Автор:
Баранец Анна Николаевна
Главный школьный проект 2011 – 2012 учебного года - «Вспомним, братцы, россов славу!» - разработан для воспитания у обучающихся чувства гордости, патриотизма и осознания величия своего народа.
В реализации проекта принимают участие обучающиеся 10-х и 11-х классов и педагоги.
Данный проект рассчитан на один год, носит исследовательский и творческий характер.
Цель проекта:
просвещение, воспитание современных поколений в духе патриотизма и уважения к отечественной истории, углубление знаний о прошлом своей Родины с помощью исследования и реконструкции событий 1812 года.
Статья:Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Калужской области для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Калужская специальная
(коррекционная)образовательная школа-интернат №5 II вида имени Ф.А. Рау »
Методический паспорт проекта
«Вспомним, братцы, россов славу!»
Автор проекта:
Баранец А.Н. – воспитатель 10 «а» - 11 «а» классов.
2011- 2012 гг.
Грядущие поколения не простили бы нам,
если бы мы забыли о подвигах великих предков,
равно как и мы не простили бы им,
если бы они предали забвению
дела и подвиги наши, наших героев.
Без патриотизма,
без горячей любви к своей Отечественной колыбели,
земле предков, к традициям
не родится и чувство единения со всем человечеством
– чувство толерантности.
М. Алексеев
2012 год Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом российской истории. Центральным событием стало 200 - летие Отечественной войны 1812 г. Эта знаменательная дата всколыхнула общественную и политическую жизнь нашей страны.
Зачем нам нужны знания о войне 1812 года?
Известно, что у народа, не помнящего прошлое, нет будущего. Поэтому главный школьный проект 2011 – 2012 учебного года - «Вспомним, братцы, россов славу!» - разработан для воспитания у обучающихся чувства гордости, патриотизма и осознания величия своего народа.
В реализации проекта принимают участие обучающиеся 10-х и 11-х классов и педагоги.
Данный проект рассчитан на один год, носит исследовательский и творческий характер.
Цель проекта:
просвещение, воспитание современных поколений в духе патриотизма и уважения к отечественной истории, углубление знаний о прошлом своей Родины с помощью исследования и реконструкции событий 1812 года.
Задачи проекта:
- Способствовать формированию духовно богатой нравственной личности учащегося.
- Способствовать повышению социальной значимости чувства долга перед Родиной и человечеством.
- Содействовать повышению социальной активности учащихся, создать условия для их самореализации.
- Способствовать развитию навыков самостоятельности в поиске информационных источников заявленного проектного задания.
- Содействовать умению развивать важнейшие компетенции для современной жизни, брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; регулировать конфликты ненасильственным путем; оценивать и анализировать события; делать свой выбор; владеть устным и письменным общением; работать в команде.
Формы работы:
- экскурсии;
- внеклассные мероприятия с просмотром художественных фильмов об Отечественной войне 1812 года;
- научные работы по теме войны 1812 года с созданием презентаций;
- работа над костюмами и реквизитами к спектаклю: изучение костюмов (бальных платьев, гусарских мундиров и т.д.); разработка выкроек, пошив.
- дидактический спектакль.
Ожидаемые результаты:
- Более высокая социальная значимость чувства долга перед Родиной и человечеством.
- Углубление и расширение знаний учащихся об исторических личностях, событиях родного края в данный исторический период.
- Развитие навыков учебной деятельности: умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные вопросы, разрабатывать учебные проекты, умение обмениваться вопросами.
Паспорт проекта
1 |
Наименование Проекта |
«Вспомним, братцы, россов славу!»
|
2 |
Вид проекта |
Образовательный, исследовательский, творческий
|
|
Режим работы |
Внеурочный |
|
Предметно-содержательная область |
История, литература, живопись, музыка, дизайн исторических костюмов. |
3 |
Разработчик Проекта |
Воспитатель 10 и 11 классов. |
4 |
Основные участники Проекта. |
Учащиеся 10-11 классов, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования. |
5 |
Цель проекта |
просвещение, воспитание современных поколений в духе патриотизма и уважения к отечественной истории, углубление знаний о прошлом своей Родины с помощью исследования и реконструкции событий 1812 года.
|
6 |
Задачи проекта: |
|
7 |
Сроки реализации Проекта |
сентябрь 2011года – май 2012 года |
8 |
Этапы реализации программы |
1 этап - подготовительный. 2 этап - основной. 3 этап - заключительный 4 этап - аналитический |
9 |
Ожидаемые результаты реализации Проекта.
