Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Устный журнал «Музыка в жизни и творчестве В.П. Астафьева»

Автор:
Васильева Маргарита Владимировна

Аннотация:

 

                                      АННОТАЦИЯ

 

Данный устный журнал «Музыка в жизни и творчестве В.П. Астафьева»-

одно из внеклассных мероприятий по русской литературе из серии «Литература Сибири и родного края».

Цель:

- показать значимость музыки в жизни и творчестве писателя;

- расширить кругозор учащихся;

- сформировать представление о многогранности творчества писателя;

- развивать память, мыслительную деятельность, монологическую речь учащихся;

 - открыть имя сибиряка в новом видении;

- воспитывать патриотизм.

 

 

 

Статья:

            УСТНЫЙ ЖУРНАЛ  «МУЗЫКА В  ЖИЗНИ и ТВОРЧЕСТВЕ В.П. АСТАФЬЕВА»

                                             10 – 11 классы

 

 

Цель:

- показать значимость музыки в жизни и творчестве писателя;

- расширить кругозор учащихся ;

- сформировать представление о многогранности творчества писателя;

- развивать память, мыслительную деятельность, монологическую речь учащихся;

 - открыть имя сибиряка в новом видении;

- воспитывать патриотизм.

Оборудование: презентация, выставка книг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Орг. момент. Добрый день(вечер), дорогие друзья!

Наша встреча посвящена сыну сибирской земли,  замечательному писателю Виктору Петровичу Астафьеву, в чьих произведениях подняты актуальные проблемы: детство и война, человек и природа, Родина и любовь. Но есть и ещё увлекательная страница в его жизни и творчестве, которую мы сегодня с вами  и откроем  каждый для себя.  В этом поможет нам устный журнал «Музыка в жизни и творчестве В.П.Астафьева»

 

1СТРАНИЦА .Вступление

    ВЕДУЩИЙ: Прошло много – много лет и бывший беспризорник, бывший детдомовец, бывший ФЗОшник, бывший солдат Виктор Астафьев стал «укладывать» слова на белые листы бумаги, чтобы поведать людям о пережитом и перечувствованном им за свою богатую событиями жизнь. Краски в живописной палитре писателя контрастные: одухотворённая лири-

ка, бытописание без прикрас,  яростная сатира.  Астафьев долго и упорно искал себя, не поддаваясь нелитературным модам. Он прошёл большую школу литературного мастерства. Никому  не подражал в своей литературной практике.  Творчество его очень автобиографично. Виктор Петрович

исследовал жизнь во всех её взаимностях и её постоянном развитии, а не фиксировал внешние её проявления в тот или иной подходящий случаю момент.

 1ЧТЕЦ – РАССКАЗЧИК. Сибирь – кладовая и кузница творческих личностей. Валентин Распутин, Александр Вампилов, …….., Виктор Астафьев.

Есть замечательные поэтические строчки у Ларисы Босхоловой :

    Богата щедрыми дарами,

    Горда ты знатными сынами,

    Мечтой крылатою сильна,

    Моя любимая земля!

И  над родившимся   в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края  героем сегодняшнего вечера зажглась звезда творца, звезда писателя. Творчество Астафьева хорошо  известно широкому кругу читателей. Ныне является  он одним из самых читаемых писателей. Как сказала Анастасия Астафьева:  мог он  стать поэтом  - подарить людям много лирических стихов, мог стать художником, создавшим картины о сибирской красоте, мог стать музыкантом: у него был  изумительный слух.

И сегодня  наш журнал поможет увидеть мир музыки в творчестве В.П.Астафьева.

 

2 СТРАНИЦА. Пролог музыкальной истории. Музыка и поэзия.

