Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Классный час «Дорога к толерантности».

Автор:
Бойко Светлана Валерьевна

Аннотация:

Цель: раскрыть содержание понятий «толерантность» «терпимость», «гражданская солидарность», «единение», способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, формировать гражданскую позицию, воспитывать интернационализм, межэтническое и межкультурное взаимодействие.

Ожидаемые учебные результаты

обучающиеся должны:

- уметь аргументировать свою точку зрения

- занимать активную гражданскую позицию

Практическая значимость: может использоваться в массовой практике.

Бойко Светлана Валерьевна, учитель истории МОУ СОШ № 77 г. Волгограда.

 

 

Статья:

Классный час «Дорога к толерантности» в 10 б классе. Бойко С.В.

            В нашей школе учатся представители многих национальностей.  Формирование основных этических принципов взаимоотношений в процессе принятия учениками общих норм сосуществования, основанных на взаимном уважении, терпении, защите достоинства и соблюдения прав каждого  является основополагающим принципом сегодня. Ежегодно 16 ноября  в День толерантности,  мы готовим лекторские группы из учеников, которые рассказывают о том, как нужно строить отношения с теми, кто находится рядом. В течение многих лет  мы с ребятами собирали материал, который использовали  во время   проведения  классного часа «Дорога к толерантности». Разработку данного мероприятия я хочу представить.

Цель: раскрыть содержание понятий «толерантность» «терпимость», «гражданская солидарность», «единение», способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, побудить обучающихся стать добрее и более внимательными  друг к другу, формировать гражданскую позицию, воспитывать интернационализм, межэтническое и межкультурное взаимодействие.

Предварительная подготовка. Задания для групп:

1 группа -  найти принципы толерантности (Декларация принципов толерантности, утвержденных конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995г)

2 группа – найти святые заповеди народов мира.

3 группа – найти высказывание о доброте и т.п.

 4 группа – нарисовать плакат «Толерантность в нашей жизни»

Оформление на доске: портрет Александра Невского, высказывания о доброте, определения толерантности, принципы толерантности, плакат.

Эпиграф:

Давайте поклоняться доброте,

     Давайте с думой жить о доброте.

     Вся в голубой и звездной красоте

     Земля  Добра,

     Она дарит нас хлебом,

     Живой водой и деревом в цвету.

     Под этим вечно неспокойным небом

     Давайте воевать за доброту!

 

                                               А. Чепурова

Ход классного часа:

I  этап.

Вступительное слово учителя: 16 ноября отмечается праздник – День Толерантности. На доске мы видим  определения толерантности. Давайте прочитаем их:

Толерантность – качество, характеризующее отношение к другому человеку как равно достойной личности и выражающееся  в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом  иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.)

Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим человеком, признание и уважение его права на отличие.

Учитель:  В современной литературе толерантность трактуется как единство спонтанно-негативного восприятия другого и позитивного действия в его адрес.

 Вопрос:  Как вы считаете что же  такое толерантность?

Ребята отвечают. (Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению).

 

     16 ноября 1995года конференция ЮНЕСКО утвердила принципы толерантности. Прошу вас познакомить нас с этими принципами.

1 группа:

  • Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и  способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и и политическая и правовая потребность. Толерантность- это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
  • Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
  • Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма(в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает  признание того,  что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению, и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность…
  • В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества.

После знакомства с принципами класс высказывает свое мнение и

принципы записывают на доске: уважение, гармония в многообразии,

 признание универсальных прав и основных свобод человека,

плюрализм.

Класс поделен на четыре группы, каждая получает задание.

Обсудите и определите (с привлечением фактов современности) свое отношение к двум положениям, выдвигаемым учеными:

1.  Принципу толерантности принадлежит ключевая роль в установлении межличностных, межобщественных, межгосударственных отношений, основанных на идеях мирного существования и дружественного взаимодействия народов и государств.

2. Проблема толерантности во второй половине ХХ века обрела международный характер, так как ее положительное решение позволяет развязать нити многочисленных международных и внутристрановых конфликтов. Достижение компромиссов в диалоге конфликтующих сторон невозможно без определенного уровня взаимной терпимости, признание права другого на инакомыслие.

Через 3 минуты представители групп высказывают свое мнение.

II этап.

 Учитель: В 4 в. до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».

