Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Авторы:
Кляхина Ирина Васильевна
Колесникова Людмила Моисеевна

Аннотация:

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Колесникова Л. М., методист

МКУ «Научно – методический центр города Курска»,

методист МБОУ ДОД «Дворец детского творчества».

Кляхина И. В., учитель  изобразительного искусства

МБОУ «СОШ №8 имени К.К.Рокоссовского»  города Курска.

Цель статьи – показать возможности использования особого, рефлекторного {критического) мышления для эффективного воспитания и развития творческого потенциала конкурентоспособной личности. В работе отражены методы направления творческих способностей обучающихся на создание принципиально нового или усовершенствованного решения учебной задачи, а приёмы критического мышления являются проверкой предложенных решений с целью определения по-настоящему полезных и эффективных, выдвижения новых идей и определения перспектив, весьма существенных при решении социальных проблем.  Для обучающегося критическое мышление это искусство суждения, основанное на критериях, При этом, он должен помнить, что понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика». 

 

Технологию развития критического мышления  актуально рассматривать как один из результативных способов формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития обучающегося.

 

 

Статья:

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Колесникова Л. М., методист

МКУ «Научно – методический центр города Курска»,

методист МБОУ ДОД «Дворец детского творчества».

Кляхина И. В., учитель  изобразительного искусства

МБОУ «СОШ №8 имени К.К.Рокоссовского»  города Курска.

Изменение целей и задач  образования, расширяющееся информационное поле, которое надо критически осмыслить, требуют интенсификации процесса обучения, использования новых технологий, которые давали бы ключ к поиску, анализу, исследованию, творческой переработке учебного материала.

Таблица 1

Изменение целей образования

 

старые

новые

Учащийся

- приобретает знания и навыки;

- отсутствие возможности выбора;

- принятие целей образования в жизни в готовом виде

- саморазвитие и самосовершенствование; творческое самовыражение;

- наличие выбора программ и даже предмета;

- постановка и формулирование своих собственных целей и способов достижения

Процесс обучения

- передача опыта и знаний;

- обучение на основе устоявшихся знаний;

- использование метода натаскивания, репетиторства;

- жёсткость учебных и образовательных программ

- индивидуальное развитие учащихся, становление личности;

- обучение на основе критического, аналитического, логического мышления;

- гибкость учебных и образовательных программ

Результат

- подготовка учащихся к будущей размерной, планированной жизни

- формирование инновационных потребностей совершенствования и самосовершенствование окружающего мира;

- постоянный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Примером, является программа, которая разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения в VIII и в IX классах.

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное поле, социокультурное пространство. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Поэтому перед школой стоит задача сформировать метаумения.

  • Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство);
  • Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию, умение перерабатывать звуковую информацию);
  • Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, видеть  двусмысленность утверждения, невысказанные позиции);
  • Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
  • Качества мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу).

Стержнем развития интеллектуальных умений является критическое мышление. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе. Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, необходимо, чтобы он развивал в себе ряд важных качеств:

1. Готовность к планированию. Важно упорядочить мысли, решить, в какой последовательности их изложить.

2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда сам не сможет стать генератором идей.

3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы решаем отложить ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек будет стараться не оправдать свои неправильные решения, а сделать правильные для себя выводы, воспользоваться этой ошибкой для продолжения обучения.

5. Осознание предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности.

6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения могли воспринять другие люди, иначе эти решения так и останутся на уровне высказываний.

 

Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы.

Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации.

Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.

Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? На этом этапе предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.

Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Для чего?

На уроке изобразительного искусства по теме «Пейзаж настроения» в 6 классе были использованы следующие методические приёмы ТКМ: «Мозговой штурм», маркировочная таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал», «Синквейн».

