Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Речевая гимнастика для общеобразовательных групп детского сада

Автор:
Синицына Любовь Викторовна

Аннотация:

Речевая гимнастика для общеобразовательных групп детского сада

учитель-логопед Синицына Любовь Викторовна

Современная ситуация в системе дошкольного образования побуждает педагогов к поиску новых технологий, выбору оптимальных средств  и методов, помогающих добиться поставленных целей и получить хороший результат. Предложенная  форма проведения речевой гимнастики помогает  сделать этот процесс интересным, насыщенным, содержательным и эффективным. В качестве лексического материала использованы стихотворные тексты различных авторов.

 

 

 

2014-08-27

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Дошкольное и начальное школьное образование , Модуль: Логопедия

Статья:

Речевая гимнастика для общеобразовательных групп детского сада

учитель-логопед Синицына Любовь Викторовна

Овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, устанавливает взаимоотношения с окружающими, может четко и понятно выражать свои мысли и желания. Правильная, хорошо развитая речь - один из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном возрасте и важно не пропустить этот период.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предлагают организовать образовательный процесс без допущения перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Это возможно при использовании принципа комплексно-тематического построения образовательного процесса.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом организации образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении разработан список тем по всем возрастам. Продолжительность темы от одной до двух недель. В соответствии с темами свою работу планируют все специалисты дошкольного учреждения. Ребенок в течение дня «проживает» тему в разных видах деятельности. Одним из таких видов является артикуляционная гимнастика. Современная ситуация в системе дошкольного образования побуждает педагогов к поиску новых технологий, выбору оптимальных средств  и методов, помогающих добиться поставленных целей и получить хороший результат. В своей работе постаралась расширить возможности артикуляционной гимнастики и сделать этот процесс интересным, насыщенным, содержательным и эффективным.

1. Назвала гимнастику не артикуляционной, а речевой, так как включила дополнительные разделы:

--- артикуляционные упражнения

--- чистоговорки

--- упражнения на дыхание

--- задания на развитие фонематического восприятия

--- мелкая моторика

2. Связала речевую гимнастику с темой недели

3. Речевые задания подобрала с учетом возраста детей

4. Задания, предлагаемые детям, связала одним сюжетом

5. Задания провожу в игровой форме, эмоционально, использую стихи, загадки, сказки. Такая форма проведения делает гимнастику увлекательной, веселой и дети выполняют ее с удовольствием.

Предлагаю своим коллегам несколько комплексов речевой гимнастики по разным темам.

Тема: «Фрукты»

«Что растет в саду, на деревьях? (фрукты)

                      «Осень добрая пришла,

                        Нам подарки принесла:

                       Яблоки душистые, персики пушистые, груши золотистые»

1. артикуляционные упражнения:

(средний возраст)

--- «Съели яблочко»

«Ах, как вкусно! Вот яблочко        - широко открыть рот, закрыть и щелкнуть зубами

Мы кусочек откусили

Пожевали – та-та-та-та-та              - пожевать зубами широкий кончик языка

Проглотили – ам!»                           - почмокать губами

(старший возраст)

--- «Съели апельсин»

«Мы ходили в магазин и купили апельсин         - надуть щеки

Съели апельсин, корочки остались                      - втянуть щеки

А теперь покушаю сладенькую грушу я              - почмокать губами

Надо губки облизать                                              - облизать губы круговым движением,

И «спасибо» всем сказать»                                     - сначала верхнюю, затем нижнюю

2. чистоговорки:

(средний возраст)

--- ко – ко - ко – ели яблоко

--- лю – лю - лю – яблоки люблю

--- ой – оль - ой – апельсин большой

(старший возраст)

--- син – син - син – спелый апельсин

--- ю – ю - лю – апельсины я люблю

--- ки – ки - ки – где яблоки?


3. упражнение на дыхание:

«Понюхаем, как пахнут фрукты, ах, какие ароматные фрукты» - поднести ладони к лицу и сначала глубоко вдохнуть, а затем медленно выдохнуть: «Ах!»

