Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Конспект открытого урока по живому миру. Тема: «Зоопарк».

Автор:
Весёлкина Екатерина Алексеевна

Аннотация:

Конспект открытого урока по живому миру.

Тема: «Зоопарк».

Открытый урок был разработан  и проведен учителем начальных классов ГБОУ СКОШ VIII вида № 567 ЮАО г. Москвы Весёлкиной Екатериной Алексеевной.

Урок был проведен в 4 классе.  Данная работа представляет вариант интегрированного урока, целью  которого было  обобщить знания учащихся по теме «Зоопарк»: животные которые содержатся в зоопарке, характеристика Московского зоопарка, правила поведения в зоопарке. Этот урок предполагал расширение представлений учащихся о представителях животного мира - медведях: их разнообразии, особенностях, а так же умение  дифференцировать медведей по внешним признакам, среде обитания. Урок предполагал подготовку учащихся к курсу «Природоведение» (5 класс), т.к. проводилась  работа с физической картой полушарий, где учащиеся могли познакомиться с местом обитания изученных животных.   

 

 

 

2014-08-07

 

 

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

 

Направление: Коррекционная педагогика , Модуль: Методическая копилка

 

Статья:

Цель: Обобщить знания учащихся по теме: «Зоопарк».

Задачи:

 образовательные

  • Расширить представления учащихся о представителях животного мира - медведях: их разнообразии, особенностях.
  • Формировать навык дифференцирования медведей по внешним признакам, среде обитания.

 коррекционно-развивающие

  • корригировать и развивать связную устную речь;
  • обогащать  пассивный и активный словарь;
  •  развивать слуховое восприятие в процессе беседы, слова учителя;
  • развивать зрительное восприятие;
  • корригировать переключение внимания путем частой смены заданий, направленных на активизацию различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильно-двигательных);
  • развивать долговременную память на основе воспроизведения изученного ранее материала;
  • корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу и личностные качества: выдержку, усидчивость, умение вербально выражать свои чувства.

 воспитательные

  • воспитывать интерес к предмету, любовь к  природе, умение видеть прекрасное в повседневном;
  • воспитывать уважение  друг к другу и здоровое чувство соперничества.

 здоровьесберегающие

  • планировать объем и содержание заданий с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
  • cледить за правильной посадкой детей;
  • соблюдать режим охраны зрения сменой видов деятельности;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование:

  • PowerPoint: презентация «Зоопарк»;
  • компьютер: музыкальное сопровождение: Ариель Рамирес – «В мире животных», видео файлы;
  • карточки с буквами;
  • физическая карта полушарий;
  • индивидуальные карточки (тест).

Ход урока

 

Этапы урока

Виды работы

Деятельность педагога

Деятельность уч-ся

(ожидаемые ответы и действия)

Задачи, решаемые в ходе выполнения этапов урока

I Организа

 ционный

 этап

 

Педагог настраивает учащихся на работу на уроке.

Встали ровно. Выпрямили спину.

 

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

 

Организация класса на урок.

II Подгото

вительный этап

Календарь природы

Сейчас я прочитаю стихотворение.

Послушайте, о чем говорится в стихотворении:

 

 Пришла весна- красна и вот

 Свои подарки раздает:

 Лесным деревьям и зверям,

 Пушисто-белым облакам.

 Кому-то листья и траву,

 Кому-то неба синеву,

 Кому-то звонкую капель,

 Кому-то птиц веселых трель,

 Кому-то шубки поменяет,

 Кого-то ветром приласкает

 И теплым солнечным лучом

 И первым ласковым цветком.

 

О чем стих?

Почему я прочитала стих о весне?

Какой сейчас месяц?

Что происходит весной с природой?

Какие изменения происходят в животном мире весной?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

 

Развивать умение контролировать и проверять правильность личных наблюдений за природой.

IIIВведение

 в тему урока

Беседа по просмотренному сюжету

Посмотрите фотографии. Постарайтесь все запомнить.

 

Учитель показывает презентацию «В мире животных» и задаёт вопросы:

- Кого вы увидели на фотографиях?

- Каких представителей животного мира вы запомнили?

 

Жираф, слон, лиса, волк, носорог, тигр, лев, медведь, обезьяна. 

 

- К какой группе относятся эти животные: домашние или дикие?

- Где обитают эти звери?

 ( в природе, в лесу, в пустыне и т.д.)

- Где мы с вами можем увидеть этих животных? ( в зоопарке)

 

Учащиеся смотрят презентацию

и отвечают на вопросы учителя.

Развивать зрительное восприятие и память.

IVОсновная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что такое зоопарк?

 

(Место, где содержатся дикие животные которых привезли из разных стран, для того чтобы люди могли познакомиться с ними, изучить их).

 

Зоопарки есть в разных странах и городах.

 

Мы с вами отправимся в Московский зоопарк.

 

Кто из вас был в этом зоопарке?

 

Территория Московского зоопарка очень большая. В 2014 году  нашему зоопарку исполняется 150 лет.

