Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

"Что такое сквернословие: порок или болезнь?"

Авторы:
Кириллина Мария Михайловна
Алексеев Антон Николаевич

Аннотация:

Алексеев А.Н., Кириллина М.М.

Что такое сквернословие: порок или болезнь?

Ключевые слова:

«бранная эпидемия», оскорбительная речь, «нецензурная», синонимический ряд, «перебранка», понижение социального статуса соперника, краткий экскурс, ритуальные обряды, бранный лексикон, бескультурии, синдром Турета, болезнью интеллекта, «блатная музыка», «артикль».

    В статье представлена проблема сквернословия в современном обществе среди подростков. Дано определение сквернословия в качестве лингвистического (языкового) термина.

        Рассматриваются истоки возникновения сквернословия и краткий экскурс в древние времена.

       Даны полезные советы известных психотерапевтов, социологов и педагогов. Приведены положения по устранении бранного лексикона из нашей разговорной речи.

 

2014-11-28

Журнал: Открытый педагогический форум, 2014, №1

Направление: Воспитание, Модуль: Воспитание школьников

Статья:

 

Что такое сквернословие: порок или болезнь?

 

 

Введение

 

        Сквернословие - это лексика, одновременно запрещаемая и активно используемая обществом. Нет и никогда не было общества, в котором не существовало бы запрещенной лексики, как нет общества, не ведущего с такой лексикой борьбу. В последние десятилетия проблема сквернословия, как известно, приобрела в России - и не только в ней – особое значение. В жизни самых крупных культур – в американской, английской, русской – сквернословие настолько распространилось, что оставаться равнодушным к этому явлению общество уже не имеет права.

         Данная работа ставит своей целью привлечь внимание к «бранной эпидемии», свирепствующей в мире, поговорить об истоках и причинах ее возникновения и по возможности заставить задуматься о дальнейших путях этического развития человечества.

 

 

 Краткий экскурс в древние времена

 

         Полезно вспомнить, что брань берет свое начало уже с самых истоков цивилизации, т.е. с первобытного общества.

         Уже тогда, во время ритуальных обрядов, она широко использовалась как средство выражения эмоций первобытного человека. Через бранные слова люди выражали гнев, страх, агрессию и т.д.

         В первобытном обществе подобные ритуалы проводились исключительно мужчинами. Женщины и дети на них не допускались, а их присутствие на ритуале могло обернуться для них немедленной смертью. Использование бранного лексикона было тогда прерогативой мужчин, женщины и дети строго наказывались, если пытались посягнуть на чисто мужскую «привилегию» употребления бранной речи.

         Видимо, этим объясняется, что до сих пор в обществе брань, сквернословие более присущи в употреблении именно мужской части населения. Разумеется, за женщинами остается «право» выразить свои негативные и агрессивные чувства, но исключительно своими «немужскими» средствами.

         Использование же брани женщиной ощущалось во все времена как измена своему половому статусу, как что-то очень низкое и недостойное образа матери и хранительницы очага.

         С древних времен обращение к брани и резким выражениям в присутствии женщин и детей резко осуждается обществом, особенно цивилизованным.

 

 

 

Истоки возникновения сквернословия

 

          Многочисленные факты, обнаруженные учеными - исследователями этой проблемы, позволяют считать, что истоки общения с употреблением сквернословия следует  искать в предыстории человеческого общества, т.е. в животном мире. Легче всего параллели «человек – животное» обнаруживаются, когда речь идет об угрозах животных друг другу во время брачных пар. Такие угрозы чрезвычайно напоминают агрессию человека с целью уничтожения и оскорбления соперника для понижения его социального статуса. Известны так называемые «сражения» самцов животных самых разнообразных видов, заключающиеся главным образом во взаимных угрозах с помощью средств, находящихся в распоряжении данного вида: птицы взъерошивают перья, аквариумные рыбки меняют цвет, животные стучат лапами, молотят хвостами, направляют рога на противника и т.д.

          Важно, что за всем этим почти никогда не следует серьезной атаки, влекущей за собой членовредительство, в результате простой демонстрации силы более слабый противник видит преимущества оппонента и благоразумно удаляется.

          Существенно, что такое поведение – «перебранка» без намеренного серьезного физического воздействия на противника – необязательно связано с каким-то одним определенным жизненным циклом и может носить характер постоянных взаимоотношений.