4. развитие фонематического восприятия:

(средний возраст)

--- «Обезьяна утром рано

В зоопарке ест…(бананы)»

--- «Груши – яблоки в корзине

Мы купили в …(магазине)»

--- «На праздничном столе у нас

Лежит большущий…(ананас)

(старший возраст)

--- «Южных яблок настоящих

Нам прислали целый …(ящик)»

--- «Кислым соком напоен

В толстой кожуре …(лимон)»

--- «Очень вкусны и, конечно, красивы

Крепкие, гладкие, сочные…(сливы)»

5. мелкая моторика: «Апельсин»

(средние делают на одной руке, старшие – на двух руках)

«Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.          - показать кулачки, выпрямить пальцы

Эта долька – для ежа.          - загнуть большой палец

Эта долька – для стрижа.    - загнуть указательный палец

Эта долька – для утят.         - загнуть средний палец

Эта долька – для котят.       - загнуть безымянный палец

Эта долька – для бобра.       - загнуть мизинчик

А для волка – кожура.         - выпрямить все пальцы

Он сердит на нас – беда!     - сжимать и разжимать кулачки

Разбегайтесь, кто куда!»


Тема: «Одежда»

«Все мы носим одежду. Какая бывает одежда? (летняя, зимняя, верхняя и нижняя, нарядная и повседневная). Что нужно, чтобы сшить одежду? (ножницы, иголки, нитки). А еще нужна ткань»

1. артикуляционные упражнения:

(средний возраст)

--- «Красивая ткань» (арт. упр. «Лопаточка»)

«Новый сарафанчик

Надо к лету сшить.

Ситчика в цветочек

Надо нам купить»

--- «Катушка» (арт. упр. «Катушка»)

«На катушке ниток много.

Всем наряды можно сшить.

Много красных, синих, желтых

Выбери любую нить»

(старший возраст)

--- «Шьем на швейной машинке» (арт. упр. «Барабанщик»)

«Я рубашку сшила мишке,

я сошью ему штанишки.

Погоди немножко, кошка,

Будет и тебе одежка»

--- «Иголочка»:

«Вот она – иголка,

И остра, и колка»

2.  чистоговорки:

(средний возраст):

--- ан – ан – ан – мама сшила сарафан

--- ото – ото – ото – надень пальто

--- ща – ща – ща – я без плаща

(старший возраст):

--- ам – ап – ан – мама сшила сарафан

--- шу – шу – жу – в обновках я хожу

--- ищ – эщ – ащ – новый плащ

 

3. упражнение на дыхание:

«Сдуй ниточку» - сдуй со стола красную (синюю, зеленую, желтую) ниточку

4. развитие фонематического восприятия: «Договори слово»:

(средний возраст)

--- «Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему …(штанишки)

Погоди немножко, кошка,

Будет и тебе …(одежка)»

--- «Чтоб в мороз не мерзла Люба,

мама ей купила …(шубу)»

(старший возраст)

--- «Ходит в садик наша Аня

в своем новом … (сарафане)»

--- «В зимний холод нам нужны:

свитер, теплые …(штаны),

шапка, шарф и сапоги,

куртка, варежки, …(носки)»

5. мелкая моторика:  «Платье»

(средние делают на одной руке, старшие на двух руках)

«Это платье для Наташки   - четыре ритмичных поворота вправо- влево, руки на поясе

Красные горошки                 - соединять поочередно большой палец и остальные

пальцы в кольцо на каждой руке

А на платье два кармашка   - «нарисовать» на животе два кармана

Спрячем в них ладошки»    - приложить обе ладошки к животу


Тема: «Осенний лес»

«Погода хорошая и настроение у нас отличное. Давайте погуляем в осеннем лесу. Улыбнитесь друг другу. А вот впереди и мостик»

1. артикуляционные упражнения:

(средний возраст)

--- «Улыбка»

«По дорожке в лес идем,

Вместе песенки поем»

--- «Мостик» (арт. упр. «Горка»)

«Через мостик мы бежали,

Сачком бабочку поймали»

«Мы перешли ручеек по мостику и попали в лес, наберем в корзинку грибов»

(старший возраст)

--- «Корзинка» (арт. упр. «Чашечка»)

«Мы в лес пойдем,

Там грибочки найдем.

Возьмем корзинки большие,

Вот такие…»

--- «Грибок»

«А в лесу на каждой кочке,

Манят нас к себе грибочки»

2. чистоговорки:

(средний возраст)

--- бы – бы - бы – иду по грибы

--- боф – боф – боф – наберу грибов

--- ип – ип - ип – мой любимый гриб

(старший возраст)

--- ля – ла – ла – я в лесок пошла

--- ю – ю - лю – я грибы люблю

--- ши – жи – ши – грибы хороши

3. упражнение на дыхание:

«Мы в осеннем лесу» - вдохнули свежий воздух, на выдохе медленно говорим: «Хорошо!»

