Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Дарить тепло души – моя профессия!»

Автор:
Архипова Лариса Карловна

Аннотация:

В данной статье по теме: «Дарить тепло души – моя профессия» излагается мой многолетний опыт работы со студентами в специальной медицинской группе по сколиозу.

Проблема сколиоза заключается в большом социальном значении, приводящем значительное количество лиц к инвалидности с детства и в необходимом проведении целенаправленной ранней профилактике, поскольку существующие сегодня консервативные и хирургические лечения не дают желаемых результатов. И поэтому работа кружка «Помоги себе сам» нашего колледжа, направлена на привлечение внимания родителей, преподавателей школ к проблемам таких детей.

Членами кружка были разработаны, рекомендации для родителей, оформленные в иллюстрированные брошюры. Это позволило надеяться, что деятельность кружка «Помоги себе сам» помогла детям почувствовать себя сильными, крепкими, умелыми.

Данная работа включает в себя рисунок «Нарушения осанки», где можно отметить дефекты осанки, связанные со слабым развитием мускулов. Также имеются фотографии с кратким описанием выполнения упражнений укрепления мышечного корсета.

Надеюсь, что эти упражнения помогут не только специалистам, воспитателям и родителям, но и ослабленным детям в дальнейшем самостоятельно заниматься и поддерживать свои мышцы в тонусе.

 

Архипова Лариса Карловна, преподаватель дисциплины «Реабилитация»

Нижнекамского медицинского колледжа

Статья:

Дарить тепло души – моя профессия!

 

Ключевые слова: сколиоз, лордоз, кифоз,

осанка, кругло-вогнутая спина, мышечный «корсет», гиподинамия, опорно-двигательная система.

Проблема сколиоза заключается в большом социальном значении, приводящем значительное количество лиц к инвалидности с детства и в необходимом проведении целенаправленной ранней профилактике, поскольку существующие сегодня консервативные и хирургические лечения не дают желаемых результатов. И поэтому работа кружка «Помоги себе сам» нашего колледжа, направлена на привлечение внимания родителей, преподавателей школ к проблемам таких детей.

Сколиоз относится к болезням опорно-двигательной системы, проявляющийся многоплоскостной деформацией позвоночника, остается важной проблемой детской ортопедии. Гиподинамия, многочасовое «сидение» за компьютером приводит значительное количество детей, подростков к инвалидности с детства, которые могут закончиться  формированием вторичных деформаций позвоночника и осложнений со стороны многих органов и систем.

При нормальном росте и развитием ребенка формируется правильная осанка. В этом большое влияние оказывает семья. Если ребенок подвижен, занимается дозированной физической нагрузкой, определенное время бывает на свежем воздухе, занимается какими-либо видами спорта, у него формируется хороший мышечный «корсет», который держит спину хорошо.

Дефекты осанки связаны со слабым развитием мускулов. Слабо развитые мышцы туловища не в состоянии удержать его в нужном положении и ребенок начинает принимать удобные для него позы, опираясь одной рукой или грудью о парту. Постепенно у ребенка развивается, так называемая, «вялая» осанка, характеризуемая увеличенными шейными и грудными изгибами позвоночника, опущенной головой, опущенными и сдвинутыми вперед плечами, запавшей грудной клеткой, отстающими от спины лопатками и свисающим животом.

У школьников вялая осанка формируется в выраженную сутулость и круглую спину. Также к дефектам осанки относятся: плоская спина, кругло-вогнутая спина, кифоз, лордоз. ( приложение №1)

Частота сколиозов колеблется до 20-30% и более. И поэтому мы со студентами заинтересовались этим вопросом. Нами были обследованы 250 детей школ г. Нижнекамск. Деформация позвоночника была выявлена у 49 детей, что составила 20 %. Членами кружка «Помоги себе сам », были составлены комплексы упражнений ЛФК для детей, страдающих сколиозом и беседы, объясняющие причины его деформирования. (приложение №3) Следующим нашим действием были встречи с учащимися школ, на которых доступным языком были объяснены причины формирования сколиоза и его осложнения. Студентами под руководством преподавателей  подготовленные комплексы упражнений были продемонстрированы учащимся школ и их родителям. Экспериментально в течение года проводились занятия с желающими школьниками. И родители, и их дети отметили хороший результат. На снимках вы видите эти  занятия. (приложение №2)

Чрезвычайно важное значение имеет психологический фактор лечения. Когда с детьми занимаются такие же дети, когда занятия построены в игровой форме нет чувства неполноценности, проходят комплексы. Дети почувствовали уверенность в себе, стали поддерживать друг друга. Этот опыт поможет им в дальнейшем самостоятельно заниматься и поддерживать свои мышцы в тонусе.

Анализ литературных источников и наблюдения за больными детьми, позволили отметить то, что сколиотическая деформация позвоночника относится к числу часто встречающихся патологий детей и подростков .

Заболевание протекает длительно, в патологический процесс вовлекаются жизненно важные органы и системы, нарушаются функции органов, расположенных в грудной клетке, появляются косметические дефекты.

Нами было установлено, что у детей с правосторонним сколиозом преимущественно в 67 % случаев наблюдается снижение остроты зрения левого глаза. При левосторонних сколиозах было отмечено снижение остроты зрения  правого глаза у 58 % случаев.

Обращает на себя внимание более высокие уровни заболеваемости больных сколиозом детей, хроническим отитом, энурезом, неврологическими синдромами, бронхитами, пневмониями и т.д.

