Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Сергий Радонежский – величайший русский подвижник»

Автор:
Прыдченко Елена Валерьевна

Аннотация:

Аннотация к уроку:

«Сергий Радонежский – величайший русский подвижник»

Кто они, кумиры, современной молодежи? Куда ведут и к чему призывают? Эти вопросы всё чаще вызывают серьёзную обеспокоенность. Автор предлагает учащимся обратить внимание на бесценный  опыт святых отцов, достойнейших примеров для подражания. Представленная разработка урока – пример исторического исследования. В процессе изучения материала воспитанники стараются найти ответ на главный вопрос: «В чем смысл величия духовного подвига Преподобного Сергия Радонежского? Чем он заслужил любовь и почитание людей?»

Прыдченко Е.В.

 

2014-12-26

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Гуманитарное , Модуль: История в школе

    

Статья:

Тема урока: «Сергий Радонежский – величайший русский подвижник»

 

Цель урока:  изучить биографию Сергия Радонежского.

Задачи:

  • рассмотреть основные этапы жизненного пути преподобного Сергия;
  • определить масштаб и значимость его деяний;
  • прикоснуться к величию духовного подвига игумена;
  • постараться понять, почему спустя века люди идут в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру поклониться батюшке Сергию, чем он заслужил любовь и почитание людей?

Оборудование: репродукции картин М.В. Нестерова, иконы, изображения Троице-Сергиевой лавры, аудиозапись колокольного звона.

 Подготовка к уроку: предварительно учащиеся делятся на группы (условно – биографы, краеведы и аналитики) и получают задания подобрать материал в соответствии с темой урока.

Ход урока

I.Орг. момент.

II. Стадия  вызова.  Вступительное слово учителя.

Сколько веры, сколько силы!
Духом плоть побеждена.
С этой верой тьма могилы
Человеку не страшна!
Благодатные примеры –
Эти светочи земли...
О, хотя частицу веры
Их мне, Господи, пошли!
                     А.Круглова.

Учитель. Сейчас мы с вами подумаем, кто сегодня будет объектом нашего исторического исследования. Перед вами высказывания об очень уважаемом и авторитетном историческом персонаже. Ознакомьтесь с ними и ответьте на вопрос:

О ком идет речь?

1 . По словам одного современника,  он «тихими и кроткими словами»  мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому. Строгая набожность и христианское смирение возвеличили … между современниками. Митрополит, князья и бояре уважали его. [1]

2. Известный русский историк В.О. Ключевский писал: «…своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем ещё не все доброе погасло и замерло: своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть в нем тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их свет». [2]

3. «Если б его увидеть, - писал о нем писатель Борис Зайцев, - думается, он ничем бы сразу не поразил. Негромкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского. Такой он даже на иконе – через всю ея условность – образ невидного и обаятельного в задушевности своей пейзажа русского, русской души. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты, и несравнимое ни с чем благоухание России. Все – возведенное к предельной легкости, чистоте». [3]

В результате рассуждений учащиеся приходят к выводу, что речь идет о Преподобном Сергии Радонежском. При рассмотрении 3-го высказывания, можно организовать работу с изображениями русских святых  и предложить учащимся выбрать из них верное.

Учител                   Учитель и дети формулируют проблему:

В чем смысл величия духовного подвига Сергия Радонежского?

Почему  его именем названо наше село, чем он заслужил любовь и почитание людей?

III. Стадия осмысления.

Выступление 1-й группы учащихся – аналитиков.

Группа провела небольшое исследование. Учащимся 5-11 классов было предложено ответить на несколько вопросов:

-        1. Почему наше село называется Сергиевское?

-        2. В каком году оно было основано?

-        3. Кто такой Сергий Радонежский?

-        4. В каком веке он жил?

-        5. Чем прославился?

В опросе приняли участие 90 человек. Были получены следующие результаты : в целом, большинство респондентов (90%) знают ответ на 1-й вопрос, и название села связывают с именем Сергия Радонежского. 82% опрошенных уверенно называют дату основания села -1777 год. К сожалению, лишь 66% учащихся имеют некоторое представление о личности преподобного Сергия, называя его «святым», «батюшкой», «священником». Гораздо хуже обстояло дело с ответом на 4-й вопрос. С ним справились лишь 29% опрошенных. Остальные ошибочно относили деяния Сергия или к концу XVIII в., времени основания села, или к началу XX в. Многие оставляли данный вопрос без ответа. С последним вопросом справились 39% учащихся. Среди заслуг святого чаще называли строительство храмов и монастырей, рассуждали на тему духовных подвигов и соблюдения священных заповедей.

Анализируя полученные данные, ребята пришли к следующим выводам:

-        Сегодняшние школьники очень мало знают о личности и деяниях преподобного Сергия Радонежского.

