Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Технология модульного обучения на уроке обобщения изученного

Автор:
Кирякова Любовь Васильевна

Аннотация:

                    Технология модульного обучения на уроке обобщения  изученного.            

 

     Ключевые слова: интеграция, деятельностный подход; личностно-ориентированное обучение.

В настоящее время в практике преподавания учебных предметов наметилась  тенденция к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения.

     На наш взгляд, инновации, построенные на основе простого расширения содержания образования или перемещения учебных тем в различные разделы учебной программы, бесперспективны. Наше предпочтение отдаётся технологиям, направленным на выработку умения применять лингвистический материал в работе с языковыми задачами,  позволяющими включать в учебный процесс мотивационную сферу обучающегося, В этой связи особую актуальность приобретает интеграция в образовательном процессе совокупности психолого-педагогических установок, определяющих выбор форм, методов, способов и  традиционных приёмов анализа языковых единиц.  Общеизвестно,  что достигнуть эффективного результата можно лишь в том случае, если дидактическая единица предъявляется обучающемуся во всей системе внутренних и внешних связей. Система заданий, составляющих структуру учебника  по русскому языку под редакцией М.В.Панова,   включает  учащихся в учебную деятельность, позволяет  осуществлять деятельностный подход в обучении русскому языку. Сопоставление разных точек зрения вырабатывает умение обосновывать свою позицию, формирует  различные виды речевой деятельности, развивает важные коммуникативные умения и навыки, способствует отработке   способов  применения теоретических сведений в языковой и речевой практике.  

    В статье представлен конспект обобщения изученного о местоимении на основе технологии модульного обучения. Учебные задания, представленные в  технологической карте, направлены на развитие языковой и коммуникативной компетенций учащихся..

     В учебнике М.В.Панова местоимения  не рассматриваются как грамматический класс слов и не включаются в систему частей речи

 

 

Кирякова Л.В

Статья:

 Технология модульного обучения на уроке обобщения  изученного.

Кирякова Л.В

     Целеполагание. Изучая части речи, мы останавливались  и на местоимениях, относящихся к той или иной части речи. Теперь, закончив изучение всех частей речи, следует обобщить те сведения о местоимениях, которые мы получили, изучая отдельные части речи в шестом и седьмом классах.

     Какие классификации местоимений вам известны?

     Существует двойная классификация местоимений: по грамматическому значению (деление на части речи) и по лексическому значению (деление на лексические разряды).

Задания и вопросы учителя:

   1) Вспомните, на какие две группы делятся самостоятельные слова (в том числе, существительные и прилагательные.

 Самостоятельные слова делятся на  самостоятельные и местоимённые.

 Есть местоимённые существительные: я, он, кто, что-нибудь; местоимённые прилагательные: какой, этот, чей-то;, местоимённые числительные: сколько, столько, несколько, много, мало, оба (обе).

   2) По какому признаку различаются знаменательные и местоимённые существительные?

Знаменательные и местоимённые существительные различаются по лексическому признаку: это слова -  названия: школа, лиса, лес, вьюга и слова-указатели: я, ты, он, кто, что-нибудь. Грамматические различия определяются древностью происхождения. Местоимённые существительные являются очень древними словами, поэтому  грамматические формы местоимённых существительных сохраняют следы морфологической системы древних времён.

3) В   чём отличие  местоимённых прилагательных  от  знаменательных?

Прилагательные, как и существительные, делятся на знаменательные и местоимённые: этот,  тот, такой, всякий, каждый, таков, мой, твой, свой, наш, ваш, их и другие. Местоимённые прилагательные  не называют признаки, а только указывают на них,  отвечают на вопросы какой, каков, чей, который.     Обучающиеся зачитывают выводы. Все убедились в том, что  местоимения имеют множество значений. Несмотря на то, что в них,  как говорил учёный – лингвист А.А.Реформатский, нет «перелива красок настоящего живого слова, они как «запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова

 

 

Технологическая карта по теме

Учебные задания

Руководство по усвоению

учебного материала

УЭ-О

Цель: отработка способов применения теоретических сведений

Определите, что необходимо освоить на занятии.

УЭ-1

Цель: вырабатывать навыки анализа и синтеза.

 - Что доказывает это сравнение?

Форма родительного падежа личных местоимений он, она, они: его, её, их омонимична притяжательным местоимениям. Будучи притяжательными  местоимениями,  они не изменяются по числам и падежам. Неизменяемые притяжательные прилагательные его, её, их нужно отличать от форм родительного-винительного падежа личных местоимений он, она, они...

 

 

  Сравните:  его (её, их, Вини- Пуха) нет дома; пригласил его (её, их, Винни- Пуха) в гости; его (её, их, мой, Винни-Пуха) подарок.

Докажите, что местоимённые прилагательные её, их - неизменяемые

 В случае затруднений обращайтесь к материалу § 93

 Русский язык... 6 класс/  Панов М.В.

 

 

УЭ-2

Цель: развивать умение систематизировать изученное.

 

  Ответьте на вопросы:

- На какие разряды делятся местоимения по лексическому значению?

 

Я- личное местоимение единственного числа 1- лица.  Моей – притяжательное. Эти  указательные... Чем – относительное местоимение, связывает части сложного предложения. Он – лично- указательное

По своему лексическому значению местоимения делятся на разряды:

 личные, возвратные местоимения притяжательные, вопросительно-относительные, отрицательные,  неопределённые, указательные, определительные.

 

Проверка в режиме диалога.

 

  

Из песенки Винни Пуха выпишите местоимения. 

Если я чешу в затылке –/ Не беда!/ В голове моей опилки,/ Да – да –да./ Но хотя там и опилки,/ Но Шумелки и Вопилки/ (А также Кричалки,/ Пыхтелки и даже/ Сопелки и так далее/ Сочиняю я неплохо/ Иногда./ Хорошо живёт на свете/ Винни – Пух!/ Оттого поёт эти/ Песни/ Вслух!/ И не важно, чем он занят

-Определите разряд по лексическому значению.

Обобщите свои наблюдения, отвечая на вопросы

УЭ-3

Цель: проверить сформированность умений и навыков по теме. 

  Пронумеруйте выделенные местоимения в  соответствии  с их морфологическими характеристиками.

 

1) Местоимения имеют грамматические свойства именных частей речи и свои особые грамматические признаки.

2.Синтаксическая роль местоимений обусловлена тем, с какой частью речи они соотносятся.

 

 

 Карточка 1.

   Исправьте ошибки в определении и морфологическом разборе выделенных слов.

Ответьте на вопрос.

   Чем обусловлена синтаксическая роль местоимений?

 

В случае затруднений обращайтесь к материалу § 94

 Русский язык 7 класс/ Панов М.В.

 

УЭ-4

Цель: роль местоимений в тексте

Выполни задания:

  1. Составить текст, ориентируясь на указанное в таблице количество местоимений того или иного разряда.

Обеспечивают связность и цельность текста, служат средством связи в составе сложного предложения.

Карточка 2

 

Попробуйте заменить местоимения в одной из песенок. Винни- Пуха. Что получится?

 

Какой вывод можно сделать?

 

 

Карточка1.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

.

Исправьте ошибки в определении и морфологическом разборе выделенных слов.

1.Ты настоящий друг, не то что некоторые.

 Указывает на признак предмета.

Постоянные признаки: неопределённое, местоимение-прилагательное.

Непостоянные признаки:  в форме именительного  падежа, множественного числа.

Является определением.

Ответ. Подлежащим

2. Винни-Пух важно кивнул своим друзьям в знак благодарности.

Указывает на признак предмета.

Постоянные признаки: притяжательное, местоимение-прилагательное.

Непостоянные признаки:  в форме дательного падежа, единственного  числа.

Является определением

Ответ. Множественного числа.

 

 3.Это ведь он написал объявления на моей двери. Ты их видел, Пух?

Указывает на предмет.

Постоянные признаки:

 личное в значении притяжательного, местоимение-существительное

 Непостоянные признаки:  в форме родительного падежа, единственного  числа.

Является определением.

Ответ. Личное, в значении 3 лица, является дополнением.

 

2. Пронумеруйте выделенные местоимения в  соответствии  с их морфологическими характеристиками.

1. Знаете, что я вам скажу?

2..После завтрака Винни всё время повторял песенку ворчалку про себя.

 3.«Зря никто, жужжать не станет»,-

подумал Пух.

4.Винни Пух на всякий случай запел свою

загадочную песенку.

 

5.Мы напишем  наше объявление,

и его расклеят по всему Лесу

6.Спустя некоторое время на воле

оказался его нос.

Ответы  1 – 1, 2 – 6, 3 – 4, 4 – 5, 5 – 2, 6 – 3.

1.Вопросительное, мест.-сущ. в форме вин.пад.  Дополнение

2. Личное, местоим.-сущ. 3-го лица,

в форме ед.ч.,  вин.пад. Дополнение.

3. Личное в значении притяжат.

мест.-прилаг. в форме муж.р. Определение

4. Отрицат.,  мест.- сущ. в форме им. пад. Подлежащее

5. Определит, мест.-прилаг.в форме муж.р.  ед.ч.,  предл.пад. Определение

6. Возвратное, мест.-сущ., в род. пад.

 Дополнение

       

 

    

     Карточка 2. Этот плюшевый медвежонок сам сочиняет песенки, да вдобавок не только песенки, а Шумелки, Ворчалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Я очень полюбил их, и поэтому мне хочется, чтобы вы подружились с ним, как дружат с ним многие тысячи ребят во всём мире. (4)

     Дорогие друзья, вы, конечно, знакомы с Винни–пухом, книжка о его приключениях называется «Винни –Пух и всё –всё –всё». Написал её английский писатель Алан Милн, а я научил Винни – Пуха и его друзей говорить по - русски. Вот почему на обложке этой книги стоят две фамилии Милна и Бориса Заходера. (1)

     Сделать это было не так – то легко, потому что Винни –Пух и все его приятели умели говорить только по – английски. (2)

     Винни – Пух стал совсем – совсем русским медвежонком, и некоторые  даже считают, что он говорит по  - русски  лучше, чем по-английски. (3)

     Некоторые читатели, подсчитав количество местоимений, стали интересоваться,  почему я так часто употреблял местоимения.(5)

 

 

Разряды местоимений по лексическому значению

 

личные

возврат.

 указат.

относит.

неопред.

отриц.

притяж.

определит.

1 абзац

3

-

1

-

-

-

2

-

2 абзац

-

-

-

-

-

-

1

1

3 абзац

1

-

-

2

1

-

-

-

4 абзац

6

-

1

-

-

-

-

2

5 абзац

1

-

-

-

-

-

-

-

 

 

 

Литература

   Панов М.В. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных.

учреждений. – 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011

   Панов М.В. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных.

учреждений. – 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010.

   Милн А.А. Винни-Пух Всё-Всё-Всё: Сказочная повесть/ А.А.Милн; Пересказ Б.В.Заходера;- М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.

 

 

 

 Кирякова Любовь Васильевна,

 учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 7»

 городского округа  г.Стерлитамак  Республика Башкортостан

 категория - высшая

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010