Таблица 2

Использование приёмов ТКМ на уроке

I стадия

ВЫЗОВ

II стадия

ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

III стадия

РЕФЛЕКСИЯ

Методический приём

Методический приём

Методический приём

«Мозговой штурм»

 

 

Работа в малых группах сотрудничества

Работа в малых группах сотрудничества

Работа в малых группах сотрудничества

маркировочная таблица

«ЗХУ»

маркировочная таблица

«ЗХУ»

маркировочная таблица «ЗХУ»

 

 

«Синквейн»

 

1. Стадия – Вызов. «Мозговой штурм». «Мозговой штурм» включает в себя два этапа: коллектив выдвигает идеи по заданной теме; все идеи фиксируются, в том числе на первый взгляд абсурдные. Критиковать нельзя. Оценка и развитие идей. Выбор лучших.

Приём «Маркировочная таблица ЗХУ». Её цель – пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации; развитие мыслительных способностей учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме. В ней три колонки: знаю, хочу узнать подробнее, узнал новое. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе изучения темы информацию. Особое требование  при заполнении записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами.

2. Стадия – Осмысления. На этой стадии учащиеся самостоятельно отслеживают понимание изучаемого материала. В начальной школе, 5 классе – учитель на уроке солирует и выступает в качестве лидера, поэтому задания в большинстве случаев выполняются индивидуально учащимися; затем начиная с 6 – 7, 8 классах картина меняется, для подростка в это время огромное значение играет его окружение.

Приём «Работа в малых группах сотрудничества». На уроке осуществляется сотрудничество с учителем и наиболее продуктивной формой деятельности выступает – групповая работа. Роль учителя – уточняющая, а не направляющая. Приоритет отдаётся групповой работе. Учащиеся соотносят «старую» информацию с «новой»; стараются выражать мысли своими словами (присваивают информацию); свободно аргументируют, обмениваются идеями.

3. Стадия – Рефлексии. На этой стадии информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается  в собственное знание учащихся.

Прием «Написание синквейна». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово – существительное – тема  синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащиеся выказывают свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная ребёнком фраза в контексте с темой. Последняя строчка - это слово-синоним, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Тема синквейна должна быть по возможности эмоциональной.

Например: тема  «синквейна» - «Пейзаж».

Прилагательное * 2 (какой?): Курский, поэтический, соловьиный, славный, героический, древний, культурный, гостеприимный.

Глагол * 3 (что делаем?): изучаем, удивляемся, восхищаемся, любуемся, гордимся.

Фраза в контексте с темой «синквейна»: «Чудесны виды курских далей», «Ты в сердце нашем, город нашей любви…», «В веках тебе расти и процветать …».

Синоним: местность, ландшафт, панорама, виды.

Чтобы научиться правильно, думать, нужно ставить правильные вопросы. Правильно заданный вопрос, может помочь ребёнку сопоставить факты и проанализировать свои мысли.

1. Вопросы, проверяющие факты. Например: «Объясните, пожалуйста, почему Вы так решили?», «Приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения?», «Объясните, почему Вы пришли к такому выводу?».

2. Вопросы, проверяющие понятность задач. Например: «Вам понятен этот вопрос?», «Сложно или легко было ответить на этот вопрос?».

3. Вопросы, проверяющие понимание перспектив. Например: «Что, Вы  подразумеваете под этим?».

4. Вопросы, проверяющие предположения. Например: «Что можно предположить вместо этого?».

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что ТКМ позволяет решать не множество отдельных задач в процессе обучения, а их совокупность. Она направлена на приобретение комплекса умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности, которые оказывают влияние на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста. Использование различных методических приёмов и видов работы на уроке  позволяет поддерживать внимание учащихся на высоком уровне, снижает утомляемость и перенапряжение. Нестандартная форма проведения занятия дает возможность для самовыражения и творчества детей и преподавателя. Кроме того, эта технология направлена на развитие толерантности, уважения к личности человека, демократичности, выдержке и доброжелательности, стимулирует потребность в новых знаниях, умениях, а также выдвижении новых гипотез, интерес к самостоятельным исследованиям, способам решения задач.