         Общим у человека и животного, таким образом, является следующее: путем конфликта, столкновения выразить неприязнь и одним этим заявить о своем превосходстве над противником.

         Конечно, существует и различия в «перебранках» животных, с одной стороны, и поведения человека, использующего брань как орудие в конфликте, с другой стороны.

         Если у человека задача использования брани прежде всего в понижении социального статуса соперника (ведь высмеиваться, подвергаться оскорблению могут самые главные моральные ценности: дом, мать, семья, умственные способности и религиозные убеждения человека), то у животного подобное агрессивное поведение – это доказательство физического превосходства, не более.

 

 

Определение сквернословия

 

         Словарь иностранных слов ( 1982 г.) определяет бранную речь как «резкое выступление против чего-либо, обличение; оскорбительная речь, выпад».

         В качестве лингвистического (языкового) термина бранную речь можно определить более жестко, как тот раздел общенационального словаря, который не разрешен к использованию в обществе, а в крайней своей части даже запрещен (последнее относится к такой подгруппе лексики, которая в словарях обычно помечается как «нецензурная»).

         Понятию бранной речи в каждом языке соответствует целый синонимический ряд: брань, сквернословие, ругань, поногиение, хула, злопожелания, матерщина и т.д.

         В древнерусском языке существовало сочетание «злая бестудная (т.е. бесстыдная) лая». Соответственно, «лаяться» - «ругаться, браниться».

 

 

 

 

Брань – оружие слабых

           В современном обществе брань можно назвать и рассматривать как оружие слабых, как некое подобие компенсации за невозможность ответить обидчику более ощутимыми средствами.

           Несложно представить, что бранные слова более свойственны людям завистливым, корыстным, малообразованным, не достигшим чего-либо в жизни, чем тем, кто добился успехов в обществе, личной жизни и т.д., получил хорошее образование, с уважением относится к себе и к окружающим.

           Употреблять брань, ругательства – значит расписаться в собственной слабости и бескультурии, бедности своего лексикона.

 

 

Что такое сквернословие: порок или болезнь?

            Вопрос этот поставлен не совсем правильно. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда еще не втянулся, можно остановиться, не сказать, не произнести (аналогично: не выпить, не закурить), - безусловно, порок. Потом постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

            Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известен синдром Турета, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.

            Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время приняло угрожающие черты и формы.

            Сквернословие охватило почти все возрасты. В детском саду подчас не знают, что делать с мальчиком, живущим в рабочем общежитии. Он учит «родному языку» всю группу. Не раз доводилось слышать, как, играя в хоккей, подростки 14-16 лет общались друг с другом, используя в основном ругательства.

            Ругательства стали выполнять роль заменителей пауз. Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными «вот», «значит», «так сказать». Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты.

            Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас и наше подсознание. Известны случаи, когда, находясь под наркозом, ругаются интеллигентные люди.

            Сквернословие стало печальным знаком нашей речи. Приезжая на учебу и попадая в студенческие общежития, иностранцы на первых же занятиях спрашивают у преподавателя, что означает тот или иной «артикль». Они не верят, что такие слова могут так спокойно, бесстыдно и буднично звучать в речи будущих учителей, студентов высшей школы.

             Проблему сквернословия изучают лингвисты, психологи, педагоги, но, к сожалению, пока еще недостаточно и не так пристально, как этого требует сама ситуация. Известен словарь Даля, отражающий «блатную музыку». Существует множество словарей, фиксирующих подобную лексику. И не только у нас. В издательстве «Блэкуэлл» вышло исследование Джеффри Хьюза «Сквернословие: социальная история нецензурных выражений, ругательств и божбы в Англии». Автор ведет летопись английской бранной лексики от англосаксонской древности - эпической поэмы «Беовульф» до современности.

             Что относится к сквернословию?

             Глагол «материться» («нецензурно выражаться, сквернословить»), по моему мнению, так же недопустим, как сами ругательства, хотя этот глагол встречается в речи учителей и преподавателей высшей школы.

             Подхватывая подобные слова на улице, дети не улавливают лежащей на них печати запрета.

            Осторожнее следует относиться и к новым словечкам, заменяющим ругательства, например, к очень распространенному сегодня слову «блин». «Шурик, блин, ты меня достал» - слышу на остановке от мальчика лет десяти с приветливым, хорошим лицом.

