Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Музыкально-ритмическое воспитание как важная составляющая часть в процессе формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста

Авторы:
Голова Любовь Юрьевна
Голова Екатерина Васильевна

Аннотация:

Музыкально-ритмическое воспитание как важная составляющая часть в процессе формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста

 

                                                                                                       Голова Е.В. № SC-4733

                                                                                                         Голова Л.Ю. № SC-3045

 

         Принципиальная перестройка жизни нашего общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкально-ритмического образования детей как важного элемента саморазвития.

         Младший школьный возраст является ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности школьника в целом.

         Общеобразовательная школа, призванная осуществлять последовательное музыкально-эстетическое воспитание, должна научить детей любить и понимать искусство, воспитывать в них творческую активность, воображение, умение мыслить художественными категориями. Музыкально-ритмические занятия в школе должны способствовать формированию богатого духовного мира учащихся, развивать их художественный вкус и нравственные потребности.

 

Статья:

Музыкально-ритмическое воспитание как важная составляющая часть в процессе формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста

ГБОУ ВПО Московский государственный педагогический университет

ГБОУ СПО Педагогический колледж №7 «Маросейка»

 

                                                                                                       Голова Е.В. № SC-4733

                                                                                                         Голова Л.Ю. № SC-3045

 

 

         Нравственное воспитание ‒ одно из средств развития творческой активности человека. В российской школе оно опирается на прочную основу и осуществляется в тесной связи с объективными потребностями общественного развития. Его задача, вытекающая из общих задач воспитания, заключается в формировании способности воспринимать и чувствовать, понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в труде, в общественной жизни, в произведениях искусства, учит жить и творить по законам красоты, понимать прекрасное в человеке.

         В современных условиях развитие личности возможно только при наличии комплексного подхода к воспитанию, подразумевающему единство трудового, нравственного и эстетического воспитания, т.е. объединение в единую систему всех форм просвещения, способствующих выработке социально ценных качеств личности ребенка.       

         Одна из задач воспитания ‒ правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития. Детство ‒ пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Младший школьный возраст является ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности школьника в целом.

         Общеобразовательная школа, призванная осуществлять последовательное музыкально-эстетическое воспитание, должна научить детей любить и понимать искусство, воспитывать в них творческую активность, воображение, умение мыслить художественными категориями. Цель музыкально-ритмических занятий в школе заключается в том, чтобы привить младшим школьникам интерес к искусству, умение ориентироваться в огромном потоке музыкальной информации, отбирать произведения действительно достойные и значительные. Занятия должны способствовать формированию богатого духовного мира учащихся, развивать их художественный вкус и нравственные потребности.

          Основополагающей   базовой  категорией  нравственного   воспитания,  по  мнению

Б.Т. Лихачева, является понятие нравственного чувства ‒ постоянного эмоционального ощущения, ᴨереживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность, только благодаря их чувственному освоению ребенком.

          Ж. Далькроз, увлекший многие страны Европы своей системой ритмического воспитания, сумел взглянуть на ритм и музыкально-ритмическое воспитание, как на внутренние проявления к духовной жизни человека через физическое действие, тщательно разработал систему ритмического воспитания.

          Специфика действия музыки на нравственность человека связана прежде всего с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости. Это важное социальное качество личности, определяющее ее альтруистический, гуманный облик. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, радостью за другого.

         Музыкально-ритмическое воспитание,  как средство всестороннего развития личности ребёнка, как гармоничное развитие умственных способностей, нравственных норм, эстетического отношения к жизни и искусству в целом ‒ необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация воспитания детей младшего школьного возраста.

         Музыкально-ритмическое воспитание – это процесс развития музыкальности не только как способности понять,  но и глубоко пережить, почувствовать музыку, как если бы она была создана самим слушающим. Только тогда музыка надолго останется в эмоциональной памяти ребенка, сказываясь на его мироощущении и поведении. Только при таком глубоком восприятии музыка, раскрывает свою художественно-эстетическую ценность, осуществляет свои подлинные задачи.

         В процесс музыкально-ритмического воспитания требует решения ряда специфических просветительских задач:

         ‒ научиться видеть, слышать, понимать и чувствовать красоту;

         ‒ воспитывать любовь и интерес к музыке, так как развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости даёт возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки;

        ‒ в процессе двигательной деятельности обогащать впечатления детей, знакомя их в определённой системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности;

        ‒ развивать общую музыкальность детей, их сенсорные способности, чувство ритма, формировать выразительность движений, ибо если в этом возрасте ребёнка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей;

        ‒ содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса, в связи с чем на основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям, формируется музыкальная потребность;

         ‒ развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах с применением новых сочетаний знакомых танцевальных движений; импровизацией распевов. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, петь, танцевать.

        Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа по музыкально-ритмическому воспитанию и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения.

