Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Методическая разработка родительского собрания "Безопасность детей в Интернете"

Автор:
Симонова Татьяна Адлеровна

Аннотация:

Автор:
Симонова Татьяна Адлеровна

Аннотация:

Аннотация к методической разработке родительского собрания "Безопасность детей в Интернете"

       Основная тема работы – взаимодействие с семьей по профилактике безопасной работы детей в Интернете.  Цель родительского собрания: актуализировать проблему безопасности  детей в сети Интернет; побудить родителей задуматься о собственной роли и ответственности о безопасности  детей в сети  Интернет; поддержать положительный опыт семейного пользования Интернетом; познакомить родителей с правилами безопасности при работе с Интернетом и детскими браузерами.

2014-12-26

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Воспитание , Модуль:Работа с родителями

    

 

Статья:

Автор:
Симонова Татьяна Адлеровна 

Статья:

 

 Интернет предоставляет детям и молодежи невероятные возможности для совершения открытий, общения и творчества. Тем не менее, с использованием Интернета также связаны риски. Например, он представляет собой открытое окно в мир, который также принадлежит взрослым и содержит материалы, не подходящие для детей.

 Все большее количество детей получает возможность работать в Интернет. Но вместе с тем все острее встает проблема обеспечения безопасности наших детей в Интернет. Так как изначально Интернет развивался вне какого-либо контроля, то теперь он представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. В связи с этим и с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им может в этом помочь, если не их родители и взрослые?

Следует понимать, что подключаясь к Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны родители перед тем, как разрешить ему выход в Интернет.

 

 

Какие угрозы встречаются наиболее часто? Прежде всего:

Угроза заражения вредоносным ПО. Ведь для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернет файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Дети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.

Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера;

Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;

Неконтролируемые покупки. Не смотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются экзотикой для большинства из нас, однако недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной.

У Вас, родителей, более чем достаточно поводов, чтобы задуматься о том, насколько безопасно для наших детей, только начинающих познавать мир, использование ресурсов глобальной сети.

Помните, что никакие самые современные технологические решения не могут заменить Ваше искреннее внимание и заботу о том, чем занимается Ваш ребёнок за компьютером.

Поддерживайте доверительные, открытые отношения с ребёнком, говорите с ним о компьютерах, компьютерных играх, социальных сетях, Интернете и не игнорируйте его вопросы и любопытство. Не забывайте интересоваться у ребенка об увиденном в Интернете - пусть, например, он расскажет Вам, на каких сайтах побывал, для чего они служат.

Совместно с ребёнком установите правила работы в Интернете, время, проводимое за компьютером, и будьте принципиальны в соблюдении принятого решения.

Посещайте Интернет вместе с ребёнком, приучите его делиться с Вами успехами и неудачами в деле освоения Сети.

Объясните ребенку, что в Интернете нельзя сообщать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д. Поясните, почему это опасно.

Объясните ребенку, что необходимо уважать собеседников в Интернете, потому что правила хорошего тона действуют одинаково и в Интернете, и в реальной жизни.

Обязательно поясните ребёнку, что опасно назначать встречу с друзьями из Интернета, ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. Здесь очень важен момент доверительности в Ваших взаимоотношениях с ребёнком, чтобы уберечь его от ошибки.

Расскажите ребёнку в доступной форме, что далеко не вся информация, которая размещена на Интернет-ресурсах, является актуальной и достоверной, ведь опубликовать ее может любой человек. Приучите ребёнка не стесняясь спрашивать Вас о том, в чем он не уверен, советоваться с Вами, не устраняйтесь от его проблем.

В простой и доступной форме расскажите ребенку, о вреде для его здоровья и развития информации порнографического содержания, о насилии, жестоком обращении, информации, пропагандирующей расизм, разжигающей межнациональную и религиозную вражду. Подобные материалы не всегда можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит надеяться на то, что Вам удастся отфильтровать все подобные сайты.

Не забывайте контролировать деятельность детей в Интернете с помощью специального программного обеспечения. Это поможет Вам отфильтровать вредоносный контент, выяснить, какие сайты на самом деле посещает Ваш ребенок и что он

Безопасное использование в соответствии с возрастом

Дети до 7 лет

Во время первого знакомства с Интернетом закладывается фундамент для его последующего использования и формирования хороших манер у детей. Детям дошкольного возраста нравится установленный порядок, и это является идеальным способом развития у детей навыков безопасного использования Интернета.