 

  

Подростки и сквернословие

            Особую роль играет употребление сквернословия в подростковом возрасте, возрасте становления личности и серьезных попыток самоутверждения.

            Чаще всего дети усваивают взрослый бранный репертуар и в определенном возрасте начинают им пользоваться.

            В раннем детском возрасте употребление бранных слов бессознательное, в подростковом же имеет определенную цель – «приобщить» подростка к обществу (во всяком случае так думает сам подросток).

           Другая причина употребления брани в подростковом возрасте – защита от характерных для этого возраста страхов сексуального или иного толка. Здесь в первую очередь кроется объяснение того, что именно в подростковой среде общение с употреблением бранных слов популярнее, чем во многих взрослых группах.

           Автор по семейному воспитанию, известный психотерапевт, еще более двадцати лет назад предлагал матерям таким образом реагировать на использование бранной речи в их присутствии: «Мне такие слова очень не нравятся, но я знаю, что некоторые люди ими пользуются. Мне бы не хотелось их слышать. В нашем доме они запрещены». Нужно терпеливо разъяснять ребенку разницу между употреблением «плохих» и «хороших» слов. Лучший пример воспитания здесь – всем взрослым не позволять употребление подобной лексики в присутствии детей и подростков.

 

 

Заключение

            Американскими социологами был проведен опрос студентов на тему: «Шокирует ли вас, если вы услышите непристойное ругательство»:

 а) с киноэкрана;

 б) прочтете в газете;

 в) в романе;

 г) услышите от студентов своего возраста и пола;

 д) в присутствии мужчин;

 е) в женском обществе

             Результаты показали, что число тех, кого по-прежнему шокирует сквернословие, ничтожно мало по сравнению с числом тех, кто перестал обращать на это внимание. Такое раскрепощенное отношение находится в прямой связи с общими изменениями роли бранной речи в англоязычных странах, но можно рассматривать эту проблему гораздо шире и говорить о засорении речи и умов сквернословием и во множестве других стран мира, в том числе и в России.

             Это не может не настораживать общество в целом. Некоторые исследователи усматривают связь роста популярности брани среди различных слоев населения множества стран и культур с утратой людьми идеалов, кризисом семейных устоев, катастрофическим падением авторитета правительства и вообще всех и всяческих авторитетов. Это очень опасно, т.к. может вырасти поколение людей отчужденных, замкнутых в себе, порождающих асоциальную культуру (т.е. культуру не для человека, а против него). Формируется общество, лишенное крепких традиций, которые были бы способны цементировать любую нацию.

             Вот почему все общество в целом и каждый человек в отдельности должны бороться с любыми проявлениями сквернословия и встать на защиту чистоты языка и моральных ценностей, не допустить падения мировой культуры, созданной веками. Следите за чистотой речи ваших учеников. Слова-паразиты разрушают не только речь, но и взаимоотношения между собеседниками.

             Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Надежных рецептов нет, но есть несколько положений, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду.

             Тезис первый. Не говорить плохих слов самому. Вспоминаются слова А.И.Солженицына, сказанные по другому поводу, но здесь уместно их привести: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня». Человек может через свою речь влиять на состояние языка.

             Тезис второй. Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг.

             Тезис третий. Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности. Расслабляться совсем не значит пить вино и сквернословить.

             Тезис четвертый. Как быть с теми, кто сквернословит? Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно.

             Тезис пятый. В речевом поведении следует восстановить приоритет настоящего, приоритет «сегодня». Сегодняшний день – мой главный день. Сегодняшнее слово – мое лучшее слово.

             Тезис шестой. Как раньше боролись со сквернословием? Говорилось, что каждое сказанное слово «плоть бысть». Внушалось, что «есть весы, на которых будут взвешены все до единого слова наши». А вот совет Иоанна Златоуста: «Если в вас рождается скверный помысел, то надобно подавить его внутри и не допускать ему переходить в слова».

             Тезис седьмой. Элементы несогласия, даже насилия в жизни, пожалуй, неизбежны. Ни разу не высказать своего огорчения, не поругать даже любимого человека, не выплеснуть обиду – возможно ли? Но и в таком состоянии следует помнить о неприкосновенности личности и о запрете на сквернословие.

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010