Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Использование занимательного материала при изучении словарных слов в 4классе

Авторы:
Федункова Наталья Михайловна
Быкова Татьяна Дмитриевна

Аннотация:

Использование занимательного материала при изучении словарных слов в 4классе

 

Авторы:         Федункова Наталья Михайловна

Быкова Татьяна Дмитриевна.

 

В пособии представлен разработанный материал для изучения, запоминания словарных слов с помощью ребусов, загадок, кроссвордов.

Оригинальность первичного восприятия помогает лучше запечатлеть образ слова в памяти. Ребусы, кроссворды моментально концентрируют внимание учащихся. Такая работа развивает логическое мышление, стимулирует творческую активность.

Статья:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное)  образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №  4»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование занимательного материала при изучении словарных слов в 4классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осинниковский округ 2012

Муниципальное казенное специальное (коррекционное)  образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №  4»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование занимательного материала при изучении словарных слов в 4классе

 

 

 

                                        Авторы – составители:

Федункова Наталья Михайловна

                                 Быкова Татьяна Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осинниковский округ 2012

Авторы - составители: Федункова Наталья Михайловна, Быкова Татьяна Дмитриевна

Заглавие: Использование занимательного материала при изучении словарных слов в 4классе

 

В пособии представлен специально разработанный материал для изучения словарных слов учащимися 4 класса. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде ребусов, загадок. Для  отработки навыков правильного написания словарных слов   материал дан блоками, которые  тематически сгруппированы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Словарные слова, изучаемые в 4 классе.
  2. Знакомство с новым словарным словом:

ü  Загадки

ü  Ребусы

ü  Кроссворды

ü  Другие виды работ

ü  Картинный словарь

ü  Закрепление словарных слов.

  1. Заключение.

Список литературы.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Постоянная задача начальной школы – формирование орфографических умений и навыков. Одно из них – умение правильно писать слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

 «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал  известный российский ученый - методист  А. В. Текучев.

  В настоящее время множество литературы, предлагает  различные методики формирования этого навыка.  Однако интерес учителей к проблеме не ослабевает, так как учащиеся испытывают большие трудности при овладении этой орфограммой.

При изучении словарных слов следует опираться на четыре вида памяти детей: зрительную, слуховую, кинестетическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение), моторную.

Работа над словарными словами складывается из следующих этапов:

  1. Знакомство со словом. Объяснение учащимися лексического значения слова.
  2. Орфографическое чтение с послоговым проговариванием. Опора на речедвигательную память учащихся. Слово  сначала  орфографически (как написано) читается по слогам учителем, затем ученики произносят это слово по слогам несколько раз хором (2 -3 раза)
  3. Вторичное зрительное восприятие словарного слова в строчной записи. Слово записывается на классной доске учителем и в тетрадях учениками. Обращается внимание на то же слово, помещенное на поле учебника. Ставиться ударение. Опора на моторную орфографическую память учащихся.
  4. Фонетическое чтение словарного слова. Сравнение звукового и графического облика слова. Подчеркивание «опасного» в орфографическом отношении места в словарном слове. Перед учениками ставится задача запомнить выделенное слово, орфограмму, так как оно не может быть проверено правилом.
  5. Подбор учениками однокоренных слов. Важность данного этапа объясняется тем, что многие учащиеся не переносят умение писать данные словарные слова на однокоренные.
  6. Устный подбор словосочетаний с этим словом или предложений. Коллективная запись в тетрадях и на классной доске лучшего предложения.

 Работа по правописанию словарных слов – трудная, кропотливая, систематическая.  Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Использование занимательного материала привлекает внимание детей к слову, позволяет успешно формировать навыки грамотного письма.

  В основу формирования орфографических навыков речи при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная  учебная работа учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарные слова, изучаемые в 4 классе

 

 

 

  1.  автобус
  2. автомобиль
  3. аптека
  4. берег
  5. билет
  6. вагон
  7. вдруг
  8. вокзал
  9. деревня
  1. завтрак
  2. здоровье
  3. земляника
  4. иней
  5. квартира
  6. корабль
  7. костюм
  8. лестница
  9. лягушка
  10. магазин
  11. малина
  12. метро
  13. мешок
  14. минута
  15. обед
  16. огромный
  17. полотенце
  18. портрет
  19. пример
  20. пшеница
  21. решать
  22. Россия
  23. русский
  24. спасибо
  25. считать
  26. театр
  27. телевизор
  28. телефон
  29. трактор
  30. трамвай
  31. фабрика
  32. фамилия
  33. цыпленок
  34. челевек
  35. шофёр
  36. экскурсия
  37. ягода
  38. ястреб
  39. ящерица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загадки

 

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение.

