Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

ИЗ ОДНОГО МЕТАЛЛА ЛЬЮТ МЕДАЛЬ ЗА БОЙ, МЕДАЛЬ ЗА ТРУД

Авторы:
Лещинский Евгений Львович
Скоков Владислав Алексеевич

Аннотация:

«ИЗ ОДНОГО МЕТАЛЛА ЛЬЮТ МЕДАЛЬ ЗА БОЙ, МЕДАЛЬ ЗА ТРУД»

Скоков Владислав Алексеевич, студент МТК

 

Показано значение эвакуации в жизни страны в годы Великой Отечественной войны.

На примере школы ФЗО № 28, эвакуированной из Днепродзержинска, видно, что учебные заведения Трудовых резервов Магнитки достойно выдержали испытания на стойкость и мужество.

Исследование можно использовать на уроках истории и краеведения и во внеклассной работе, при проведении торжественных мероприятий.

 

Подпись: Скоков В. А.

Статья:

Открытый педагогический форум

«Новая школа» 2013

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Магнитогорский технологический колледж»

 

Направление гуманитарное

Модуль «История в школе»

 

«ИЗ ОДНОГО МЕТАЛЛА ЛЬЮТ МЕДАЛЬ ЗА БОЙ, МЕДАЛЬ ЗА ТРУД»

(Днепродзержинская школа ФЗО №28 в эвакуации в Магнитогорске

в годы Великой Отечественной войны)

 

Исследовательская творческая работа

 

 

 

Автор:

студент 3 курса МТК

Скоков Владислав Алексеевич

Руководитель:

преподаватель общественных дисциплин МТК

Лещинский Евгений Львович

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013


Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………..........................................3

1. Суровые будни...………………………………………………………………………………….4

1.1. Из истории Государственной системы Трудовых резервов страны………………………..4

1.2. Эвакуированное население на Урале и в Магнитогорске…………………………………...4

1.3. Преодоление………………….……………………………………………................................6

Выводы по первой главе………………………………………………............................................8

2. «Воевать по-сталинградски, работать по-магнитогорски!»…………………………………9

2.1. Всё для фронта, всё для Победы...………………….…………………...................................9

2.2. По законам военного времени……………………………………………..............................11

Выводы по второй главе……………………………………………………..................................12

Заключение…………………………………………………………………………………………12

Список источников………………….…………………………………………..............................13

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность. Для будущего России большое значение приобретает изучение нашего исторического прошлого, в котором Великая Отечественная война занимает особое место. Это один из самых изучаемых периодов в истории России, и в то же время в нем много «белых пятен». Так, в истории Магнитогорского технологического колледжа «белое пятно» — деятельность школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) № 28 из украинского города Днепродзержинска в эвакуации в Магнитогорске во время войны. После окончания войны школа осталась в Магнитогорскеи после ряда преобразований объединилось в 1998 году с профессиональным лицеем № 17. Ныне это Магнитогорский технологический колледж (МТК). Для автора тема работы значима еще и как для студента этого колледжа.

Цель исследования — изучение вклада школы ФЗО № 28 в Победу.

Задачи: охарактеризовать эвакуированное население на Урале и в Магнитогорске во время Великой Отечественной войны; изучить условия жизни и трудовую деятельность учащихся Трудовых резервов в годы войны; выяснить роль Государственной системы трудовых резервов в работе тыла в годы Великой Отечественной войны.

Объект исследования: Трудовые резервы в годы Великой Отечественной.

Предмет исследования: военный период истории школы ФЗО №28.

Методы исследования: ретроспективный; историко-системный, аналитический.

Исследование опирается официальные документы и источники личного происхождения. Найдены и исследованы 24 документа о деятельности школы ФЗО № 28.

Большой интерес представляют работы доктора исторических наук, профессора Г. А. Куманева [34], доктора исторических наук, профессората Магнитогорского государственного университета М. Н. Потемкиной [38,46], кандидата экономических наук Э. С. Котляра [32, 33], челябинского краеведа Н. И. Голендухина [41], кандидатов исторических наук А. В. Чурикова [42] и В. Н. Кучера [45], мемуары руководителей предприятий и организаций, тружеников тыла и «детей войны». Но в них, за исключением работ Н. И. Голендухина и Э. С. Котляра, мало описывается жизнь Трудовых резервов. Особо отметим работы Э.С. Котляра, который показал формы и методы подготовки в военных условиях молодых квалифицированных рабочих.