4. развитие фонематического восприятия:

«Без тропинок и дорожек

По лесу шагает ежик.

Гриб несет огромный,

Фыркает довольно. Вот так…»

Повтори:

(средний возраст)

--- фа – фо – фо, фы – фо – фа, фу – фу – фы, фы – фа – фу, аф – уф – иф, оф – оф - иф

(старший возраст)

--- фта – фто – фто, фты – фто – фта, фту – фту – фты, фты – фта – фто,

афт – афт - офт, тфо – тфо - тфы

Игра «Подскажи словечко»:

--- Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор)

--- Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,

Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки)

--- Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали заметных.

Собирай не мешкай, это… (сыроежки)

5. мелкая моторика: «За ягодами»

«Раз, два, три, четыре, пять,     - пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого

В лес идем мы погулять           - обе руки идут указательными и средними пальцами по

                                                      столу

За черникой, за малиной,         - (средние) – загибают пальчики, начиная с большого

За брусникой, за калиной        - (старшие) – ладони на себя, пальчики переплетаются

Землянику мы найдем                и локотки разводятся  в стороны.

И братишке отнесем»              - ладони как бы  разъезжаются, и между пальцами

       образуются зазоры. Большие пальцы образуют ручки.


Тема: «Кухня. Посуда»

«Мы друзей к себе позвали, надо организовать чаепитие. Что нам понадобиться? (посуда)

1. артикуляционные упражнения:

(средний возраст)

--- «Самовар» - надуть обе щеки

«Мы согреем самовар

И над чашкой вьется пар»

--- «Блюдце» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе

(старший возраст)

--- «Ручка у чайника» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх

«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

--- «Чашка»

«На чай и простоквашку

Подставляй, дружочек, чашку»

2. чистоговорки:

(средний возраст)

--- те – те – те – чайник на плите

--- иска – иска – иска – у меня миска

--- ызы – ызы – у нас тазы

(старший возраст)

--- ча – ча - ча – чашка горяча

--- ош – ош – ош – у меня нож

--- илка – илка – острая вилка

3. упражнение на дыхание:

(средний возраст)

«Дуем на горячий чай» - вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох)

(старший возраст)

«Пыхтящий чайник» - произносить на одном вдохе: «Пых-пах-пох!», «Пых-пих-пых-пих!»

4. развитие фонематического восприятия:

(средний возраст)

«Хлопни, когда назову посуду: чашка, стул, носки, ложка, тарелка, шкаф, платье, помидор, кастрюля, сковородка»

(старший возраст)

«Повтори пары слов: чашка – кашка, миска – сосиска, банки – танки, ложка – картошка, ножик – ежик, горшок – творожок»

5. мелкая моторика: «Машина каша»

(средний и старший возраст)

«Маша каши наварила,                   - указательным пальцем правой руки дети мешают

Маша кашей всех кормила.               в левой ладошке

Положила Маша кашу                     - загибают по одному пальчику на левой руке

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                        - разжимают кулачок

Все до крошки раздала»                - сдувают «крошку» с ладошки

Тема: «Мебель»

«Мы давно не убирали, беспорядок увидали»

1. артикуляционные упражнения:

(средний и старший возраст)

--- «Пылесос» (арт. упр. «Хоботок»)  

«Мы достали пылесос,

У него внутри насос»

--- «Наведем порядок» (средние делают арт. упр. «Чистим зубы», старшие – «Маляр»)

«Дома все кругом протрем

И порядок наведем»

--- «Улыбка» (средний и старший возраст)

«Надо дома убирать,

Милой маме помогать»

2. чистоговорки:

(средний возраст)

--- ой – ой – ол – вымой пол

--- гый – гой – гай – мне помогай

--- та – та – да – чистая вода

--- лы – лы – лы – вымыли полы

(старший возраст)

--- ор – ор – ол – надо вымыть пол

--- дру – дры – дро – новое ведро

--- ды – ду – да – горячая вода

--- ры – ры – лы – чистые полы

3. упражнение на дыхание:

