Автор:
Крам Татьяна Александровна
- 1. Аннотация
Тема избирательного права в системе правовых знаний современного школьника – одна из ключевых в формировании гражданской позиции учащихся.
В концепции модернизации российского образования говорится, что образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении динамичного развития российского общества с высоким уровнем гражданскоправовой культуры.
Условия современного общества требуют формирование активной личности, которая может регулировать свою деятельность, определять перспективу развития. Отсюда вытекает выбор темы методической разработки и формы ее реализации.
- 1. Цели и задачи.
Цели работы:
1.Воспитание гражданской ответственности учащихся, их нравственности, патриотических чувств, толерантности и политкорректности.
2.Формирование у школьников навыков участия в дискуссии по обществен-нозначимым темам.
Задачи:
1.Создать инициативную группу из старшеклассников.
2.Организовать работу по изучению Конституции РФ, Конституции РК, «Закона о выборах»
3.Смоделировать политическую ситуацию подготовки и проведения выборов на школьном уровне.
3. Основная идея.
Основная идея предлагаемой работы заключается в том, чтобы спроектировать ситуацию выборов через игровую деятельность:
- в основном звене – сюжетно-ролевая игра «Сказка о лесных выборах»
- в основном звене – ученический проект «Выборы»
- в старшем звене – интерактивная игра «Избирательное право».
- 4. Новизна разработки.
Новизна данной работы заключается в системном подходе к изучению избирательного права, гражданских прав личности; в использовании информационных технологий и организации проектной деятельности учащихся. Таким образом, данная разработка дополняет, развивает и совершенствует имеющийся опыт преподавания обществознания, носит характер практических рекомендаций.
- III. Вывод.
Предлагаемая разработка поможет учителям, классным руководителям довести в доступной для учащихся форме принципы демократичных ценностей, основных законов Российской Федерации, формы и приёмы работы позволяют проявить творческие способности учащихся. Использование этих форм в нашей школе дало заметные положительные результаты.
*появился интерес учащихся к изучению предмета «Обществознание»
*повысилось качество знаний учащихся по обществоведческим дисциплинам
*повысилась активность учащихся в предметных олимпиадах по обществознанию
*осознанное участие школьников в организации и проведении выборов в детскую организацию «Школьная страна».
Методический материал актуален, современен и может заинтересовать учителей обществознания, учителей начальных классов, организаторов внеклассной работы с детьми.
Крам Т. А.
Статья:Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яснэгская средняя общеобразовательная школа»
Почтовый адрес: 168227, п.Яснэг
Сыктывдинского района
Республики Коми
«Гражданином быть – обязан»
Материалы на педагогический
форум «НОВАЯ ШКОЛА»
Автор: код SС - 6063
Крам Татьяна Александровна
учитель истории
МБОУ «Яснэгская средняя
общеобразовательная школа»
п.Яснэг 2012 г.
Материалы для публикации
Основная школа
Материалы к теме « Право выбирать»
(урок обществознания в 6 классе)
Цель: * получить представление о ходе выборов;
*развитие умений выражать свои мысли
*развитие коммуникативных навыков работы в группе.
Оборудование: *Конституция РФ;
*тексты сказки «Лесные выборы»
*текст с лакунами
Ход урока
- Постановка проблемного задания.
Скоро в нашей стране пройдут выборы. Придёт время, и вы станете избирателями. А что такое выборы? Для чего они нужны?
- Ребята знакомятся с текстом «Сказки о лесных выборах». Автор сказки Шпилёва Виктория, ученица 9-го класса.
- Анализируют её содержание. Отвечают на вопросы учителя. Работают в парах. Отвечают на вопросы друг друга.
В одном царстве, в одном государстве жил лесной народ. На территории этого государства происходили конфликты, разногласия, была большая неразбериха.
И решили тогда звери выбрать своего президента, чтобы он решал все вопросы. Выборы назначили, дату установили. На пост главы претендовали кандидаты: медведь Михайло Иванович Топтыгин, заяц Пётр Ушастиков Догоняй – не Догонишь и лось Емельян Копытин. В поддержку кандидатов лесные братья собирали подписи избирателей.
Чтобы народ знал, кого выбирать, лисе Алисе поручили проводить агитацию. На агитационных лозунгах Михайло Топтыгина звучало «зверям – мир, государству – процветание, работникам – большие зарплаты!» Эти лозунги висели на деревьях , у входа в норы. Выступал медведь и по телевизору с речью о том, что он сделает, когда встанет на пост президента лесной страны. От кандидата – медведя не отставали и заяц с лосём. Лиса Алиса следила, чтобы в период агитации не было нарушений и призывов к насилию и вражде. Благодаря её усилиям, нарушений не было.
