Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

ЭКСКУРСИЯ «ТАЙНЫ ЗИМНЕГО ЛЕСА»

Автор:
Латышова Ольга Фёдоровна

Аннотация:

ЭКСКУРСИЯ «ТАЙНЫ ЗИМНЕГО  ЛЕСА»

 

 

Латышова Ольга Федоровна,  воспитатель  ГОБОУ детского дома № 3 Великого Новгорода.

 

Статья посвящена эффективным формам работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях коррекционного детского дома.

Формирование у детей ответственного отношения к природе реализуем через экологические экскурсии.  В результате такой работы происходит развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать и облагораживать природную среду.

 

2014-05-22

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Дошкольное и начальное школьное образование , Модуль: Дошкольное воспитание и образование

 

Статья:

ЭКСКУРСИЯ «ТАЙНЫ ЗИМНЕГО  ЛЕСА»

 

Латышова Ольга Федоровна,  воспитатель  ГОБОУ для детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья специального (коррекционного) детского дома № 3 Великого Новгорода.

 

Проблема охраны природы в наше время приобрела огромное социальное значение. Бережное отношение к природе  закладывается уже в дошкольном детстве, когда дети впервые попадают в мир экологических знаний.  От того,   как дети будут относиться к природе, в дальнейшем зависит,  осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны нравственные и эстетические отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - это очень длительный и сложный процесс. Результатом такой работы должно быть развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать и облагораживать природную среду.

Результаты наблюдения за воспитанниками детского дома показали, что у детей отсутствуют достаточные знания о природных объектах, они  не понимают важность условий, необходимых для жизни растений и животных, что приводит их иногда к неправильным поступкам. Из бесед с детьми я выяснила, что дети, в основном,  знают одну растительную форму -  деревья. Только два ребенка в группе  назвали грибы и ягоды. Вспоминая, кто живет в лесу, дети перечисляли зверей, знакомых им по сказкам, иллюстрациям. Это подтверждается образными словами, взятыми из сказок: «серый волк», «хитрая лиса», «зайка-попрыгайка».

Так как наш детский дом расположен на окраине города, дети имеют возможность чаще бывать в лесу, наблюдать  его во всем многообразии, могут активно проявлять свое  отношение к природе.

Я поставила перед собой цель не только дать детям знания и представления о лесе и его обитателях,  но и подвести их к осознанию необходимости беречь природу и стремиться осуществлять бережное отношение в своей деятельности. В первую очередь, нужно постараться пробудить в детях интерес к окружающей  нас природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, к умению сравнивать, делать выводы. С этой целью я собрала картотеку стихов, пословиц, загадок  про все времена года.

Развитию  интереса ко всему живому,  к окружающему миру способствует игра. Поэтому в группе появились разнообразные дидактические игры о растениях и животных. Прежде чем познакомить детей с лесом, я рассказала им  о деревьях, которые растут на территории детского дома. Применяемые мной приемы сравнения помогли выделить наиболее характерные признаки деревьев. Например, по белой гладкой коре с черными поперечными трещинками дети безошибочно находили березу, сравнивали расположение веток ели и сосны. Чтобы дети научились более тонко подмечать характерные признаки, я проводила игры: «узнай какое дерево», «найди ель (березу, сосну)».

С наступлением зимы  деревья преображаются и становятся менее узнаваемыми для малышей. Чтобы познакомиться с зимним лесом, мы пригласили на прогулку старичка-лесовичка. Вместе с ним дети вспомнили правила поведения в лесу: чтобы не напугать лесных жителей и услышать их голоса, шорохи нельзя шуметь; ходить только по протоптанным в снегу тропинкам; зимой замершие ветки легко ломаются, поэтому нельзя задевать кусты;  быть внимательными, чтобы не пропустить следы на снегу и увидеть красоту зимнего леса.

Пригодилась нам и хорошая физическая подготовка для преодоления оврага.

 

По дороге в лес я обращала внимание детей на следы на снегу, которые малыши с интересом рассматривали, выдвигали свои гипотезы.

Прочитала стихотворение С. Муллабаевой:

«Кто расхаживал по снегу?

Догадайся-ка по следу!

Каждый снежный птичий след

Затаил в себе секрет.

Вот трехзубчатые вилы – это голуби ходили.

Мелких строчек вереница -  это прыгала синица.

Каждый снежный птичий след 

Рассказал нам свой секрет!

 

Мы с детьми останавливались в таком месте, где лес было хорошо видно издали, видна его ярусность.  Для поддержания детского интереса я использовала художественное слово: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!».  Обращали внимание на красоту пейзажа, обсудили разную высоту деревьев – ярусное строение леса, нашли деревья с тонким и толстым стволом. Обняли их, погладили кору, согрели дыханием, прижались щекой, ухом.

   

 

В процессе экскурсии я обращала внимание детей на характерные признаки деревьев и кустарников. Узнать деревья зимой все же трудно для наших детей, поэтому старичок-лесовичок помогал нам найти то или иное дерево. Тут же мы обсудили, почему деревья голые, в каких условиях  они сейчас находятся, чего им не хватает. Предложила детям найти ель и сосну – только они остаются зимой зеленые. Рассмотрели иглы ели, сосны, они твердые, им не страшны морозы.

Проходя по узкой тропинке, обратили внимание на снежный покров,  обнаружили следы лисы и зайчика, которые спрятались от нас. А когда мы их нашли, лесные зверята-игрушки пригласили нас поиграть в подвижную игру «На лесной полянке». Радости детей не было предела!

Дети обратили внимание на упавшие или кем-то брошенные шишки, сломанные сучки, веточки, которые мы взяли домой. Мы попробовали раскопать снег и отыскать под ним зеленую траву, обсудили, почему травке хорошо, когда зимой много снега.

Вместе с детьми мы вспомнили о животных леса, их жизни на разных ярусах – этажах. Дети с большим любопытством вслушивались в таинственную тишину леса,  прислушивались к разным звукам, пощелкиванию деревьев, к шорохам, восхищались красотой зимнего леса.  

На экскурсии расширились представления  детей о деревьях и кустарниках, которые в зимнее время находятся в состоянии покоя, так как условия для жизни не достаточны: очень холодно, мало света, вместо воды снег. Деревья  и кустарники сбрасывают на зиму листву – отдыхают. Затем старичок-лесовичок напомнил нам, что скоро обед и нам пора возвращаться домой. Мы попрощались с лесом, но обещали обязательно вернуться.

«Лес дремучий, до свидания!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес, могучий лес,

полон сказок и чудес!»                         (С. Погореловский)

Знания, полученные детьми на такой экскурсии помогли более полному и точному формированию понятия «лес». Ярким подтверждением этого является созданный нами коллаж. Лес – сообщество растений и животных – это их дом. А люди,   приходящие в лес, это гости, они должны соблюдать правила, чтобы не нарушать жизнь хозяев леса.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010