Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

"Быт ангарской семьи"

Автор:
Стреж Ольга Семеновна

Аннотация:

Аннотация

Представленный конспект урока-экскурсии в  районный историко-этнографический музей им. Ю.С Кулаковой, является частью программы коррекционной работы с учащимися, имеющими VII и VIII вид обучения. Данный урок-экскурсия направлен на коррекцию познавательных процессов и социальную адаптацию детей, а также способствует формированию навыков общения, развитию коммуникабельности и воспитанию  любви к родному краю.

Статья:

План-конспект урока (экскурсии)

 

Тема: «Быт ангарской семьи»

 

 

Цель:

  • знакомство учащихся с бытом ангарской семьи.

 

Задачи:

  • познакомить с бытом, укладом жизни людей, проживающих на берегу Ангары в процессе посещения Кежемского районного историко-этнографического музея им. Ю.С.Кулаковой;
  • продолжать формировать навыки общения с людьми;
  •  воспитывать любовь к родному краю;
  • развивать наблюдательность, внимание, мышление, память.

 

 

Словарная работа: изба, куть, амбар, тулуп, черки, унты, кокольды, соха-рогалюха, литовка, ушат, жернова, коробица, туесок, дуплё, ухват, мутовка, сельница, квашня, рубель, веретено, прялка, швейка, бёрдичко, опоясок, настенник, зыбка, очип.

 

 

Предварительная работа:

Перед посещением музея с детьми проведена беседа о правилах дорожного движения, поведения на улице, в общественных местах (музее).

 

 

Ход урока:

Дети входят в музей, их приветливо встречают работники музея, предлагают снять верхнюю одежду, оставить в гардеробе и пройти в первый зал.

 

 

Рассказ экскурсовода: Дорогие ребята, мы рады приветствовать вас в нашем Кежемском историко-этнографическом музее имени Ю.С.Кулаковой.

Сегодня мы с вами познакомимся с бытом ангарской семьи конца Х1Х начало ХХ века. Семьи на Ангаре были большие, по 22 ребенка, родители, бабушки, дедушки. А чтобы выжить, нужно было уметь делать все своими руками. Так у тайги отвоевывались участки земли под поля, сеяли рожь, пшеницу, овес, пахали сохой-рогалюхой. Сами выращивали лен и ткали ткани. На лугах косили траву литовками (косами), граблями переворачивали, а 3-х, 4-х рогатыми вилами собирали сено в копны.

Шкуру, забитых на мясо животных, выделывали на станках, затем выкраивали обувь по выкройке и шили вручную. В деревне все ходили в черках (самодельная, мягкая кожаная обувь).Мужские черки были с опушкой  черного цвета, а женские с цветной опушкой  и вышивкой из бисера.                                                                                                                                     Держали овец, шерсть состригали с овец специальными ножницами, которые делали местные кузнецы. После того как шерсть была сострижена, её промывали в горячей воде и просушивали. Если шерсти было мало,  расчесывали чесалкой. Она представляла собой дощечку с рукояткой. На дощечке были набиты гвозди, ею чесали шерсь                                                        Если шерсти было много, то её от мусора чистили на шерстнобитном станке. Станок  состоял из шерстобила, деревянной решетки и била.             Обработка шерсти на шерстнобитном станке производилась без предварительного мытья шерсти. Шерстобило располагали над шерстью так, чтобы струна (из лески или жилы) почти касалась шерсти. По струне били билом; струна,  касаясь,  шерсти, взбивала её, рыхлила и отделяла сор. После очистки и рыхления шерсть была готова для валяния валенок, войлока и прядения.

            Для помола зерна жернова были  в каждой семье. Зерно засыпали в жернов, крутили за ручку вокруг своей оси, мука высыпалась в желоб. Воду с колодца или реки носили ушатом. Ушат – это кадка для воды с поднятыми краями клепок - ушами. Для подъема ушата с водой употреблялось особое коромысло (водонос).