Дети до 7 лет могут не полностью понимать информацию, доступную в Интернете, и, например, не отличать рекламу от действительного содержимого. В этом возрасте родителям необходимо помогать детям в поиске подходящего материала. Дети часто не видят разницы между использованием Интернета и играми или рисованием на компьютере.

На этом этапе родители могут установить первые внутренние правила использования компьютера.

Время, проводимое за компьютером, необходимо ограничить по причинам, связанным со здоровьем.

Поместите компьютер, например, в гостиной. При использовании Интернета дошкольниками рекомендуется присутствие взрослого.

Доступ к Интернету для дошкольников необходимо ограничить до списка знакомых веб-сайтов, выбранных заранее. Более подготовленные дети могут найти знакомые сайты в меню «Избранное» обозревателя Интернета.

Самым безопасным решением является создание для ребенка персональной рабочей среды, в которой выбор сайтов ограничивается только указанными сайтами.

Дети 7–9 лет

Юные школьники будут иметь дело с Интернетом не только у себя дома, но и в школе, и у друзей. Родители и дети должны обсудить, как использовать Интернет надлежащим образом, и согласовать правила, которым необходимо следовать. Дети 7–9 лет уже могут иметь относительно хорошее представление о том, что они видят. Тем не менее, они не готовы к обращению со всем материалом, доступным в Интернете, особенно с пугающим или неуместным материалом (изображения, текст или звук). Разговор об этих материалах и объяснение различных вещей, с которыми дети могут столкнуться в Интернете, поможет детям стать ответственными и способными самостоятельно и безопасно работать в Интернете. Родители могут поделиться собственными мнениями и взглядами на использование Интернета, чтобы помочь своим детям.

В этом возрасте ограничения, защита и использование Интернета под присмотром по-прежнему являются первостепенными. Родителям и детям рекомендуется согласовать правила использования Интернета и пересматривать их по мере взросления детей.

Использование Интернета дома по-прежнему разрешено только в присутствии родителей. Это обеспечивает получение помощи в любой проблемной ситуации.

Если компьютер установлен в комнате, которой пользуется вся семья, использование Интернета становится естественным для повседневной жизни.

Ребенок еще не может определить надежность веб-сайта самостоятельно, поэтому ему/ей всегда следует спрашивать разрешения у родителей перед публикацией личной информации.

Чаты и другие общественные интерактивные обсуждения пока не подходят ребенку этого возраста. В качестве адреса электронной почты, который используется этой возрастной группой, должен использоваться общий семейный адрес электронной почты.

При создании учетной записи пользователя с ограниченными правами ребенок может научиться использовать компьютер самостоятельно.

Для предотвращения доступа к неуместным сайтам можно также применять программы фильтрации, но важно, чтобы родители по-прежнему активно участвовали в использовании Интернета ребенком.

Дети 10–12 лет

Школьники уже могут знать, как использовать Интернет в различных целях. Родители могут поддержать ребенка, выяснив, какие сайты могут помочь с домашним заданием, содержат информацию о хобби или других увлечениях ребенка. Интернет может также использоваться для планирования вопросов, касающихся всей семьи. Это дает возможность родителям и детям обсудить надежность разных сайтов, а также источники поиска полезной и качественной информации. Руководство по проверке надежности веб-сайта как источника информации находится по адресу http://www.demos-internet.ru/services.ssl.description.html.

Ребенку необходим родительский присмотр и контроль, а также знание правил правильной работы в Сети. Тем не менее, ребенок может узнать, как избавиться от присмотра и обойти правила, если он будет считать их слишком ограничивающими или несоответствующими его потребностям.

Родителям и детям необходимо прийти к соглашению относительно разрешенных и запрещенных действий в Интернете, а также его использования. В соглашении должны быть учтены все потребности и мнения. Примеры: ответственность отправителя сообщения, загрузка файлов и авторское право и установка программ.