ВЕДУЩИЙ: Музыка…Великое, никогда не увядающее искусство. Она окружает человека с древнейших времён и по сей день. Особенно много звучит музыки, музыки самой разной – старинной и современной, так называемой «классической» и «лёгкой», исполняемой артистами и любителями. Как  разобраться, сориентироваться в этом безбрежном звуковом море? Как научиться отличать в музыкальном искусстве подлинное от подделки, содержательную музыкальную пьесу от популярного, но пустого шлягера? Как почувствовать красоту серьёзного произведения, которое поначалу может показаться скучным и неинтересным, а на самом деле глубоко по образному смыслу и истинно красиво?

1ЧТЕЦ: ИРИНА ВОРОБУЕВА

 

Как многогранна музыка!

                                             Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает

                                                         струны

Любви, печали, памяти, мечты.

 ВЕДУЩИЙ: Хочу напомнить  об  одном совете: стараться больше знать о музыкальном искусстве, его истории.

ИТАК,

ЧТЕЦ – РАССКАЗЧИК. То, что все искусства родственны между собой, люди чувствовали уже очень давно. Мифы Древней Греции рассказывают нам о девяти музах, покровительницах искусств. Три из них посвятили себя музыке: Эвтерпа – муза лирической поэзии(изображалась с двойной флейтой), Эрато – муза любовных песен и Полигимния – муза священных гимнов. Но не были чужды музыкальному искусству Каллиопа – муза эпической поэзии (древние сказители – рапсоды не читали, а пели свои повествования о подвигах богов и героев); Талия и Мельпомена – покровительницы театра, комедии и трагедии; и , конечно, муза танца Терпсихора. Только Клио, муза истории, и Урания, - муза астрономии, кажутся стоящими несколько в стороне.

Все музы – сёстры, и в их  родстве – глубокий смысл: миф о музах, как и многие другие, в образной форме отражает суть реальных явлений. Заключается  она в том, что в древности искусства были теснее связаны друг с другом, чем в наше время. Поэзия и музыка существовали тогда в виде единого искусства – песни. Вот почему Эвтерпа, Эрато, Каллиопа и Полигимния олицетворяют собой не отдельные искусства, а разные жанры внутри  музыкально – поэтического искусства.

ЧТЕЦ : Алесь Звонак      Перевод с белорусского Б.Спринчана

 

Мир ярких звуков, трепетных

                                                 созвучий,

Ты , к сожаленью, не подвластен

                                                         мне,

Но слух твоей мелодией  зовущей

Заворожен в звенящей тишине…

 

Пусть не дано мне гроз и грёз

Будить полётом пальцев

                                          вдохновенных,

Чтоб им внимали, не стирая

                                                слёз, -

Зато всем сердцем, каждой нитью

                                                          нерва,

Накалом чувств,

                                 дыханье затая,

В напеве ветра,

                                в шуме старой вербы,

В ликующих раскатах соловья

Тебя я слышу,

                        принимаю,

                                            верю,-

Мелодия земного бытия!

 

 ЧТЕЦ :       « МУЗЫКА»,  Яков Белинский

 

Разъединяет, чтобы соединить.

Разъединяет,

Чтобы каждый углубился

В себя,

Нашёл в себе себя:

Всё лучшее.

И это лучшее

Слил воедино с лучшим у других.

Разъединяет, чтобы соединить

ВЫВОД: В наши дни музыка древних цивилизаций не звучит. Но не помнить о прошлом нельзя. Ведь многие понятия, используемые сегодня, зародились в древнем мире, музыкальная культура которого явилась важнейшей частью музыкальной истории человечества, её прологом.

3 СТРАНИЦА. Музыка в  жизни  и творчестве В.П.Астафьева

ВЕДУЩИЙ: Шли столетия, музыка и поэзия приобрели самостоятельность. Но родство их сохранилось, проявляясь в постоянном тяготении друг к другу.

Как об этом размышляет известный писатель и публицист Виктор Астафъев, рассуждая о загадке поэзии, устанавливает иерархию «слово — звук — чувство»

1ЧТЕЦ - РАССКАЗЧИК: СООБЩЕНИЕ .

