Автор:
Нажиткова Наталья Владимировна
Тема: Обобщение по теме „Африка“. Урок – путешествие «По следам Доктора Айболита».
Урок обобщения по теме «Африка» представлен урок в форме путешествия по следам Доктора Айболита, помогающий решать образовательные, развивающие, воспитательные задачи с применением межпредметных связей. На уроке создается целостный образ территории на основе анализа разнообразных источников географической информации и применении активных форм обучения.
Статья:
Нажиткова Наталья Владимировна, SC-3507
Тема: Обобщение по теме „Африка“.
Урок – путешествие «По следам Доктора Айболита».
Цель урока: учащиеся проверяют и обобщают знания о природе, населении материка Африка в ходе дидактической игры, выявляют причинно-следственные связи между природными компонентами на основе анализа тематических карт, текста и иллюстраций в ходе индивидуальной, фронтальной и групповой работы, формируя оценочные суждения своей деятельности, своих знаний.
Задачи:
- Учащиеся обобщают знания об особенностях ФГП, рельефа, климата, внутренних вод, природных зонах Африки при выполнении фронтальных, групповых и индивидуальных практических заданий;
- Учащиеся выявляют причинно-следственные связи на основе анализа карт, климатодиаграмм, раздаточных материалов;
- Учащиеся определяют географическое положение, формы рельефа, тип климата, природные зоны с характерным видовым составом растений и животных, население и направления хозяйственной деятельности на заданной территории при осуществлении виртуального путешествия;
- Учащиеся развивают пространственное мышление через выполнение заданий с контурами карты Африки;
- Учащиеся развивают умения коллективного решения учебных задач в совместной практической деятельности; самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свою учебную деятельность, выявлять главное при работе с текстом и подводить итоги выполненной работы в устной и письменной форме;
- Учащиеся воспитывают основы географической культуры, развивая познавательный интерес к изучаемому предмету.
Тип урока: урок обобщения и контроля знаний по теме
Методы обучения:
1) по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (беседа), практические (выполнение заданий).
2) по степени самостоятельности мышления учащихся: объяснительно -иллюстративный, частично - поисковый.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.
Учебное пособие:
В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
Оборудование: индивидуальные задания для проверки знаний в трех вариантах, маршрут каждой команды (инструктивные карточки, картосхемы материка), жетоны для оценки ответов учащихся, компьютерная презентация, листы самооценки, интерактивное приложение «Повторение и контроль знаний. География. 6-7 классы».
Место урока в теме: заключительный урок в теме «Африка» раздела «Материки и океаны».
Ход урока:
Этап урока, хронометраж |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Методические комментарии |
1. Организа-ционный момент (1 мин)
|
Приветствие. Учет посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку. |
До урока рассаживаются по группам, готовят необходимые материалы. Реализация функциональных возможностей дежурных. Готовность класса к работе. |
Создание положительного отношения к уроку, подготовка учащихся к серьезной, вдумчивой работе. |
2. Привлекательная цель 1 мин. |
Включается музыкальный фрагмент из сказки «Айболит», слайд презентации. Зачитывает стихотворение «Добрый Доктор Айболит» Добрый Доктор Айболит, Он под деревом сидит, Приходи к нему лечиться И корова и волчица, И жучок и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый Доктор Айболит!
|
Смотрят на слайд презентации. Слушают муз. фрагмент, учителя, вспоминают литературное произведение |
Активизация внимания учащихся за счет привлечения межпредметных связей с литературой и музыкой |
3. Постановка целей и задач 2 мин. |
Какие же задачи стоят перед нами сегодня? Открывает слайд презентации с целями и задачами на урок.
Проводит инструктаж. Знакомит с видами деятельности на уроке в ходе отрывка стихотворения.(слайд презентации)
|
Называют задачи урока в ходе фронтальной беседы.
Получают инструктивные карточки и листы самооценки |
Принятие целей и задач самими учащимися.
Организация внимания учащихся на форму проведения урока и оценки знаний учащихся. |
4. Игра – путешествие «По следам Доктора Айболита» |
|||
1мин |
Вдоль по жаркой Африке Бегают жирафики. Наизусть жирафики Знают карту Африки. Выйдем и мы просто из положения: Карту создадим в одно мгновенье.
Предлагает составить карту материка из кусочков. Слайд презентации |
Командой выполняют задание |
Игровой момент представляет собой разминку, вход в игру по материку. Сплочение команды на выполнение заданий. |
3мин. |
А теперь прошу на этом плане Нанести моря и океаны. Реки, заливы и проливы… Ну, смелее! Кто здесь непугливый?