|
Развитие познавательной активности у обучающихся. Повышение интереса к истории России. Развитие ценностной ориентации учащихся. Углубление и расширение знаний учащихся о героях Отечественной войны, событиях родного края. Развитие навыков учебной деятельности: умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные вопросы, разрабатывать учебные проекты, уметь обмениваться вопросами. Развитие сотруднических отношений. Повышение технических возможностей новых информационных технологий в образовании. |
10 |
Материально-техническое обеспечение. |
Швейное оборудование Компьютеры Принтер Сканер Цифровой фотоаппарат Интернет Видеокамера Проектор мультимедиа Экран на штативе, Ноутбук |
|
Учебно – методическое оснащение:
|
Презентации MicrosoftPowerPoint: «Бой за Шевардинский редут» «Бородино» «Бородинское сражение» «Вторжение Наполеона в Россию» «2-17 августа 1812 года» «Оставление Москвы. Пожар Москвы» «Отечественная война 1812 года» «Политическая ситуация в Европе накануне войны 1812 года» «Славься ввек, Бородино!» «Хронология Отечественной войны 1812 года» |
|
Художественные фильмы, посвященные войне 1812 года |
«Война и мир» «Гусарская баллада» |
|
Песенный репертуар:
|
Музыка: И. Шварц, слова: Б. Окуджава "Кавалергарда век не долог..."; музыка: А Петрова «О бедном гусаре замолвите слово…» музыка и слова народные: «Солдатушки, бравы ребятушки!» музыка: А. Зацепин, слова: Л. Дербенев «Давным – давно» музыка: Т. Хренников, слова: А. Гладков «Колыбельная Светланы» |
|
Кадровое обеспечение:
|
Учитель истории – 1 чел. классный руководитель – 2 чел. воспитатель – 1 чел. хореограф – 1 чел. аккомпаниатор – 1 чел. художник – оформитель – 1 чел. рабочие сцены – 2 чел. |
План реализации проекта
№ п /п |
Наименование мероприятия |
Сроки |
Ответст- венные |
Подготовительный период |
|||
1. |
Знакомство с проектом. |
12 сентября |
|
2. |
Выборы инициативной группы |
15 сентября |
|
3. |
Обсуждение целей и задач проекта |
20 сентября |
|
4. |
Планирование работы |
26 сентября |
|
Основной период |
|||
5. |
Обзорная тема – «Война 1812 года» - классный час |
октябрь |
|
6. |
Экскурсия в краеведческий музей. |
октябрь |
|
7. |
Экскурсия в Малоярославец. Музей войны 1812 года. |
октябрь |
|
8. |
Выбор научных работ по теме: «Вспомним, братцы, россов славу!» |
ноябрь |
|
9. |
Внеклассные мероприятия с просмотром фильмов «Гусарская баллада», «О бедном гусаре замолвите слово». Обсуждение |
ноябрь |
|
10. |
Классный час: «Знакомство с художниками – баталистами, их полотнами о войне 1812 года». |
декабрь |
|
11. |
Чтение пьесы «Давным – давно», Лермонтов «Бородино» и др. |
декабрь |
|
12. |
Экскурсия по г.Калуге: памятники войны 1812 года. Занятия по материалам экскурсии. |
декабрь |
|
13. |
Создание сценария дидактического спектакля. (приложение 1, 3) |
декабрь |
|
14. |
Работа над созданием костюмов к спектаклю |
январь |
|
15. |
Предварительная защита научных работ – круглый стол. |
январь |
|
17. |
Экскурсия в г. Москву. Бородинская панорама. |
февраль |
|
18. |
Классный час «Бородинская панорама» |
февраль |
|
19. |
Работа над созданием костюмов, декораций к спектаклю. |
март |
|
20. |
Репетиции спектакля. |
март |
|
Заключительный период |
|||
21. |
Защита проекта «Вспомним, братцы, россов славу!» (приложение 2) |
апрель
|
|
Аналитический период |
|||
|
Способы оценки 1.Защита презентации проекта. 2.Защита научно - исследовательских работ обучающихся в рамках проекта. 3.Материалы фоторепортажа о работе по проекту. 4.Анализ сценария спектакля, мероприятий, посвящённых 200-летию победы России в войне с Наполеоном. |
май
|
.
|
Программа инициативной группы
- Провести анкетирование воспитанников с целью выявления интересов по реализации проекта.
- Выявить наиболее интересные для воспитанников музеи и памятники города и родного края.
- Согласовать с администрацией школы посещение экскурсий в музеи Малоярославца и Москвы.
- Выбрать темы научных работ, организовать предварительное выступление в старших классах.
- Распределить обязанности по созданию декораций к дидактическому спектаклю, пошиву костюмов.
- Выявить желания воспитанников к участию в спектакле и распределить роли.
- Организовать репетиции.
Учебно – методическое оснащение:
Литература:
1.Бабкин В. Народное ополчение в отечественной войне 1812 года. М., изд. Социально-экономической литературы, 1962. 112с.
2. Кибовский А. История России в картинах современных художников. М., Благотворительный фонд памяти Марии, 2007. 205с.
3.Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. – М., 2004.
4. Подмазо А.А. Большая Европейская война 1812 – 1815. Хроника событий. М., 2003. 245с.
5. Полководцы России. – М., 2005. 456с.
5. Тарле Е.В. 1812 Год. М., изд. Пресса,1994.178 с.
6. Тарле Е.В. Михаил Илларионович Кутузов – полководец и дипломат. М., изд. Пресса,1994. 189с.
7. Троицкий Н.А. 1812.Великий год России. М., изд. Мысль,1988.90 с.
8. 1000 русских художников. Большая коллекция. М.: Белый город, 2006. 234с.
9. Холодовский В.М. Наполеон ли поджег Москву? Вопрос истории.1964 г. № 4.
5-12 с.
Интернет – ресурсы:
1. http://www.museum.ru./1812/ (сайт об Отечественной войне 1812 года, содержит ссылки на источники, научную и художественную литературу)
2. http://www.imda.ru (официальный сайт Военно-исторической ассоциации)
3. http://borodino.ru (сайт музея-заповедника «Бородино»)
4. http://genstab.ru (официальный сайт журнала «Сержант», посвящённого военно-исторической реконструкции)
5. http://tellur.ru (сайт российского электронного журнала «Мир истории)
6. http://sites.google.com/site/vojna1812goda/
7. http://www.mjar.ru/muz1812/gr_new.htm