Значимость. Данное исследование можно использовать в деятельности педагогов и обучающихся на уроках истории и краеведения и во внеклассной работе, при проведении торжественных мероприятий.

 

1 Суровые будни

 

1.1     Из истории Государственной системы Трудовых резервов страны

 

 

Государственная система трудовых резервов СССР создана Указом Президиума Верховного Совета страны 2 октября 1940 года. [Приложение 1] [1]. Наша страна жила в условиях надвигающейся войны. Предусматривалось: 1. Создание новых типов учебных заведений по подготовке рабочих: ремесленных училищ (РУ), железнодорожных училищ (ЖУ), школ фабрично-заводского обучения (ФЗО). 2. Реализация единого государственного плана комплектования этих учебных заведений и распределения их выпускников с обязательной четырехлетней отработкой. 3. Полное гос. обеспечение учащихся этих учебных заведений жильем, питанием, обмундированием, учебными пособиями и принадлежностями.

Школа ФЗО — низший тип профтехшколы, где за 6 месяцев готовили рабочих. В нее принимали молодежь 16-17 лет с любой общеобразовательной подготовкой [31, с. 28].

Подготовка рабочих кадров в СССР существенно изменилась. С 1940 года училища и школы, готовившие рабочих, объединились в централизованную государственную систему. Были разработаны единые учебные планы и программы. В школах ФЗО, ЖУ и РУ больше времени отводили производственному обучению [32, с. 13]. Учебные заведения Трудовых резервов в мирных условиях решали проблему обеспечения страны молодыми квалифицированными рабочими. С началом войны оборонное производство постоянно нуждалось в притоке рабочих, и Трудовые резервы расширяли сеть школ ФЗО. Если в 1940 году учебных заведений в системе Трудовых резервов было 1547, то к концу их количество увеличилось до 2587. За 4,5 военных года РУ, ЖУ и школы ФЗО выпустили около 2,5 миллионов молодых рабочих — столько, сколько получила страна из ранее существовавших школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) за 20 мирных лет [33, с. 6].

 

 

1.2            Эвакуированное население на Урале и в Магнитогорске

 

 

Эвакуация 1941-1942 гг. — одна из наиболее драматичных страниц истории Великой Отечественной войны.

В ходе эвакуации в Челябинскую обл. вывезли 178 заводов и фабрик и 425709 человек гражданского населения, из них 166800 приехали со своими предприятиями и учреждениями [38, с. 16]. По данным М. Н. Потемкиной, эвакуированных промышленных предприятий было более 200, следовательно, что в нашу область вывезли значительную часть предприятий из оккупированных районов страны [35, с 486-487]. В 1941-1942 годах Челябинская область приняла 19 тыс. подростков 13-16 лет. Многие из них стали учащимися Трудовых резервов. На территориях, где шли военные действия, размещалось около 900 училищ и школ ФЗО. Они были эвакуированы в 30 областей, краев, республик, главным образом на Урал и в Западную Сибирь. [33, с. 24]. Школа ФЗО № 28 была вывезена в июле 1941 г. из Днепродзержинска в Магнитогорск в составе 342 человек.

На Урал эвакуировали значительную часть производительных сил из западных регионов. Это объясняется его относительной удаленностью от театра военных действий, богатыми природными и промышленными ресурсами, развитой сетью коммуникаций [38, с. 486-487]. Урал «принял 27% эвакуированных на территорию РСФСР»  [38, c. 256].

В Магнитогорске землянки и бараки долгое время являлись основным жильем. [29, c. 35]. По воспоминаниям Джона Скотта, американца-первостроителя Магнитки: «В 1938 г. 220 тысяч обитателей Магнитогорска жили следующим образом (я основываюсь на сведениях, которые смог получить через одного друга из отдела городского планирования):

Березки и Гостиница «Центральная» — < 2%; Кировский район и другие многоквартирные жилые дома — 15%; дома, находящиеся в личном пользовании, — 8%; бараки и другие временные помещения — 50%; землянки — 25%» [39, c. 237].

