учащихся; тематический план с указанием объема учебного времени на изучение основных разделов и тем; собственно программу-  краткое изложение  содержания основных разделов и тем.

В пояснительной записке следует указать, какая программа взята за основу при составлении данной программы – как правило, учителя составляют  свои  авторские программы на основе уже опубликованных.

В содержании выделяется теоретический материал и практические работы. Особо будем приветствовать выделение  в каждой теме основных понятий и  межпредметных связей. 

В конце программы обязательно привести список рекомендуемой литературы для учителя и ученика.

Предпочтение будет отдано тем программам, в которых хорошо представлен деятельностный компонент, то есть предложены конкретные виды деятельности, позволяющие познакомить школьников с особенностями той или иной профессии или группы профессий.

Если вы решили представить на суд читателей свою авторскую программу базового курса технологии (или отдельный модуль программы), обязательно сообщите, на основе какой программы  составлена ваша, какие изменения вы внесли и почему.

Собственно программы мы публикуем достаточно редко- только наиболее оригинальные, и то, как правило, в сокращенном виде, так как  учителя составляют и присылают в журнал очень много программ, и мы просто не имеем возможности все их опубликовать.

Поэтому  лучше  предлагать нам не только программу, а рассказать о методике ее реализации, в таком случае будет вполне достаточно привести  только тематический план и указать основные особенности  вашей программы.

Отметим, что многие из полученных нами программ  повторяются, немало и таких, которые  явно заимствованы из опубликованных ранее программ профессионального обучения, кружков и факультативов. 

 

3. Методические статьи

Это достаточно трудный, но и самый важный для журнала тип статей.  Итак, о чем и как писать методическую статью?

Возможны различные варианты. Вы можете рассказать в статье о собственном методическом опыте,  рассмотреть   общие вопросы  методики обучения технологии. Какие именно?

 Обучение начинается с мотивации. Поэтому, работая над методической статьей,  обязательно расскажите, как вы мотивируете детей к тому или иному виду деятельности на уроке, изучению того или иного материала. Какие методы и средства  применяете, какова их результативность? Задаете ли вы домашние задания и какого характера? Удается ли вам привлекать знания детей, полученные ими в повседневной жизни, актуализировать их личный жизненный опыт? 

Очень непросто организовать содержательную и эффективную  практическую  деятельность детей. Как вы это делаете при изучении различных разделов и  тем? Например, при изучении кулинарии надо  организовать работу детей бригадами, распределить обязанности и проконтролировать их выполнение, подобрать блюда, которые можно быстро приготовить на уроке- эти вопросы волнуют каждого учителя. Как вы решаете эти проблемы?

Каково оборудование кабинета, мастерской, как удается его обновлять и пополнять? Поделитесь с коллегами- им будет интересно.

Не менее важный вопрос - по каким программам и учебникам вы работаете? Используете полностью рекомендованную  программу или на ее основе  составляете собственный вариант? В чем его особенности? Какие учебно-методические комплекты из предлагаемых разными авторами и издательствами  вы предпочитает и почему?

Учебник и более широко-  учебная книга в обучении технологии – это особая методическая проблема, которая, безусловно, интересует каждого учителя. Как  вы используете учебник? Только на уроке для самостоятельной работы?  Или даете домашние задания по учебнику?  Как вы  организуете работу детей с дополнительной литературой?

Оценка учебных достижений учащихся при обучении технологии – тоже непростая задача. Мы периодически публикуем тестовые задания, карточки для контроля  знаний. Но варианты контроля бесконечно разнообразны. Возможно, вам удалось придумать и реализовать свои, оригинальные и эффективные – поделитесь с другими учителями. Особенно сложно  оценивать практические умения школьников. Как это делаете вы (по  конкретным разделам и  темам)? Какие используете  критерии и показатели?