За сутки до выборов запретили агитацию в любом виде. Выборы проводились с 8 часов 00 минут до 20 часов 00 минут. Свой голос отдавать пришли все звери, прилетели все птицы. Каждому зверю был вручен бюллетень – лист, где напечатаны имена кандидатов. За ходом выборов следили сороки на 4 избирательных участках. На севере государства всё произошло без нарушений, на юге и западе замечаний нет, а вот на востоке государства произошёл, инцидент: волк советовал кунице поставить свой голос за лося, дескать, он больше и много знает. Но сороки Марфа Полетайкина Белобокина и Любовь Залётная объяснили волку и кунице, что голосование личное дело каждого. Учудил и бобр, попросив ежа проголосовать за него, так как он сильно занят ремонтом плотины на ручье, и не может прийти на выборы.
После выборов счётная комиссия проводила подсчёт. Затем ещё раз перепроверили количество голосов. Ведь это очень важно.
В ходе голосования президентом страны стал медведь Михайло Иванович Топтыгин. Он получил 48% голосов, его соперники: Лось – 27%, Заяц – 25%. Его инаугурация транслировалась по телевизору на всех каналах.
Далее избранный президент говорил речь. Она была длинной, но доступной всем зрителям. Ещё президент благодарил всех, кто голосовал за него.
С тех пор в лесном государстве царил мир и покой, все исполняли законы, подписанные президентом.
И теперь все смотрят на эту страну и берут пример с неё.
Вопросы к тексту:
- Кого выбирали звери?
- Для чего им нужен президент?
- Как они готовились к выборам?
- Как проходило голосование?
- Какие ошибки допустили звери при голосовании?
Домашнее задание: Нарисовать любимых героев сказки. Придумать свою сказку на тему выборов.
Сказка о лесных выборах.
Текст с лакунами
В одном царстве, в одном государстве жил лесной народ. На территории этого государства происходили конфликты, разногласия, была большая неразбериха.
И решили тогда звери выбрать своего …………, чтобы он решал все вопросы. Выборы назначили, дату установили. На пост главы претендовали кандидаты: медведь Михайло Иванович Топтыгин, заяц Пётр Ушастиков Догоняй – не Догонишь и лось Емельян Копытин. В поддержку кандидатов лесные братья собирали подписи избирателей.
Чтобы народ знал, кого выбирать, лисе Алисе поручили проводить ………. На агитационных лозунгах Михайло Топтыгина звучало «зверям – мир, государству – процветание, работникам – большие зарплаты!» Эти лозунги висели на деревьях, у входа в норы. Выступал медведь и по телевизору с речью о том, что он сделает, когда встанет на пост президента лесной страны. От кандидата – медведя не отставали и заяц с лосём. Лиса Алиса следила, чтобы в период агитации не было нарушений и призывов к насилию и вражде. Благодаря её усилиям, нарушений не было.
За сутки до выборов запретили агитацию в любом виде. Выборы проводились с 8 часов 00 минут до 20 часов 00 минут. Свой голос отдавать пришли все звери, прилетели все птицы. Каждому зверю был вручен ………. – лист, где напечатаны имена кандидатов. За ходом выборов следили сороки на 4 избирательных участках. На севере государства всё произошло без нарушений, на юге и западе замечаний нет, а вот на востоке государства произошёл инцидент: волк советовал кунице поставить свой голос за лося, дескать, он больше и много знает. Но сороки Марфа Полетайкина Белобокина и Любовь Залётная объяснили волку и кунице, что …………… каждого. Учудил и бобр, попросив ежа проголосовать за него, так как он сильно занят ремонтом плотины на ручье, и не может прийти на выборы.
После выборов счётная комиссия проводила ……… Затем ещё раз перепроверили количество голосов. Ведь это очень важно.
В ходе голосования президентом страны стал медведь Михайло Иванович Топтыгин. Он получил 48% голосов, его соперники: Лось – 27%, Заяц – 25%. Его инаугурация транслировалась по телевизору на всех каналах.
Далее избранный президент говорил речь. Она была длинной, но доступной всем зрителям. Ещё президент благодарил всех, кто голосовал за него.
С тех пор в лесном государстве царил мир и покой, все исполняли законы, подписанные президентом.
И теперь все смотрят на эту страну и берут пример с неё.
- Кого выбирали звери?