И поэтому деятельность нашего кружка «Помоги себе сам» создает благоприятные условия для того, чтобы хотя бы небольшое количество детей, занимающихся под руководством наших студентов, стали уверенными в себе и могли самостоятельно заниматься над формированием правильной осанки. Работа с родителями принесла свои плоды. Правильно организованный гигиенический режим для своих детей, полноценное питание, содержащее в достаточном количестве мясо, молоко, масло, овощи, фрукты, горох, фасоль– являются источниками кальция, фосфора, магния –важны растущему организму.

Для воспитания хорошей осанки, существенное значение имеет правильная организация сна ребенка. Ровный плотный матрац, не высокая подушка, свежий воздух, способствуют  хорошему отдыху. Неправильная поза за столом может вызвать различные формы искривлений позвоночника.

Членами кружка были разработаны рекомендации для родителей, оформленные в иллюстрированные брошюры. Это позволило надеяться, что деятельность кружка «Помоги себе сам» поможет детям почувствовать себя сильными и крепкими. Правильная осанка, здоровый позвоночник –залог хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.

 

Рисунок №1

 

 

 

Приложение №1

 

Рис. 3. И.п. лежа на спине, руки вверху, чуть шире плеч. Сч.-1. – руки перед грудью, пальцы сжать в кулак и поднять левую прямую ногу до угла 45° над полом. Сч. - 2. – руки вперед и поднять правую согнутую коленом к животу ногу. Сч.- 3 руки перед грудью, пальцы сжать в кулак и положить левую прямую ногу. Сч.- 4- и.п. Затем то же с правой ноги. 6-8 раз.

 

 

Рис. 4. И.п. –лежа на спине, руки под головой. Поочередно поднять прямые ноги до угла 45° над полом. «Ножницы» вертикально и поочередно положить прямые ноги. 15-20 движений.

 

 

 

 

Рис. 5. И.П. –лежа на спине, руки вдоль туловища. Сч. 1,2,3,4. Выполнить велосипедные движения вперед, Сч. 1,2,3,4 назад. Повторить 6-8 раз.

 

Рис. 6. И.П. лежа на животе, ноги вместе, руки вверху, в руках концы амортизатора, туловище приподнято. Сч. - 1-2 –растягивая амортизатор, развести руки в стороны и, поворачивая ладонями вперед опустить руки вниз, лопатки свести. Сч. -3-4 – и.п., повторить 4-6 раз.

 

Рис.7. И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, чуть шире плеч, ладонями вперед. Сч. -1 – сгибая левую ногу, подтянуть ее коленом к животу, руки к плечам, пальцы сжать в кулак, локти опущены –выдох. Сч. -2 –и.п. выдох. Сч. – 3-4 то же с правой ногой. Повторить 6-8 раз.

 

 

Рис.8. И.п. –лежа на животе, руки перед грудью. Сч.1-2 –одновременно поднимаем руки и ноги вверх над полом. Сч. 3-4 – и.п. повторить 6-8 раз.

 

 

 

Рис. 7. И.п. –лежа на животе, ноги вместе. Сч.1 –руки  вверх.  Сч.2. –пауза. Сч.3. –руки в стороны. Сч.4. –и.п. Имитация руками движений плавания стилем «брасс». 16-20 движений.

 

Рис.5. И.п. – лежа на спине, руки с гантелями вверху. Сч. -1 поднять вперед левую прямую ногу до угла до 45° над полом и правую руку вперед. Сч. - 2 то же с правой ногой и левой рукой. Сч. - 3-4 –руки в стороны. Сч. 5-6 – руки вперед. Сч. 7 –положить левую ногу и правую руку в и.п. Сч. -8 –положить правую ногу и левую руку в и.п. Затем то же с правой ноги и левой руки.

 

 

Рис. 3. И.п. –лежа на животе, руки под подбородком, ноги подняты.

Разведение и сведение поднятых ног 15-20 раз.

 

 

 

 

 

Рис.11. И.п. –лежа на животе, руки под подбородком. Сч. 1 –поднять левую прямую ногу назад, Сч. 2 и.п. Сч. 3 –поднять правую прямую ногу назад.   Сч. 4 –и.п. Повторить 6-10 раз.

 

 

 

 

Рис.9. И.п. –лежа на спине, руки под головой. Поочередно поднять прямые ноги до угла 45° над полом, выдержать паузу 4-6 сек. Согнуть ноги под углом 90° в коленных и тазобедренных суставах и тут же выпрямить их под углом 45° над полом, выдержать паузу 2 сек. И поочередно положить прямые ноги. Повторить 6-8 раз.

 

            Занимаясь регулярно специальными физическими упражнениями (домашние задания, массаж, плавание) учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, при положительных результатах переводят в подготовительную. Ведь дарить тепло детям – это наша важнейшая задача.

Л. К. Архипова, преподаватель спец.мед.группы,

Нижнекамского медицинского колледжа

Список литературы:

 

1.      Колтановский А.П., Брыкин А.Т. Общеразвивающие и специальные упражнения. – М.: Комитет по ФК и С, 2003.

2.      Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенов Н.Н. Внутренние болезни.    – М.: Медицина, 2005.

3.      Правосудов В.П. Учебник инструктора по лечебной физической культуре. – М.: Физкультура и спорт, 2007.

4.      Саркизов-Серазини И.М. Лечебная физическая культура. – М.: ФиС, 2004.

5.      Укран М.Л. Гимнастика. – М.: ФиС, 2007.

6.      Шагиахметова Р.К. Организация и проведение занятий по физическому воспитанию со студентами сердечно-сосудистой патологией. – Казань: КГПИ, 2008.

Приложения

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010