            Ученые М. Г. Миерович, Е. В. Конышева, Д. С. Хмельницкий утверждают: данные Дж. Скотта подтверждаются докладной запиской Магнитогорского ГК ВКП(б) ЦК и Челябинскому обкому партии «о состоянии жилищно-коммунально бытового фонда в Магнитогорске» [36, с.168].

С июля 1941-го по июль 1942-го через Магнитогорск прошло около 100 тыс. беженцев. Под жилье использовались не только землянки, но и бараки, чердаки, подвалы. Применялось принудительное подселение и выселение неработающего населения в сельскую местность с изъятием жилья, а размер жилплощади на человека был понижен до санитарного минимума в 2,5 кв. м.

Положение эвакуированного населения было тяжелым, многое в этой ситуации зависело от местной власти. В. Э. Дымшиц, управляющий трестом «Магнитострой» (1939-1946 гг.), в распоряжение которого поступила эвакуированная школа ФЗО № 28, вспоминал: «Главные задачи состояли в том, чтобы не только встретить и устроить эвакуированное население, но постараться окружить их заботой и вниманием» [44, c. 85]. Однако прибывшие покрывали потребности предприятий города только на 10-11%, поэтому источником восполнения рабочих кадров стали учащиеся РУ и школ ФЗО.

1.3   Преодоление

 

 

Местное руководство считало эвакуацию кратковременным явлением, и вначале никто не думал, что приехавшим придется пережить на суровом Урале не одну зиму. Прибывших разместили в недостаточно подготовленных помещениях, что с наступлением холодов породило новые трудности. Аудитории для обучения и учебные мастерские не были предусмотрены. Учащихся сразу выводили на производство, в стройуправления, где прикрепляли к рабочим для обучения. В короткий срок в общежитиях были установлены двухъярусные кровати, тумбочки и завезено все необходимое.

Ученики находились на гос. обеспечении, но был дефицит постельного и нижнего белья, одежды и особенно обуви, из-за отсутствия которой не все могли выйти на производство зимой. О тяжелых условиях и попытках администрации решить проблему с обувью свидетельствует Выписка из мероприятий школы фабрично-заводского обучения №28 г. Магнитогорска по реализации постановления Обкома ВКП(б) от 31 января 1942 г. «О бытовых условиях ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения» (февраль, март 1942 года) [4] и распоряжение по школе от 1/VI-42г. [4].

О тяжелых условиях жизни советских людей того времени свидетельствует приказ №110 от 29/IV-1943 г. по школе ФЗО № 28 о поощрении учащихся за победу на соревнованиях: за I место — по коробке зубного порошка, за II место — пара носок и два подворотничка… [10], а также приказ №168 от 22/Х-1943 г. О поощрении ученицы Волобуевой Е. К. за образцовое дежурство благодарностью и вещевой премией (1 пара чулок, 2 носовых платка, 200 грамм мыла) [14]. Работники школы тоже поощрялись вещами, о чем говорит приказ №470 от 23/ХII-42 г. [Приложение 3] [5]. Лишь единожды в приказах по школе ФЗО №28 зафиксирован случай поощрения учащихся хлебом за разгрузку ночью угля для общежития на зиму [16]. Из документов следует: помимо благодарности, были вещевые премии, в исключительных случаях — поощрения продуктами питания.

Помещения школы были ветхими, плохо отремонтированными. Зимы 1941, 1943 и 1945 годов даже для Урала оказались очень суровыми. Бараки недостаточно утеплялись, дуло из щелей в полу, углы промерзали. Температура в общежитиях опускалась до +4 — +6°С, что приводило к заболеваниям. В комнатах устанавливались дополнительные источники тепла. Учащиеся топили печи дровами и углем [26]. Иногда ученики ломали и жгли тумбочки и табуретки, за что подвергались наказаниям, стоимость сожженных предметов взыскивалась в десятикратном размере [7].