Договоритесь, какую личную информацию можно разглашать и в каких случаях, а также поговорите о рисках, связанных с разглашением информации.
Ознакомьтесь с дополнительной информацией: Интерактивные обсуждения / Неприкосновенность личной жизни

Если ребенок уже заинтересовался общением в чатах или IRC, родителям следует обсудить с детьми их безопасность и контролировать их опыт в интерактивных обсуждениях. Ознакомьтесь с дополнительной информацией: Интерактивные обсуждения

Многие дети любопытны и любознательны, поэтому родителям необходимо акцентировать внимание на необходимости безопасного и осторожного использования.

Систему безопасности информации также необходимо обновлять.

Дети 13–15 лет

В этом возрасте Интернет становится частью социальной жизни детей: в Интернете они знакомятся и проводят время, ищут информацию, связанную с учебой или увлечениями. При более высоком уровне грамотности использование Интернета открывает множество возможностей. Родителям может быть очень сложно узнать о том, чем их ребенок занимается в Интернете. В этом возрасте дети также склонны к риску и выходу за пределы дозволенного. Технические ограничения и запреты могут оказаться неэффективным способом повышения уровня безопасности в Интернете.

Дети 13–15 лет могут захотеть сохранить свои действия в тайне, особенно если родители раньше не интересовались и не узнавали о способах использования Интернета ребенком. Важным моментом для семьи становится участие в открытых дискуссиях, а для родителей — заинтересованность в том, что ребенок делает и с кем использует Интернет.

Подросток может все еще неадекватно оценивать явления, поэтому ему необходима помощь взрослого в случае, если он, например, захочет разместить свои фотографии или личную информацию на веб-сайте.

Этические вопросы и личная ответственность подростка как пользователя Интернета являются важными темами для обсуждения. Например, незаконная загрузка, сетевой этикет и авторское право. Дети также должны с ответственностью относиться к публикациям в Интернете, включая публикацию собственной личной информации и информации, которая может быть незаконной.

Родители должны проявлять интерес к собеседникам детей из Интернета, как и ко всем другим друзьям. Родителям рекомендуется принимать участие в ситуациях, когда ребенок хочет познакомиться с новыми людьми через Интернет.

Родители не должны слишком остро реагировать, даже если выяснится, что произошло что-то «ужасное», когда ребенок находился в Интернете. Они по-прежнему могут направлять ребенка, чтобы он имел дело только с уместным материалом. Например, существуют хорошие интерактивные службы, занимающиеся вопросами сексуальности и здоровья, которые предназначены для молодой аудитории. Молодежи необходимо осознавать, что они в любой момент могут поговорить с родителями, если им неприятно то, с чем они столкнулись в Интернете.

Инструкция по безопасному общению в чатах.

В Интернете также широко распространены службы для мгновенного обмена сообщениями и онлайн-общения (Windows Live Messenger, ICQ, IRC, чаты). Эти службы также могут таить в себе опасности при их использовании детьми, поэтому придерживаться некоторых правил.

1. Не доверяйте никому вашу личную информацию.

2.Сообщайте администратору чата о проявлениях оскорбительного поведения участников.

3. Если вам неприятно находится в чате, покиньте его.

4. Если вам что-то не понравилось, обязательно расскажите об этом родителям.

5. Будьте тактичны по отношению к другим людям в чате.

Интернет-этика

Если вы хотите, чтобы дети стали ответственными пользователями, объясните им фундаментальные правила поведения в сети:

• Узнайте правила прежде, чем что-нибудь сказать или сделать. Некоторые чаты и форумы имеют специальные правила, поясняющие, что Вы можете или не имеете права говорить или кто нарушает правила, знание правил может избавить вас и вашего ребенка от ненужного дискомфорта.

• Думайте прежде, чем что-либо напечатать. Удостоверьтесь, что вы говорите приемлемые вещи, которые не приведут к разгоревшемуся конфликту.

Единственное, в чем вы можете не сомневаться, - это в том, что всё, сказанное вами в Интернете, может вернуться и неотступно преследовать вас.

• Не относитесь критически к другим, особенно новичкам, даже если они нарушают правила. Если вы должны помочь кому-то или исправить кого-то, сделайте это по электронной почте, а не на общественном форуме. Помните, что и вы когда-то были новичком.

Не тратьте время других пользователей впустую. Не посылайте цепочку электронных писем, не передавайте киберслухи, не разыгрывайте других, не рассылайте спам.

Защищайте личную жизнь и личную информацию других пользователей. Не  публикуйте в онлайне чей-либо адрес электронной почты без разрешения владельца. Не используйте без разрешения чужой пароль.