Сейчас  мы стараемся уделять особое внимание межпредметным связям. Предмет технология  может и должен выполнять интегрирующую функцию в учебном плане школы. Удается ли вам реализовать межпредметные связи? И как? Какие методические приемы, задания, вопросы используете вы, чтобы  помочь своим ученикам применить знания по математике, физике, химии, биологии в реальной практической деятельности на уроках технологии?  Удалось ли вам наладить контакт  с учителями-предметниками, возможно, провести совместные интегрированные уроки – по каким темам, каков был результат? Самое главное- было ли это интересно детям, вызвало ли у них отклик?  Какую роль играет технология в предпрофильной  подготовке учащихся вашей школы? 

И более простая на первый взгляд проблема – удается ли вам наладить продуктивное взаимодействие со своими ближайшими коллегами-  учителями технологии?  Есть ли в вашем багаже интересные проекты, в которых участвуют одновременно и мальчики, выполняя программу по техническому труду, и девочки, выполняя программу по обслуживающему труду?  А может быть, вы сумели интегрировать в проектной деятельности  технический и сельскохозяйственный  труд? Какие темы проектов позволили вам это сделать? Какие объекты труда?

Компьютер в обучении технологии- тоже очень актуальная тема. Напишите нам о том, как вы используете компьютер в своей работе, есть ли у вас в школе условия для этого, какие компьютерные программы  вы освоили.

Мы рассмотрели общие вопросы методики обучения технологии, которые  хотелось бы видеть в ваших статьях. Но методическая статья может быть посвящена и какому-то одному частному вопросу методики, например  методу проектов.

5.    Статья о методе проектов и организации проектной деятельности.

Статей по этому вопросу мы получаем немало. Написаны они по-разному. На какие вопросы желательно дать ответ  в статье, посвященной методу проектов?

Прежде всего - как вы организуете проектную деятельность- например, выбор темы? Какие темы проектов чаще всего выбирают ваши ученики, каковы  их предпочтения? Как удается организовать выполнение групповых проектов? Как формируются группы? Как вы в рамках проекта обеспечиваете  творческую деятельность учащихся? В чем она заключается?

Как взаимодействуете с родителями?  Насколько активно они  участвуют  в выполнении проектов  и каковы их функции?

Если  в процессе проекта было изготовлено изделие, желательно привести технологическую карту и краткие экономические расчеты. 

Что не следует делать. 

Раскрывать общие вопросы организации проектной деятельности- значение метода проектов,  этапы проекта, «звездочка обдумывания» и  все прочее, что многократно описано в учебниках и методической литературе. К сожалению, в подавляющем большинстве получаемых нами статей  все это  повторяется, и нам приходится  в процессе редактирования убирать эту информацию.

А вот привести  конкретные высказывания детей о своей работе над проектом,  оценку этого метода детьми и их родителями, их мнения о трудностях и достижениях будет вполне уместно. Не следует также присылать полную документацию ученического  проекта – мы не имеем возможности на основе  такого материала писать статьи вместо авторов.   

О чем еще может быть написана методическая статья?

Темой статьи могут  быть методические особенности раскрытия какой либо  темы, обучения какому либо  приему,  организации предметной недели, выставки-ярмарки,  олимпиады.

Предметом статьи может быть и описание конкретного урока.  В такой статье  желательно кратко отразить основные этапы урока, раскрыть  для каждого этапа  те особенности, которые вы считаете своей находкой, особенно важной и интересной.

Особо следует остановиться на занимательных уроках. Мы получаем много материалов с описанием игровых уроков, сценариев внеклассных мероприятий, в том числе и  разработанных на основе  сценариев популярных телепередач.  Можно сделать вывод, что такая форма обучения технологии и контроля знаний очень популярна  среди учителей. Такие материалы мы периодически публикуем.

Однако, разрабатывая сценарии занимательных уроков, надо помнить о дидактической цели урока или мероприятия- она должна быть очень четко прописана в сценарии и реализована в процессе урока или мероприятия. Обязательным результатом такого урока или мероприятия должно быть приращение знаний учащихся, или оценка их учебных достижений. К сожалению, нередко подобные мероприятия  превращаются просто в «балаганчик», средство развлечения детей, и не несут обучающей нагрузки.