-        Необходимо возрождать интерес к изучению родной истории, богатейшему духовному наследию, в том числе и посредством обращения к опыту и мудрости великих старцев.

Выступление 2-й группы учащихся – биографов.

Опираясь на  «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого, учащиеся представили обстоятельный рассказ о жизненном пути Преподобного Сергия.

Учитель. Настоящий историк, анализируя разнообразные факты, должен различать правду и вымысел и отвергать откровенные фальсификации. У вас есть уникальная возможность исправить грубейшую историческую ошибку.       

 Проводится работа с документом  в группах. [4]                                                                   В результате учащиеся приходят к выводу, что в данной статье ошибочно утверждается о вскрытии раки с мощами святого Сергия Радонежского 11 апреля 1918г. в храме  села Сергиевского. Подобное святотатство не могло совершиться в нашем храме по причине отсутствия в нем святых мощей, очевидно автор статьи плохо знает родную историю.

Выступление 3-й группы учащихся – краеведов.

Первые жители нашего села были людьми верующими и особенно почитали Сергия Радонежского, потому и назвали в честь него село Сергиевским.  Они построили в честь святого церковь, вначале деревянную, а затем и каменную. По свидетельствам очевидцев, это был великолепный шестиглавый храм с семью колоколами – визитная карточка и предмет особой гордости сельчан. Отличная акустика, великолепие и богатое внутреннее убранство, торжественные богослужения привлекали многочисленных верующих. Баранников И.Ф. вспоминает, как в 5-летнем возрасте впервые пришел в храм вместе со своей няней, Дарьей Яковлевной, на всенощную службу. Через всю жизнь пронес он трепет и восхищение, которые  тогда испытал. Его детское воображение поразили богатые иконы и фрески со старинными надписями, огромные, подвешенные на цепях люстры, утопающие в море огней и чарующее звучание певчего церковного хора под управлением регента Дементьева. К сожалению, этот прекрасный архитектурный памятник был уничтожен большевиками в годы Советской власти, а на его месте построен Дом культуры.

Но как ни старались большевики, не смогли искоренить веру в душах людей. Кануло в лету Советское государство. В лихие 90-е, эпоху всеобщей нищеты, рэкета и беспредела, люди вновь вспомнили о Боге, начали восстанавливать храмы с надеждой на спасение и прощение. В 2004 году в наше село приехал батюшка – отец Димитрий. Силами верующих был отремонтирован молельный дом, а в 2010году  - освящен храм Преподобного Сергия Радонежского, в котором сейчас проходят богослужения. Отделочные работы в храме ещё продолжаются, но уже плывет над селом колокольный звон как символ возрождения к новой, достойной жизни! (звучит запись колокольного звона)

IV. Рефлексия.

Учитель.           Ребята, мы с вами прикоснулись  к величию духовного подвига Преподобного Сергия Радонежского

-   Что нового вы узнали?

-   Чему научил вас святой Сергий?

-   Чем он заслужил любовь и почитание людей?

-   Почему наше село называется Сергиевское, и к чему обязывает своих жителей такое название?

Составление синквейна.

1. Сергий Радонежский.

2. Праведный, добродетельный.

3. Наставлял, усмирял, спасал.

4. Достойный пример христианской жизни.

5.Подвижник.

V. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение на тему: «Чем удивил меня святой Сергий и над чем заставил задуматься?»

 

1. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917г. – М.: ЦентрКом, 1997. – С.121

2. История России до XIXв.: Популярная иллюстрированная энциклопедия – М.: Дрофа –Плюс, 2008.- С.637

3. Коняев Н.М. Православная  история России от крещения до наших дней – М.: Вече, 2011- С.132

4. Н.Степаненко «Гонения на церковь» //Вперед, - 2012г.-18 июля – С.6

 

 

 

 


Список источников и используемой литературы.

Библиография

      1. Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского нового чудотворца / В мире русской литературы. 8кл.:  Хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений/ Автор - составитель А.Г.Кутузов.- М.,2004.

      2. История России до XIXв.: Популярная иллюстрированная энциклопедия – М.,2008.

3. История городов и сел Ставрополья. Ставрополь, 2002 .

4. История. Опыт патриотического воспитания / Сост. Т.В. Типаева, Волгоград, 2008.

5. Кругов А.И. Ставропольский край в истории России. М., 2006.

6. Коняев Н.М. Православная  история России от крещения до наших дней. М., 2011.

      7. Свято-Троицкая Сергиева лавра.- Тула: ИПО «Л.Т.»,2003

Интернет-источники

8. www.pravmir.ru

9. www.bestpeopleofrussia.ru

10. www.stsl.ru

11 .www.hrono.ru

12.days.pravoslavie.ru

13.spirital.narod.ru

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010