Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Классный час «С любовью к России»

Автор:
Бариева Ильвера Сулеймановна

Аннотация:

Классный час «С любовью к России»

Бариева И. С., учитель истории  и обществознания МОУ «Октябрьская средняя  (полная) общеобразовательная школа».         

Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания обучающихся, познания общечеловеческих ценностей,  осознания себя гражданином многонациональной страны. При этом используются разные методы: постановка проблемных заданий, творческая и поисковая деятельность. Разработка с презентацией может быть использована как во внеурочной деятельности ко Дню народного  единства, так и для проведения уроков истории по теме «Смута в Российском государстве».

Бариева И.С.

 

Статья:

Классный час «С любовью к России»

 

Цели: познакомить с отдельными эпизодами истории России, ее символами и великими людьми; раскрыть смысл понятия «патриотизм»; развивать речь, память; воспитывать гражданственность, патриотизм.

Подготовительная работа: подготовка выставки детских рисунков, проекты обучающихся, презентация мероприятия.

Оборудование: мультимедиапроектор, репродукции с изображениями любимых уголков природы, карта России, аудиозаписи песен и гимна, герб, флаг, рисунки детей, народные костюмы.

Ход классного часа

(Звучит песня «С чего начинается Родина», слова М. Матусовского, музыка В. Баснера.)

Чтец 1: Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

Чтец 2: Откуда  появилось такое название – «Россия»?

Чтец 1: В стародавние времена ее называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов.

Чтец 2: Русь – страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских еще называют россами, а страну, где они живут,- Россией.

Чтец 1: За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия…

Россия…

Раздолье…

Равнины…

Березы босые, седые осины.

Все дорого с детства,

Все памятно с детства.

И все же не можем никак наглядеться.

Учитель: Что объединяет нас всех, присутствующих в зале?

Дети (хором): Все мы - россияне!

(Звучит ГИМН)

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся и с печальными, и со славными страницами родной истории. Узнаем, какие тяжелые испытания выпали народу России.

Старшеклассник: Начало XVII века русский народ назвал «лихолетьем»:

Русская земля на северо-западе и западе была занята врагами-поляками. Даже в столице был польский гарнизон, а древний Новгород захватили  шведы. России угрожала потеря независимости. Когда Василий Шуйский был сведен с престола, править землей стала Боярская Дума, пока народ выберет царя. Но выбрать царя было мудрено – такая стояла рознь между русскими людьми. А невдалеке от Москвы стояли поляки, которых тайком ночью ввели в город бояре.

Русские люди стали сходиться миром и толковать, как бы всей землей стать против поляков и Литвы и выгнать их вон. Закопошились поляки в Москве, принялись готовиться к отпору. До той поры они сидели смирно, москвичей не трогали, но как прослышали, что русская земля подымается, стали буйствовать и делать народу всякие обиды. Не пускали народ в церкви, отобрали у всех оружие, даже топоры у плотников. Москвичи все терпели. Наконец во вторник на Страстной неделе поляки стали звать извозчиков на работу, тащить пушки на башню. Извозчики не пошли, подняли спор, брань, крики. Немцам показалось, будто Москва бунтует, они бросились вместе с поляками на безоружный народ и вырезали 7 тысяч человек в Китай-городе. В другой городской части, в Белом - городе, народ успел кое-как вооружиться, ударили в набат, загородили улицы столбами, скамьями, бревнами, стреляли в поляков, бросали в них из окон что попало. К этому времени прибыл в Москву князь Пожарский, он отбил врагов и втоптал их в Китай-город. Вся Москва встала, поляки увидели, что им с народом не совладать, и задумали обуздать его огнем. Запалили в Белом - городе, поднялся страшный ветер и разогнал огонь так, что к вечеру пламя гуляло по всему Белому - городу. На другой день зажгли в другом месте и напали на Пожарского. Он отбивался целый день, был изранен и отведен в Троицкий монастырь. Город выгорел дотла, осталось целым то место, где сидели поляки: Китай-город и Кремль. В Москве негде было жить, в лютый мороз народ выбрался в поле.

Восстание началось с Нижнего Новгорода. В октябре 1611 года пришла туда из Троицкого монастыря грамота, старшие люди собрались на Совет. Пришел на Совет и земский староста – мясной торговец Кузьма Минин Сухорукий, человек честный, очень разумный, с чистой душой и твердым нравом. Он горячо любил родную землю и много бился за неё. На Совете Минин сказал: «Святой Сергий явился мне во сне и велел разбудить уснувших, прочитать грамоту в соборе, а там пусть будет, что Богу угодно». Совет согласился с речью  Минина. На другой день зазвонили в большой соборный колокол;  день был будний, народ встревожился и повалил в собор с разными мыслями: кто ждал доброй вести, кто боялся худой. После обедни протопоп вышел перед народом, уговаривал всех именем Христовым стать за святую веру и прочитал Троицкую грамоту. Затем появился Кузьма Минин и сказал: «Коли вправду хотим спасти Московское государство, то не будем жалеть ничего; продадим дворы, заложим жен и детей наших и будем  бить челом, кто бы вступился за веру и был нашим начальником». Минин сказал, что нет лучше воеводы, чем князь Дмитрий Пожарский. Народ послушался, снарядил архимандрита со многими лучшими людьми и послал их к Пожарскому.