 

 

 

 

ТЕМА УРОКА: «ПЕЙЗАЖ НАСТРОЕНИЯ»

6 КЛАСС

Тип урока: учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.

Цель: формирование у обучающихся основ гражданственности (патриотизма) как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности;

- формирование активности учащихся через творческую деятельность;

- познакомить обучающихся с правилами работы над пейзажем с фотографии;

- воспитание уважительного отношения к культуре своего родного края;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

- содействовать становлению личности путём создания развивающей среды обучения на уроке, атмосферы сотрудничества для творческого развития и проявления индивидуальных способностей ребёнка.

Задачи

    Обучающая:

- формирование способности к духовному развитию, росту творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе самовоспитания и универсальной ключевой компетенции образования «научить учиться»;

- формирование устойчивого интереса к жанру изобразительного искусства пейзаж;

- формирование навыков изображения пейзажа в определённом колористическом решении;

- формирование умений анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать знания.

    Развивающая:

- развитие интеллектуальной, исследовательской, информационной культуры и культуры самоорганизации;

- укрепление межпредметных связей (русский язык,  литература, музыка, краеведение, история, ИКТ);

- развитие художественно-творческих способностей обучающихся, фантазии, воображения;

- способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности;

- создание условий для развития коммуникабельно-творческих способностей, креативного мышления.

    Воспитательная:

- воспитание любви к искусству, творчеству, интереса к истории культуры малой родины;

- создание условий для формирования эстетического вкуса.

Личностные универсальные учебные действия:

Познавательные: формулирование и осознание познавательной цели и проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (поиск информации в рабочей тетради); понимание и использование информации, представленной в изобразительной, схематичной форме; осуществление для решения творческих задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делать обобщения и выводы.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесении того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё предстоит узнать); планирование необходимых действий; контролирование процесса и результатов деятельности; адекватная оценка своей деятельности; осознание возникающих трудностей и поиск их причины, и пути преодоления.

Личностные: мотивация учения; желание приобретать новые знания; участие в творческом, созидательном процессе; способность к самооценке своих действий.

Коммуникативные: участие в общей беседе; соблюдение правил речевого поведения; формулирование собственных мыслей; высказывание и обоснование собственной точки зрения; осуществление совместной деятельности в творческих группах с учётом конкретной учебно-познавательной задачи; готовность и способность обучающихся творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации.

Приёмы ТКМ: «Мозговой штурм», маркировочная таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал», работа в малых группах сотрудничества,  «Синквейн».

Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная.

Методы обучения:

- эвристический («Мозговой штурм», метод рефлексии, метод самооценки);

- проблемный;

- исследовательский (знания и системные умения коллектива; работа с рабочей тетрадью);

- частично-поисковый (работа с рабочей тетрадью);

- алгоритмизации.

Интеграция содержания с общеобразовательными предметами: русский язык, литература, история, краеведение, музыка, ИКТ.

Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, практический, дедуктивный.

Оснащение рабочего места педагога: «Рабочая тетрадь. 6 класс. Человек и пространство в изобразительном искусстве»;папка «Материал к выполнению и защите творческого задания»; бейджики для менеджеров творческих групп;таблички для названий творческих групп.

Организация рабочего места обучающегося: маркировочная таблица «ЗХУ»; папка «Материал к выполнению и защите творческого задания»; «Рабочая тетрадь. 6 класс. Человек и пространство в изобразительном искусстве»; маркировочная таблица «ЗХУ»; белый лист формат А 4; художественный материал: восковые мелки, пастель, цветные карандаши, фломастеры; маркеры разных цветов; клей для бумаги.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

1.1 Приветствие

1.2 Организация внимания

            Учитель.Солнце встало из – за тучки, протянуло оно к вам ручки, обняло, поцеловало и удачи пожелало. Мне очень хочется, чтобы улыбка украшала ваши лица  до   окончания   нашего урока.

СТАДИЯ – ВЫЗОВ

1.3 Эмоциональный настрой.

Учитель. Всё внимание на проекционный экран.

