Автор:
Жмурова Оксана Шамильевна
Занятие разработано для обучающихся 7 класса в форме информационного часа, с целью развития умения обучающихся ориентироваться в дорожных знаках; приобретать навыки применения правил дорожного движения в жизни; корригировать мышление на основе упражнений в классификации; воспитывать грамотного участника дорожного движения.
2014-12-18
Журнал: Открытый педагогический форум-2014,
Направление: Коррекционная педагогика , Модуль:Обучение детей в специальных(коррекционных) школах I-VIII видов
Статья:Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №1 г.Черемхово»
Класс: 7
Воспитатель: Жмурова Оксана Шамильевна
Тема занятия: «Дисциплина на дорогах - залог безопасности!»
Форма проведения: информационный час
Цели:
- Развивать умение учащихся ориентироваться в дорожных знаках
- Приобретать навыки применения правил дорожного движения в жизни
- Корригировать мышление на основе упражнений в классификации
- Воспитывать грамотного участника дорожного движения
Методы и приемы:
стихотворение, схемы, работа группами, рассказы учащихся,
беседа, демонстрация
Оборудование:
демонстрационный материал, схемы, использование слайдов и
фотографий
1. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами отправляемся на занятие в дорожную академию.
- Что такое дорожная академия? (учебное заведение). Тема нашего занятия:
«Дисциплина на дорогах – залог безопасности!»
2.Актуализация знаний.
- С появлением первых автомобилей, возникла необходимость в создании правил, которые помогли бы избежать людям происшествий. Пока человек ходил по земле, все было просто и ясно. Но стоило ему оседлать коня и сесть на повозку, все сразу осложнилось. Уже в те далекие времена людям приходилось задумываться, как упорядочить движение экипажей и пешеходов. Мы привыкли к обилию машин на дорогах. А ведь еще наши прабабушки пугались медленно ползущих по шпалам поездов и неуклюжих автомобилей. Их считали частью жизни и иногда забывали об опасностях, которые были с ними связаны. Каждый день радио и газеты приносили сообщения об очередной аварии. Эти аварии стали называть дорожно-транспортными происшествиями. Встал вопрос: что может помочь человеку, оказавшемуся в месте, где бурлит движение машин, избежать трагедии. Таким образом родились Правила дорожного движения (показать книгу).
3. Основная часть.
А)- С каждым годом автомобилей в нашей стране становится все больше. И потому всем участникам движения — водителям и пешеходам — надо быть особенно дисциплинированными и внимательными на улицах и дорогах.
- Так для чего служит дорога? (она соединяет улицы, переулки, города между собой)
- Из чего состоит дорога?
ü Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения транспорта.
ü Обочина – служит для остановки автомобилей и движения пешеходов.
ü Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.
- Подпишите и покажите на схеме улицы: проезжую часть, тротуар, обочину? Для чего они нам служат? (Рисунок 1)
Рисунок 1
Б) - Наш город отличается от многих крупных городов. Но и он имеет много дорог и перекрестков, поэтому нам тоже необходимо быть внимательными на улицах нашего города.
- Сейчас я вам покажу несколько фотографий. Вы внимательно посмотрите и скажите что изображено на них? Вам эти места знакомы?
- Попробуйте узнать улицы нашего города? (просмотр фотографий города)
- Когда мы едем на машине или идем пешком, то нам встречаются вдоль обочин?...
(дорожные знаки)
Город, в котором с тобой мы живем
Можно по праву сравнить с букварем
Азбукой улиц, проспектов, дорог.
Город дает нам все время урок
Вот она азбука – над головой:
знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
чтоб не случилась с тобою беда.
- Какие бывают дорожные знаки?
ü Запрещающие
ü Предупреждающие
ü Предписывающие
ü Знаки приоритета
ü Знаки сервиса
- Мы остановимся на запрещающих и предупреждающих (Рисунок 2). Внимательно слушайте и запоминайте то, о чем пойдет речь.
