Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Ярмарка народных промыслов

Автор:
Корягина Ольга Петровна

Аннотация:

Аннотация

«Ярмарка народных промыслов»

(материал к уроку или внеклассному мероприятию 6-8 классов)

Народным промыслом принято называть районы, где преобладает распространение определенного вида народного искусства.

На территории России множество различных народных промыслов. К ним относятся: палехские росписи, хохломская роспись по дереву, гжельская керамика, павлопосадские платки, матрешки.

Цель: способствовать формированию у учащихся интереса и уважения к истории и культуре своей страны, её традициям.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Автор: учитель истории МБОУ БСОШ№1 Корягина Ольга Петровна SC-3526

Статья:

Русская культура—  это наша детская

С трепетной лампадкой, с мамой дорогой,

Русская культура — это молодецкая

Тройка с колокольчиком, с расписной дугой.

 

Русская культура — это сказки нянины

Песни колыбельные, грустные до слез,

Русская культура -  это разрумяненный

В рукавицах- варежках дедушка Мороз.

 

Русская культура — это дали Невского

В бело—мертвом сумраке северных ночей,

Это радость Пушкина, горечь Достоевского

И стихов Жуковского сладостный ручей.

 

Русская культура— смех сквозь слезы Гоголя,

Станиславский, Савина, дивный наш балет,

Лихость беспримерная, честь гвардейца —  щеголя

Поле Бородинское — доблести завет.

 

Русская культура — это все, чем славится

Со времен Владимира наш народ большой,

Это наша женщина,  русская красавица,

Это наша девушка с чистою душой.

 

Русская культура — наша жизнь убогая,

С вечными мечтаньями, с замками во сне

Русская культура — это очень многое.

Что найти не в силах мы ни в одной стране!

 

1—ый Скоморох — Внимание! Внимание!

                                   Народное гуляние.

                                   Торопись, честной народ

                                   Всех вас ярмарка зовет!

2—ой Скоморох—Что  за праздник!

                                 Что случилось:

                                 Просто ярмарка открылась!

                                 Шутки, смех со всех сторон,

                                 Музыкальный перезвон.

 

Под фонограмму песни “Ярмарка” ансамбль ‘Русская душа’, учащиеся исполняют танец.

 

     Ученица — но прежде, чем вы увидите нашу ярмарку, послушайте  легенду, из которой  вы узнаете о стародавних временах, о том, откуда взялись—пошли на нашей земле ярмарки. В давние  времена под стенами города Хлынова собрались какие—то инородцы.

     Они решили взять город. Не надеясь на свои силы хлыновцы  послали за помощью к устюжанам, те согласились. Пришли  ночью, но не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав гостей  в темноте, хлыновцы перебили из них  многих, а утром увидели свою ошибку.

   В память о Хлыновском побоище позже поставили часовню. Долго каялись, устраивали панихиды. А после, уже много лет спустя, когда все обиды забылись, появился у хлыновцев такой обычай: в день несчастного побоища устраивать праздник прощения. Его назвали «Свистопляски».В ритуал праздника входили катания с высокого берега реки, кулачные бои, музыкальный свист, песни и пляски. Ставились театральные балаганы, лотки с обилием сладостей, глиняных игрушек и свистулек. Праздник “Свистопляски” превратился в “Ярмарку”.

 

ГРУППА УЧАЩИХСЯ С ПЛАТКАМИ ИЗ ПАВЛОВСКОГО ПОСАДА.

1-ый Скоморох – Почтеннейшие господа!

                              Пожалуйте к нам сюда!

                              Привезли мы на базар

                              Раздиковинный товар!

1-ый – Будто чудная жар-птица

             Крыльями взмахнула.

             Это красная девица

             Головой качнула.

             На головке был надет

             Яркий, будто самоцвет –

             Квадрат ткани расписной,

             Разноцветный с бахромой

             Тут розан и лепесток,

             Тут травинка и цветок…

             И все вместе это чудо –

             Русский Павловский платок!

 

2 –ой – На востоке Подмосковья своим чередом развивались текстильные ремесла. Одним из выдающихся явлений русской культуры стала многоцветная набойка Павловского Посада.

    Сначала купец Лабзин открыл контору по переработке пряжи, а затем его торговый дом начал ситценабивное производство. Крашение платков и шалей пошло в гору и стало на поток. Издавна по старой традиции платок – главное украшение русской женщины.

   В орнаменте павловско-посадских платков – мотивы пышных букетов, чаще всего розы, яркие зеленые листья. Фон – черный, красный, зеленый, бордо, васильковый, белый. Основная композиционная нагрузка приходится на кайму и угол платка.

