Автор:
Жамойда Людмила Николаевна
Литературная гостиная «По страницам рассказов Виктора Евдокимова».
Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Березка» с. Апача, Усть-Большерецкий район, Камчатский край.
Совместная игровая деятельность детей подготовительной группы и их родителей посвящена изучению творчества камчатского писателя Виктора Евдокимова. Рассказы писателя обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к родному краю, расширяют представления о животном и растительном мире.
Статья:
Литературная гостиная «По страницам рассказов Виктора Евдокимова».
Конспект совместной коррекционно-игровой деятельности детей подготовительной группы компенсирующей направленности и родителей по ознакомлению с художественной литературой.
Сведения об авторе:
Л.Н. Жамойда
Учитель-логопед высшей квалификационной категории.
МБДОУ «Детский сад «Березка» комбинированного вида», с.Апача, Усть-Большерецкий район, Камчатский край.
Аннотация статьи
Совместная игровая деятельность детей подготовительной группы и их родителей посвящена изучению творчества камчатского писателя Виктора Алексеевича Евдокимова. Рассказы этого писателя способны обогатить детей впечатлениями, воспитать интерес и любовь к родному краю, расширить представления о животном и растительном мире, воспитать доброту, отзывчивость.
Ключевые слова
Малая родина, рассказ, писатель, художественная литература, загадки.
Литературная гостиная «По страницам рассказов Виктора Евдокимова».
Цель: Воспитание любви к малой родине, приобщение к чтению художественной литературы через знакомство с творчеством Виктора Алексеевича Евдокимова.
Программные задачи:
1. Познакомить детей с творчеством В. Евдокимова. Развивать речевые способности детей.
2. Развивать творческие способности, воображение детей.
3. Воспитывать интерес к читательской деятельности.
4. Воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество, сотрудничество.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое развитие, коммуникативно - личностное развитие.
Организация развивающей среды: портрет В. Евдокимова, оформление выставки книг, иллюстрации к произведениям, рисунки детей к рассказам писателя.
Ход занятия
Ι. Организационный момент. Инициация. Активный метод обучения - энергизатор «Дружная группа». ( Дети находятся в «Игровом центре», стоят в свободном порядке).
Учитель-дефектолог: «Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Я с вами, кто со мной?» При этом педагог показывает большой палец правой руки. Любой ребёнок подходит и берётся левой рукой за палец педагога и говорит: «Я!» - и, показывая большой палец правой руки, продолжает: «Кто со мной?». Подобным образом все дети цепляются друг за друга. Как только все дети встали в круг, они все вместе повторяют слова:
И я, и я, и я –
Группа дружная моя!
Мы играем, не кричим,
- Здравствуйте! - всем говорим.
ӀӀ. Основная часть.
- 1. Введение в тему занятия. Активный метод обучения - «Письмо».
СЛАЙД 2.
(Дети находятся в «Игровом центре». Звучит аудиозапись – звук ветра).
Учитель-дефектолог: «Ребята, вы слышите звук? Что это? (Ветер). Что он нам принес? (Письмо). Давайте прочитаем!»
СЛАЙД 3.
Учитель-дефектолог читает текст письма: «Здравствуйте, ребята.Мне сообщили, что вы изучаете свою малую родину, читаете мои рассказы. Мне очень приятно. Буду рад встретиться с вами. Я придумал вам интересные задания. Уверен, что вы с ними справитесь. Желаю успехов. В. Евдокимов».
- Учитель-дефектолог: «Ребята, давайте мы с вами сядем удобнее и побеседуем». (Дети садятся).
- 2. Сообщение темы занятия.
СЛАЙД 4.
Учитель-дефектолог: «Ребята, кто такой Виктор Алексеевич Евдокимов? Правильно, это известный камчатский писатель, журналист, почетный житель нашего района. Много лет он прожил в Усть-Большерецком районе и даже несколько лет жил в нашем селе Апача. Виктор Алексеевич – член Союза писателей России, лауреат Государственной премии Камчатского края в области литературы; 2015 год в России указом президента объявлен Годом литературы. Наше сегодняшнее мероприятие мы проводим в рамках Года литературы и посвящаем юбилею Усть-Большерецкого района».
- 3. Викторина по книге «Походы за околицу».
СЛАЙД 5.
Учитель-дефектолог: «Для Виктора Алексеевича очень дорого наше село. В Старой Апаче прошло детство писателя. Свои детские годы он описал в книге «Походы за околицу», которую вы читали вместе с родителями. Виктор Алексеевич приготовил нам интересные задания по этой книге».
3.1.Игра «Найди половинку».
Учитель-дефектолог: «А чтобы нам интересно было выполнять задания, давайте разделимся на команды и посоревнуемся друг с другом». (У детей разрезанные на 2 части картинки-иллюстрации к рассказам В. Евдокимова. Дети находят свою половинку и делятся на 2 команды).
3.2.Представление команд. Название, девиз, капитан.
СЛАЙД 6.
- Команда «Книголюбы». Девиз: «С книгой жить – век не тужить».
- Команда «Читай-ка». Девиз: «Будешь книги читать – будешь много знать».
Дефектолог: «Вы готовы выполнять задания, которые нам приготовил В. Евдокимов? Тогда начинаем нашу игру».
СЛАЙД 7.
Конкурс 1). БЛИЦ-ОПРОС.(Вопросы задаются по очереди каждой команде).
СЛАЙД 8.
- В каком году родился писатель? (В 1935 г.)
- Где родился В. Евдокимов? (с. Усть-Большерецк).