Самой сложной проблемой являлось питание. Этот вопрос решался за счет развития сети общепита. Учащихся кормили по месту учебы и производственного обучения в столовых управления рабочего снабжения (УРСа) треста «Магнитострой». Качество пищи было низким, что подрывало и без того ослабленное здоровье учащихся. В буфетах при столовых учащиеся получали по карточкам хлеб. Администрация школы контролировала вопросы питания и пыталась принять меры по его улучшению, о чем свидетельствует обращение директора школы к руководству УРСа треста «Магнитострой» [15].

Анализ архивных документов при исследовании проблемы питания позволяет сделать вывод, что властями был найден выход для получения дополнительных продуктов. Учащихся отправляли в близлежащие совхозы убирать урожай, часть которого выделялась школе. Например, в пригородном Харьковском совхозе осенью 1943 года было получено 2533 кг капусты [17]. В апреле 1942 г. при всех учебных заведениях профтехобразования были организованы подсобные хозяйства. Урожай поступал в столовые для учащихся. Подсобные хозяйства централизованно обеспечивались семенами, инвентарем. Учащиеся работали в них в свободное от производства время [33, с. 217]. При школе ФЗО № 28 также было организовано подсобное хозяйство. Выращивалось свыше 30 тонн овощей. [24].

Помимо бесплатного питания, учащиеся получали одежду. Как следует из приказа №220 от 20/XII-1943 г., юноши получали гимнастерки, брюки обычные и брезентовые, ботинки, пилотки, комбинезоны, рубашки, носовые платки, а девушкам, помимо гимнастерок и ботинок, выдавали юбки, чулки, береты, тужурки... [19].

Вопрос сохранения здоровья учащихся школы был в годы войны не менее важным, чем проблема питания. Холод, физическое и нервное переутомление, отсутствие выходных и отпусков, недостаток питания способствовали росту заболеваемости. В процессе изучения архивных документов МТК выяснилось: распространенным заболеванием была трахома [27], вирусное заболевание глаз, запущенная форма которого приводила к бельму глаза и слепоте. В результате этой болезни в отдельные периоды отчислялось по 35-45 учащихся за год. [25]. Зафиксированы случаи открытой формы туберкулеза [6].

Подростки, как и взрослые, работали героически, но их силы были на исходе. Несмотря на контроль медицинской службы и требования проводить санобработку учащихся через каждые пять дней, приказом №70 от 3.04.1943 года в школе был объявлен карантин в связи с эпидемической обстановкой [9]. Учащиеся осознавали важность своего труда для фронта. В самом разгаре было соревнование между группами. Они брали обязательства и боялись их не выполнить. Как же нужно было желать приближения Победы, чтобы обратиться с просьбой к администрации прервать карантин и отправить на работу! Это обращение можно назвать подвигом в тылу [10] [Приложение 8]. Прервав карантин и работая на пределе возможного, учащиеся выполнили поставленные перед ними производственные задачи.

5 марта 1944 года вышло постановление правительства №229 «О предоставлении в военное время подросткам моложе 16 лет еженедельного дня отдыха и отпусков». С 1944 г. учащимся моложе 16 лет на втором году обучения стал предоставляться отпуск в 12 рабочих дней [33, с. 229]. Это означает, что до этого времени выходных и отпусков не было.

С целью предотвращения эпидемических заболеваний, в частности, тифа, в школе проводилась санитарно-просветительская работа о ношении коротких причесок, о пользовании камерами-вошебойками во время посещения бань, необходимости проглаживания белья и использования щёлока. Таким образом, руководство школы прилагало большие усилия для создания минимально сносных условий для проживания учащихся, сохранения их здоровья и обеспечения учебно-трудовой деятельности.

В свободное от учебы и работы время учащиеся школы принимали участие в сборе металлолома, проводили воскресники под девизом «В фонд обороны страны», все средства от которых предназначались на приобретение вооружения для Красной Армии. В декабре 1943 года в школе ФЗО №28 было создано спортивное общество «Трудовые резервы», игравшее важную роль в оборонно-массовой и спортивной жизни.

 

 

Выводы по первой главе

 

 

Исследование документов военного периода существования школы ФЗО № 28 в г. Магнитогорске и исторической литературы свидетельствует:

- Урал имел большое значение в эвакуации населения, среди которого было значительное количество учащихся Трудовых резервов.

- Была сохранена и преумножена система Государственных трудовых резервов, сыгравшая важную роль в обеспечении страны рабочими кадрами.

