Автор:
Криуля Елена Ивановна
Программа «Ситуация успеха»
Программа «Ситуация успеха» рассчитана на однолетний срок реализации и предметом ее изучения является элективный курс информационной работы «Профориентация». Данный элективный курс информационной работы рассчитан для учащихся 9 классов. Цель данной программы: помочь учащимся определиться в выборе профессии и получить достоверную информацию об учебных заведениях.
Статья:
Программа «Ситуация успеха».
1. Пояснительная записка
Данный элективный курс информационной работы (Ситуация успеха) рассчитан для учащихся 9 классов. Предназначен для того, чтобы учащиеся смогли определиться в выборе профессии и получить достоверную информацию об учебных заведениях.
В ходе изучения курса учащиеся должны уметь находить и обрабатывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, уточнять и корректировать свои профессиональные намерения, осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда, путях профессиональной подготовки кадров в России. Обращать внимание на типичные ошибки и затруднения при выборе профессии, четко усвоить правила выбора профессий и учебных заведений.
Цель данного курса – подготовить учащихся к обоснованному выбору профессии, требующих функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменившейся социально – экономической и профессионально – производственной среде.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Программа рассчитана на 17 часов и включает занятия, каждое из которых посвящено обсуждению следующих вопросов: Информации. Роль информации в жизни человека. Способы передачи информации. Специальность и классификация работника. Пути получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования. Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства. Региональный рынок труда и образовательных услуг. Биржа труда. Коньюктура ранка труда. Довузовская подготовка. Экскурсии в учебные заведения. Государственные высшие учебные заведения Центрального Черноземья.
3. Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане
Основная цель программы сформировать у учащихся готовность к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
Содержащиеся в данной программе разнообразные дифференциально-диагностические опросники, тесты, методики помогут выявить приблизительный уровень развития, позволят составить ориентировочный профессиональный прогноз для самоопределения того или иного учащегося.
4. Ценностные ориентиры содержания предмета
Основная цель изучения данного раздела - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи:
- обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
- развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
- воспитывать уважение к рабочему человеку.
5. Планируемы результаты изучения учебного предмета
В результате учащиеся должны знать:
- сферы современного производства;
- разделение труда на производстве;
- понятия о специальности и квалификации работника;
- факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
- пути получения профессионально образования;
- необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии;
- систему профессиональной подготовки;
- средства получения и передачи информации;
- средства информации.
Уметь:
- находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства.
- сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования и трудоустройства.
- обрабатывать информацию, выделять главное.
- пользоваться современной техникой.
Учебно – тематический план
№
|
Тема |
Лекционные часы |
Практические занятия |
Содержание лекционного занятия |
|
1-2 |
Информации. Роль информации в жизни человека. Способы передачи информации |
2 |
|
Сетевые коммуникации на основе компьютерной технике; Офисная техника; Мобильные средства.
|
|
3 |
Специальность и классификация работника. Пути получения профессионального образования |
1 |
|
Классификация работника, как фактор, влияющий на оплату труда; Требования и учет качеств личности при выборе профессии. |
|
4 |
Виды учреждений профессионального образования. ( |
1 |
|
Высшие государственные заведения; Профессиональные технические училища; Средне – специальные заведения; УПК; Частные профессиональные образовательные комплексы.
|
|
5-6 |
Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства |
1 |
1 |
Поиск информации о путях получения профессионального образования |
|
7-9 |
Региональный рынок труда и образовательных услуг. Биржа труда. Коньюктура ранка труда |
3 |
|
Назначение, функции рынка труда; Разделение труда; Вакансии, пути и способы трудоустройства.
|
|
10-11 |
Довузовская подготовка |
2 |
|
Подготовка к поступлению в ВУЗы на базе учебных заведений Кантемировского района; Подготовка к поступлению в ВУЗы на базе учебных заведений прилегающих районов Воронежской области.
|
|
12-14 |
Экскурсии в учебные заведения |
3 |
|
Россошанское медучилище; Россошанское педучилище.
|
|
15-17 |
Государственные высшие учебные заведения Центрального Черноземья |
3 |
|
Государственные учреждения Воронежской области: университеты, институты, колледжи.
|
|
|
ИТОГО: |
17
|
|
6. Основное содержание учебного предмета
1.Информации. Роль информации в жизни человека. Способы передачи информации(2).
Сетевые коммуникации на основе компьютерной технике; Офисная техника; Мобильные средства.
2. Специальность и классификация работника. Пути получения профессионального образования (1).
Классификация работника, как фактор, влияющий на оплату труда; Требования и учет качеств личности при выборе профессии.
3. Виды учреждений профессионального образования. Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства (3).
Высшие государственные заведения; Профессиональные технические училища;
Средне – специальные заведения; УПК; Частные профессиональные образовательные комплексы.
4. Региональный рынок труда и образовательных услуг. Биржа труда. Коньюктура ранка труда (3).
Назначение, функции рынка труда; Разделение труда; Вакансии, пути и способы трудоустройства.
5. Довузовская подготовка (2).
Подготовка к поступлению в ВУЗы на базе учебных заведений Кантемировского района;
Подготовка к поступлению в ВУЗы на базе учебных заведений прилегающих районов Воронежской области.
6. Экскурсии в учебные заведения(3).
Россошанское медучилище;Россошанское педучилище.
- Государственные высшие учебные заведения Центрального Черноземья (3).
Государственные учреждения Воронежской области: университеты, институты, колледжи.
8. Материально-техническое обеспечение предмета.
- В. Д. Симоненко «Технология», 10 класс;
- ВГПУ, журнал «Шанс»;
- Справочник для поступающих в ВУЗы;
- Рекламные проспекты учебных заведений;
- Периодическое издание.