   2-ой Скоморох – Вот подарки, так подарки!

                                 Краской огненной горят.

                                 Кто искусно расписал

                                 Этот сказочный овал?

1-ый Скоморох -     И скажите нам, откуда

                                  Появилось это чудо.

                                  Кто придумал эти краски,

                                  Словно взятые из сказки?

 Ученик – «профессор» - Я могу объяснить, откуда эти краски. Издревле в росписи тканей использовались яркие органические красители. Один из первых марена – краситель, добываемый из растения, которое в Европе даже специально выращивалось на плантациях. В настоящее время эту марену получают из каменноугольной смолы. А в 18 веке усилиями химиков и промышленников было создано много других красителей. Одним из первых стала берлинская лазурь. Позже появились кадмиевые краски, искусственный ультрамарин.

 

ГРУППА УЧАЩИХСЯ ИСПОЛНЯЕТ ТАНЕЦ «ХОРОВОД»

 

ГРУППА УЧАЩИХСЯ С ИЗДЕЛИЯМИ ИЗ ГЖЕЛИ

Ученик – А деревня наша Гжель

      Не за тридевять земель.

      -Под Москвою мы живем,

      Глину месим и поем.

     - И игрушки, и посуду

     Прославлять и вам здесь будем.

     - Очень любим синий цвет,

     Потому что краше нет.

    - Небо гжельское такое

    Лучезарно-голубое.

    В речке синяя водица,

    Так и хочется напиться.

    - Ну, а только лето будет

    Голубица там и тут.

   Вот поэтому нас люди

   Гжелью синею зовут.

   - Чашки, блюдца, самовары

   Знают люди всей земли.

   Мы и к вас полно товару

   Для продажи привезли.

 

Ученик – Гончарное ремесло издавна развивалось на Руси. В 50 верстах от Москвы находится село Гжель. Край богат гончарными глинами. Поэтому все население трех десятков окрестных деревень и сел издавна занималось изготовлением глиняной посуды. В топливе тоже недостатка не было. Вокруг дремучие леса. Не случайно в слове «гжель» нашему уху слышится отзвук глагола «жечь».

Гжельское предание гласит, что первооткрывателем настоящего фарфора в этом крае был Павел Куличков.

  Изделия Гжели так красивы, так необычны, что слава о них понеслась не только в нашей  стране, но и за рубежом. И гжельскую посуду стали называть «лучшею из всех делаемых в России».

   Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины, вазы, целые сервизы, фигурки людей и животных. Причем только два цвета присутствуют в гжельской росписи – белый и голубой.

    Когда изготавливают предметы, люди 40 профессий принимают в этом участие . Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывая в них частичку своего сердца, доброту души.

     Профессор – Изделия из Гжели – это изделия из местной светлой глины. Основные компоненты формовочной массы – глина и полевые шпаты. Масса подается на формовку, затем наступает черед сушки и обжига.

    Первый период обжига проходит при 600 градусах, второй -  при 1200-1400. После обжига  изделия покрывают глазурью или тонкой стекловидной пленкой.

   Изделия гжели расписываются по белой эмали синими красками. Основа этих красок – соединение кобальта. Краски смешиваются сл скипидаром для придания им вязкости и удобства нанесения на изделия. Вот какое это сложное производство.

  Ученица – Небо у нас в Гжели, как нигде в России – синее-синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Наши изделия ни с какими не спутаешь. Всё голубое да синее – и цветы, и люди, и птицы, и травы. Всякую вещь Гжели интересно рассматривать, любоваться ею.

Собираю, разбираю

Васильковые цветы.

Я тебя не забываю,

Не забудь меня и ты.

Василек ты, василек.

А лучше – незабудки.

Заплету из них венок

Для сестры Машутки.

-Назови, подружка, цветик,

Самый милый и любой –

А подружка отвечает

-Колокольчик голубой!

Из лазоревого цвета

Наберу я два букета,

Лентой синей завяжу,

Кому в подарок – не скажу!

Разливается заря.

Наряжаются поля.

И полна, полна цветами

Вся родимая земля.

 

Ученица –

- Вот смотрите, «рыба-кит»,

А под ним вода кипит,

На спине стоит дворец,

Рядом скачет удалец.

- Здесь две барышни сидят,

Пьют чаёк и говорят.

Ну, а кошка возле ножки

Ждет, когда дадут немножко.

- Чашка с крышкой – просто диво!

Посмотрите, как красиво!

На ней сказочная птица

Так и хочет в небо взвиться.

- А вот чудный куманец,

Ну, совсем, как наш купец.

