Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Метод проектов как средство развития ключевых компетенций детей и родителей.

Автор:
Борисова Светлана Юрьевна

Аннотация:

Метод проектов

как средство развития ключевых компетенций детей и родителей

Используемый в работе метод проектов направлен создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края. Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с программами дополнительного образования детей.

                                                                                                                   

                                                                                                               С.Ю. Борисова

Статья:

Метод проектов

как средство развития ключевых компетенций детей и родителей

У Л. С. Выготского есть такие слова: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идёт впереди развития» [1]. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания и обучения детей. Интерес детей к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства воспитания и обучения на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и обучению, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В результате использования метода проектного обучения у детей развиваются такие компетенции, как:

- коммуникативная, так как ребенок в процессе изготовления «продукта» деятельности постоянно взаимодействует с другими участниками проекта, высказывает свою точку зрения, аргументировано доказывает свое мнение, учиться слушать и уважать чужое мнение;

- информационная, так как дети с родителями учатся самостоятельно находить, анализировать и отбирать различные виды информации, преобразовывая её.

- социальная (дети учатся  работать в команде, приобретают навыки работы в группе);

- продуктивная – способность вместе с родителями создать свой собственный продукт, что является обязательной целью проектного обучения.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Тематика и содержание проектов для детей должны быть интересны и увлекательны. Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможно лишь тогда, когда объект исследования привлекает. Разумеется, вдохновить на исследовательскую деятельность нужно не только ребенка, но и родителей, поэтому темы детских проектов должны обязательно быть согласованными с интересами родителей.

Нами разработан проект «Мой город», посвященный 80 – летию города Прокопьевска.  Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с программами дополнительного образования детей. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечения их в образовательный процесс, повышения роли семьи в современном обществе, конкретизации задач по краеведению, использованию региональных программ воспитания детей на традициях народной культуры.

Цели проекта: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• формировать представления о родном городе;

• знакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни города;

• создавать условия для участия родителей в образовательном процессе

  • формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, к труду, его жителям;                                              
  • знакомить детей и привлекать родителей к историческому и культурному наследию родного города;
  • развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

Участники проекта: дети групп кратковременного пребывания школы раннего развития «Родничок», педагоги, родители.

В рамках реализации проекта был разработан тематический план:

Тема

Содержание

Продукт проектной деятельности:

Прокопьевск             -жемчужина Кузбасса

Рассматривание иллюстраций и фотографий о Прокопьевске, беседы о городе. Чтение произведений прокопьевских писателей и поэтов о Прокопьевске.     

Фотовыставка «Люби свой город» (фотографии объектов родного города родителей и детей)

Флора и фауна города

Сбор материала детьми, родителями, педагогом о флоре и фауне.

Оформление книжки - малышки

Растительный мир Прокопьевска

Рассматривание иллюстраций и фотографий растений

Совместная аппликация  «Красоты природы»,

«Любимое место в моем городе»

Животный мир Прокопьевска

Составление викторины о животном мире

Выставка «Эти забавные животные»

Предприятия города

Экскурсия на предприятия города.

Составление рассказа «Для чего нужны нашему городу шахты»

«Шахтерская правда», «Диалог»

Знакомство с городскими периодическими изданиями

Ролевая игра «Юный журналист»

Символы моего города

Знакомство с символами города

Выполнение рисунка герба, флага города красками и карандашом

Прокопьевск музыкальный

Разучивание гимна города. Знакомство с песнями о Прокопьевске, с фольклором родного города

Проведение праздника «Город мой -  моя семья» в рамках Международного дня семьи

 

Прогнозируемый результат:

- расширение знаний детей и родителей о родном городе, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности;

- улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса.

В ходе реализации проекта у детей развиваются самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию. Опыт самостоятельной деятельности, который дети приобретают при работе над различными проектами, развивает в них уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения многих задач.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей и родителей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

 

Литература

  1. Выготский, Л. С. Полное собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский. – М: Педагогика, 1984. - т. 4. - .С. 248.

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010