«Сдуй пыль со стола» - положить на ладошку мелкие обрывки бумаги и сдуть (средние – ладошка около рта, старшие – рука на расстоянии 30 см)

4. развитие фонематического восприятия:

Игра «Запомни и повтори»

(средние повторяют три слова, старшие – четыре):

--- лес – лев – лей                        --- мед – год – кот - лед

--- кит – вид – щит                      --- сом – ком – дом - том

--- сом – сок – сон                       --- лук – бук – тук - сук

--- кол – гол – пол                       --- мак – так – бак - лак 

--- бок – ток – сок                        --- дуб – куб – суп – зуб

--- лось – лоб – лом                     --- вот – тот – кот - год

5. мелкая моторика:

(средний возраст)

«Стульчик» - левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Менять положение рук попеременно.

«Стульчик ты из рук сложи

И детишкам  покажи»

(старший возраст)

Чередовать «Стол» (левая рука в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка) и «Стульчик»

«Кулачок – это толстая ножка.

Сверху крышка – наша ладошка»


Тема: «Домашние животные и их детеныши». «Любимцы»

«Почти в каждом доме живут домашние животные: наши любимцы. Мы ухаживаем за ними, кормим их, лечим, когда они болеют, а самое главное, мы их очень любим»

1. артикуляционные упражнения:

(средний возраст)

--- «Сердитая кошка» (арт. упр. «Кошка сердится»)

«Выгляни в окошечко –

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула…

Рассердилась киска –

Не подходите близко»

«Чтобы кошка не сердилась, напоим ее молоком»

--- «Чашечка»

«Где же чашки? Вот они.

Покажи и назови»

«Хотите прокатиться на лошадке? Поехали»

(старший возраст)

--- «Лошадка»:

«Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко,

Цокает лошадка звонко».

--- «Кролик»:

«Серый кролик скачет ловко.

В лапке у него морковка».

2. чистоговорки:

(средний возраст)

--- адка – адка – адка – ест траву лошадка

--- усту – усту – усту – кролик ест  капусту

--- иска – иска – иска – молоко лакает киска

(старший возраст)

--- щу – щу – чу – на лошадке я скачу

--- асту – исту – усту – кролик ест капусту

--- ошка – ошка – ошка – на окошке кошка

3. упражнение на дыхание:

(средний возраст)

«Подуй на лошадку» - подуй на гриву у лошадки так, чтобы волосики зашевелились.

(старший возраст)

«Кошечка» - произносить на одном выдохе 3 – 4 слога: мяу – мяу – мяу,

мур – мур – мур – мур, мур – мяу – мур - мяу

4. развитие фонематического восприятие:

(средний возраст)

«Будь внимательным» - кто детеныш у кошки? Хлопни, когда услышишь слово «котенок»: утенок, котенок, козленок, ягненок, котенок, утенок, котенок

(старший возраст)

«Лошадка и жеребенок»: мама – лошадка  говорит твердо, а жеребенок говорит мягко: па -…(пя), ма - …(мя), по - …(пё), во – …(вё), пы - …(пи), мы - …(ми), му – …(мю), ву - …(вю)

5. мелкая моторика:

(средний возраст)

«Кошка» - ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны. Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.

«У кошкиной дочки

на лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши»

(старший возраст)

«Лошадка» - большой палец правой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.

«У лошадки вьется грива,

Бьет копытами игриво»

Тема: «Рыбки в аквариуме»

«Я загадаю вам загадку, а вы найдите отгадку:

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой»…(аквариум)


1. артикуляционные упражнения:

--- «Аквариум» (средние - надуть щеки, старшие – арт. упр. «Чашечка»)

«В аквариуме прозрачная вода.

Там рыбки плавают туда - сюда»

--- «Рыбки разговаривают» (средние - хлопать губами друг о друга, старшие – двигают нижней челюстью вправо – влево, вперед – назад)

«Не нужны сейчас улыбки –

Делай ротик, как у рыбки»

2.чистоговорки:

(средний возраст)

--- ма-му-ма - я поймал сома

--- зы – сы – сы - у сома усы

--- щу – щу – щу - я сома тащу

--- ай – ой – ой - очень он большой

(старший возраст)

--- ту – ду – ду - я рыбачу на пруду,

--- гу – ку – гу - хорошо на берегу.