 

Вечна загадка поэта и вечно наше желание отгадать её, пробиться сквозь какую-то невидимую преграду или  пелену и постичь то, что за строкой, то есть душу поэта, но когда это произойдёт, поэзия утратит смысл и «секрет», стихи станет возможно изготавливать каж­дому мало-мальски грамотному человеку, как сейчас учащиеся средней школы на станции юных техников с помощью простых инструментов, из обыкно- венных ма­териалов могут выточить и собрать электромузыкальный прибор, радиоприемник, и даже ракету, и любые вещи, так недавно ещё поражавшие воображение и по­вергавшие нас в изумление своей непонятностью и не­доступностью.

2 ЧТЕЦ - РАССКАЗЧИК : Верую, с поэзией этого не произойдёт, во всяком разе не произойдёт до тех пор, пока не     отформуется че­ловеческая душа, не сделается стандартной, подобно кирпичу, хотя поползновения, и явные, к этому имеют­ся и есть люди, стремящиеся к тому, чтобы всё было одинаково — дома, леса, дороги, одежда и человеческая мысль. Поэзия всегда восставала против бездушия и стандарта, она всегда стремилась возвысить человека, и в этом её непреходящее величие и, воспользуюсь быто­вым словом, — постоянная польза для всех нас, а при­вораживать человека, околдовывать его словом, точно старинным складным наговором, — это ее милая игра с уставшим человеком, которая, с букваря начавшись, открыв глаза ребёнку на мир, постепенно втягивает его в серьёзный разговор, становится строгим и взыскатель­ным собеседником. Как это необходимо в наш сует­ный век, когда все «секретное» вроде бы рассекречено, когда после «прелестей» общежития человека всё чаще и чаще тянет побыть наедине с собой, предаться созер­цанию и осмыслению своей, а значит, и всей нашей, жизни.

(В. Астафьев)

ВЕДУЩИЙ: О том, как впервые в жизни услышал  музыку герой нашего журнала , узнаем из следующего СООБЩЕНИЯ.

3 ЧТЕЦ - РАССКАЗЧИК:  На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из до­сок. Я первый раз в жизни здесь услышал музыку - скрипку. На ней играл Вася-поляк. О чем же рассказывала мне музыка? О чем-то очень большом. На что же это жаловалась она, на кого гневалась? Тревожно и горько мне. Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

Вася, не переставая играть, говорил: «Эту музыку написал человек, кото­рого лишили самого дорогого. Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. Эту музыку написал мой земляк Огинский. Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

4 ЧТЕЦ - РАССКАЗЧИК: «Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. «За что, мальчик?» - «За то, что я не сирота». Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. В эти минуты не было для меня зла. Мир был добр и одинок так же, как я. Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, - это была моя родина.

.. .Прошло много лет. И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. Кругом пахло гарью, пылью. И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. Эта музыка разбередила воспоминания. Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та ее часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далекую ночь, хватала за горло, но не выжимала слез, не прорастала жалостью. Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, всю жизнь тосковавший о ней.

(По В.Астафьеву)

 

ЗВУЧИТ «Полонез»

 

ВЕДУЩИЙ:  Какая музыка! Кстати, правильно подобранная мелодия ускоряет  выздоровление. В данном случае  с медицинской и психологи ческой точки зрения мелодия  «Полонеза» снимает головную боль.

ДИАЛОГ : А теперь попрошу вас ответить    на  вопрос:   «Как  вы относитесь  к классической музыке?»

ВЫСТУПЛЕНИЯ учащихся .

 

ВЕДУЩИЙ: А как относился Виктор Астафьев к классической музыке?

Кто же его любимый композитор? Каковы особенности его музыки? Чем привлекала Астафьева  она?

5 ЧТЕЦ – РАССКАЗЧИК.:

. Георгий Васильевич Свиридов – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственных премий СССР., депутат Верховного Совета РСФСР, секретарь правления Союза композиторов СССР.

Музыку Свиридова невозможно спутать с  какой – нибудь другой – её образный мир, берущие за душу интонации, доступность покоряют слушателей с первых же звуков. Эта музыка проста. Но простота её – следствие глубокого постижения сложности жизни и желания, да и умения тоже сказать о ней просто.

