Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Конвенция о правах ребёнка.

Автор:
Паращук Наталья Александровна

Аннотация:

Аннотация

Автор: Паращук Наталья Александровна

 

Классный час предназначен для учащихся коррекционных школ, начальных классов общеобразовательных школ.

Классный час разработан с целью знакомства детей с основными положениями Конвенции о правах ребенка, показа единства прав и обязанностей учеников в школе и дома, осознания ответственности за свои права.

Классный час проводится в игровой форме: права детей в стихах, инсценировка ситуаций в школе и дома, кроссворд, игра, анаграммы, календарь правовых дат.

 

 

 

Статья:

Красноярская коррекционная школа VIII вида № 4

 

 

 

 

 

Классный час:

     

«Конвенции ООН

      о правах ребенка

                                                 – 23 года»

(2.09.1990 г. – 2.09.2013 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

                                          

                                          Составила и провела:

                                                               классный руководитель 6 «а» класса

                                Паращук Н. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск – 2013 г.

 

Пока не будет должной заботы о детях,

не разрешится ни одна из насущных проблем,                                                                                 над которыми бьется человечество»

                                            Детский Фонд ООН

 

Цели:

- познакомить детей с основными положениями Конвенции;

- разграничить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

- способствовать осознанию ответственности за свои права;

- воспитывать уважение к высказываниям учителя и одноклассников, их правам.

 

Слово учителя:

Начинаем классный час,

Речь пойдёт сейчас о вас.

Постарайтесь всё понять,

                                             Что-то новое узнать.

 

– В США, в городе Нью-Йорке высится 39-этажное здание. В нем помещается Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.

 

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

 

В 1989 году  Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребёнка.

Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?

Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека»:

«Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства; 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу; ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению; в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности».

 

Наше государство в числе самых первых подписало этот документ. 2 сентября 1990 года этот закон вступил в силу.

 

Конвенция - это соглашение, договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. (На доске вывешиваются слова: Конвенция, права.)

Право – это нормы и правила, установленные государством, которые регулируют отношения между людьми.

Зачем вообще нужно знать какие-то права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).

 

У каждого человека есть права. Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права. В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Правительства  стран должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

 

Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.

 

Очень трудно самому

Жить на свете одному.

Правом с  Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь везде, ребята.

 

Есть еще такое право –

Помнить, думать и творить.

И другим свои раздумья,

если хочешь, подарить.

Я росточком недоволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно –

Есть у нас такой закон.

 

Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать  врача на помощь

Тоже право детворы.

 

Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

 

Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой, ручкою в руке

Правом пользуюсь  «учиться

На родном мне языке».

 

Я могу свой детский праздник,

Как и взрослый, отмечать.

Если я проголодаюсь -

Пищу   вправе получать.

Будь ты слабым или сильным,

Белым, черным - все равно!

Ты родился быть счастливым,

Это право всем дано!

(Выставляется Конвенция о правах ребёнка, перед каждым ребенком лежат основные положения Конвенции.)

 

Основные положения Конвенции:

 

- Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.

- Дети не должны разлучаться со своими родителями.

- Государство должно обеспечивать охрану здоровья детей.

- Ребёнок имеет право на образование.

- Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.

- Государство должно обеспечивать защиту ребенка от экономической эксплуатации и тяжелой работы.

- Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь.

- Каждый ребенок имеет право свободно выражать своё мнение.

- Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.

- Государство должно оказывать родителям помощь в воспитании детей.

- Государство должно обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

- Государство уважает право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

-Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища.

 

Конвенция чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)

Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

Можно ли не допускать ссор?

В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?

 

Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить

на вопросы.

 

Сценка из жизни.

 

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор.

Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол,

начинает есть)

Мама:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

 

Вопросы и обсуждение:

– Найти ошибки в поведении сына.

 

Сценка из школьной жизни.

 

Учитель:

Олег, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Женя:

Не имеете права! Конвенцией ребёнка запрещён детский труд.

Олег:

Надя, я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Надя:

Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Учитель:

Алеша, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Алеша:

Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Агата: (обращается к учителю):

Наталья Александровна, меня обидел Женя.

Учитель:

Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Агата:

Он подставил мне подножку.

Женя:

Пусть не дразнится, она унижает мое человеческое достоинство.

 

Вывод: Что хорошо усвоили ребята из этих шуточных сценок?  (Свои права).

 

– Ребята, человек имеет не только права, но и обязанности.

 

Обязанность – круг действий, возложенных на человека и обязательных для их выполнения.

 

– Какие обязанности у членов вашей семьи?

– У кого их больше всего?

– Так  как  вы  являетесь  учениками,  для  вас  главным  документом  является  Устав школы,

    в     котором и прописываются ваши типовые обязанности.

– А какие обязанности у учеников?

 

Учащийся обязан:

 

- выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;

- бережно относиться к имуществу;

- соблюдать нормы санитарии и личной гигиены;

- вести здоровый образ жизни;

- быть культурным, вежливым, воспитанным, дисциплинированным;

- уважать честь и достоинство работников образовательного учреждения, других обучающихся;

- строго спрашивать с себя, уметь признавать свои ошибки;

- быть нетерпимым к равнодушию, жестокости, зависти, обману;

- заботиться о старших и младших.

Важно знать свои права, но и не менее важно знать свои обязанности, чтобы в последующем не оказаться в числе нарушителей дисциплины и не быть подвергнутым мерам юридической ответственности. Не стоит забывать правило: "Незнание закона не освобождает ответственности".

 

На доске таблички  «права» и «обязанности». Задание – распределить в два столбика «права» и «обязанности»

Итог: И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности. Разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей. Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим. Взаимопонимание, уважение прав друг друга – залог счастья и любви в семье.

 

Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

 

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

 

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

 

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

 

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

 

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

 

                                                       П о р я д о ч н о с т ь

                                                 с п  Р а в е д л и в о с т ь

                                                    р А з у м н о с т ь

                                                       В о с п и т а н н о с т ь

                                                       О б я з а н н о с т и

 

Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» (выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни).

 

Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

 

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок

 

Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда

 

Право на свободу вступления в брак

Золушка

Дюймовочка

Алёнушка

 

Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Баба Яга

 

 

На доске анаграммы:

 

Н О К Е В Н И Ц Я         Р Д О Т И Е И Л                     Г О У С А Р Д Т С О В

 

                                  И Ж З Н Ь                           Р Б О А З О А В И Н Е

 

Ответь на вопрос и выбери нужное слово:

 

Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

Какое основное право имеет ребенок-школьник?

В каком международном документе записаны права детей?

Кто обеспечивает защиту прав ребенка?

Какое право имеет каждый ребенок и взрослый?

 

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

 

1 июня – Международный день защиты детей

2 сентября – принятие «Конвенции о правах ребенка»

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

 

10 декабря – День прав человека

 

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

 

«Конвенцию о правах ребёнка» называют «Мировой конституцией прав детей». Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной, было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа.

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце...» («Солнечный круг»).  

                                    

 Товарищи взрослые и дети!

                                      За своё будущее мы все в ответе!

                                    Права и обязанности свои знайте,

                                   Хорошими людьми вырастайте!

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010