Эту мысль продолжил в 1 в. до н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свои выгоды, не может быть счастлив,  хочешь жить для себя – живи для других». Учащимся предлагается подумать и обсудить почему философы высказали такие мысли, что они хотели этим сказать?

 Далее ребята читают высказывания знаменитых людей, которые находятся на доске (задание, подготовленное 2 группой):

 «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» М.Сервантес

«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» Ж.Ж.Руссо

«Чтобы оценить доброту, в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе» В.Шекспир

Чем человек умнее и добрее, тем он больше замечает добра в людях» Б.Паскаль

«Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше других» Л.Н.Толстой

«Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям» М.Пришвин

Далее предлагаются вопросы для обсуждения:

  1. Какого человека можно назвать добрым?

2.  Кто такой эгоист?

  1. Что такое милосердие? (приводятся  примеры из художественной литературы, фильмов, из собственной жизни)

Вместе делают вывод: добрый человек

- это тот, кто делает добрые дела и ничего не требует взамен,

- тот, кто всегда доброжелателен к людям,  

- тот, кто не думает только о себе,

- тот, кто проявляет милосердие к другим людям.

Вспомним  святые заповеди народов мира (материал, подготовленный 3 группой разложен на столах)

  Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе, и верностью своему слову».

  Конфуцианство: «Не делай другим того, чего ты не хотел бы от других».

  Христианство: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

  Индуизм: «Не делай другому того, от чего больно станет тебе».

  Ислам: « Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого».

  Джайнизм: «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

  Иудаизм: « Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе».

  Сикхизм: « Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны».

  Даосизм: «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».

  Зороастризм: «Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой».

Вопрос учителя: Что объединяет эти заповеди?

Ученики высказывают свое мнение.

 Вопрос учителя:

Ребята, как вы думаете что значит быть толерантным классом?

Идет обсуждение в группах,  затем ученики записывают на доске:

  • Умение внимательно слушать и слышать друг друга
  • Стремиться разобраться, расспрашивать друг друга о происходящем
  • Давать друг другу добрый совет
  • Подбадривание
  • Похвала и согласие
  • Благожелательность
  • Уважение
  • Утешение в беде
  • Поддержка во всех делах.

 

 Учитель обращает внимание на портрет Александра Невского, который весит на доске. 

Просмотр презентации о храме А. Невского в Царицыне (ребята рассказывают о памятнике, который поставлен в нашем городе не так давно). Учитель:  Почему мы вспомнили сегодня об этом человеке?

(Святой Ал. Невский являлся  духовным покровителем Царицына, из истории известно, что он был одним из первых дипломатов на Руси во время монголо-татарского нашествия, ездил в Орду, вел переговоры с ханами и т.п.)

 

III. этап.

Подводя итог, учитель обращает внимание на плакат, выполненный  ребятами из 4 группы, просит прокомментировать их свое творение.

 Обращается  внимание на высказывания, которые помогают лучше закрепить эту тему:

«Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем достигнет ли он ее». (А.Кунанбаев)

«Доброта – это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни». (А.Швейцер)

«Поистине нравствен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред». (А.Швейцер)

«Один из высочайших принципов  истинной  нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он – человек, а потом уже за его личные достоинства». (В.Белинский).

В заключении ребятам предлагается продолжить предложения:

  1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
  2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я …
  4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
  5. Когда мне хочется общаться с одноклассниками, то я…

Заключительное слово учителя: «Представим себе планету, на которой правят мир, любовь, ненасилие. Как легко, не страшно было бы жить на ней. Ведь от отношения каждого из нас друг к другу в классе, в семье, обществе зависит наше будущее».

Обработка анкет:

 На 1 вопрос все 26 человек ответили – «постараюсь помочь».

На 2 вопрос отвечают: «лучше отойду», «стараюсь не обращать внимание», «посмеюсь вместе с ними».

Отвечая на 3 вопрос, все пишут: «попрошу, чтобы меня приняли в игру».

Ответы на 4 вопрос разделились: 15 человек сказали – «помолчу», «перестану говорить, дождусь пока меня захотят выслушать», четверо – «сделаю замечание», «прошу выслушать меня», трое – «повышаю голос», «начинаю раздражаться», четверо – «тоже начинаю перебивать».

На 5 вопрос все ответили, что общаются, идут для этого в школу.

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010