- Учащиеся школ ФЗО, РУ и ЖУ проживали в сложнейших бытовых условиях, испытывая недостаток в продуктах питания, одежды и обуви, и достойно выдержали все трудности.

- Руководство страны, города, школы удавалось в большинстве случаев создавать минимальные условия для жизни и сохранения здоровья учащихся.

 

 

2        «Воевать по-сталинградски, работать по-магнитогорски!»

 

2.1 Всё для фронта, всё для Победы

 

 

Школа ФЗО №28 за 6 месяцев (в отдельных случаях за 4) готовила строителей в стройуправлениях треста «Магнитострой», которые выполняли работы на Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК) [33, c. 43]. В школах ФЗО общее количество учебного времени за 6 месяцев обучения (26 недель) составляло 1248 часов. В 1-ю неделю для производственного обучения отводилось 24 часа, со 2-й по 13-ю — 36 часов, с 14-й по 22-ю — 42 часа, с 23-й по 26-ю — 48. Обучение теории заканчивалось в течение 14-й недели, и оставалась только военная подготовка, рассчитанная на 22 недели. Вне сетки учебного плана по 2 часа в неделю проводились политзанятия [Приложение 4] [33, с. 85].

В первые недели учащимся тяжело было на производстве, процесс адаптации проходил медленно. В. Э. Дымшиц вспоминал: «В холодном уральском городе люди согревали прибывших своим человеческим теплом» [44, с. 160].

Пополнение контингента и новые организованные наборы проходили сначала за счет призыва эвакуированных из разных областей страны по спецпутевкам [Приложение 2] [15].

Тяжелое положение на фронтах потребовало призыва в Красную Армию значительной части мужского населения страны. На рабочих местах их в основном заменила молодежь, у которой не хватало знаний и опыта, но было огромное стремление внести свой вклад в Победу. «К началу войны молодежь на предприятиях Магнитогорска составляла всего 19%, но к концу войны ее удельный вес достиг около 60%» [28, с. 83].

Одним из основных резервов пополнения предприятий кадрами были школы ФЗО. Приказ №30 по тресту «Магнитострой» от 29 января 1942 года гласил: «…Все производственные участки испытывают нужду в квалифицированной рабсиле. Предупреждаю начальников цехов, что на завоз дефицитных квалифицированных рабочих извне рассчитывать не придется. Единственным источником пополнения квалифицированной рабсилой являются стройколонны и молодые кадры рабочих, окончивших ФЗО» [30, с. 256]. Наиболее активно процесс обучения в школах шел после принятия в феврале 1942 года Указа Президиума Верховного Совета СССР «О мобилизации на период военного времени трудоспособного населения для работы на производстве и строительстве» [Приложение З] [3]. Используя этот указ, школа ФЗО №28 не только принимала добровольно поступившую молодежь, но и проводила мобилизационные целевые наборы для обучения необходимым профессиям [23].

Время, ставшее историей, можно возродить не только по документам, но и благодаря людской памяти. Удалось разыскать ученицу школы ФЗО №28 военной поры Лидию Макаровну Каменеву. В тяжелую пору вступила она в трудовую жизнь, но сохранила в памяти много добрых воспоминаний [Приложение 9] [43].

Важную роль в жизни школы играли моральные стимулы труда: право стать членом фронтовой бригады (постоянное выполнение производственных заданий не менее чем на 140%), победа в соц. соревновании, благодарности — в сочетании с материальными [22]. Когда в октябре 1942 года по решению правительства было введено дифференцированное снабжение рабочих в зависимости от выработки, на «Магнитострое» было утверждено положение о порядке присвоения званий ударника, стахановца и двухсотника. Ударниками считались рабочие, выполнявшие норму на 100% и более; стахановцами — на 120-150 %; двухсотниками — не менее 200% нормы при высоком качестве труда. Применяли также систему боевых заданий. Бригадам одновременно с нарядом выдавался листок «боевого задания» [Приложение 7] [40, с.125-126]. Учащиеся считали себя бойцами трудового фронта. Лозунг «Воевать по-сталинградски, работать по-магнитогорски!» объединил десятки тысяч подростков из Трудовых резервов Советского Союза [32, с. 161].