Очень популярны были изделия  из бересты: хлебница, в которой хлеб хранился две недели, коробица под разные продукты (причем бросьте в воду 20 лет пролежит и не испортится). Солонка – соль покупали у заезжих купцов, стоила она очень дорого, берегли её как зеницу ока и поэтому очень плотно её закрывали, чтобы не рассыпалась. Соль служила и барометром. Если соль была сухая – дождя не будет, если влажная – будет дождь. До сих пор в деревнях бабушки  между окошками ставят плошечки с солью на зиму. Соль впитывает влагу, и окна меньше  обмерзают.

Туески изготавливались из двух слоёв. Наружный слой «рубашка» чаще всего из двух половинок, между собой соединялись замочками. Какой нужен туес, ту и березку спиливали. Молоко хранили в глубоком туеске. Подоив корову, процеживали, закрывали чистой холстиной и ставили в дуплё (подвал). Утром закрывали крышкой и брали с собой на покос или пашню. На обед молоко все также было холодненькое.

Русская печь – само название говорит о том, что её сложили впервые русские люди. Русская печь занимала почти пол избы. В ней жарили, выпекали, варили, а сверху на печи зимой грелись, играли дети, там зачастую они и спали, пожилые люди прогревали поясницу, отдыхали.

При раскалывании дров для печи применялись колун и топор. Дрова укладывались в печь «костром» и задвигались в глубину печи при помощи ухвата или клюки – кочерги. Для приготовления начинок в пироги применялось небольшое деревянное корытце и железная сечка. Это прабабушка нашей мясорубки. Для приготовления пищи в печи применялась глиняная посуда: горшки, чашки, миски. Мутовка – это деревянный венчик для взбивания  яиц и удаления пленки из икры. Сито для просеивания муки, личина соткана из конского волоса. Муку сеяли в сельницу, выдолбленную из дерева. Тесто для хлеба заводилось с вечера в бондарной кадке, которая носила название – квашня. Самой дорогой вещью зачастую в семье был самовар. В него заливали воду, засыпали щепочки, шишки, вода нагревалась до кипятка. Затем вся семья усаживалась за стол. На столе стояли крынка с молоком, масленка с маслом, чашка с творогом, горшочек со сметаной, все свое, свежее и семья ужинала. Оставшиеся булочки и пироги выносились в кладовку на холод. А утром снова кипятили самовар и выпечку разогревали на крышке самовара.

Выстиранное бельё или холст выносили на коромысле на речку для прополаскивания. Здесь на камне или на доске выполосканное бельё выколачивали вальками, чтобы оно становилось мягче. После стирки бельё   просушивалось и отбеливалось на столе рубелем.

При прядении основными орудиями были веретено и прялка. Прялка по ангарски «пресница». Прялка – это подставка, к которой привязывалась кудель при прядении. Они были цельными  (из корня и дерева) и составными с отдельными донцами. Северные народности, в частности наше Приангарье, упрекают в том, что у них не было чувства прекрасного, но это не так. Вы видите, что на прялке есть узоры, хоть и скромные.

Швейка – самая первая швейная машинка. Также скромно, но с изяществом выточена стойка. На край стойки прибивался кусочек ткани, скроенные половинки складывались, кончик пришивался к ткани, и дальше было удобнее и быстрее шить. Приангарцы всю одежду шили для себя сами. И только намного позднее стали покупать  у заезжих купцов швейные машинки. На которых не только шили, но и выбивали «задергушки» (шторки) на окна и на двери.

            Бёрдичко – станочек для изготовления опояска (пояса). Вообще-то пояса для русского человека с древних времен имели магическое значение. Ткались пояса с инициалами, со словами  молитвы. А этот опоясок знаковый, каждый рисунок имеет свое значение, пожелание добра, удачи, здоровья и т.д. А красный цвет считался оберегом. Девушка ткала опоясок для определенного человека и дарила его. Верхняя одежда у мужчин не имела пуговиц. Ему нужно было запахнуться, подпоясаться, защитив себя от злых духов и можно выходить из дома. Если в борьбе или драке,  кто-то посторонний снимал опоясок, это считалось позором на всю жизнь.