Не присваивайте вещи, не платя за них (в основном это касается условно- бесплатного программного обеспечения).

Как не следует вести себя в сети

Печатать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, что может рассматриваться как крик, провоцирующий спор или конфликт.

Размещать ложную информацию или грубые высказывания о другом человеке.

Отправлять большие вложенные файлы, не спросив разрешения у получателя.

Общаться к другим в чате по их настоящему имени.

Рассылать электронную почту рекламного содержания людям, которых Вы не знаете.

Отклоняться о темы разговора на форуме.

Не дожидаться своей очереди или не следовать правилам чата или форума.

Феномен «Интернет - зависимости».

Профилактика Интернет- зависимости у учащихся.

Интернет-зависимость можно сравнить с любой другой формой зависимости Интернет-зависимость предлагает способ убежать от реальности, приятные чувства и альтернативную реальность, которая маскирует депрессию и беспокойство.

Социальные контакты в Интернете представляют большую опасность, чем телевидение, так как предполагают общение с другими людьми.

Притворяясь новыми личностями, люди могут начать верить, что их любят и заботятся о них за их новые обличия. Интернет захватывает ребенка целиком, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности, на упорядочивание жизни собственной становящейся личности. Феномен зависимости от Интернета постоянно изменяется, поэтому необходимо проводить профилактические меры по предупреждению Интернет - зависимости.

Существует «группа риска» среди детей, которые могут быть подвержены Интернет - зависимости. Они необщительны или не имеют коммуникативных навыков, они погружены в себя, много фантазируют, держаться в стороне от сверстников. Такие дети, чаще всего, не обладают способностью преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность.

Психиатр Иван Голдберг, предложил 5 советов для преодоления этой зависимости:

1. Признайте свою зависимость.

2. Определите проблемы, лежащие в основе зависимости.

3. Решайте реальные проблемы. Старайтесь избежать стрессовых ситуаций.

4. Контролируйте работу на компьютере. Совсем не обязательно полностью выключать его - можно просто ограничить время нахождения в Интернете.

5. Проводите различие между интерактивной фантазией и полезным пользованием Интернета.

 

Литература

  1. http://shperk.ru/sovety/kak-sdelat-internet-dlya-detej-bolee-bezopasnym.htm
  2. http://www.oszone.net/6213/
  3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text
  4. http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/roditelskoe-sobranie-bezopasnost-rebenka-v-seti-internet
  5. http://www.demos-internet.ru/services.ssl.description.html
  6. Центр безопасного Интернета в России: портал [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.saferunet.ru/. Дата обращения: 29.03.2013.
  7. Защита детей от вредной информации в сети Интернет: портал [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://www.intemet-kontrol.ru/. Дата обращения:29.03.2013.
  8. Безопасность детей в Интернете [Электронный ресурс] / Российский офис Microsoft в рамках глобальных инициатив Microsoft. - Режим доступа: http://www.ifaD.m/librarv/book099.pdf. Дата обращения: 29.03.2013.
  9. Азбука безопасности: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azbez.com/safety/intemet. Дата обращения: 29.03.2013.
  10. Оп-Ляндия. Безопасная WEB-страна: портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/7www.onlandia.by/html/etusivu.htm. Дата обращения: 29.03.2013.
  11. Дети России Он-лайн: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://detionlrne.com/. Дата обращения: 29.03.2013.
  12. Фонд развития Интернет: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://WWW.fid.su/. Дата обращения: 29.03.2013.
  13. Безопасный Интернет в России: портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.saferinternet.ru/. Дата обращения: 29.03.2013.
  14. Правила безопасного пользования Интернетом: из специального документа американских епископов «Твоя семья и кибернетическое пространство», принятого 16 июня 2000 г. // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете «Первое сентября». - 2007. - № 9. - С. 15.
  15. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Учебно-методический комплект. - М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2010. - 176 с.: ил.
  16. Составитель информационно-методических материалов - А.Ю. Муратов, директор Центра развития основного и среднего общего образования КГБОУ «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»
  17. При составлении методических рекомендаций был использован следующий источник: Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных  технологий и Интернет. Учебно-методический комплект. - М.: СОЛОН- ПРЕСС, 2010.- 176 с.: ил.

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010