        В процессе этой работы, детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы – от веселых, беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных, волевых. Сопоставление конкретных музыкальных образов (энергичных, активных, волевых и спокойных, лиричных, созерцательных) помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей.        Педагог создаёт все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. Успех работы решается не количеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умением детей переживать их содержание. Следует всегда обращать внимание на выражение лиц.  В музыкально-ритмическом  движении, музыка оживает и приобретает осязательную форму, а движения становятся как бы слышимыми.

        Музыкально-ритмическое воспитание способствует всестороннему развитию ребенка. Инсценировки, национальные танцы, игры формируют нравственные качества школьников. Они помогают воспитывать у детей любовь к Родине, чувства прекрасного, взаимного уважения.

         На музыкально-ритмических занятиях благодаря эмоциональности восприятия, активизируются познавательная и умственная деятельности. В процессе музыкально-ритмического воспитания, дети о многом узнают, через самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость, формируется, если перед ребенком будут поставлены задачи: вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу эмоций и переживаний ребёнка, придают им осмысленность.

         Чувства принадлежат к явлениям сферы сознания, характерная особенность которых состоит в том, что они не только отражают объективную реальность, а существуют как психическая жизнь, как отношение, направленное на те, или иные объекты. Эмоциональное отношение, которое является главным и определяющим моментом в содержании чувств, будет выявлением не только роли специфического для нравственного отношения субъекта к объекту, но и тех условий, которые отражают особый характер их взаимодействия, что приводит к возникновению качественного своеобразия отношений и соответствующих им чувств  прекрасного, трагического, комического и т.д.

         Функциональная роль эмоций и чувств:

         ‒ эмоции выполняют отражательно-регулятивную функцию на биологическом уровне;

        ‒ чувства являются мощными силами регулирующими жизнедеятельность личности на социальном уровне.

        Как особое свойство личности чувство предполагает возможность определённой психической деятельности, а именно отражательно-оценочной и мотивационно- регулятивной. Это даёт возможность понять, как реальный мир приобретает нравственное содержание и как одновременно с этим формируется специфическая способность субъекта к нравственному переживанию, отражения реального мира в искусстве.

        Связь нравственного отношения и нравственного чувства прослеживается по нескольким направлениям:

         ‒ непосредственное проявление нравственного отношения на уровне личности выступает как нравственное переживание;

         ‒ данное отношение,  становясь обычным для субъекта, превращается в устойчивое эмоциональное образование ‒ чувство;

         ‒ нравственные чувства выступают тем механизмом, при помощи которого нравственное отношение с уровня общественного, где оно возникает, переводится на уровень индивида, где реально существует.

        

Музыка на занятиях

С самого начала работы дети должны приобрести первые необходимые музыкально-двигательные навыки: они привыкают внимательно слушать музыку во время движения ‒ начинать или оканчивать движение, сменять одно движение другим. Все эти «команды» дает музыкальное сопровождение.

Внимание к музыке еще более обостряется тем, что во многих заданиях предварительного прослушивания и обсуждения музыки нового упражнения (игры, танца) не проводится.

С первых занятий у детей должны активизироваться связи между музыкой и движением. Необходимо возбудить у ребят желание двигаться, когда звучит музыка, сделать для них связь музыки с движением привычной, естественной; предоставлять возможность самостоятельно отвечать на музыку движением. Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творческому движению, то позднее сделать это весьма будет трудно. Осваивая музыкально-двигательный материал, дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя.

Дети должны получать радость от движений и музыки; движения усиливают их эмоциональный отклик на музыку. Для этого надо включать на первых уроках простые интересные упражнения, не предоставляющие особых затруднений для их восприятия и выполнения. Подготовительные упражнения выполняются без музыки, так как все внимание должно быть направлено на развитие мышечного чувства, сознательного отношения к своим движениям.

Вначале идет материал, построенный на простейших одночастных музыкальных произведениях. В таких упражнениях простой музыкальный образ передается одним несложным действием (движением). Это действие начинается и заканчивается в соответствии с развертыванием и завер­шением музыкальной мысли.

Для детей должно стать естественным точно заканчивать движение вместе с окончанием музыкальной мысли ‒ и после ходьбы или бега, и в упражнениях, исполняемых на месте; продолжать движение, пока не затихнут последние звуки напевной музыки; четко прекращать его, если музыка заканчивается коротким громким аккордом.

При подборе упражнений, создании комбинаций, цепочек движений следует учитывать не только музыкальный ритм, но и характер музыки, динамические оттенки.

Необходимо развивать восприимчивость к динамической окраске музыки. Следует воспитывать устойчивую связь между увеличением или уменьшением силы звучания музыки и изменением степени мышечного напряжения (чем громче, сильнее музыка, тем сильнее, энергичней движения). Яркий динамический контраст сильно воздействует на детей и непосредственно выявляется в их моторной реакции.

Восприятие музыкальных образов происходит в результате своеобразной творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт (музыкально-слуховой и жизненный).Для музыкального сопровождения уроков необходимо использовать произведения высокого художественного качества. Разъяснив детям содержание упражнения и его структуру, педагог предупреждает, чтобы они приготовились к движению с началом музыки, а затем предоставляет им выполнять задание так, как они его поняли, как им подскажет музыка.