(мультимедийная презентация «Этот город самый лучший!»)

Учитель. Чему посвящена эта музыкальная презентация?

Обучающиеся. Музыкальная презентация посвящена городу Курску.

Учитель. Как называется жанр изобразительного искусства, где изображены улицы города, архитектура, природа?

            Обучающиеся. Жанр изобразительного искусства, в котором изображены улицы города, архитектурные композиции, уголки природы, называется – пейзаж.

            1.4 Сообщение темы урока.

Учитель. Отсюда и тема урока, попробуйте её сформулировать самостоятельно.

            Обучающиеся. Пейзаж города Курска.

            Учитель. Что вы можете сказать о нашем городе?

            Обучающиеся. Мы живём в нашем родном городе, учимся, у нас здесь друзья. Мы любим наш город, гордимся его историей, уважительно относимся к его настоящему, мечтаем о будущем.

            Учитель. Вы обратили внимание, что предложение темы нашего урока не закончено, не хватает некоторых слов.

            2. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся.

2.1 «Мозговой штурм».

            Учитель.Ребята, скажите, какое прилагательное, выражающее ваше личностно – значимое отношение к городу, вы бы вставили в это предложение?

Обучающиеся. Красивый, старинный, гостеприимный, древний, соловьиный, доблестный, героический, легендарный, молодой, чистый, поэтический, родной, любимый, культурный.

(примеры прилагательных учитель записывает на доске)

            Учитель.Нам нужно выбрать – 5, наиболее удачных, ёмких прилагательных.Кто был автором этого слова?Займите место за любым столом и подпишите табличку с названием вашей темы.

Учитель. За правильные, грамотные ответы, вы будете получать «оценку» в виде смайлика – с изображением солнышка.

(оценка деятельности учащихся)

Учитель. Пейзаж доблестного города Курска.Кто согласен с этой фразой, поднимите руки? Я прошу вас занять места за столами.

(происходит деление по творческим группам)

Учитель. Пейзаж соловьиного города Курска. Кто поддерживает эту точку зрения? Я прошу вас занять места за столами не больше 5 человек в группе.

(деление по творческим группам)

Учитель. Пейзаж православного города Курска.Кто согласен с этой фразой, поднимите руки? Я прошу вас занять места за столами.

( деление по творческим группам)

Учитель. Пейзаж могучего города Курска. Кто поддерживает эту точку зрения? Я прошу вас занять места.

(деление по творческим группам)

Учитель. Пейзаж героического города Курска. Кто разделяет эту точку зрения? Я прошу вас занять свои места.

Учитель.Менеджеры творческих групп – инициаторы названия темы. Прикрепите  бейджики, вы отвечаете за организацию работы за вашими столами.

Учитель.Итак, первая группа. Кто должен организовывать работу, представьтесь, пожалуйста. Как называется группа, которой Вы будете руководить? Напишите на таблице название вашей группы. Вторая группа …

(представление - 5 творческих групп)

Учитель. Помните, что вы теперь одна команда и от вашей сплочённости и творчества зависит успех в работе. Знакомство закончилось. Давайте поддержим друг друга аплодисментами.

2.2 Работа в малых группах сотрудничества.

(попробовать сформулировать тему урока – это должно быть наиболее ёмкоё название из прозвучавших)

            Учитель.Как, вы считаете, какая из представленных названий тем творческих групп, может стать темой нашего урока? «Пейзаж доблестного города Курска», «Пейзаж соловьиного города Курска», «Пейзаж православного города Курска», «Пейзаж могучего города Курска», «Пейзаж героического города Курска».

Учитель. Итак, тема урока …

(если обучающиеся затрудняются и не могут сформулировать тему урока прийти к одному решению, то  к этому нужно вернуться в конце урока)

Учитель. Давайтеоставим этот вопрос до окончания урока и вместе примем решение. Скажите, вы впервые слышите о пейзаже? Вспомним, что вы знаете по данной теме.

3. Этап обобщения и систематизации знаний.

