Автор:
Гаранина Светлана Борисовна
Предлагаемое индивидуальное занятие было разработано мною для слабослышащей учащейся, обучающейся в нашей школе и имеющей следующий диагноз: 2-х сторонняя нейросенсорная тугоухость 3 степени, гипакузия 3 степени, ОНР-1 уровня, ЗПР. Занятие составлено в соответствии с программой для специальных (коррекционных) образовательных учрежденийII вида (А.Г.Зикеев ,К.Г.Коровин) и тематическими планами. Оно длится 20 минут, 10 минут из которых отводится на произношение и 10 минут на слуховое восприятие.
Статья:Произношение (10 минут).
Тема. Звук Р. моделирование вопросительной интонации.
Цели. Автоматизация [Р] при стечении согласных на материале слогов, слов и фраз.
Научить правильно изменять голос от низкого к высокому и обратно.
Научить воспроизведению вопросительной интонации.
Способствовать развитию речи учащегося (накапливать словарь, учить составлять предложения, отвечать на вопросы и задавать их).
Оборудование. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, таблички, профиль, картинки, учебник «Произношение 1 класс».
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Сними слуховой аппарат, надень наушники.
- Как ты меня слышишь? – Как тебя зовут? – В каком классе ты учишься?
2. Артикулярционная гимнастика.
Сделай упражнение «Лошадка». Итог, поощрение.
3. Сообщение темы занятия. Работа с профилем.
Сегодня ты будешь хорошо говорить [Р]. Посмотри на профиль, давай вспомним.
- Язык широкий или узкий? – Где держим кончик языка, наверху или внизу? – Язык просто держим или он работает? – Поставь язык правильно скажи [Р]. Итог, коррекция, поощрение.
4. Работа над голосом. [1 страница 156 ]
5. Чтение рядов слогов. [1 страница 156 ]
6. Чтение слогов со стечением согласных ( по карточке).
7. Чтение слогов и слов (по карточке).
По каждому пункту учителем проводится коррекция и подводится итог.
8. Называние слов по картинкам.
- Посмотри на картинки и назови слова со звуком [Р]. Следи за правильным произношением.
9. Составление предложений по схеме с использованием карточки.
10. Моделирование вопросительной интонации на основе слухо-зрительного подражания со зрительной опорой на карточку[2страница 142 ]
.- Послушай как я спрошу? – Спроси меня?
11. Чтение слов без усиления по карточке.
.Будешь хорошо читать без наушников и без слухового аппарата. Следи за звуками и особенно за [Р].
- Сними наушники, читай. Оценивание ребёнка
Слуховое восприятие (10 минут)
Тема. Мой дом. Моя квартира.
Цель. Распознавание усвоенных слов, словосочетаний, фраз ( и вопросов) по теме, а также материала обиходно-разговорного характера.
Развивать фонематический слух, внимание, мышление, усидчивость.
Оборудование. Слуховая аппаратура, экран, картинки, таблички.
Ход занятия.
1. Надень слуховой аппарат (рабочее расстояние 3,5 м).
- Как ты меня слышишь? – Слушай внимательно. Говори хорошо все звуки, следи за [P]
2. Материал обиходно-разговорного характера.
Покажи правую руку.
- Какой день недели был вчера? – Сколько человек у тебя в семе? – Где ты живёшь?
Итог. Поощрение.
3. Тема занятия сегодня: «Мой дом. Моя квартира».
- Повтори тему.
4. Восприятие слов и словосочетаний и соотнесение их с картинками на рабочем расстоянии..
Внимательно слушай слова и словосочетания – повтори, а потом покажи на картинке. Понятно?
Коррекция звукопроизношения по необходимости.
5. Восприятие вопросов по теме.
- Сколько этажей в твоем доме? – На каком этаже ты живёшь? – У вас есть балкон? – В вашем доме есть лифт?
6. Закрепление материала. Игра с Ритой.(Бумажной куклой см [1])
- Лера, расскажи Рите, какие комнаты есть в вашей квартире?
7. Закрепление материала Называние мебели по картинке.
Лера, какая мебель стоит в зале? Назови.
8. Закрепление материала. Составление предложений на слух на рабочем и резервном расстоянии с зрительной опорой на табличку. Предложения произносятся учителем вразброс за экраном.
- Кресло стоит . . . . . . .
- Стул стоит . . . . . . . . .
- Телевизор стоит . . . . . . . .
9. Прослушивание слов без слухового аппарата. Говори хорошо. Если в слове есть [P] повтори и подними руку, если нет – просто повтори. Понятно?
- стол, кресло, телевизор, комната, прихожая, тумбочка.
10.Обобщение. Итоги.Оценивание.(Надень слуховой аппарат. Молодец. Ты внимательно слушала, старалась говорить правильно. Сколько смайликов ты получила сегодня? Какая это оценка? Слуховое занятее окончено. Что нужно сказать? - Спасибо.)
Литература:
1. А.Н. Пфафенродт, М.Е.Кочанова Произношение. Учебное пособие для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (2-е отделение). – М. Пр.2001 год.
2. Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина. Методика обучения произношению в школе глухих. Пособие для учителей. - М. Пр.1981 год.