Упражнения, в которых окончание музыки подчеркивается интересным игровым моментом, помогают детям на первых этапах обучения внимательнее следить за развитием мелодии, чувствовать ее устремление к тонике.

Постепенное усложнение музыкально-двигательного материала развивает способность воспринимать музыку с развернутым содержанием и более сложной формой (двумя-тремя частями, членением мелодии на отдельные предложения, фразы и т.п.), как музыкальный рассказ.

Слушание музыки не должно отрываться от образа, над которым дети работают. Иногда полезно просто сосредоточенно послушать музыку вместе с детьми, а потом спросить, соответствует ли она их движениям, действиям.

Во время звучания музыки поправки и указания не допускаются.

Музыкальный материал подраздела «Образные упражнения» во многом построен на программной музыке, более разнообразной и разноплановой, имеющий более яркое эмоционально-образное содержание по сравнению с музыкой предыдущих разделов. В создании того или иного образа надо идти от целостного восприятия музыкального примера, обращая внимание на отдельные выразительные средства, являющиеся в данном произведении ведущими, определяющими характер и основной эмоциональный настрой музыки.

В сюжетно-образных упражнениях сохраняется основной принцип музыкально-ритмического воспитания: все движения должны быть органически связаны с музыкой, т.е. соответствовать ее характеру и средствам музыкальной выразительности.

Руководство со стороны учителя требует особой гибкости, стремления поддержать любое проявление творческого начала, должно полностью исключать штампы и шаблоны.

Значительное место отводится прослушиванию и разбору музыки, яркому, образному, эмоциональному слову педагога, беседам, продуманным целена­правленным вопросам, направляющим восприятие и творческую активность в нужное русло, поэзии. Следует шире опираться на личные наблюдения и опыт детей, чаще использовать наглядные средства: картины, рисунки, фотографии, слайды, видеомате­риалы и т.д. Все это дополняет и углубляет полученные от музыки впечатления. Дети должны чувствовать горячую заинтересованность взрослого в их творческих поисках, желание поддержать, помочь, что в свою очередь порождает у каждого уверенность в своих возможностях.

 

Методика определения темпов

Фиксируя количество выполненных движений за минуту (количество махов, наклонов, подскоков, выпадов и т.д.), можно определить и темп музы­кального сопровождения. Например, за минуту выполняется 80 круговых вращений руками стоя ноги врозь. Это означает, что темп музыки должен быть умеренным, с 80 акцентами в минуту, в таком темпе обычно выполняются упражнения на растягивание, элементы психорегулирующей гимнастики. Сосчитать количество музыкальных акцентов (ударов) за 10 сек. Если в этот отрезок уложится 12‒16 счетов (40‒60 акцентов), значит темп музыкального произведения медленный ‒ он подходит для выполнения дыхательных упражнений, упражнений на расслабление, волн руками, туловищем, упражнений на равновесие. При счётах 17‒22 ‒ темп средний (90‒120 акцентов), в таком темпе выполняются танцевальные элементы для рук, плечевого пояса, туловища, разновидности ходьбы. При счётах 23‒30 ‒ темп быстрый (120‒140 акцентов в минуту), используется для выполнения бега, прыжков, махов, танцевальных движений; 140 акцентов в минуту и более – бег, поскоки, спортивные танцы.

Музыкальный комплекс может строиться по-разному. За основу можно взять одну музыкальную тему или мелодии разного характера одного композитора.

Темп музыки надо менять: в подготовительной и заключительной частях урока рекомендуется более спокойная, в основнойчасти ‒ быстрая. Музыка подготовительной части должна иметь чёткий отсчет на две или четыре четверти, 40 акцентов в минуту.

Для того чтобы составить фонограмму, необходимо определить также продолжительность цепочки и ее составляющих. Длительность зависит от функции того или иного задания, от возраста и степени подготовленности группы. Целесообразность дозировки в каждом случае определяется преподавателем.

Желательно, чтобы новая цепочка упражнений, отдельные комбинации начинались с новой музыкальной темы или с новой музыкальной фразы.

После предварительной подготовки нужно приступить к работе с фонотекой по отбору и компоновке музыкального содержания занятия. На занятиях ритмопластической гимнастикой используют в основном легкую оркестровую музыку отечественных и зарубежных композиторов, а также танцевальные ритмы планеты: румбы, мазурки, польки, самбы, вальсы.

 

        Нравственное воспитание направлено на развитие способностей младших школьников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщать тем самым к различным видам художественной деятельности.  Музыкально-ритмическое образование является одним из ярких средств нравственного воспитания младших школьников.

          Принципиальная перестройка жизни нашего общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкально-ритмического образования детей как важного элемента саморазвития. В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей.

        Таким образом, музыкально-ритмическое воспитание нужно рассматривать как важную составляющую часть нравственного просвещения и образования.

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010