Школы ФЗО являлись одним из главных источников восполнения трудовых ресурсов. В Челябинской области в 1943 г. действовало 53 школы ФЗО [41]. Трудоспособный возраст начинался с 14 лет. В Магнитогорске учащиеся РУ и школ ФЗО, в т.ч. № 28, в 1942-1943 гг. участвовали в строительстве на ММК двух мощных доменных печей, №5 и №6.

Шел суровый 1943 год — время перелома на фронтах войны. Главным в Магнитогорске было строительство домны № 6. Она была намного совершеннее свой предшественницы. Весь строительный цикл этого гиганта занял лишь 5-6 месяцев [32, с. 165]. За это время ребята из Трудовых резервов переработали для пуска 6-й домны 200 тысяч кубометров земли, смонтировали 6 тысяч тонн металлоконструкций, заложили 1600 кубометров бетона и 6 тысяч тонн огнеупорных изделий, поставили 100 тысяч заклепок, произвели 25 тысяч метров электросварочных работ. 20 бригад начинали работы в июне, к концу года их стало 150, и все они завоевали право называться фронтовыми [32, с. 167].

Комсорг Домностроя Роза Инкина вспоминала: «Устраивали субботники, воскресники. До сих пор стоит в ушах топот по настилам десятков ребячьих ног, обутых в парусиновые ботинки на деревянной подошве. Это резервные ударные комсомольские отряды из РУ и школ ФЗО пришли к нам на помощь» [37, с. 46].

 «Комсомольская правда» 25 декабря 1943 года писала: «Сегодня вступила в строй действующих 6-я комсомольская домна… 1700 тонн чугуна будет она ежедневно давать Родине. А это 340 танков, или тысячи орудий, или миллионы снарядов. Можно сказать, что пуск 6-й домны без преувеличения равносилен серьезной победе на фронте» [30, с. 308].

И. В. Сталин по случаю пуска домны № 6 прислал приветственную телеграмму: «…Родина и наша славная Красная Армия никогда не забудут самоотверженной работы магнитогорцев в деле непрерывного наращения производственных мощностей и снабжения военной промышленности металлом…». [35, с. 17].

Основным стимулом к беззаветному труду по нашему мнению, было осознание его важности. Тогдашние поощрения (подворотнички, носовые платки, носки, коробка зубного порошка и сукно на брюки и костюм для мастера производственного обучения), при всей их значимости, не соизмеримы с затратами сил для достижения поставленных задач [11, 20].

Великая Отечественная война явилась всенародным испытанием на стойкость и мужество. Пришедшие на смену взрослым подростки работали так, что Магнитка стала боевым арсеналом Родины.

 

 

2.2   По законам военного времени

 

 

Главная задача школы состояла в том, чтобы в максимально сжатые сроки подготовить новые кадры рабочей молодежи. Жизнь учащихся проходила под жестким контролем. Школа находилась на казарменном положении, за малейшее нарушение следовало наказание. Не все подростки выдерживали такие условия. [Приложение 5] [19].

Продолжал действовать Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 г. «Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и самовольный уход из училища (школы)», который предусматривал наказание в виде заключение по приговору суда в трудовые колонии сроком до 1 года. Но далеко не всегда школа обращалась в суд по поводу сбежавших учащихся. Обнаружены письма в органы местной власти населенных пунктов, где проживали до призыва сбежавшие учащиеся, с просьбой вернуть дезертиров. [Приложение 6] [13]. Возвратившихся беглецов зачисляли вновь в школу [7]. Для возврата дезертировавших учеников посылали в командировку мастеров производственного обучения [14]. Случаи дезертирства не носили массового характера; рано повзрослев, подростки понимали значимость своего труда, они называли себя бойцами трудового фронта.

С целью укрепления трудовой дисциплины, повышения качества обучения в школе ФЗО №28 по распоряжению областного управления трудовых резервов 28 декабря 1093 года был создан товарищеский суд [18]. Предельно суровым было отношение нарушителям дисциплины и бракоделам. Но никакие ограничения военного времени не в силах были отменить жизнь, а значит, были и прогулы, и нарушения правил. Однако не все провинившиеся были злостными нарушителями, например, иногда учащиеся теряли пропуска на производство и пытались пройти на работу по чужому документу, за что получали взыскания.

