Автор:
Сидорова Людмила Владимировна
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей. Такое понимание включает в себя обучение и воспитание, обеспечивающие физическое развитие человека, в том числе воздействие на развитие основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей организма, способствующие наиболее полной реализации генетической программы, обусловленной биологическими особенностями конкретного индивида.
Физическое воспитание имеет образовательные, воспитательные и оздоровительные цели, оно направлено на обеспечение физического и психического здоровья и гармоничное развитие личности, подготовку ее к труду, жизни в обществе, к занятиям физической культурой.
Известно, что без волевых качеств невозможно проявление или развитие выносливости. В связи с этим возникают определенные психологические рекомендации о выборе метода в тренировки выносливости.
При непрерывных длительных нагрузках развиваются волевые качества, имеющие значение для стайерской выносливости. В данном случае спортсмен преодолевает внутренние и внешние трудности при помощи равномерного, сильного, устойчивого напряжения воли.
Интервальные нагрузки развивают импульсивную концентрированность волевого усилия. Спортсмен преодолевает трудности относительно кратковременными, но интенсивными повторяющимися усилиями.
Проявление воли носит импульсивный интервально-варьирующий характер. Следовательно, интервальная тренировка развивает волевое усилие специфической структуры, нужное для достижений в дискретных упражнениях и малоэффективное для достижений в длительных соревновательных упражнениях.
Для каждого спортсмена существуют соответствующие состоянию его тренированности рациональные границы заданий, которые изменяются вместе с повышением работоспособности его организма.
Величины заданий должны постоянно сопоставляться с индивидуальными возможностями спортсмена. Этот процесс обеспечивается с помощью контроля за достижениями и тренировочных программ.
В спортивном движении действуют такие мотивы занятий спортом, как стремление к всестороннему гармоническому развитию личности, полноценной подготовки к трудовой деятельности, желание в неистовой вклад в прогресс спорта и др. Эти мотивы являются стержнем всей системы воспитания в спорте, включая и спортивную тренировку. На этой основе решаются проблемы мотивации спортивной деятельности, спортивно-этического воспитания, воспитания «спортивного» характера и т. д. Спортивная деятельность, занимая существенное место в жизни человека, становится одним из основных факторов его нравственного воспитания и самовоспитания. Одновременно она ставит сложные воспитательные проблемы. Дело в том, что формирующее влияние спорта на личность реализуется в условиях особых межличностных отношений, выходящих далеко за рамки чисто педагогических.
Спорт, рассматриваемый в аспекте влияния его на моральный облик спортсмена, не может расцениваться только как позитивный или только негативный фактор. Его конкретный воспитательный эффект в решающей мере зависит от условий социально-педагогической организации спортивной деятельности.
Направленное формирование личности спортсмена - результат совместного действия многих факторов и звеньев социальной системы воспитания, в том числе семьи, школы, коллектива, педагогов, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции. Являясь воспитателем в полном и точном смысле слова, тренер не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведения спортсмена во время тренировки и соревнований. Он становится одним из основных духовных наставников спортсмена, во многом формирует образ его мыслей и поведения, оказывает существенное влияние на весь процесс его становления как личности.
Индивидуальные потребности и мотивы, которые приводят к занятиям спортом, разнообразны. С общественно-педагогической точки зрения нередко, особенно у детей, первоначальные мотивы приобщения к спорту случайны или малосущественны. Первая воспитательная задача тренера в том и состоит, чтобы, опираясь на исходные мотивы, интересы и потребности спортсмена, развить их в глубоко осознанную устремленность, основанную на высокой цели и твердых нравственных принципах.
Формирование мотивов спортсмена обязательно связано с установкой на спортивное достижение. Факт достижения намеченного результата становится для спортсмена подтверждением реальности поставленной задачи и одновременно источником его ориентации на очередные результаты, определяющие степень субъективного запроса («уровень притязаний»). В этом заключается значение достижений как мотивационного фактора спортивной деятельности. Посредством ориентации на конкретные результаты тренер конкретизирует задачи спортсмена и таким образом направленно влияет на формирование его спортивных мотивов. Одна из самых важных задач тренера – раскрыть спортсмену суть связи между величиной достижения и мерой «вклада» в тренировку, сделать ее очевидной для него и воспитать устремления, которые выразились бы в спортивном трудолюбии. Мотивы и установки спортсмена в процессе многолетних занятий спортом конкретизируются, детализируются и видоизменяются в зависимости от его возможностей, этапов спортивного совершенствования, условий жизни и деятельности. Наиболее общие и существенные мотивы спортивной деятельности основываются на осознанном стремлении к всестороннему гармоническому развитию личности, приобретению и совершенствованию всего, что определяет ценность человека как активного участника общественного прогресса.
Статья: