Автор:
Кирякова Любовь Васильевна
Технология модульного обучения на уроке обобщения изученного.
Ключевые слова: интеграция, деятельностный подход; личностно-ориентированное обучение.
В настоящее время в практике преподавания учебных предметов наметилась тенденция к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения.
На наш взгляд, инновации, построенные на основе простого расширения содержания образования или перемещения учебных тем в различные разделы учебной программы, бесперспективны. Наше предпочтение отдаётся технологиям, направленным на выработку умения применять лингвистический материал в работе с языковыми задачами, позволяющими включать в учебный процесс мотивационную сферу обучающегося, В этой связи особую актуальность приобретает интеграция в образовательном процессе совокупности психолого-педагогических установок, определяющих выбор форм, методов, способов и традиционных приёмов анализа языковых единиц. Общеизвестно, что достигнуть эффективного результата можно лишь в том случае, если дидактическая единица предъявляется обучающемуся во всей системе внутренних и внешних связей. Система заданий, составляющих структуру учебника по русскому языку под редакцией М.В.Панова, включает учащихся в учебную деятельность, позволяет осуществлять деятельностный подход в обучении русскому языку. Сопоставление разных точек зрения вырабатывает умение обосновывать свою позицию, формирует различные виды речевой деятельности, развивает важные коммуникативные умения и навыки, способствует отработке способов применения теоретических сведений в языковой и речевой практике.
В статье представлен конспект обобщения изученного о местоимении на основе технологии модульного обучения. Учебные задания, представленные в технологической карте, направлены на развитие языковой и коммуникативной компетенций учащихся..
В учебнике М.В.Панова местоимения не рассматриваются как грамматический класс слов и не включаются в систему частей речи
Кирякова Л.В
Статья:Технология модульного обучения на уроке обобщения изученного.
Кирякова Л.В
Целеполагание. Изучая части речи, мы останавливались и на местоимениях, относящихся к той или иной части речи. Теперь, закончив изучение всех частей речи, следует обобщить те сведения о местоимениях, которые мы получили, изучая отдельные части речи в шестом и седьмом классах.
Какие классификации местоимений вам известны?
Существует двойная классификация местоимений: по грамматическому значению (деление на части речи) и по лексическому значению (деление на лексические разряды).
Задания и вопросы учителя:
1) Вспомните, на какие две группы делятся самостоятельные слова (в том числе, существительные и прилагательные.
Самостоятельные слова делятся на самостоятельные и местоимённые.
Есть местоимённые существительные: я, он, кто, что-нибудь; местоимённые прилагательные: какой, этот, чей-то;, местоимённые числительные: сколько, столько, несколько, много, мало, оба (обе).
2) По какому признаку различаются знаменательные и местоимённые существительные?
Знаменательные и местоимённые существительные различаются по лексическому признаку: это слова - названия: школа, лиса, лес, вьюга и слова-указатели: я, ты, он, кто, что-нибудь. Грамматические различия определяются древностью происхождения. Местоимённые существительные являются очень древними словами, поэтому грамматические формы местоимённых существительных сохраняют следы морфологической системы древних времён.
3) В чём отличие местоимённых прилагательных от знаменательных?
Прилагательные, как и существительные, делятся на знаменательные и местоимённые: этот, тот, такой, всякий, каждый, таков, мой, твой, свой, наш, ваш, их и другие. Местоимённые прилагательные не называют признаки, а только указывают на них, отвечают на вопросы какой, каков, чей, который. Обучающиеся зачитывают выводы. Все убедились в том, что местоимения имеют множество значений. Несмотря на то, что в них, как говорил учёный – лингвист А.А.Реформатский, нет «перелива красок настоящего живого слова, они как «запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова
|
Технологическая карта по теме Учебные задания |
Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ-О |
Цель: отработка способов применения теоретических сведений |
Определите, что необходимо освоить на занятии. |
УЭ-1 |
Цель: вырабатывать навыки анализа и синтеза. - Что доказывает это сравнение? Форма родительного падежа личных местоимений он, она, они: его, её, их омонимична притяжательным местоимениям. Будучи притяжательными местоимениями, они не изменяются по числам и падежам. Неизменяемые притяжательные прилагательные его, её, их нужно отличать от форм родительного-винительного падежа личных местоимений он, она, они...
|
Сравните: его (её, их, Вини- Пуха) нет дома; пригласил его (её, их, Винни- Пуха) в гости; его (её, их, мой, Винни-Пуха) подарок. Докажите, что местоимённые прилагательные её, их - неизменяемые В случае затруднений обращайтесь к материалу § 93 Русский язык... 6 класс/ Панов М.В.
|
УЭ-2 |
Цель: развивать умение систематизировать изученное.
Ответьте на вопросы: - На какие разряды делятся местоимения по лексическому значению?
Я- личное местоимение единственного числа 1- лица. Моей – притяжательное. Эти указательные... Чем – относительное местоимение, связывает части сложного предложения. Он – лично- указательное По своему лексическому значению местоимения делятся на разряды: личные, возвратные местоимения притяжательные, вопросительно-относительные, отрицательные, неопределённые, указательные, определительные.