 

В его коллекции представлены более 1000 видов животных, и живут более 8000 представителей животного мира.

 

На территории зоопарка действует «Детский зоопарк», в котором представлены персонажи из детских сказок.

- Каких животных мы можем встретить  в «Детском зоопарке»?

 (куры, гуси, козы, коровы, лисы );

«Дом птиц»;

«Террариум» ( крокодилы, ящерицы, змеи);

«Дом приматов» (Это один из самых больших и красивых павильонов Зоопарка, где живут около 30 видов обезьян);

«Ночной мир» ( мелкие грызуны, лягушки, птицы – которые пробуждаются в то время когда мы обычно спим, т.е. ночью);

«Экзотариум» ( мир рыб).

 

- Перед тем как отправиться  на экскурсию в зоопарк, давайте вспомним, что можно, а что нельзя делать посетителям зоопарка.  

 

Прочитайте правила поведения в зоопарке, все ли они верны?

 

(Нельзя бегать, нельзя дразнить животных, нельзя кормить животных, нельзя перелезать через ограду, нельзя  просовывать руки в решетки.)

 

Территория зоопарка очень большая. Мы с вами не сможем пройти такую большую территорию за время нашего урока, поэтому мы познакомимся с одним видом животных.

 

Поставьте буквы в нужном порядке, для того чтобы узнать с кем из животного мира мы познакомимся.

Слово: МЕДВЕДЬ

-Каких медведей вы знаете?

- Что вы знаете о медведях?

 

Сегодня я расскажу вам о разнообразии мира медведей.

 

Белый медведь

Самый большой из всех существующих медведей – это белый медведь.  Этот медведь занесен в Красную книгу.

 

- Что вы знаете о белом медведе?

- Где обитает белый медведь?

 

Это зверь, который живет на Северном полюсе  среди бескрайних льдов.

 

(Показ на карте)

 

     Белый медведь – самый крупный зверь не только из медведей, но и среди всех хищников.

      Длина тела этого зверя почти 3 метра, а вес 800 кг.  

Шерсть  белая, покрывает всё тело зверя.  Под кожей толстый слой жира -  10 см.

 

В отличие от других медведей у белого медведя желудок намного больше, чем у других представителей, что позволяет голодному хищнику съесть сразу целого тюленя.

 

Медведицы заботливые мамы. Они охраняют своих детенышей.

 

- Как вы думаете, впадает ли белый медведь в спячку?

 

На Северном полюсе нет смены времен года. Белые медведи в спячку не впадают. Но они строят берлоги для рождения детенышей.

 

- Белому медведю сложно пережить лето в наших условиях, как смотрители зоопарка помогают медведю летом?

 

Летом в Московском зоопарке люди стараются создать комфортные условия для  белого медведя: поливают охлажденной водой, угощают мороженым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся слушают признаки, место обитания, питание медведей и отвечают на вопросы.

Развивать слуховое, зрительное восприятие и память.

 

Физкульт-

минутка

Учитель просит учащихся встать и выполнить несколько физических упражнений по образцу и инструкции.

 

Движения под музыку.

 

 

Учащиеся встают и выполняют движения по образцу и инструкции учителя.

Развивать способность чередовать статические и динамические упражнения с целью улучшения физического и психологического состояния.

 

 

Бурый медведь

 

Этот медведь живет почти на всей территории Евразии, в лесах. Бурому медведю в настоящее время исчезновение не грозит.

 

( Показ на карте)

 

Обычно бурого медведя называют «Хозяин леса». Медведь – персонаж многих сказок, о нём сложено немало поговорок и пословиц.

 

- Какие сказки с медведями вы знаете?

 

- Какими качествами наделен медведь? Какой он?

( сильный, храбрый, добрый и т.д.)

 

Этот зверь очень сильный, хитрый, опасный для человека.

 

Часто человека сравнивают с медведем: «силён, как медведь», «неуклюж, как медведь».

 

Окраска шерсти может быть от почти черной до желтоватой.

Но чаще всего встречается бурый   (коричневый) окрас.

 

Бурый медведь –всеядное животное. Он питается насекомыми, мелкими грызунами,  ягодами, орехами, плодами и корешками деревьев.  Очень любит рыбу. В голодное время медведь может напасть и съесть оленя.

 

Медведицы - очень нежные матери. Около трех лет они неразлучны со своими детенышами: растят, воспитывают и обучают их.

 

- Как вы думаете, впадает ли бурый медведь в спячку? Почему?

 

Единственный медведь, который впадает на зиму в спячку – это бурый медведь.

На зиму бурые медведи укладываются спать в берлогу. Зимнюю квартиру косолапый находит заранее и обустраивает ее, устилая травой и листьями.

 

- Зачем медведи впадают в спячку?

 

Медведю трудно найти пищу зимой.

 

Сейчас мы отправимся к вольеру с другим медведем.

 

Медведь-губач

В настоящее время вид внесён в Красную книгу.

 

Встречается в лесах Индии.