Загадки побуждают ребенка наблюдать, размышлять, познавать.  Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска, что является обязательным условием успешной познавательной деятельности, занимательная форма загадок делает учение ненавязчивым, интересным.

 

 

 

1.Автобус

 

Пассажиров мы катаем

По маршрутам тут и там,

А туристов доставляем к историческим местам.

Едем к цели  дружно все

По проспектам и шоссе.

2. Автомобиль

Не летит, не жужжит,                                      Жук по улице бежит.                                          И горят в глазах жука                                      Два блестящих огонька.

3. Аптека

Продаются там таблетки                     Витаминки  и салфетки.                                 Чтоб здоровье сохранить                               Надо  вам  сюда  сходить.

 

 

 

4. Берег

 

 Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся.

5. Билет

 

Без него не попасть тебе в кино,

На трамвае не проехать,

Не умчаться на метро.

 

6. Вагон

 

Они бывают разные –

Зеленые и красные.

Они по рельсам вдоль бегут,

Везде встречают их и ждут.

 

7. Вдруг

 

На коньках по льду бежал

И с разбегу …..   упал.

 

8. Вокзал

 

Нужно здесь купить билет

И объедешь целый свет.

Коль багаж на целый пуд,

Ждет носильщик, тут как тут.

И повсюду - слева,  справа

Пассажирские составы.

 

9. Деревня

 

Мало домов, рядом стадо коров.

Близко река, а вокруг леса.

 

10. Завтрак

 

Утром за столом сидим,

Что же мы едим?

 

11. Здоровье

 

Если будешь закаляться, 

Будешь спортом заниматься,

Витамины есть всегда,

То сохранишь его на долгие года.

Закаляйся, правильно питайся,

Спорт не забывай и не унывай.

 

12. Земляника

 

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

 

 

13. Иней

 

В белом бархате деревня

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет.

 

14. Квартира

 

Вот жилище горожан:

В кухне есть плита и кран,

Ванна есть и туалет,

Мебель в комнате, паркет.

Заходи в нее, живи,

Только слово назови.

 

15. Корабль

 

Какие красавцы

Везде и всегда

На суши родятся –

Живут на воде.

 

16. Костюм

 

Сразу отгадаете, потому что знаете…..

На Новый год мы его одеваем,

Различные роли на себя примеряем.

 

17. Лестница

 

Деревянная дорога

Вверх идет отлого.

Что ни шаг – то овраг.

 

18. Лягушка

 

Не шагом ходит, не бегает, а прыгает.

 

19. Магазин

 

Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, -
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин

И заходим в...

20. Малина

 

Эта ягода лесная 
Нам лекарство заменяет -
Если Вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с ...

 

21. Метро

 

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень часто в час любой

Провезу вас под землей.

 

22. Мешок

 

Полиэтиленовый, а может  из ситца

Может быть сделана, сшита эта вещица.

Если, что надо отнести, принести

Ты в него  товар или груз положи.

 

 

 

23. Минута (время)

 

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.

 

24. Обед

 

Если дали вам окрошку, кашу, винегрет. Значит, вы пришли на …

 

25. Огромный

 

Что б размер нам передать,                         

Это слово можно сказать.

Если очень все большое,

колоссальное такое.

     

26. Полотенце

 

Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою —
Что это такое?

 

27. Портрет

 

Краски, кисть, карандаши

Рисует художник  от души.

И появится на свет

Самый точный ваш  …

 

 

 

 

 

28. Пример

 

Углы рисую и  квадратики

На уроке математики.

Знаю так же таблицу мер,

И решу любой …

 

29. Пшеница

 

В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.

 

30. Решать

 

Если будешь математику знать,

Сможешь быстро задачи    ...

 

31. Россия

 

Самая большая страна на земле,

В которой есть Кремль, стоящий в Москве.

 

32. Русский

 

Изучает его каждый ребенок,

Познает его просто с пеленок.