3.1 Работа с маркировочной таблицей «ЗХУ».

            Учитель.Для этого я предлагаю поработать с маркировочной таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (Приложение 1) . В таблице три колонки. Запишите, что вы знаете и что хотели бы узнать о пейзаже. В работе принимают участие все члены творческой группы. Время на заполнение – 1 минута. Вопросы есть? Приступайте к работе. Ответы данные вами будут оцениваться.

            3.2 Создание интеллектуальной опоры на базе изученного материала. Анализ работы с маркировочной таблицей «ЗХУ».

            Учитель.Работа окончена. Вопрос, что вы знаете о пейзаже? Колонка «Знаю».

(ответы обучающихся)

Учитель. Дополните ответ.Кто не согласен с ответом?

(ответы обучающихся)

Учитель.Итак, что вы хотели узнать о пейзаже? Колонка «Хочу – Узнать». Прочитайте свои записи.

( ответы обучающихся)

Учитель. Кто не согласен с ответом? У кого есть другое мнение?

(оценка деятельности учащихся)

            Учитель.Вы наверное согласны со мной, что просмотрев великое множество изображений пейзажей вы не найдёте ни одного похожего. Даже если художники будут писать один и тот же сюжет, они напишут его по-разному, так как изображают в картине не только художественный образ природы, но и своё отношение к этому, раскрывая свои чувства и настроение. Задача сегодня на уроке выполнить набросок пейзажа города, исходя из того названия, которое вы выбрали. Для облегчения работы, я предлагаю вам фотографии значимых мест города. Итак, творческие группы, подумайте, обсудите и сделайте свой выбор фотографии для вашей работы. Время – 30 секунд.

(учащиеся выбирают материал)

Учитель. Каким материалом работает художник в этом жанре изобразительного искусства?

Обучающиеся.Художник в своей работе использует: гуашь, акварельные краски, пастель, восковые мелки, цветные карандаши, масляные краски, фломастеры и т.д.

Учитель.Какой художественный материал наиболее выразителен в передаче состояния природы и настроения художника?

Обучающиеся. Особенно выразительным на наш взгляд, является:гуашь, акварельные краски, пастель, восковые мелки, цветные карандаши.

Учитель.С помощью, какого средства художественной выразительности художник передаёт настроение природы?

Обучающиеся.Художник передаёт настроение природы с помощью – цвета.

3.3 Работа с маркировочной таблицей «ЗХУ».

Учитель. Теперь вернёмся снова к маркировочной таблице «ЗХУ» и заполним колонки «Знаю» и «Хочу узнать» о средстве художественной выразительности – цвет. В работе принимают участие все члены творческой группы. Время на заполнение – 1 минута. У вас ко мне есть вопросы? Приступайте к работе.

(обучающиеся работают с маркировочной  таблицей)

3.4 Анализ работы с маркировочной таблицей «ЗХУ».

Учитель.Работа окончена. Познакомьте со своим ответом, что знает о цвете?

(ответы обучающихся)

            Учитель.Кто не согласен с ответом? Кто дополнит ответ?

Учитель.Колонка «Хочу – Узнать».

(ответы обучающихся)

Учитель.Кто не согласен? Кто дополнит ответ? У кого есть другое мнение?

(ответы обучающихся, оценка деятельности)

            3.5 Пробуждение интереса на основании столкновения мнений.

Учитель.А теперь, я предлагаю поработать с анкетой «Выбор темы пейзажа» (Приложение3) в папке «Материал к выполнению и защите творческого задания» (Приложение 2). Время на обсуждение – 1 минута. Приступайте.

3.6 Выход из проблемной ситуации.

Учитель.Эту анкету вы используете при представлении творческих работ в конце урока.

СТАДИЯ – ОСМЫСЛЕНИЯ

3.7 Работа с маркировочной таблицей «ЗХУ».

Учитель. С чего начинается работа художника при создании пейзажа? Что лежит в основе работы над пейзажем?

Обучающиеся. Работа художника при создании пейзажа начинается с композиции.