- Для чего им нужен президент?
- Как они готовились к выборам?
- Как проходило голосование?
- Какие ошибки допустили звери при голосовании?
Старшее звено
Тема урока: «Выборы в демократическом обществе»
11 класс
Материалы к интерактивной игре «Избирательное право»
Цели урока:
Обучающие:
- систематизировать знания по теме «Выборы»;
- приобретение учащимися компетенций необходимых для жизни в гражданском обществе.
Развивающие:
- формирование личностной позиции учащихся по вопросу о выборах;
- формирование практических навыков участия в выборах.
Воспитательные:
- воспитание активной гражданской позиции учащихся.
Форма организационной деятельности.
Работа учащихся в командах
Оборудование:
* Конституция Российской Федерации;
* Закон, о Выборах в Гос.Думу;
* система «Консультант Плюс: средняя школа» ;
* программа Microsovt Pouer Point.
Ход урока:
На доске эпиграф урока «Гражданином быть – обязан»
Н.Некрасов
Вступительное слово учителя
Сегодня мы проводим обобщение по теме «Выборы», в виде интерактивной игры.
В игре участвуют 2 команды; придумывают название, связанные с выборами, выбирают лидера команды. Жеребьёвка проходит следующим образом: задаётся общий вопрос команде, кто первый отвечает, тот начинает игру. Команды по очереди выбирают вопрос, имеют право первыми на него ответить. Если команда не справляется, то право ответа переходит к другой команде.
На вопрос «Кот в мешке» команда должна предложить соперникам вопрос-задание, согласованный с учителем.
К игре проводится дополнительная подготовка. Многие вопросы предполагают работу учащихся с дополнительной литературой, с документами. Учащиеся должны проявить эрудицию, смекалку. За правильный ответ команда получает 5 баллов. За ходом игры наблюдает счётная комиссия в количестве 3 человек. Они подсчитывают баллы, оглашают итог конкурса.
ИГРА «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО»
Вопрос:
- Принципы проведения выборов в Российской Федерации?
Ответ: (Всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании).
Вопрос:
- Кто осуществляет власть в Российской Федерации?
Ответ: (власть осуществляет президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, Суды РФ)
- Избирательные права граждан?
Ответ: (Активное избирательное право. Пассивное избирательное право ст.32)
- Кот в мешке
- Что является высшей ценностей по Конституции?
Ответ: ( его право и свободы ст.2 Конституции)
- Что такое подписной лист?. Каковы формы поддержки депутатов?
Ответ: (Выдвижение списка кандидатов в депутаты поддержано избирателями и подписными листами (не более 10000. Ст. 39 «Закона о выборах депутатов».
- Как проходит предвыборная агитация и срок её проведения?
Ответ: (Агитация проводится по ТВ, и в СМИ. Агитация начинается со дня выдвижения кандидатов, а прекращается за сутки до голосования. Ст. 55, 56)
- Что такое избирательные фонды?
Ответ: (Партия обязана создать фонд для финансирования избирательной кампании, ст.64)
- Кот в мешке.
- Каков порядок голосования?
Ответ: (Голосование проводится с 8 до 20 часов. Избирателям выдаются изби-рательные бюллетени по предъявлению паспорта. Каждый голосует лично, ст.75 «Закон о выборах»)
- Как подводятся итоги голосования?
Ответ: (Избирательные комиссии на 5 день, не позднее устанавливают итог голосования)
- Что такое пропорциональная система выборов?
Ответ: ( Избиратели голосуют за партии или блок партий, в зависимости от того сколько голосов наберет, столько получает мест в Думе, ст.83)
- Кто организует выборы?
Ответ: (Подготовку и проведения осуществляют ЦИК, Избирком субъектов РФ, ТИК, Участники избирательной комиссии, ст.18)
- Полномочия Центральной избирательной комиссии РФ?
Ответ: (1.Организует подготовку и проведение выборов; 2.Осуществляет контроль за проведение; 3.Регистрирует списки; 4. Рассматривают жалобы. Ст.25)
- Кот в мешке.
- Ситуация: Гражданин не пришёл голосовать. Вечером к нему пришёл член Избиркома и пристыдив, попросил проголосовать.
Ответ: (Член Избиркома нарушил ст.77 «Закон о выборах»).
- Какие должности являются выборными?
- Министр; 2.Командующий Армией 3.Депутат Гос.Думы
- Мэр города 5. Завуч школы 6. Районный прокурор
- Какие категории граждан обладают избирательным правом?