 Герой свиридовских произведений – поэт, гражданин, патриот, влюблённый в родную землю. Его патриотизм, гражданственность – без громких слов, но наполняют сочинения композитора тихим, неярким светом, излучающим тепло и огромную всепокоряющую силу. На интересе к Родине, народу, русской культуре и традиции сосредоточены все помыслы. Все чаяния свиридовского героя. И никогда его чувства не проявляются поверхностно, но всегда глубоко, чисто, целомудренно, по – русски задушевно.

Тема Родины, России проходит через все произведения Свиридова  самых различных жанров. Образы русской природы , яркие и сочные, нежные и строгие, занимают большое место в музыке Свиридова. И всегда изобра -жаемое пропущено через сердце,  воспето с любовью. Природа неразлучна,  неразделима с мироощущением лирического героя Свиридова.

ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ СВИРИДОВА

 

А как рассуждает Виктор Петрович по этому поводу в своей работе?

 «ВЫСТОЯТЬ!» Слово о мастере

 

1ЧТЕЦ  -  РАССКАЗЧИК.

Я не раз бывал в тайге во время гроз и ураганных ветров, когда вся тайга, каждое деревце клонится долу. Кажется, вот-вот рухнет разом стонущая, скрипящая, ничем и никем не защи­щенная лесная рать, ломая и рвя себя в щепу и клочья. Но какой-то миг роздыха, какая-то малая доля времени, неуловимая гла­зом и слухом, наступает в этой страшной стихии — и деревья, поймав древним чутьем милостиво дарованное природой облегче­ние, выпрямляются, чтобы снова и снова клониться под ветрами, почти доставая кроною землю, готовые упасть, сдаться...

Но снова и снова поднимается и выпрямляется лес — стоит тайга, не сдается, держится корнями за землю, и лишь после бури, после утишения ветра видно сделается по всей тайге ломь ветвей, сорванную кору, уроненные шишки и в глуби ломаной костью белеющие поверженные деревья — самые слабые, нестой­кие сломались, пали...

2 ЧТЕЦ – РАССКАЗЧИК: Смотрю по телевизору фильм о падшей женщине с почти сломанной судьбой и искалеченной жизнью. Слышится музыка, как всегда, красивая, мелодичная, с одним и тем же преобладаю­щим мотивом. Высоко начавшимся будто бы колокольным, протяжным звоном, неотвратимым гибельным гулом накатывающим­ся на землю, опадающим на нее. Но на самом исходе звука, на последнем его пределе мощно подхваченная оркестром, силой земной поддержанная взмывает ввысь, к небу воскрешающая сила. Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, все еще светит впереди путеводной звездой братства и единения людей.

Почему-то решаю, что это музыка Георгия Васильевича Сви­ридова. Не такой уж большой я знаток творчества этого заме­чательного нашего современника-музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на Русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их, донести до моря людского, вечно волную­щегося и клокочущего под ветрами и бурями бытия, не каждому дано.

ЗВУЧИТ музыка СВИРИДОВА

3 ЧТЕЦ – РАССКАЗЧИК.Рассуждение Виктора Астафьева. « Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим, - той самой неотга­данной материей и вечной тайной, что живет в нас, тревожит и волнует нас.

Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утра­ченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное, созданное в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено.

Музыка возвращает человеку все лучшее, что есть в нем и пре­будет на земле. Я думаю, что музыку человек услышал раньше, чем научился говорить, и заветное: «Вначале было слово» — весьма и весьма сомнительно. Нет, вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.

Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не дает ему окончательно одичать и упасть обратно на четвереньки. Я имею в виду настоящую му­зыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в безумной, дикой пляске, ввергла его в ка­кое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, из которого и образовался когда-то человек. Напоминать, откуда и из чего мы взялись, несомненно, надо, но не так же уж навяз­чиво и бесстыдно.