Ручки скрючив на боках,

Стоит в синих сапогах.

 

ГРУППА УЧАЩИХСЯ С ИЗДЕЛИЯМИ ИЗ ЖОСТОВО.

1-     ый Скоморох – Мы приехали к вам в гости

                                  На веселый праздник ваш.

                                  Посмотрите на подносы –

                                  Это ж просто вернисаж.

Ученица – К северу от Москвы, на живописном берегу Клязьминского водохранилища,  раскинулось старинное селение. Имя ему – Жостово. Славу селу этому создали лакированные подносы, которые вот уже более 150 лет изготавливают искусные мастера.  Говорят, что родину жар-птицы искать нужно в деревне Жостово, где  с помощью искусных мастеров на черном, а иногда на красном, синем, зеленом фоне волшебно распускаются цветы, возникают хороводы дивных роз, очаровательные плоды.

 

Ученица – Черный фон сияет лаком,

                    А на нем цветов краса,

                    Алых, желтых, с красным маком –

                    Это просто чудеса!

                    -Колокольцы распустились,

                     Незабудки встали в ряд,

                    Засверкали, заискрились.

                     Покупайте все подряд!

                     -Алы розы на подносе

                     Вся природа – Божий дар

                     Подходите, вас мы просим,

                     Раскупайте наш товар!

                     - В мире нет таких подносов,

                     Они словно вешний сад.

                     Лучше их вы не найдете.

                     Покупайте, стар и млад!

 

Профессор – Изготавливают подносы из обычного листового железа.  Сначала из листа железа «выкраивают» подносы разной формы. Бывают они круглые, овальные, прямоугольные, с фигурными краями. Затем изделие грунтуют, шлифуют, лакируют, расписывают масляными красками и покрывают лаком.

    Каждый этап росписи прерывается сушкой в печах до нескольких часов. В связи с чем роспись растягивается на несколько дней, а порой и недель.

    На одних подносах цветы собраны в пышные букеты и расположены в центре. На других – разбросаны по всему подносу или в виде гирлянд идут по краям. Жостовский поднос вошел в быт как трактирный, чайный. Поэтому всем нам понятно, насколько уместны были на нем цветы.

 

ГРУППА УЧАЩИХСЯ С МАТРЕШКАМИ,

Ученица – Алый, шелковый платочек.

                   Яркий сарафан в цветочек.

                   Упирается рука

                   В деревянные бока

                   А внутри секреты есть:

                   Может, три, а, может, шесть.

                   Разрумянилась немножко…

                   Это…Русская…Матрешка.

  

Город Сергиев Посад считается родиной русской расписной матрешки – точенной из дерева и оригинально расписанной куклы, ставшей русским сувениром.

 

Ученица – Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах на столе у нас живут. Их матрешками зовут.

      Матрешки – особенные куклы. Их знают во всех городах и селах, а когда иностранцы бывают в России, они всегда увозят с собой сувенир – деревянную матрешку.

    Игрушечный  мастер Звездочкин сделал разбирающуюся сумку, а художник Малютин раскрасил ее. Получилась девочка, розовощекая, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде: сарафане, переднике, в платке с цветами. Так родился радостный образ крестьянских девочек. Русская матрешка— от имени Матрена. Имя на Руси очень распространенное. Сейчас матрешек делают еще в городах Семенов и  Полховский  Майдан, что в Нижегородской  области.

 

Профессор — Родина—русских матрешек—…Япония,из которой в Россию в 19 веке попала одна разборная деревянная игрушка. Внутри нее помещалось целое семейство мудрецов. Наши соотечественники быстро освоили технологию изготовления диковинных игрушек, создав свой оригинальный вариант— семейство “русских красавиц».

    Русская матрешка была отмечена на Всемирной выставке в Париже. Малютинский вариант росписи матрешки стал образцом для массового повтора. Местные кустари увлеченно занялись изготовлением матрешки, которая несла в себе идею материнства плодородия, нескончаемости жизни.

    Развитие токарного ремесла было одним из условий для массового выпуска матрешки. Для точения матрешки требовались токари высокой квалификации. Сырье для

матрешек поставляли из деревни Бабенки Подольского уезда, а расписывали местные мастера: женщины клали общие тона, мужчины писали лицо.

 

Ученица—

Была она не струганным

Обычным чурбачком.

А стала русской куклою

С крутящимся бочком.

Одета как красавица,

Всем нам очень нравится

Разноцветный сарафанчик

Яркий, будто одуванчик.

И цветами  и узором

Всем хорош ее наряд.

Ну, а самое чудное —

Внутри деточки сидят!