--- жи – жи – ши - зашумели камыши.

--- ша – са – ша - вижу я в воде ерша

3.упражнение на дыхание:

«Какой звук говорит рыбка?» - взрослый без голоса, одними губами, произносит гласные А, О, У, И. Ребенок должен узнать и произнести вслух.

средние – проговаривают на одном выдохе сочетания АУО, ИОУ, ОИУ, УАИ, ЭАО

старшие – АОУИ, ОИУА, УАИО, ЭИАО, АИУЭ, УЭАИ

4.развитие фонематического восприятия:

Повтори скороговорки без ошибок:

(средний возраст)

--- «У Сени и Сани в сетях сом с усами»

--- «Сом растит свои усы для услады и красы»

(старший возраст)

--- «Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов»

--- «В аквариуме у Харитона четыре рака и три тритона»

--- «На мели налима мы ловили»


5.мелкая моторика: «Рыбки в аквариуме»

(средний возраст)

«Рыбки плывут,                    - сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка

Плавничками гребут.

Влево - вправо поворот,

А теперь наоборот»

(старший возраст)

«Рыбка плавает в водице,    - сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка.

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,     - погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.     - медленно сблизить ладони

Рыбка спинку изогнула,      - снова показать, как плывет рыбка

Крошку хлебную взяла,       - сделать хватательное движение двумя руками

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла»        - показать, как плывет рыбка

Тема: «Дом»

«У каждого из нас есть свой дом. Мы любим приходить туда, там чисто, уютно, там нас ждут наши родные. У Язычка тоже есть свой дом»

1. артикуляционные упражнения:

(средний возраст)

--- «Домик» - открыть и закрыть рот

«В домике этом красные двери

Рядом с дверями белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки»

--- «Часики»:

«Тик-так, тик-так

Ходят часики вот так»

(старший возраст)

--- «Окошко»

«Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло»

--- «Маляр»

«Пригласили маляра,

Красить комнаты пора»


2. чистоговорки:

(средний возраст)

--- та – да - ма – буду строить я дома

--- ма – та - да – буду строить города

--- ом – ом - ом – новый дом

(старший возраст)

--- ли – ри - ри – окна отвори

--- лы – лы - ры – красят крышу маляры

--- ошко - ошко – отвори окошко

3. упражнение на дыхание:

«Лесенка» - пропевать гласные «А» и «У» с повышением и понижением тона.

4. развитие фонематического восприятия:

(средний возраст)

--- «Доски на гору везем,

Будем строить новый… (дом)»

--- «Собака Том

Сторожит …(дом)»

--- «Мы скатаем снежный ком

И построим куклам …(дом)

--- «Сам себе построил дом

Бородатый, добрый …(гном)»

(старший возраст)

--- «Новый дом за косогором

Новым обнесли …(забором)»

--- «В нашем городе большом

Снова строят новый …(дом)

--- «Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили…(у дома)

5. мелкая моторика:

(средний возраст)

«Домик» - соединить ладони под углом так, чтобы кончики пальцев соприкасались. Указательный палец правой руки поднять вверх, соединить кончики больших пальцев и мизинцев, образуя прямую линию

«Двери, крыша, потолок,

Над печной трубой – дымок…

Я и ты, и даже гномик,

Каждый свой имеет домик»

(старший возраст)

«Дом и ворота»

«На поляне дом стоит         - пальцы обеих рук соприкасаются, локти

  разведены это «крыша»

Ну, а к дому путь закрыт                - обе руки повернуты ладонями к груди, средние

пальцы соприкасаются, большие пальцы

– вверх – ворота»

Мы ворота открываем                     - ладони разворачиваются, параллельно друг другу

В домик всех вас приглашаем»      - «крыша»

Тема: «Весна»

«Вот и весна пришла – тепло с собой принесла. Возле дома протекает веселый ручеек, давайте запустим лодочку с парусом, послушаем песенки птиц»

1. артикуляционные упражнения:

(средний возраст)

--- «Птенчики в гнезде»

«Птички песенки поют,

Птички гнезда вьют»

--- «Улыбка»

Улыбается весна,

Всех свела она с ума!

