Автор:
Паращук Наталья Александровна
Аннотация
Автор: Паращук Наталья Александровна
Классный час предназначен для учащихся коррекционных школ, начальных классов общеобразовательных школ.
Классный час разработан с целью знакомства детей с основными положениями Конвенции о правах ребенка, показа единства прав и обязанностей учеников в школе и дома, осознания ответственности за свои права.
Классный час проводится в игровой форме: права детей в стихах, инсценировка ситуаций в школе и дома, кроссворд, игра, анаграммы, календарь правовых дат.
Статья:
Красноярская коррекционная школа VIII вида № 4
Классный час:
«Конвенции ООН
о правах ребенка
– 23 года»
(2.09.1990 г. – 2.09.2013 г.)
Составила и провела:
классный руководитель 6 «а» класса
Паращук Н. А.
Красноярск – 2013 г.
Пока не будет должной заботы о детях,
не разрешится ни одна из насущных проблем, над которыми бьется человечество»
Детский Фонд ООН
Цели:
- познакомить детей с основными положениями Конвенции;
- разграничить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
- способствовать осознанию ответственности за свои права;
- воспитывать уважение к высказываниям учителя и одноклассников, их правам.
Слово учителя:
Начинаем классный час,
Речь пойдёт сейчас о вас.
Постарайтесь всё понять,
Что-то новое узнать.
– В США, в городе Нью-Йорке высится 39-этажное здание. В нем помещается Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребёнка.
Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?
Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека»:
«Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства; 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу; ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению; в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности».
Наше государство в числе самых первых подписало этот документ. 2 сентября 1990 года этот закон вступил в силу.
Конвенция - это соглашение, договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. (На доске вывешиваются слова: Конвенция, права.)
Право – это нормы и правила, установленные государством, которые регулируют отношения между людьми.
Зачем вообще нужно знать какие-то права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).
У каждого человека есть права. Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права. В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Правительства стран должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.
Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.
Очень трудно самому
Жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде, ребята.
Есть еще такое право –
Помнить, думать и творить.
И другим свои раздумья,
если хочешь, подарить.
Я росточком недоволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно –
Есть у нас такой закон.
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.
Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой, ручкою в руке
Правом пользуюсь «учиться
На родном мне языке».
Я могу свой детский праздник,
Как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь -
Пищу вправе получать.
Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным - все равно!
Ты родился быть счастливым,
Это право всем дано!
(Выставляется Конвенция о правах ребёнка, перед каждым ребенком лежат основные положения Конвенции.)
Основные положения Конвенции:
- Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.
- Дети не должны разлучаться со своими родителями.
- Государство должно обеспечивать охрану здоровья детей.
- Ребёнок имеет право на образование.
- Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.
- Государство должно обеспечивать защиту ребенка от экономической эксплуатации и тяжелой работы.
- Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь.
- Каждый ребенок имеет право свободно выражать своё мнение.
- Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
- Государство должно оказывать родителям помощь в воспитании детей.
- Государство должно обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
- Государство уважает право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
-Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища.
Конвенция чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)
Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
Можно ли не допускать ссор?
В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?
Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить
на вопросы.
Сценка из жизни.
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор.
Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол,
начинает есть)
Мама:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа.
Вопросы и обсуждение:
– Найти ошибки в поведении сына.
Сценка из школьной жизни.
Учитель:
Олег, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Женя:
Не имеете права! Конвенцией ребёнка запрещён детский труд.
Олег:
Надя, я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!
Надя:
Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!
Учитель:
Алеша, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Алеша:
Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Агата: (обращается к учителю):
Наталья Александровна, меня обидел Женя.
Учитель:
Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.
Агата:
Он подставил мне подножку.
Женя:
Пусть не дразнится, она унижает мое человеческое достоинство.
Вывод: Что хорошо усвоили ребята из этих шуточных сценок? (Свои права).
– Ребята, человек имеет не только права, но и обязанности.
Обязанность – круг действий, возложенных на человека и обязательных для их выполнения.
– Какие обязанности у членов вашей семьи?
– У кого их больше всего?
– Так как вы являетесь учениками, для вас главным документом является Устав школы,
в котором и прописываются ваши типовые обязанности.
– А какие обязанности у учеников?
Учащийся обязан:
- выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;
- бережно относиться к имуществу;
- соблюдать нормы санитарии и личной гигиены;
- вести здоровый образ жизни;
- быть культурным, вежливым, воспитанным, дисциплинированным;
- уважать честь и достоинство работников образовательного учреждения, других обучающихся;
- строго спрашивать с себя, уметь признавать свои ошибки;
- быть нетерпимым к равнодушию, жестокости, зависти, обману;
- заботиться о старших и младших.
Важно знать свои права, но и не менее важно знать свои обязанности, чтобы в последующем не оказаться в числе нарушителей дисциплины и не быть подвергнутым мерам юридической ответственности. Не стоит забывать правило: "Незнание закона не освобождает ответственности".
На доске таблички «права» и «обязанности». Задание – распределить в два столбика «права» и «обязанности»
Итог: И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности. Разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей. Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим. Взаимопонимание, уважение прав друг друга – залог счастья и любви в семье.
Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.
5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……
П о р я д о ч н о с т ь
с п Р а в е д л и в о с т ь
р А з у м н о с т ь
В о с п и т а н н о с т ь
О б я з а н н о с т и
Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» (выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни).
Право на жизнь |
Золушка Колобок Кот в сапогах |
Право на неприкосновенность жилища |
Сестрица Алёнушка Три поросёнка Колобок |
Право на свободный труд |
Золушка Красная Шапочка Балда |
Право на свободу вступления в брак |
Золушка Дюймовочка Алёнушка |
Право на владение личным имуществом |
Красная Шапочка Буратино Баба Яга |
На доске анаграммы:
Н О К Е В Н И Ц Я Р Д О Т И Е И Л Г О У С А Р Д Т С О В
И Ж З Н Ь Р Б О А З О А В И Н Е
Ответь на вопрос и выбери нужное слово:
Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
Какое основное право имеет ребенок-школьник?
В каком международном документе записаны права детей?
Кто обеспечивает защиту прав ребенка?
Какое право имеет каждый ребенок и взрослый?
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
1 июня – Международный день защиты детей
2 сентября – принятие «Конвенции о правах ребенка»
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
«Конвенцию о правах ребёнка» называют «Мировой конституцией прав детей». Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной, было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа.
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце...» («Солнечный круг»).
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!