Открывается одна—

И… такая же видна,

Раскрываем мы вторую—

Вынимаем расписную!

И красавицы в рядок

Хоровод ведут широк.

После сложим, как в лукошко,

Диво дивное – матрешку.

 

Танцевальная группа исполняет танец с ложками.

 

ГРУППА УЧАЩИХСЯ С ИЗДЕЛИЯМИ ИЗ ХОХЛОМЫ.

2-     ой Скоморох –

Весело-весело. Мастерит всё село

К нам приехала сама Золотая Хохлома!

Ученица – Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил,  посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И  вдруг Птица-жар  прикоснулась своим крылом к чашке , и чаща стала золотой.

  Это, конечно, легенда, сказка. Не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная красота?

 

Ученица – Почему деревянные изделия называют хохломскими? Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Куличино, Семино, Хрящи. Но зовут ее хохломской. И вот почему: катят груженые подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк! – погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое торговое село Хохлома мастера. Оттуда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Странное и веселое слово Хохлома. В нем и смех, и восхищенное «Ах!», и восторженное «Ох!» слышится!

   

Ученица – Что писали художники на изделиях? Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий землянику, малину, крыжовник, черную смородину, рябину. Узор из цветов, трав и ягод – растительный орнамент.

   Самый любимый и стародавний – травяной орнамент. Это удлиненные, написанные по 3-5 кустиков. Самые затейливые узоры называли кудрины. Травки превращаются в крупные кудри-завитки. Они всегда золотые. Словно перья сказочной жар-птицы, загораются они на черном или красном фоне. Пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считалось изображение цветущих кустов и плодов. Какие значения имеют красный, золотой, черный.

     Красный символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый – свет, солнце. На черном фоне великолепно смотрятся яркие цвета, он символизирует торжественность.

 

Ученица – Стоит студеная зима.

                   Снежинки крутит буйный ветер,

                   А солнечная Хохлома

                   Напоминает нам о лете.

                   Грустят деревья и дома.

                   Невесел минусовый градус,

                   Но сохраняет Хохлома

                   В ромашках, в ложках, в плошках – Радость!

                   Ладья – цветущий хвост, корма,

                   Нос  петушиная головка.

                   Плывет по лету Хохлома,

                   Расписанная очень ловко.

                   Бочонок солнечен весьма.

                   На нем цветы и земляника.

                   Семеновская Хохлома

                   Вся золотиста – краснолика.

                   В тарелочках не полутьма,

                   Не сумрак в вазах и солонках,

                   Напоминает Хохлома

                   Родную, милую сторонку.

 

Профессор – А кто же придумал такую красоту?

    Сотни лет алхимики искали камень, якобы способный превращать металлы в золото. Но русскими крестьянам повезло больше. Они сумели создать изделия, похожие на золотые. Как же возникла технология хохломской росписи?

    В деревнях всегда пользовались деревянной посудой. Раскрашивали ее киноварью, потом лачили лаком, сваренным из льняного масла. Посуда становилась прочнее, наряднее. Основные приемы хохломской росписи сохранились до наших дней почти без изменений.

      Кисть хохломская! Большое спасибо!

      Сказывай сказку для радости жизни!

      Ты, как душа у народа, красива.

      Ты, как и люди, служишь Отчизне!

 

Ученик – Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Интереснейшее изделие – братина. Своим названием она обязана древнему обычаю, который называется братчиной.

    Когда нужно обсудить какое-либо важное дело, собирались в одной избе все родственники. Они чинно рассаживались за одним столом. К концу их разговора подавались щи и каша в особой посуде, называемой братиной. Чаще всего она представляла собой горшок до 50 см в диаметре. Иногда по одной стороне братины изображался большой алый цветок. По старому преданию, это был цветок счастья. Но цвел он только раз в год в Иванов день. Тот, кто сумел увидеть этот цветок, становится счастливым на всю жизнь.

    Индивидуальной посудой считался ставец. Состоял он из двух равновеликих чаш, одна из которых накрывала другую. Распространены ставцы были в монастырях. Оттуда и пошла пословица: «Всяк старец имей свой ставец!».

   В больших количествах изготовляли ложки – ложка у каждого была своя. Ложки использовали и как музыкальные инструменты.

Хохломские изделия считались хорошим подарком.

 

Учащиеся играют на ложках.

 

Скоморохи – Отдохнули все по праву?

                        Мастерам воздали славу?

                        Что ж, теперь домой пойдем.

                        Что узнали, не забудем.

                        Долго-долго помнить будем!

 

Учащиеся исполняют танец ( фонограмма песни «Ярмарка» ансамбль «Русская душа») 

                   

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010