Князь Пожарский проживал в то время в своем поместье и лечился от ран, которые получил в Москве. Это был воевода искусный, человек надежный и честный. В Пожарском не было  ни гордости, ни спеси; он умел ладить с людьми  и ни перед кем не величался своими заслугами. Только такой человек и мог сослужить земле службу, какая была нужна. Разумный Минин оттого и указал народу на Пожарского, уговорившись прежде с ним самим, чтобы отказа не было. И отказа не было, князь Пожарский с радостью взялся набирать рать и вести ее под Москву.

Весть про нижегородские дела живо разнеслась по Русской земле, ратные люди стали толпами приходить в Нижний, многие города присылали и денег. Когда все было готово, Минин и Пожарский двинулись в поход. Почти целый год собирали силы русские люди, и, наконец, в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва на улицах столицы произошла 24 августа. Была она упорной и кровопролитной.

Польский гарнизон засел в Кремле  и удерживал его около двух месяцев. Но в конце концов голод заставил врагов выйти из Кремля. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов. Вскоре вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Так русский народ спас страну от врага. «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» - эти слова напечатаны на постаменте памятника, стоящего на Красной площади в Москве.

Учитель: Главное в дате 4 ноября важна жертвенность русского многонационального и многоконфессионального народа, различных слоев его. Объединение вне зависимости от стратов, национальности, вероисповедания.

Помните:

  • без понимания, осознания, воспитания чувства державности в каждом из нас наше Отечество не сможет стать действительно ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВОЙ.
  • будущее страны за вами, сегодняшние школьники.

Чтец: Берегите Россию

Берегите Россию-

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

За небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию –

Нет России другой!

                      Е. Синицин

- Работа с деформированными пословицами. (Дети читают пословицы и поговорки о Родине)

Учитель: В данных конвертах – слова. Из них нужно сложить пословицы о Родине. (Работа в группах, ребята собирают три пословицы, читают их, объясняют.)

Пословицы и поговорки о Родине

  1. Велика святорусская земля, а везде солнышко.
  2. Всякая птица свое гнездо любит.
  3. Всякому мила своя сторона.
  4. Где кто родился, там и пригодился.
  5. Глупа та птица, которой  свое гнездо не мило.
  6. Дома и стены помогают.
  7. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
  8. На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  9. Родина краше солнца, дороже золота.

10.Родина – землица и во сне снится.

11.Родная сторона – мать, чужая - мачеха.

12. Всяк чужую сторону хвалит, а сам ни ногой.

13.На чужой стороне и весна не красна.

14.Человек без Родины – что соловей без песни.

15.Родина – мать, умей за нее постоять.

16.Если народ един, он непобедим (хором).

 (Песня «О Родине»)

Учитель: Самое прекрасное слово на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее. Любит место, где он родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ.

 Просмотр детского проекта-презентации «Родной край – Марий Эл».

 

Наша малая Родина – Октябрьский.

Чтец: Есть в сердце Отчизны такой необъятной

Рабочий поселок для нас дорогой.

Он сердцу родной, он милый, приятный,

Уютный и добрый такой.

Я живу в Октябрьском

Это не сон.

В центре – мечеть,

Как памяти звон.

Рядом - Воинам памятник.

Взгляд героев суров:

Не забыть никому

Ни войны, ни врагов.

Октябрьский!

Нет красивей земли.

Это место родное

На карте страны.

-Выступление обучающегося с исследовательской работой «Прошлое и настоящее поселка Октябрьский» (с презентацией)

 -Танец дружбы народов

-Поздравления обучающихся с Днем единства:

 

 

  1. Люди, нация, народ-

Праздник светлый у ворот!

С Днем единства поздравляем

И от всей души желаем

Заодно быть, сильным,

 Единым, неделимым,

Свято чтить историю,

И луга просторные,

Реки, села, города-

Мы - великая страна!

  1. Сегодня очень много споров,

Ненужных мировых раздоров,

А мы должны сплотиться вместе,

Когда народ един, заметьте,

Пусть даже он и многолик,

Народ сплоченный – он велик!

 И в День Народного Единства

Наш  поздравок по миру мчится,

Желаем мира, процветанья!

В делах и мыслях – созиданья!

 

 

  1. Так хочется спокойствия земного,

Чтоб все народы в мире жили,

Чтоб не было понятья «своего – чужого»,

И все конфликты позади уж были.

Хотим, чтоб народы все объединились

(Лети, мечта, как быстрый голубок),

Чтобы мечты о мире воплотились

В реальность - так желает поздравок.

Не только в День народного единства

Спокойствием давайте насладимся!

 

 

  1. Как здорово понять, что мы едины!

Что все мы вместе, оттого сильны!

И дружбой нашей мы непобедимы!

Ее крепить и множить мы должны!

  1. И праздник – День народного единства-

Пусть станет дорог и понятен всем!

Мы призываем всех объединиться,

Забыть про распри и обиды насовсем!

 

 

Вручение памятных открыток и шаров

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010