Ведь общаться нам надо всегда,

В Росси  нет главней этого языка.

 

33. Спасибо

 

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»

34. Считать

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но цифры  эти
…..               все на свете.

35. Театр

Актеры в зале выступают                                            Разные роли исполняют.                                             
Надет костюм, наложен грим.
И зритель восторгом опоим                                 Видит сказку своими глазами,                                    А затем одаривает актера  цветами.

36. Телевизор

 

Вот так дом - одно окно:

каждый день в окне кино.

Живёт в нём вся Вселенная,

А вещь обыкновенная.

 

37. Телефон

 

Через поле и лесок подаётся голосок.

 Он бежит по проводам –

 Скажешь здесь, а слышно там.

 

38. Трактор

Овсом не кормят

Кнутом не гонят.

А как пашет –

Семь плугов тащит.

 39. Трамвай

- Дзынь-дзынь-дзынь! – я бью тревогу. Уступите мне дорогу.

Никуда мне не свернуть

У меня - по рельсам путь.

 

40. Фабрика  (кондитерская)

В каждом городе есть место

Сладкое  вкусное.

Там в цехах замесят тесто

Мастера искусные.

И в него добавят дрожжи,

Ванилин, цукаты.

Как приятны всем прохожим

Эти ароматы!

 

41. Фамилия

У каждого она своя,

Её не выбирают.

Тебе досталась от отца.

У всей семьи она одна.

 

42. Цыпленок

Жёлтые пищат комочки,

Это всё сыны и дочки

Пестрой мамы квочки.

43. Человек

Двое ходят, двое смотрят,                     

Двое помогают, один водит                       

И приказывает.

 

 

44. Шофер

Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку.

45. Экскурсия

Если хочешь много знать,                   Разные места надо посещать,             Только это не просто поход,                    Это проводит экскурсовод.

46. Ягода

Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.

47. Ястреб

Птица сверху налетает                                 И цыплят внизу хватает.

48. Ящерица

По пригорочку бежит,                   Хвостиком - рулём рулит.             Схватишь хвостик, только - ах!-Убежала!...Хвост в руках.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребусы

Ребус – «загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков» (С.И. Ожегов).

Ребусы – помощники в работе со словарными словами. Дети с удовольствием их разгадывают. Оригинальность, необычность первичного восприятия помогают лучше запечатлеть образ слова в памяти. При отгадывании ребуса моментально концентрируется внимание всех учащихся, не остается ни одного равнодушного ученика. Именно особый интерес, оригинальность подачи слова повышает эффективность этой работы.

Работа по ребусам на уроках русского языка развивает логическое мышление, стимулирует творческую активность учащихся. Постепенно дети усваивают приемы, необходимые для их решения и сами начинают активно составлять ребусы к изучаемым темам.

Включение ребуса в урок – праздник для детей. Поэтому даже самый сложный этап урока проходит как отдых. В глазах детей зажигается огонек радости. А радость познания, эмоциональный настрой – главные помощники учителя на уроке.

Ко всем словарным словам  4 класса составлены ребусы. (Приложение 1)

 

Кроссворды

Кроссворд — игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.

К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда. Далее по вертикали находится новое словарное слово.

К части словарных слов 4 класса составлены кроссворды. (Приложение 2)

Для знакомства с новыми словарными словами нами был разработан дополнительный материал, который представлен в Приложении 3.

 

Картинный словарь

Картинный словарь дает зрительное представление о словарном слове. Его можно использовать для знакомства и закрепления словарных слов. (Приложение 4)

 

Закрепление словарных слов

Для закрепления словарных слов в своей работе мы используем кроссворды, тексты к блокам словарных слов, картинные кроссворды. Этот материал представлен в Приложении 5.

 

 

Заключение

         Систематически проводя указанные выше виды работ, у учеников развивается орфографическая зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов становиться значительно меньше, речь становится, более грамотна, расширяется  словарный запас. 

           Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.  Илларионова,  Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки – М.: 1997

2.  Волина, В.В.  1000 игр с буквами и словами – М.: 2002

3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В.Воронковой. - М.: 1994.

4. Купров,  В.Д.  Словарная работа на уроке русского языка -  М.: 2003

5.  Львов, М. Р.   Методика развития речи младших школьников – М.: 1997

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010