Учитель. Я вам предлагаю вспомнить, что вы знаете о композиции и что хотели бы узнать. Заполните колонки «Знаю» и «Хочу узнать». Время на заполнение – 1 минута.

(учащиеся работают с маркировочной таблицей)

3.8 Анализ работы с маркировочной таблицей «ЗХУ».

Учитель.Итак, работа окончена. Вопрос, что вы знаете о композиции?

(ответы обучающихся)

            Учитель.Кто не согласен с ответом? Кто дополнит ответ?

(ответы учащихся)

Учитель.Кто познакомит со своим вариантом ответа? Колонка «Хочу – Узнать».

(ответы обучающихся)

Учитель.Кто дополнит ответ? У кого есть другое мнение?

(ответы обучающихся, оценка их деятельности)

4. Этап применения изученного материала.

4.1 Выработка навыков и умений при работе с информационным материалом.

            Учитель.Итак, мы вспомнили, что мы знаем о пейзаже, о цвете в пейзаже, композиции. Вы выбрали фотографию. Я вам предлагаю использовать технику «Пейзаж с фотографии», которая находится в «Рабочей тетради. Человек и пространство в изобразительном искусстве», здесь   отражена  последовательность  работы                              (* Приложение 4).        

Учитель.Вы для себя должны определиться, в какой технике, будет выполнено творческое задание. В фотографии, вы можете изменить композицию, цвет, ракурс, вести дополнительные элементы пейзажа, выбрать время года, суток и д. т. Откройте тетради и познакомьтесь с информацией (* Приложение 5). Время – 1 минута.

Учитель. В творческом задании вы должны отразить не только изображение определённого места, но и постараться передать эмоционально – чувственное ваше состояние, а с помощью цвета передать настроение. В работе поможет информация «Как разработать набросок пейзажа» (Приложение 6, Приложение 7).. Если вы решили, что – то  изменить, то  обратите внимание на информацию «Юному художнику в помощь при создании композиции пейзажа» содержащуюся в папке с материалами (Приложение 8). Шаблоны с элементами пейзажа можно использовать в задании. В завершении вашей работы нужно заполнить «Синквейн» (* Приложение 9).

Учитель. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово – существительное – тема  синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого вы выказываете свое отношение к теме. Последняя строчка - это слово-синоним. Синоним – слово одной части речи, различное по звучанию и написанию, но имеющее одинаковое или очень близкое лексическое значение. Например, тема «Синквейна» - Русь.

1 – я строка: Русь

2 – я строка: могучая, славянская, сильная

3 – я строка: стонет под игом, побеждает, воюют, сеет

4 – я строка: Русь – это моя Родина. Родина – стран моих предков. Древняя Русь – могучая держава.

5 – я строка: Родина, Россия, страна.

*«Рабочая тетрадь по изобразительному искусству. 6 класс. Человек и пространство в изобразительном искусстве» (авторы: Колесникова Л.М., Кляхина И.В.)

Учитель.  «Синквейн» - Русь. Русь. Могучая, славянская. Стонет, побеждает, сеет. Русь – это моя родина. Россия.

Учитель. Тема «Синквейна» для вашей работы - пейзаж. Вам в помощь даётся «Поэтическая страница», где представлен образ родного города в творчестве курских поэтов, она поможет вам в работе над «Синквейном»  (* Приложение 10). Время – на работу              15 минут. Я желаю удачи, всем творческим группам!

Физкультминутка

4.2 Работа над творческим заданием «Пейзаж …. города …».

Учитель. Для создания творческого настроения прозвучат композиции нашего земляка  Григория Свиридова.

    СТАДИЯ – РЕФЛЕКСИИ

     5. Этап контроля и самоконтроля.

Учитель. Время закончилось. Оформите работу, для этого подготовлено – паспорту, разной цветовой палитры в папке с материалами (Приложение 11). Вам необходимо обсудить работы в группе и представить только одну. При защите творческого задания вы должны пользоваться - «Алгоритмом представления творческой работы. Синквейн».