Предлагает нанести объекты географической номенклатуры на немую карту. Слайд презентации |
Выполняют задание командой. |
Основные знания детей по географии сводятся к определению географической номенклатуры. Проверяются как индивидуальные знания, так и предоставляется возможность взаимообучения в ходе совместной деятельности. |
4 мин. |
Что ж! Сравним все с картой настоящей, Думаю, эскиз наш подходящий. А теперь, используя все это, Дайте обстоятельней ответы. Доказать при этом вы попробуйте Положенье Африки особое! Проводит взаимопроверку выполнения заданий с привлечением компьютерной презентации. Собирает немые карты для оценки. |
Проверяют выполнение работы, сопоставляя свои ответы с картой на презентации. Ребята оценивают свою работу в листах оценки по этим конкурсам. |
Способствование развитию самооценки учебной деятельности. |
4. Определи климатический пояс |
Организует работу о характеристике климатических поясов с привлечением слайдов презентации.
Проводит проверку после ответов ребят. Показывает слайд с верными ответами. |
Команды выбирают характеристики климатических поясов: 1 команда - экваториальный, субэкваториальный, 2 команда - тропический и субтропический. Поясняют свой выбор. Проверяют себя и оценивают работу по этой игре. |
Сочетание групповой, индивидуальной и фронтальной работы по характеристике |
5. Физ. минутка |
Учитель проводит минутку разминку под музыку. Демонстрируется слайд презентации.
|
Ребята выполняют движения. |
Осуществление здоровьесберегающих элементов в урочной деятельности. |
6. По следам Доктора Айболита. 14 мин. |
Предлагает командам маршрут по Африке и карточку-инструкцию по его характеристике. |
Получают задание, описывают маршрут в течение 7 мин.
Представляют свой маршрут на аудиторию. 5 мин. Ребята оценивают свою работу в листах оценки по этим конкурсам. |
Основное задание по составлению комплексной характеристики территории материка, на которой побывал Доктор Айболит. |
7. Что это? Кто это? 5 мин. |
Предлагает определить объекты материка, описать их по изображению в презентации. Отмечает верные ответы ребят жетонами |
Поочереди определяют объект. . |
Главная цель - набрать больше жетонов за правильный ответ и объяснение. Подготовка к индивидуальной проверке знаний по теме. |
8. Ты мне, я тебе 5 мин. |
Организует работу команд по задаванию своих вопросов. Корректирует работу команд |
Команды по жребию задают вопросы друг другу. Отвечают на вопросы. |
Проявляется самостоятельность в выборе интересующих вопросов и оценке работы команды. |
9. Индивидуальный опрос 5 мин. |
Где-то под руками были близко Доктора Айболита записки. Он себя считает знатоком, Африканский мир ему знаком. Постарайтесь вы найти при чтении, Что здесь подвергается сомнению?
Предлагает каждому учащемуся индивидуальную работу на 5 мин. |
Получают задание от учителя. Выполняют его индивидуально в течение определенного времени. |
Предложенные задания дифференцированные. Учитель самостоятельно определяет вид работы для каждого учащегося в команде. Определение качества знаний учащихся по теме. |
9. Самоанализ и рефлексия. 2 мин. |
Предлагает каждому учащемуся проанализировать свою работу на уроке. (демонстрируется слайд). Отметить в карточке самооценки свое настроение под цифрами 1,2,3 соответственно изображениям. Предлагает оценить свою работу на уроке, высказать сове мнение о получивших знаниях, умениях
|
Проводят рефлексию своей деятельности в карточках оценки и на аудиторию. Сдают свои карточки учителю
|
Подведение итогов урока самими учащимися способствует развитию объективной самооценки, умению рефлексировать свою деятельность. |
10. Заключение. Подведение итогов урока. |
Хоть заданья были и с подвохом, Справились вы с ними совсем не плохо.
Подводит итог урока стихами, слайдом презентации. Благодарит ребят, оценивает кратко их работу.
Сердце Африки пенья полно и пыланья, И я знаю, что, если мы видим порой Сны, которым найти не умеем названья, Это ветер приносит их, Африка, твой! Николай Гумилев, русский поэт (1886 - 1921)
|
Слушают учителя, соотносят свое настроение с итогами учителя. |
Позитивное заключение урока способствует сохранению познавательного интереса учащихся к урокам географии. |
Список литературы
- Агеева, И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие / И.Д.Агеева. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Воробцова, Т.Н. Гоеграфия.7 класс / Т.Н.Воробцова. – Волгоград: Изд-во «Учитель-АСТ», 2002
- Крылова, О.В. Уроки географии: 7 класс из опыта работы / О.В.Крылова. - М.: Просвещение, 1990
- Никитина, Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс / Н.А.Никитина. – М.: «Вако», 2006
- Чуковский, К. У меня зазвонил телефон / К. Чуковский. – РИО «Самовар», 1998