Законы военного времени, жесткая дисциплина, «казарменное» положение способствовали укреплению трудовой дисциплины, выполнению производственных норм.

 

 

Выводы по второй главе

 

 

Анализ документов военного архива школы ФЗО №28 свидетельствует:

- подростки — учащиеся Трудовых резервов работали наравне со взрослыми рабочими

- суровые законы военного времени способствовали укреплению трудовой дисциплины и выполнению и перевыполнению норм выработки;

- осознание важности выполняемой работы — основной стимул к беззаветному труду учащихся трудовых резервов;

- жесткие меры в трудовой политике, учитывая экстремальность военной обстановки, были неизбежны;

- в выполнении заданий фронта учащиеся видели свой патриотический долг и смысл жизни.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Восстановление объективной картины событий Великой Отечественной войны формирует историческое сознание учащихся. Трудовой вклад учащихся Государственной системы трудовых резервов сыграл важную роль в приближении Победы, и память об этом должна быть сохранена потомками.

Уникальный опыт перемещения огромных масс людей в годы Великой Отечественной войны может быть использован в современной России в условиях мощных иммиграционных потоков. Челябинская область приютила значительную часть эвакуированных на Урал, и заметную долю среди них составляли учащиеся Трудовых резервов. На примере деятельности школы ФЗО № 28 можно сказать, что они испытывали серьезные бытовые трудности, постоянное недоедание, жесткие меры властей в трудовой политике. Но, несмотря на все это, учащиеся заменили ушедших на защиту Родины солдат.

Изучение условий, в которых жили и работали подростки, учащиеся Государственной системы трудовых резервов, в годы войны позволяет более полно оценить и прочувствовать величие их трудового подвига.

На примере учащихся школы ФЗО № 28 можно видеть, что Трудовые резервы Магнитки, как и всей нашей страны, достойно выдержали суровые испытания Великой Отечественной войной на стойкость и мужество.

Училища и школы Трудовых резервов были единой системой подготовки квалифицированных рабочих кадров, которая позволила государству централизованно обучать молодежь рабочим профессиям и планово распределять их. Работа позволяет понять огромную роль советской профессиональной школы в деле обеспечения рабочими кадрами народного хозяйства страны во время Великой Отечественной войны. Не случайно наш народ назвал систему Трудовых резервов «кузницей рабочих кадров».

Некоторые формы и методы деятельности Трудовых резервов далеких военных лет могут быть использованы в наше время, а именно: более полное гособеспечение учащихся, приоритет производственного обучения над теоретическим, гарантия трудоустройства выпускников, централизованное руководство начальным и средним профессиональным образованием в стране.

 

 

Список источников

 

 

  1.  Нормативно-правовые и другие официальные документы
  2. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. «О Государственных трудовых резервах СССР». — [Электронный ресурс] — Режим доступа: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1967 гг. Сборник документов за 50 лет. М.: Политиздат, 1967. Т. 2. 1929-1940 гг. — C. 774-775.
  3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 г. «Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушения дисциплины и самовольный уход из училища (школы)». — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4302.htm
  4. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. «О мобилизации на период военного времени трудоспособного населения для работы на производстве и строительстве». — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://economics.kiev.ua /download/ZakonySSSR/data04/text16434.htm.
  5. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 3. — Л. 58.
    1. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 3. — Л. 142.
    2. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 3. — Л. 147.
    3. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 6. — Л. 1.
    4. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 6. — Л. 53.
    5. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 6. — Л. 76.
    6. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 6. — Л. 89.
    7. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 6. — Л. 117.
    8. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 7. — Л. 6.
    9. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 7. — Л. 12.
    10. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 7. — Л. 53.
    11. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 7. — Л. 66.
    12. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 7. — Л. 72.
    13. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 7. — Л. 76.
    14. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 7. — Л. 96.
    15. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 7. — Л. 107.
    16. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 9. — Л. 11.
    17. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 9. — Л. 18.
    18. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 9. — Л. 40.
      1. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 9. — Л. 76.
      2. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 9. — Л. 94.
        1. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 11. — Л. 10.
        2. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 11. — Л. 14.
        3.  Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 11. — Л. 57.
        4. Моноиздания

28. Галигузов, И. Ф. Флагман отечественной индустрии. История Магнитогорского металлургического комбината имени В. И. Ленина. / И. Ф. Галигузов, М. Е. Чурилин. — М.: Мысль, 1978. — 251 с.