На столе утюги. Их 3 – первый деревянный рубель со скалкой для разглаживания холстов и белья, второй чугунный. Он не удобен тем, что надо греть его на плите, и он быстро остывает. Позже появился  утюг на углях. Но если положить не прогоревшие угли, от него можно угореть. Кружевная скатерть связанная вручную.

В каждой семье стоял ткацкий станок (красна). Для каждой семьи это несложное приспособление было необходимо, так как все, от мала до велика, носили домотканую одежду. Изготовление ткани производилось почти исключительно только женщинами и в основном в зимнее время. Холсты, вытканные на ткацком станке, подвергались обработке щелоком для отбеливания. Для этого холсты клали в деревянные кадки или чугуны, засыпали золой, заливали водой и парили. Распаренные холсты расстилали на морозе, на солнце, много раз промывали холодной водой и отбеливали вальком. Иногда мокрый холст, для отбеливания толкли в обычной деревянной ступе. Ступа с пестиком  была в каждой семье, т.к  в ней разбивали коробочки льна, чтобы освободить семена для посева.

 Дом делился на куть (кухню), избу и горницу. Горница – самая светлая, самая праздничная комната. На кухне стоял обеденный стол, на нем 2х ведерный самовар. В обиходе были деревянная маслобойка,  сельница, чашки, кринки. Маслобойки, в которых взбивали масло, были разные по форме.

В основном спали на лавках и полатях. В некоторых избах стояли деревянные кровати, изготовленные своими руками. Помещались они за пологом, чаще в горницах, напоказ. Постель делалась из набитых соломой тиковых мешков. Чаще постелей не было, спали на соломе, покрытой домотканым рядном. Кровать закрывали покрывалом с резными подзорами, подушки были из цветной ситцевой ткани, или вышитые, выбитые. На стену вешали настенник. Зыбка подвешивалась на очип (тонкое древко). К зыбке приделывалась большая петля для того, чтобы можно было покачать ногой ребенка, когда он заплакал, а руки заняты. Когда ребенок подрастал, его перекладывали в кроватку, сделанную без единого гвоздя. Вот такая красивая кровать у наших предков, сделана с любовью.

А это -  берестяной чемоданчик, с которым ездили в соседнюю деревню невест выбирать. Невест брали из соседних деревень, потому что в деревне жили почти все родственники.  На берестяном чемоданчике есть и узор и окрашены части его, была ручка и крышечка. На столе ажурная скатерть и берестяная шкатулка, в ней женщины хранили свои украшения, воротнички ажурные, ленты. А в красном углу икона, покрыта рушником и красным цветом узор. Красный цвет – это цвет оберега, чтоб оберегать избу. Кстати, невеста в старину надевала красный подвенечный сарафан, чтобы у неё после свадьбы была счастливая жизнь.

            У заезжих купцов покупали ткани           для праздничной одежды, которую вышивали. Надевали её несколько раз в год, по большим праздникам. Эта одежда передавалась по наследству – дочери, внучке и т.д. А повседневную одежду шили из льняной ткани, которую ткали сами.

Вот и все, что я хотела поведать вам сегодня. Спасибо, ребята, за внимание!

 

 

Рефлексия: при возвращении в школу педагог ведёт беседу на закрепление:

  • Где мы сейчас находились?
  • Что интересного вы узнали?
  • Какими приспособлениями ангарцы пользовались в быту?
  • Какую одежду и обувь носили ангарцы?
  • Как люди раньше выпекали хлеб?
  • Как называлась люлька, куда клали маленького ребенка?
  • Где вы можете применить полученные знания?

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010