Очень важно, чтобы даже в игровом, занимательном мероприятии была предусмотрена  практическая деятельность учащихся – не будем забывать об основной цели нашего предмета.  Отбирая сценарии для публикации, мы  уделяем этому  основное внимание.

Очень много в нашей почте статей, посвященных изготовлению каких-либо объектов труда.

Если вы предлагаете новый объект труда, то технология его изготовления должна быть описана очень подробно  и понятно,  так, чтобы по этому описанию его мог изготовить даже самый неопытный, начинающий учитель, и не только изготовить сам, но и  научить этому школьников.   Желательно давать технологическую карту, все выкройки, описать подробности  исполнения. И конечно, раскрыть методические задачи, которые вы решаете  на этом объекте труда – какие умения и навыки формируете, какие решаете воспитательные задачи.

     6. Статья об усовершенствовании оборудования школьной мастерской.

Этим активно  занимаются многие  учителя. Мы получаем статьи, в которых описано изготовление различных инструментов, а также  самодельных приспособлений к станкам для дерево- и металлообработки. Предлагая нам такой материал, следует помнить прежде всего о том,  насколько безопасно использование этих устройств в школьной мастерской. Думаем, излишне напоминать нашим читателям,  что на полностью самодельных или  переделанных  станках, не прошедших экспертизу и сертификацию, ученикам работать  запрещается.   Работать на них могут только взрослые. Чтобы вашим опытом могли воспользоваться другие учителя,  необходимо привести подробные чертежи и технологические карты на изготовление всех приспособлений.

7. Статьи в защиту предмета «технология».

В журнал нередко поступают статьи, авторы которых  пишут о важности предметов «технология» и «черчение»,  необходимости их сохранения  в  базисном учебном плане и даже выделении дополнительного времени,  укрепления материальной базы преподавания этих предметов. Мы благодарны авторам за преданность своему предмету и готовность отстаивать его    интересы, но  такие статьи лучше направлять в центральные многотиражные общественно-политические издания, такие как «Российская газета», «Учительская газета». Публиковать их в нашем журнале  не имеет смысла  -  наших читателей не надо убеждать  в важности  технологического образования для развития школьников. 

 

Почему все-таки мы отклоняем некоторые статьи?

         Очень часто мы отклоняем статью потому, что информация, содержащаяся в ней,  уже неоднократно  публиковалась в журнале - это могут быть повторяющиеся  технологии,  объекты труда, программы и прочее.  Поэтому, прежде чем писать статью, советуем вам внимательно просмотреть журналы за последние 2-3 года.

Остановимся на иллюстративном материале.  Рисунки и чертежи должны быть понятны. Технические требования к  иллюстрациям, представляемым в электронном виде, мы периодически публикуем в журнале. Хотелось бы получать от вас больше фотографий, на которых изображены ваши ученики в процессе труда. К сожалению, очень часто качество фотографий, которые мы получаем,  настолько низкое, что они не могут быть обработаны  для полиграфического производства  по техническим причинам. Поэтому желательно, чтобы фотографии были выполнены цифровым фотоаппаратом и  представлены в электронном виде.

Оптимальный объем статьи - до 15 страниц текста, набранного на компьютере  14 кеглем через 1,5 интервала (примерно 20 000 знаков с пробелами).

Как мы уже неоднократно писали, мы не имеем возможности

вступать в переписку  с читателями по почте, рецензировать рукописи и возвращать их в случае отклонения.  Но мы можем ответить вам по электронной почте – обязательно укажите ваш электронный адрес и телефон для быстрой связи.

Девиз нашего журнала – чтобы каждый читатель журнала  стал  его автором.

 Г.В.Пичугина,

главный редактор журнала,

доктор пед. наук

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010