Проверка в режиме диалога.
|
Из песенки Винни Пуха выпишите местоимения. Если я чешу в затылке –/ Не беда!/ В голове моей опилки,/ Да – да –да./ Но хотя там и опилки,/ Но Шумелки и Вопилки/ (А также Кричалки,/ Пыхтелки и даже/ Сопелки и так далее/ Сочиняю я неплохо/ Иногда./ Хорошо живёт на свете/ Винни – Пух!/ Оттого поёт эти/ Песни/ Вслух!/ И не важно, чем он занят -Определите разряд по лексическому значению. Обобщите свои наблюдения, отвечая на вопросы |
УЭ-3 |
Цель: проверить сформированность умений и навыков по теме. Пронумеруйте выделенные местоимения в соответствии с их морфологическими характеристиками.
1) Местоимения имеют грамматические свойства именных частей речи и свои особые грамматические признаки. 2.Синтаксическая роль местоимений обусловлена тем, с какой частью речи они соотносятся.
|
Карточка 1. Исправьте ошибки в определении и морфологическом разборе выделенных слов. Ответьте на вопрос. Чем обусловлена синтаксическая роль местоимений?
В случае затруднений обращайтесь к материалу § 94 Русский язык 7 класс/ Панов М.В.
|
УЭ-4 |
Цель: роль местоимений в тексте Выполни задания: 1. Составить текст, ориентируясь на указанное в таблице количество местоимений того или иного разряда. Обеспечивают связность и цельность текста, служат средством связи в составе сложного предложения. |
Карточка 2
Попробуйте заменить местоимения в одной из песенок. Винни- Пуха. Что получится?
Какой вывод можно сделать?
|
Карточка1.
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
|
. Исправьте ошибки в определении и морфологическом разборе выделенных слов. |
|||
1.Ты настоящий друг, не то что некоторые. Указывает на признак предмета. Постоянные признаки: неопределённое, местоимение-прилагательное. Непостоянные признаки: в форме именительного падежа, множественного числа. Является определением. Ответ. Подлежащим |
2. Винни-Пух важно кивнул своим друзьям в знак благодарности. Указывает на признак предмета. Постоянные признаки: притяжательное, местоимение-прилагательное. Непостоянные признаки: в форме дательного падежа, единственного числа. Является определением Ответ. Множественного числа.
|
3.Это ведь он написал объявления на моей двери. Ты их видел, Пух? Указывает на предмет. Постоянные признаки: личное в значении притяжательного, местоимение-существительное Непостоянные признаки: в форме родительного падежа, единственного числа. Является определением. Ответ. Личное, в значении 3 лица, является дополнением.
|
|
2. Пронумеруйте выделенные местоимения в соответствии с их морфологическими характеристиками. |
|||
1. Знаете, что я вам скажу? 2..После завтрака Винни всё время повторял песенку ворчалку про себя. 3.«Зря никто, жужжать не станет»,- подумал Пух. 4.Винни Пух на всякий случай запел свою загадочную песенку.
5.Мы напишем наше объявление, и его расклеят по всему Лесу 6.Спустя некоторое время на воле оказался его нос. Ответы 1 – 1, 2 – 6, 3 – 4, 4 – 5, 5 – 2, 6 – 3. |
1.Вопросительное, мест.-сущ. в форме вин.пад. Дополнение 2. Личное, местоим.-сущ. 3-го лица, в форме ед.ч., вин.пад. Дополнение. 3. Личное в значении притяжат. мест.-прилаг. в форме муж.р. Определение 4. Отрицат., мест.- сущ. в форме им. пад. Подлежащее 5. Определит, мест.-прилаг.в форме муж.р. ед.ч., предл.пад. Определение 6. Возвратное, мест.-сущ., в род. пад. Дополнение |
||
|
Карточка 2. Этот плюшевый медвежонок сам сочиняет песенки, да вдобавок не только песенки, а Шумелки, Ворчалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Я очень полюбил их, и поэтому мне хочется, чтобы вы подружились с ним, как дружат с ним многие тысячи ребят во всём мире. (4)
Дорогие друзья, вы, конечно, знакомы с Винни–пухом, книжка о его приключениях называется «Винни –Пух и всё –всё –всё». Написал её английский писатель Алан Милн, а я научил Винни – Пуха и его друзей говорить по - русски. Вот почему на обложке этой книги стоят две фамилии Милна и Бориса Заходера. (1)
Сделать это было не так – то легко, потому что Винни –Пух и все его приятели умели говорить только по – английски. (2)
Винни – Пух стал совсем – совсем русским медвежонком, и некоторые даже считают, что он говорит по - русски лучше, чем по-английски. (3)
Некоторые читатели, подсчитав количество местоимений, стали интересоваться, почему я так часто употреблял местоимения.(5)
|
Разряды местоимений по лексическому значению |
|||||||
|
личные |
возврат. |
указат. |
относит. |
неопред. |
отриц. |
притяж. |
определит. |
1 абзац |
3 |
- |
1 |
- |
- |
- |
2 |
- |
2 абзац |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
3 абзац |
1 |
- |
- |
2 |
1 |
- |
- |
- |
4 абзац |
6 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
2 |
5 абзац |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Литература
Панов М.В. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных.
учреждений. – 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011
Панов М.В. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных.
учреждений. – 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010.
Милн А.А. Винни-Пух Всё-Всё-Всё: Сказочная повесть/ А.А.Милн; Пересказ Б.В.Заходера;- М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.
Кирякова Любовь Васильевна,
учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 7»
городского округа г.Стерлитамак Республика Башкортостан
категория - высшая
|