29. Дегтярев, А. Г. Летопись горы Магнитной и города Магнитогорска./ А. Г. Дегтярев. — Магнитогорск, 1993. — 115 с.

30. История Магнитостроя: Хроника в лицах и фактах/ сост. Л. И. Петрова и др. Магнитогорск: 1999. — 814 с.

31. Копейкина, Ю. А. Во имя тех, кто из «профтех»: события и люди в истории начального профессионального образования Челябинской области. / Ю. А. Копейкина, Н. И. Голендухин, Е. М. Донских. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2005. — 236 с.

32. Котляр, Э.С. Войной опаленная смена./ Э.С.Котляр. — М.: Высшая школа, 1985. — 204 с.

33. Котляр, Э. С. Государственные трудовые резервы СССР в годы Великой Отечественной войны. Профпедагогика./ Э. С. Котляр. — М.: Высшая школа, 1975. — 240 с.

34. Куманев, Г. А. Эвакуация населения СССР: достигнутые результаты и потери./ Г. А. Куманев. — СПб., 1995. — 311 с.

35. Люди Сталинской Магнитки. / ред. В. Г. Сержантов. — Челябинск: Челябинское государственное издательство, 1952. — 312 с.

36. Миерович, М. Г., Кладбище соцгородов: градостроительная политика в СССР (1928-1932 гг.). / М. Г. Миерович, Е. В. Конышева, Д. С. Хмельницкий. — М.: Российская энциклопедия (РОССПЕН): Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина»; 2011. — 270 с.: ил. — (История сталинизма).

37. На линии огня. Воспоминания, очерки, документы. — Челябинск: ЮУКИ, 1979. — 264 с.

38. Потемкина, М. Н. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны: люди и судьбы. — Монография./ М. Н. Потемкина. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 265 с.

39.Скотт,Джон.За Уралом: Американский рабочий в русском городе стали./Пер. с англ./Джон Скотт. — М.:Изд-во Моск. Ун-та; Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та,1991. — 304 с.

40.Бычков,В.С. Сталь для победы:/Черная металлургия СССР в годы Великой Отечественной войны./В.С.Бычков, С.Н.Белорусов, Н.И.Горбасев и др.; Совет старейших металлургов при министерстве черной металлургии СССР. — М.: Мысль,1983. - 263 с., 16 л. ил.

41. Трудовой подвиг воспитанников трудовых резервов Челябинской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов: Малоизвестные страницы истории начального профессионального образования Челябинской области: Справочно-краеведческое пособие. / Авт.-сост.: Н. И. Гондухин, Е. М. Донских, Ф. Н. Клюев и др.; МОиН Челяб. обл.; Чел. ИРПО. — Челябинск, 2004. — 76 с.

42. Чуриков, А. В. Организационно-производственные и социальные проблемы эвакуации и реэвакуации тяжелой промышленности в Челябинской области (1941-1946 гг.). — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук./ А. В. Чуриков. — Челябинск, 2011. — 25 с.

III. Источники личного происхождения

43. Воспоминания учащейся школы ФЗО № 28 Каменевой Л. М. Архив автора.

44. Дымшиц, В. Э. Магнитка в солдатской шинели. Документальная повесть./ В. Э. Дымшиц. — М.: Архитектура, 1995. — 218 с.

IV. Многотомные издания

45. Кучер, В. Н. Магнитка — это навсегда. В 2 ч. Часть 1. Дела и судьбы сталинских директоров./ В. Н. Кучер. — М.: Типография «Новости», 2003. — 284 с.

46. Потемкина, М. Н. Челябинская область: энциклопедия. В 7 т. — Т. 7: Х-Я. / М. Н. Потемкина, А. П. Моисеев. Гл. ред. К. Н. Бочкарев. — Челябинск: Каменный пояс, 2008. — 832 с.: илл. — С. 486-487.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010