Автор:
Борисова Светлана Юрьевна
Метод проектов
как средство развития ключевых компетенций детей и родителей
Используемый в работе метод проектов направлен создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края. Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с программами дополнительного образования детей.
С.Ю. Борисова
Статья:Метод проектов
как средство развития ключевых компетенций детей и родителей
У Л. С. Выготского есть такие слова: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идёт впереди развития» [1]. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания и обучения детей. Интерес детей к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства воспитания и обучения на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и обучению, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В результате использования метода проектного обучения у детей развиваются такие компетенции, как:
- коммуникативная, так как ребенок в процессе изготовления «продукта» деятельности постоянно взаимодействует с другими участниками проекта, высказывает свою точку зрения, аргументировано доказывает свое мнение, учиться слушать и уважать чужое мнение;
- информационная, так как дети с родителями учатся самостоятельно находить, анализировать и отбирать различные виды информации, преобразовывая её.
- социальная (дети учатся работать в команде, приобретают навыки работы в группе);
- продуктивная – способность вместе с родителями создать свой собственный продукт, что является обязательной целью проектного обучения.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Тематика и содержание проектов для детей должны быть интересны и увлекательны. Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможно лишь тогда, когда объект исследования привлекает. Разумеется, вдохновить на исследовательскую деятельность нужно не только ребенка, но и родителей, поэтому темы детских проектов должны обязательно быть согласованными с интересами родителей.
Нами разработан проект «Мой город», посвященный 80 – летию города Прокопьевска. Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с программами дополнительного образования детей. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечения их в образовательный процесс, повышения роли семьи в современном обществе, конкретизации задач по краеведению, использованию региональных программ воспитания детей на традициях народной культуры.
Цели проекта: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• формировать представления о родном городе;
• знакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни города;
• создавать условия для участия родителей в образовательном процессе
- формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, к труду, его жителям;
- знакомить детей и привлекать родителей к историческому и культурному наследию родного города;
- развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.
Участники проекта: дети групп кратковременного пребывания школы раннего развития «Родничок», педагоги, родители.
В рамках реализации проекта был разработан тематический план:
Тема |
Содержание |
Продукт проектной деятельности: |
Прокопьевск -жемчужина Кузбасса |
Рассматривание иллюстраций и фотографий о Прокопьевске, беседы о городе. Чтение произведений прокопьевских писателей и поэтов о Прокопьевске. |
Фотовыставка «Люби свой город» (фотографии объектов родного города родителей и детей) |
Флора и фауна города |
Сбор материала детьми, родителями, педагогом о флоре и фауне. |
Оформление книжки - малышки |
Растительный мир Прокопьевска |
Рассматривание иллюстраций и фотографий растений |
Совместная аппликация «Красоты природы», «Любимое место в моем городе» |
Животный мир Прокопьевска |
Составление викторины о животном мире |
Выставка «Эти забавные животные» |
Предприятия города |
Экскурсия на предприятия города. |
Составление рассказа «Для чего нужны нашему городу шахты» |
«Шахтерская правда», «Диалог» |
Знакомство с городскими периодическими изданиями |
Ролевая игра «Юный журналист» |
Символы моего города |
Знакомство с символами города |
Выполнение рисунка герба, флага города красками и карандашом |
Прокопьевск музыкальный |
Разучивание гимна города. Знакомство с песнями о Прокопьевске, с фольклором родного города |
Проведение праздника «Город мой - моя семья» в рамках Международного дня семьи |
Прогнозируемый результат:
- расширение знаний детей и родителей о родном городе, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности;
- улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса.
В ходе реализации проекта у детей развиваются самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию. Опыт самостоятельной деятельности, который дети приобретают при работе над различными проектами, развивает в них уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения многих задач.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей и родителей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Литература
- Выготский, Л. С. Полное собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский. – М: Педагогика, 1984. - т. 4. - .С. 248.