(обучающиеся оформляют свои работы)

 5.1 Презентация творческого задания.

Учитель.Предлагаю начать, представление  творческих заданий. Ваше представление должно звучать с помощью «Алгоритма представления  творческой работы» и поэтических строк.

(учащиеся, представляют наброски пейзажа с помощью «Синквейна»; оценка деятельности творческих групп)

      

            5. 2 Подведение итогов презентации творческого задания.

Учитель. Подведём итог выполнения и защиты творческого задания. Давайте, сделаем итоговый выбор названия темы нашего урока из предложенных вариантов. Как, вы считаете?

(звучат ответы учащихся)

Учитель. Итак, тема урока: «Пейзаж героического, доблестного, могучего, православного, соловьиного города Курска». Спасибо за яркие презентации. Много красивых, добрых слов было сказано и посвящено нашему курскому краю. Вы выполнили замечательные пейзажи, рассматривая их, я поняла, что вы любите свой родной край. Наброски получились все разные, вы справились с заданием: грамотно подобрали цветовую палитру, интересно изменили композицию, предали разноплановый пейзаж.

6. Этап Коррекции.

6.1 Работа с маркировочной таблицей «ЗХУ».

Учитель. В завершении нашей работы, давайте вернёмся к маркировочной таблице «ЗХУ». В строках: пейзаж, цвет, композиция – заполните, что вы узнали нового на уроке.
           6.2 Анализ работы с маркировочной таблицей «ЗХУ».

Учитель. Работа окончена. Кто прочитает свой вариант ответа, что нового узнал о жанре изобразительного искусства – пейзаж?

(звучат ответы обучающихся)

Учитель. Дополните ответ.

(оценка деятельности учащихся)

Учитель. Вопрос, что нового узнали о цвете?

 (звучат ответы учащихся)

Учитель. Кто дополнит ответ? У кого есть другое мнение?

(ответы обучающихся и оценка их деятельности)

Учитель. Кто познакомит с вариантом ответа, что нового узнали о композиции?

(звучат ответы учащихся)

Учитель. Кто дополнит ответ?

(ответы обучающихся и оценка их деятельности)

7. Этап подведения итогов учебного занятия. Качественная оценка работы класса и отдельных обучающихся.

Учитель. Сегодня на уроке творческие группы под руководством менеджеров выполняли задания на тему «Пейзаж героического, доблестного, могучего, православного, соловьиного города Курска». Перед выполнением творческого задания мы вспоминали  информацию необходимую нам в работе. В процессе занятия вы пользовались «Рабочей тетрадью по изобразительному искусству. Человек и пространство в изобразительном искусстве».

(оценка  деятельности обучающихся)

8. Этап рефлексии.

Учитель. Я предлагаю вам, открыть «Вопросы в итоге»  и предложить свои варианты ответов (* Приложение 12).

(звучат ответы обучающихся)

Учитель. Закончить наш урок, я хочу гимном, который посвящён нашему городу Курску. Слова принадлежат Вадиму Николаевичу Корнееву, музыку написал Юрий Константинович Пятковский (* Приложение 13). Ребята наш урок подошёл к концу. На следующем занятии мы закончим нашу работу. Я получила  удовольствие от работы с вами. Желаю вам успехов и новых открытий в путешествии по миру изобразительного искусства!

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Управление образовательным процессом в адаптивной школе /М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с.

2. Соловьёва О.Ю. Программа саморазвития личности. 1 – 11 классы. – М.: Арсенал образования, 2011. – 40 с.

3. Дик Н.Ф. Обучаем и воспитываем по-новому: инновационные формы внеучебной деятельности в 5 – 9  классах. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 285 с.

4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.

5. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим, детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совместно с издательством «Речь», 2003. — 192 с.

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение
  4. Приложение
  5. Приложение
  6. Приложение
  7. Приложение
  8. Приложение
  9. Приложение
  10. Приложение
  11. Приложение
  12. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010