 

У медведя-губача стройное тело на высоких ногах, огромные когти, длинная острая морда.

 Шерсть черного цвета, с белой полосой на груди.

 

- Как вы думаете, почему этого зверя называют «губач»?

 

 Этот медведь обладает очень подвижными голыми губами, которые он может вытягивать наподобие трубки.

 

Давайте попробуем вытянуть губы, сделать трубочку.

 

Медведи-губачи питаются насекомыми. Чтобы достать насекомых медведь сильными когтями разрушает их дом, потом с силой выдувает из их разрушенного жилища пыль и грязь, после чего всасывать сквозь вытянутые губы добычу.

Помимо насекомых, губачи питаются фруктами, цветами, молодыми листьями.  

Эти медведи хорошо лазают по деревьям, разоряют птичьи гнёзда и срывают фрукты.

 

Медведицы - очень  заботливые матери. Около трех лет они неразлучны со своими детенышами: растят, воспитывают и обучают их.

 

В спячку  медведь – губач не впадает.

- Почему?

 

В Индии теплая погода, у медведя всегда есть пища.

 

Очковый медведь

Очковый медведь находится на грани исчезновения, внесён в Красную книгу.

 

Очковый медведь – единственный медведь живущий в Южной Америке.

 

(Показ на карте)

 

- Как вы думаете, почему медведя  назвали «очковый»?

 

Шерсть у очкового медведя лохматая, чёрная, за исключением больших белых отметин вокруг глаз в виде очков.

 

Этот медведь активен в темное время суток.

Очковый медведь питается листьями, корешками и плодами, которые можно найти в горах. Маленькие пальмы они просто вырывают с корнем. Медведи без труда взбираются на высокие пальмы, ломают ветви на вершине, а затем поедают их на земле.

 

В зоопарке очковые медведи активны днем.

 

Медведица оставляет своих детенышей с возрасте 6 месяцев.

Детеныши способны сами найти себе еду.

 

В спячку  очковый медведь  не впадает.

 

- Почему?

 

В Южной Америке теплая погода, у медведя всегда есть пища.

 

Панда

 

Панды обитают в горах Китая.

 

(Показ на карте)

 

Панды — одни из самых редких животных. Занесены в Красную книгу.

 

Этот медведь один из самых маленьких по сравнению с другими видами.

 

Тело покрыто густым белым мехом с чёрными пятнами вокруг глаз, чёрными ушами и чёрными лапами. У панд большая голова, массивная челюсть. В день взрослая панда съедает до 30 кг бамбука и побегов.

 

Мать заботится о своих детёнышах.

В спячку  панда  не впадает.

 

Для питания панд в зоопарке создано особое «печенье» из прессованного бамбука.

 

 

 

 

 

 

V Обобщение и систематизация знаний

Беседа.    

- С какими представителями животного мира мы познакомились?

 

- С какими видами медведей мы познакомились?

 

Работа с картой:

Посмотрите на карту.

- Где обитают медведи?

(Они обитают на всей планете)

 

Посмотрите на каком континенте у нас нет медведей?

 

В Австралии тоже живут медведи – коалы.

 

 Коалы не употребляют воду, а необходимую для своего организму влагу они берут из листьев эвкалиптовых деревьев, которые являются их главным питанием. Эти небольшие животные – одни из самых ленивых на планете.

Учащиеся определяют место обитания каждого вида медведей. 

Развивать умение дифференцировать место обитания, среду обитания медведей.

VIПроверка умений учащихся применять полученные знания

 

 Тест.

У вас на парте лежат листки с заданием.  Это тест.

В тесте 7 вопросов.

Вам нужно выбрать 1 правильный ответ на вопрос. Вписать правильные ответы в таблицу и подобрать ключ к своим ответам.

 

1.Кого мы называем «хозяином леса»?

■ льва ▲ медведя● слона

 

2. Какой медведь самый большой из всех существующих медведей?

■ панда ▲ бурый медведь ● белый медведь

 

3. Единственный медведь, который впадает в спячку?

▲ очковый медведь ■ медведь-губач ● бурый медведь

 

4. Какой медведь питается бамбуком?

     панда ■ белый медведь ● бурый медведь

 

5. У какого медведя большие, подвижные  губы?

▲ очковый медведь      медведь - губач  ● бурый медведь

 

6. У какого медведя белые отметины вокруг глаз в виде очков?

▲ белый медведь   ●   медведь - губач  ■  очковый медведь

 

7.Назовите самого ленивого медведя:

▲ белый медведь  ■  панда

           коала

 

 Развивать зрительное, слуховое восприятие.

 

 

 

VIIПодведе

ние итогов и оценка деятельности.

 

Итоговая беседа

 

 

 

 

 

 

Учитель обращается к учащимся с вопросами:

- О ком мы говорили на уроке?

 

- С какими видами медведей вы познакомились?

 

- Что нового вы узнали о медведях?

 

Учитель выставляет отметки

Учащиеся внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Подвести итог работы на уроке,  оценить деятельность всего класса и каждого ученика отдельно

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010