Знаки
Запрещающие Предупреждающие
Въезд запрещен Железнодорожный переезд
Движение пешеходов
запрещено Скользкая дорога
Движение на велосипедах
запрещено Пешеходный переход
Обгон запрещен Осторожно, дети!
Рисунок 2
Игра «Дорожные знаки»
Задание: с помощью сигнальных карточек, определите знаки по группам (запрещающие - красный круг, предупреждающие - синий круг )
В) Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала вас. Зачем нам это? Давайте посчитаем, сколько детей погибают на дорогах.
Ежедневно в России погибает около 1.5 тысяч детей чьих-то самых лучших, самых любимых, чьих—то самых, самых...
24 тысячи получают ранения. И, это не просто цифры,- это чьи-то невосполнимые потери, чьи-то страдания, боль, крушение чьих-то надежд.
-Кто виноват в их смерти?
- Виноваты сами дети. Дети не уважали дорогу, а дорога «отплатила» им за это, дорога не терпит не послушания и забирает жизни.
Физминутка.
- Сейчас мы рассмотрим несколько причин по которым мы с вами попадаем в аварии и несчастные случаи. Вслушайтесь в них.
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах
ü Переход дороги в неположенном месте
ü Игра на проезжей части
ü Ходьба по проезжей части по направлению движения транспорта
ü Ходьба по проезжей части при наличии тротуара
ü Переход проезжей части дороги вне пешеходного перехода
ü Неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеленых насаждений
ü Незнание правил перехода перекрестка
- Как правильно перейти улицу?
- Можно ли ходить группами по тротуару?
- По какой стороне тротуара надо идти?
- Где идти, если нет тротуара?
- Оказывается на дорогах нас подстерегают дорожные ловушки. Что такое ловушки?
Дорожные « ловушки»
ü Закрытый обзор - дети и водители не видят и не могут видеть друг друга.
ü Отвлечение внимания - ребенок не замечает опасности, потому что его взгляд прикован к «Цели» на другой стороне улицы.
ü Пустынная улица - ребенок убежден, что машин нет и выбегает на проезжую часть улицы, внимательно не осмотрев ее.
ü Середина проезжей части - дети не замечают машину, проезжающую за спиной.
ü Родители с детьми – дети вырывают руку, они менее осторожны в присутствии родителей и других детей.
- Какими вы должны быть на дорогах? Предельно внимательными.
Г) Работа группами. Разбор жизненных ситуаций.
1. Идет по улице мальчик и вдруг видит на противоположной стороне своего друга. Забывая обо всем, он кидается через дорогу. Правильно ли он поступил? Как бы вы поступили на его месте?
2. Мальчик шел в магазин, расположенный на другой стороне улицы, и он решил: «Не бежать же до перекрестка, чтобы перейти улицу. Ведь магазин-то рядом, напротив. К тому же и машины-то вроде близко не видно». Правильно ли он поступил? Как бы вы поступили на его месте?
- А приходилось ли вам нарушать правила дорожного движения?
- Почему вы их нарушали?
Д) Памятка пешеходу.
- Чтобы вы всегда соблюдали правила дорожного движения я подготовила вам «Памятки пешеходу». Прочитайте их.
ü Ходите только по тротуару.
ü Переходите улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода.
ü Переходя улицу, посмотри налево, а дойдя до середины – направо.
ü Не перебегай дорогу перед близко идущим транспортом!
ü Не устраивай игры на проезжей части.
ü Соблюдай правила пользованием общественным городским транспортом.
4. Рефлексия.
- Покажите на схеме, ваш путь следования из дома в школу, соблюдая правила дорожного движения?
5. Итог занятия.
-Опасно, но для тех, кто плохо знает правила движения, нарушает их, не соблюдает дисциплину. С теми же, кто хорошо знает правила движения и соблюдает их всегда и везде, никогда ничего не может случиться.
Изучайте правила движения, вырабатывайте у себя привычку соблюдать их всегда и повсюду. Удерживайте своих товарищей от неправильных поступков на улицах и дорогах.