4 ЧТЕЦ –РАССКАЗЧИК: Впрочем, Георгий Васильевич Свиридов, так увлекательно умеющий говорить о музыке и ее природе, утверждает, что именно эти современные бесчисленные громкокипящие артели, но скорее банды, называемые ансамблями, помогают сохранить изначаль­ную природу музыки. Не дают человечеству потерять ключ ее, ибо утеря этого «ключа» есть полное и окончательное разруше­ние мировой гармонии, без которой оно, человечество, как корабль без руля, быстренько пойдёт ко дну, тем более что стремление к разрушению гармонии жило в человеке всегда, и особенно агрессивные и катастрофические размеры приняло оно на исходе нашего века.. Я очень люблю слушать Георгия Васильевича и всегда сожалею, что внимаем мы ему в узком кругу «доверенных лиц», допущенных в дом композитора. Ему бы в аудиторию, на телевидение, внимать бы ему миллионам. Да где там!...

5 ЧТЕЦ – РАССКАЗЧИК: Будучи …на Курщине, изрядно оскопленной и оглушённой цивилизацией да бесконечными сельхозновациями, глядя на ещё недобитую землю, на древние пологие холмы, на это российское порубежье, в котором ещё не всё небо закопчено и по балкам да и по склонам плавных пашенных холмов, несмело обороняясь от машин и от топора, зеленеют и золотятся российские дубравы, я открывал для себя – отсюда , с этой родной земли унёс в сердце и сохранил Великий композитор современности тот нежный и непреклонный звук, ту пространственную , высокую мелодию, что стонет, плачет, сжимает сердце русское неизъяснимою тоскою, очистительной печалью. Мощным хором возносится композитор в поднебесье, набатным колоколом зовёт Россию и русский народ: Выстоять! Выпрямиться, как тот лес, та могучая тайга под ураганами и бурями! Выпрямиться и выстоять во имя будущего наших детей и во имя сохранения того прекрасного, что накопили на земле ее редкие мудрые старцы, гении человечества, эти вечные отважные странники, так на одиноком челне и продолжающие до сих пор бесстрашно плыть по бурному морю жизни.

ЗВУЧИТ музыка СВИРИДОВА.

ВЕДУЩИЙ: 6 ЧТЕЦ  -РАССКАЗЧИК: СООБЩЕНИЕ об одном случае , заставившем Виктора Астафьева задуматься  об отношении к музыке.

 

Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детстве в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем – то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший.

«Ха! Орёт как жеребец!» - сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. Голос певицы оборвался. Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детдоме самым певучим и читающим человеком.

…Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. Все повидавшие и пережившие на своём веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда. Кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. Делали они это вроде как бы с извинениями за своё вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штра­уса, чтоб подготовить переутомленных культурой слу­шателей ко второму, более серьезному отделению.

7 ЧТЕЦ – РАССКАЗЧИК: Но и сказочный Штраус1, и огневой Брамс2, и ко­кетливый Оффенбах3 не помогли — уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с воз­мущениями, выкриками, бранью покидали, будто об­манули их в лучших вожделениях и мечтах.

Стулья в концертном зале старые, венские, с круг­лыми деревянными сиденьями, сколоченные поряд­но, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем.

Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрывают­ся музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестран­тов, так трудно и упорно зарабатывающих свой чест­ный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и расска­зать, как я в детстве...

Но жизнь — не письмо, в ней постскриптума не бы­вает. Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей — Великая Надежда Обухова, — стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее.

Она-то, певица, уж никогда не услышит моего рас­каяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой, седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

          (В. П. Астафьев. Постскриптум)

ДИАЛОГ:

Ответьте на вопрос:  «Какие размышления вызывает у вас данный текст?»

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Какую интересную страницу жизни  нашего писателя – сибиряка вы открыли? Что это даёт вам?

В.А.Сухомлинский « Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средств нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждаются представления о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка – могучее средство самовоспитания».

Как соотносится данное высказывание к содержанию сегодняшнего разговора?

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010