(старший возраст)

--- «Парус»:

«Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей зовет»

--- «Капель» (медленно и быстро произносить д-д-д-д)

«Кап-кап-кап – звенит капель,

Приближается апрель»

2. чистоговорки:

(средний возраст)

--- ень – ень - ень – теплый день

--- ель – ель - ель – весной капает капель

--- до – до - до – там на дереве гнездо

 

(старший возраст)

--- цы – цы - цы – пищат в гнезде  птенцы

--- опо - опо – весной тепло

--- ач – ач – ач – черный грач

3. упражнение на развитие дыхания:

«Подыши свежим воздухом» - у весны особый запах, она пахнет первыми листочками, теплым весенним ветерком, солнечными деньками. Сделать глубокий вдох носом, а затем выдох ртом, одновременно на выдохе произнести фразу: «Хороший весенний денек!»

4. развитие фонематического восприятия:

(средний возраст)

«Птички вокруг порхают, звонко песни распевают»: ти – ти - ди, ди – ди - ти,

ди – ти - ди, ти – ди - ти, ди – ти - ти, ти – ди - ди

(старший возраст)

--- «На ветках плотные комочки –

В них дремлют клейкие…(листочки)»

--- «Будто крохотный звонок,

У жаворонка тонкий …(голосок)»

--- Тает снег, кругом вода

Не наденешь валенки,

На снегу…(проталинки)

--- Апрель, апрель!

За окном звенит…(капель)

--- Птички песни поют,

Птички гнезда…(вьют)

--- Мы сейчас пойдем гулять,

Свежим воздухом …(дышать)

--- Хорошо гулять весной!

Не хочу идти … (домой)

5. мелкая моторика:

(средний возраст):

«Лодочка» - обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы оттопырены вверх (парус лодочки)

«В этот солнечный денек

Прилетел к нам ветерок,

Стал волною он играть,

Нашу лодочку качать»

(старший возраст)

«Скворечник» - локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук немного согнуты и соприкасаются подушечками, большие пальцы загнуты внутрь ладоней

«Скворец в скворечнике живет

И звонко песенки  поет»

Тема: «Азбука безопасности»

«Мы живем в красивом городе с широкими зелеными улицами. По ним движутся много легковых и грузовых автомобилей, едут автобусы и маршрутки, и никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие правила для водителей машин и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать правила дорожного движения»

1. артикуляционные упражнения:

(средний и старший возраст)

--- «Регулировщик» (арт. упр. «Часики»)

«Стоп, машина!

Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!»

--- «Светофор» (широко открывать рот на каждый цвет, подержать 3 секунды, закрыть)

«Загорелся красный свет —

Пешеходам хода нет!

Жёлтый — значит подожди,

А зелёный свет — иди!»

2. чистоговорки:

(средний возраст)

--- ит – ит – ит  – светофор стоит

--- ет – ет – ет - самый строгий – красный свет

--- ся – ся – ся – желтый приготовиться

--- ди – ди – ди – зеленый свет – иди

(старший возраст)

--- ор – ор- ор – стоит светофор

--- ят – ют – ет - самый строгий – красный свет

--- зя – зя – ся – желтый приготовиться

--- ти – ди – ди – зеленый свет – иди

3. упражнение на дыхание:

(средний и старший возраст)

--- Вдохнуть и на выдохе произнести фразу:

«Выполняй закон простой

Красный свет зажегся – стой»

--- Вдохнуть и продолжить фразу:

«Желтый свет – вниманье, жди,

На зеленый свет – иди!»

4. развитие фонематического восприятия:

(средний и старший возраст)

--- «Опустела мостовая,

И уехали …(трамваи)»

--- «Я трудиться не привык» -

Отвечает…(грузовик)»

--- «Раньше счёта и письма,

Рисованья, чтенья,

Всем ребятам нужно знать

Азбуку … движенья»

--- «Выходя на улицу

Приготовь заранее

Вежливость и сдержанность,

А главное - … внимание»

--- Лёша с Любой ходят парой.

Где идут? По …тротуару»

--- Все водителю расскажет,

Скорость верную укажет.

У дороги, как маяк,

Добрый друг - … дорожный знак»

5. мелкая моторика:

(средний и старший возраст)

Игра «Светофор»: «Я показываю цвета светофора, а вы должны на красный – поднять ладошки вверх, на желтый – сделать кулачки, на зеленый – пальцы шагают»

«Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно.

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет — предупрежденье:

Жди сигнала для движенья»

                                   С. Михалков

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010