- Где прошло детство писателя? (с. Старая Апача).
- В каком селе он закончил 7 классов? (с. Кавалерское).
- Чем увлекается писатель? (Охота, рыбалка, фотография).
- Чем увлекается главный герой книги «Походы за околицу»? (Любит бывать в кузнице, на конюшне, на речке).
- Сколько книг написал писатель? (Четыре).
- Как называется первая книга Виктора Евдокимова? (В царстве багрового солнца).
- Где сейчас проживает писатель? (с. Сосновка).
- Как называется последняя книга писателя? (Походы за околицу).
Конкурс 2). «ВСПОМИНАЙ-КА» (Из какого рассказа отрывок?)
СЛАЙД 9.
- - Пойду я , сынок, на тот берег. Смотри, весь кижуч там сбился.
-Мама, холодно, же, вон уже вечереет, домой пора собираться. (Рассказ «Скороспелая молва»).
- Одну за другой стала проедать ржа наши кастрюли. Мать затыкала дырки тряпками, тряпки прогорали, а дырок становилось все больше и больше. (Рассказ «Опять кузницей пропах»).
Конкурс 3. «УГАДАЙ-КА». (Угадай рассказ по иллюстрации).
СЛАЙД 10.
- Рассказ «Неслыханное дело». СЛАЙД 11.
- Рассказ «Ночной рыболов». СЛАЙД 12.
- Рассказ «Жалко, цепь пропадет». СЛАЙД 13.
- Рассказ «Спор». СЛАЙД 14.
- 4. Физминутка. СЛАЙД 15.
Конкурс 5).»Заморочки из бочки». СЛАЙД 16.
а) Из какого рассказа этот герой или предмет?
- Ведро без ушка. (Рассказ «Опять кузницей пропах»).
- Сапоги-бродни. (Рассказ «Нащупал рыбы на уху»).
- Черемша. (Рассказ «Метка от тупика»).
- Пирожок. (Рассказ «Пирожок с морковкой»).
б) Название какой рыбы встречается в рассказах В. Евдокимова?
- Хариус (Рассказ «Бабушкина просьба»)
- Кумжа (Рассказ «Рыба в платьице в горошек»)
- Голец, нерка, горбуша (Рассказ «Первая вылазка»).
в) Вопросы капитанам команд.
- Чем ловили рыбу рыбаки в рассказе «Улово»? (сачком)
- Чем ловил рыбу главный герой в рассказе «Нащупал рыбы на уху»? (руками).
Конкурс 6. Загадки Виктора Евдокимова. СЛАЙД 17.
- Очень подвижен он, быстрый и ловкий,
Гибкий такой, с аккуратной головкой.
Юркнул под снег, а где выйдет, узнай.
Белый, как заяц, зовут …(горностай).
- Встретить их можно везде на Камчатке:
В тундре, на сопке, на речке, в распадке.
Почки для них тальниковые сладки.
Как же зовут этих птиц?... (куропатки).
- След к следочку, след к следочку.
По пороше ровной строчкой.
Может каждому приснится,
Ведь ходила здесь…(лисица).
- Кто на лыже на одной
Здесь катался как шальной?
Вон как круто повернул,
В воду с берега нырнул.
Будто вовсе без ума, Ведь на улице зима.
Кто игру такую выбрал7
Что за зверь? Конечно… (выдра).
Конкурс 7.Черный ящик. СЛАЙД 18.
- Этот предмет, который главный герой потерял в первый же выход в лес, оставил метку на пальце мальчика. (Ножик).
- Эти предметы заставляли мальчика много раз по дороге домой то падать на колени, то плюхаться в воду как поросенок. (Камни в воде)
Конкурс 8. «Разрезные картинки». СЛАЙД 19. (команды собирают разрезные картинки).
- Рассказ «Полеты не во сне».
- Рассказ «Непокорный Циклон».
Конкурс 9. «Художники». СЛАЙД 20.(Дети комментируют свои рисунки и поделки, выполненные дома с родителями).
Конкурс 10. «Театральный». СЛАЙД 21.
а) Задание для детей и родителей.
Драматизация отрывка из рассказов В. Евдокимова
- Рассказ «Бабушкина просьба».
- Рассказ «Пропеллер на память».
б). Задание для гостей.
Составление синквейна, характеризующего команды детей и родителей на занятии.
Синквейн - творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Предложение из 4 слов)
5 строка – заключение в форме междометия, существительного (ассоциация с первым словом).
11. Слово жюри. Подведение итогов. Награждение команд.
ӀΙӀ. Итог занятия.
3.1. Сюрпризный момент.
Учитель-дефектолог:
- Понравились ли вам рассказы Виктора Алексеевича Евдокимова?
- Чему они посвящены?
- Чему они учат нас с вами?
- Какие конкурсы понравились вам больше всего?
Учитель-дефектолог: «Ребята, Виктор Алексеевич прислал нам не только задания, но и посылку. Давайте посмотрим, что там есть. (Дети находят в посылке конфеты).
3.2. Активный метод обучения - энергизатор «Дружная группа». ( Дети находятся в «Игровом центре», стоят в свободном порядке).
Учитель-дефектолог: «Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня играли и выполняли задания. Я обязательно напишу Виктору Алексеевичу об этом и расскажу, какие вы молодцы. Вы вместе с родителями прочитали много рассказов писателя».
Учитель-дефектолог: «Я с вами, кто со мной?» (Описание игры смотрите в начале занятия).
Дети: «И я, и я, и я –
Группа дружная моя!
Мы играем, не кричим,
- До свидания! - всем говорим».