Ответ: 1. Гражданин моложе 18 лет; 2. Старше 70 лет
- Священник 4. Военный 5. Недееспособные
6.Осужденные по приговору суда 7.командировочные за границу
8.гражданин с двойным гражданством
Ответы: 2, 3, 4, 7, 8.
19. Кот в мешке.
20. В какую вышестоящую избирательную комиссию должен передать особое мнение член своей комиссии, её председатель?
Ответ: Субъект РФ → ЦИК; участковая → территориальная;
городская → субъект РФ.
Игра прилагается.
Основная школа
Данная ролевая игра может быть использована как учебная деятельность при изучении темы «Политическая жизнь страны», также во внеклассной работе в 9, 10, 11 классах.
Цели:
1. Подвести учащихся к пониманию Федерального Закона о Выборах Российской Федерации.
2. Объяснить важность роли выборов в демократическом обществе.
3. Развивать учебные коммуникативные умения работы в группе.
Оборудование: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон о Выборах Российской Федерации.
Форма урока: Деловая игра
Технология деловой игры: Педагогическое моделирование ситуации с целью обучения учащихся принятию решений.
Особенности организации: Работа в группах.
Мотивация: Мотивация создается проблемной ситуацией. Скоро в нашей стране пройдут выборы в Государственную Думу. Скоро ивы будете избирателями.
Инструктаж: На предыдущем уроке учитель раскрывает теоретические вопросы закона о выборах и избирательной компании кандидатов.
I этап организационный
- Учащиеся заранее делятся на группы и выбирают лидера и создают программу политической партии.
- Определяют самые важные проблемы, которые необходимо решать политической партии.
- Создают собственную предвыборную программу (стараются использовать проблемы характерные для нашего поселка) и формируют политическую партию.
- Аргументировано представляют ее на уроке (критически сравнивают с другими)
- Создается избирательная комиссия, готовятся бюллетени для тайного голосования
- Партии готовятся к проведению дебатов
Пример: При проведении были представлены следующие партии:
1. Партия «Золотая рыбка Яснэга» («ЗРЯ»)
2. Партия «Союз активных выпускников» см. приложение
II этап представление программ партий
- Выступление кандидатов (важно чтобы учащиеся внимательно слушали коллег).
- Предвыборные дебаты (обсуждение программ партий и решений проблем нашего поселка).
- Голосование и подведение итогов выборов. Партия, набравшая большее количество голосов объявляется победителем.
III Организация домашнего задания
1. Подготовить политический плакат о выборах.
2. Составить частушку или слоган, призывающий на выборы.
I. Экономическая программа: лесной вопрос.
В связи с уменьшением площади лесов и заготовкой древесины в близи от посёлка предлагаю:
а/ запретить вырубку леса в радиусе 10 км от поселков Яснэг, Кемьяр, Поинга, а так же вблизи рек, оставляя прибрежную полосу леса шириной 3 км;
б/ с целью рационального использования лесных богатств расчищать вырубки с последующей посадкой на них молодняка хвойных и лиственных пород. Для проведения этих мероприятий необходимо передавать в местные лесничества часть средств оплачиваемых заготовителями в качестве налогов;
в/ построить в поселке пилорамы по производству пило и строй материалов по высоким стандартам, а так же наладить переработку отходов лесопиления и лесозаготовок, что позволит создать новые рабочие места. Для этого следует привлечь в поселок инвестиции (в частности – банковский капитал).
- Дорожный вопрос:
а/ необходимо провести ремонт дорог, соединяющих п п. Яснэг, Кемьяр, Поинга;
б/ строительство дороги с твердым покрытием Яснэг – Нювчим, для бесперебойного транспортного движения с г.Сыктывкар;
- Геологическая разведка местности с целью возможного обнаружения рекреационных ресурсов (минеральных источников, лечебных грязей).
II. Социальная программа.
- Налоговая политика
Предлагаю схему взаимозачётов часть налогов уплачиваемых местными предприятиями в бюджет, оставлять в поселке, т.е. они будут оказывать помощь бюджетникам в виде денежных средств.
Направление вышеупомянутых средств в школу, д/с, больницу, ДК для проведения ремонта зданий и приобретения нового оборудования.
Реорганизация школы: закупить современное оборудование для школьных кабинетов. Внедрение ЭВМ в изучение предметов, создать при школе видеозал.
III. Коммунальная программа.
Ремонт теплосети и водопровода.
Жилищная программа
Начать строительство благоустроенных домов для жителей посёлка.
Выделение леса на корню и льготных ссуд для проведения частного строительства.