Автор:
Бойко Светлана Валерьевна
Цель: раскрыть содержание понятий «толерантность» «терпимость», «гражданская солидарность», «единение», способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, формировать гражданскую позицию, воспитывать интернационализм, межэтническое и межкультурное взаимодействие.
Ожидаемые учебные результаты
обучающиеся должны:
- уметь аргументировать свою точку зрения
- занимать активную гражданскую позицию
Практическая значимость: может использоваться в массовой практике.
Бойко Светлана Валерьевна, учитель истории МОУ СОШ № 77 г. Волгограда.
Статья:
Классный час «Дорога к толерантности» в 10 б классе. Бойко С.В.
В нашей школе учатся представители многих национальностей. Формирование основных этических принципов взаимоотношений в процессе принятия учениками общих норм сосуществования, основанных на взаимном уважении, терпении, защите достоинства и соблюдения прав каждого является основополагающим принципом сегодня. Ежегодно 16 ноября в День толерантности, мы готовим лекторские группы из учеников, которые рассказывают о том, как нужно строить отношения с теми, кто находится рядом. В течение многих лет мы с ребятами собирали материал, который использовали во время проведения классного часа «Дорога к толерантности». Разработку данного мероприятия я хочу представить.
Цель: раскрыть содержание понятий «толерантность» «терпимость», «гражданская солидарность», «единение», способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, побудить обучающихся стать добрее и более внимательными друг к другу, формировать гражданскую позицию, воспитывать интернационализм, межэтническое и межкультурное взаимодействие.
Предварительная подготовка. Задания для групп:
1 группа - найти принципы толерантности (Декларация принципов толерантности, утвержденных конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995г)
2 группа – найти святые заповеди народов мира.
3 группа – найти высказывание о доброте и т.п.
4 группа – нарисовать плакат «Толерантность в нашей жизни»
Оформление на доске: портрет Александра Невского, высказывания о доброте, определения толерантности, принципы толерантности, плакат.
Эпиграф:
Давайте поклоняться доброте,
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звездной красоте
Земля Добра,
Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
А. Чепурова
Ход классного часа:
I этап.
Вступительное слово учителя: 16 ноября отмечается праздник – День Толерантности. На доске мы видим определения толерантности. Давайте прочитаем их:
Толерантность – качество, характеризующее отношение к другому человеку как равно достойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.)
Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим человеком, признание и уважение его права на отличие.
Учитель: В современной литературе толерантность трактуется как единство спонтанно-негативного восприятия другого и позитивного действия в его адрес.
Вопрос: Как вы считаете что же такое толерантность?
Ребята отвечают. (Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению).
16 ноября 1995года конференция ЮНЕСКО утвердила принципы толерантности. Прошу вас познакомить нас с этими принципами.
1 группа:
- Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и и политическая и правовая потребность. Толерантность- это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
- Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
- Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма(в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению, и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность…
- В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества.
После знакомства с принципами класс высказывает свое мнение и
принципы записывают на доске: уважение, гармония в многообразии,
признание универсальных прав и основных свобод человека,
плюрализм.
Класс поделен на четыре группы, каждая получает задание.
Обсудите и определите (с привлечением фактов современности) свое отношение к двум положениям, выдвигаемым учеными:
1. Принципу толерантности принадлежит ключевая роль в установлении межличностных, межобщественных, межгосударственных отношений, основанных на идеях мирного существования и дружественного взаимодействия народов и государств.
2. Проблема толерантности во второй половине ХХ века обрела международный характер, так как ее положительное решение позволяет развязать нити многочисленных международных и внутристрановых конфликтов. Достижение компромиссов в диалоге конфликтующих сторон невозможно без определенного уровня взаимной терпимости, признание права другого на инакомыслие.
Через 3 минуты представители групп высказывают свое мнение.
II этап.
Учитель: В 4 в. до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
Эту мысль продолжил в 1 в. до н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свои выгоды, не может быть счастлив, хочешь жить для себя – живи для других». Учащимся предлагается подумать и обсудить почему философы высказали такие мысли, что они хотели этим сказать?
Далее ребята читают высказывания знаменитых людей, которые находятся на доске (задание, подготовленное 2 группой):
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» М.Сервантес
«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» Ж.Ж.Руссо
«Чтобы оценить доброту, в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе» В.Шекспир
Чем человек умнее и добрее, тем он больше замечает добра в людях» Б.Паскаль
«Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше других» Л.Н.Толстой
«Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям» М.Пришвин
Далее предлагаются вопросы для обсуждения:
- Какого человека можно назвать добрым?
2. Кто такой эгоист?
- Что такое милосердие? (приводятся примеры из художественной литературы, фильмов, из собственной жизни)
Вместе делают вывод: добрый человек
- это тот, кто делает добрые дела и ничего не требует взамен,
- тот, кто всегда доброжелателен к людям,
- тот, кто не думает только о себе,
- тот, кто проявляет милосердие к другим людям.
Вспомним святые заповеди народов мира (материал, подготовленный 3 группой разложен на столах)
Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе, и верностью своему слову».
Конфуцианство: «Не делай другим того, чего ты не хотел бы от других».
Христианство: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Индуизм: «Не делай другому того, от чего больно станет тебе».
Ислам: « Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого».
Джайнизм: «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
Иудаизм: « Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе».
Сикхизм: « Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны».
Даосизм: «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
Зороастризм: «Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой».
Вопрос учителя: Что объединяет эти заповеди?
Ученики высказывают свое мнение.
Вопрос учителя:
Ребята, как вы думаете что значит быть толерантным классом?
Идет обсуждение в группах, затем ученики записывают на доске:
- Умение внимательно слушать и слышать друг друга
- Стремиться разобраться, расспрашивать друг друга о происходящем
- Давать друг другу добрый совет
- Подбадривание
- Похвала и согласие
- Благожелательность
- Уважение
- Утешение в беде
- Поддержка во всех делах.
Учитель обращает внимание на портрет Александра Невского, который весит на доске.
Просмотр презентации о храме А. Невского в Царицыне (ребята рассказывают о памятнике, который поставлен в нашем городе не так давно). Учитель: Почему мы вспомнили сегодня об этом человеке?
(Святой Ал. Невский являлся духовным покровителем Царицына, из истории известно, что он был одним из первых дипломатов на Руси во время монголо-татарского нашествия, ездил в Орду, вел переговоры с ханами и т.п.)
III. этап.
Подводя итог, учитель обращает внимание на плакат, выполненный ребятами из 4 группы, просит прокомментировать их свое творение.
Обращается внимание на высказывания, которые помогают лучше закрепить эту тему:
«Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем достигнет ли он ее». (А.Кунанбаев)
«Доброта – это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни». (А.Швейцер)
«Поистине нравствен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред». (А.Швейцер)
«Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он – человек, а потом уже за его личные достоинства». (В.Белинский).
В заключении ребятам предлагается продолжить предложения:
- Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
- Если кто-то надо мной смеется, то я…
- Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я …
- Когда меня постоянно перебивают, то я…
- Когда мне хочется общаться с одноклассниками, то я…
Заключительное слово учителя: «Представим себе планету, на которой правят мир, любовь, ненасилие. Как легко, не страшно было бы жить на ней. Ведь от отношения каждого из нас друг к другу в классе, в семье, обществе зависит наше будущее».
Обработка анкет:
На 1 вопрос все 26 человек ответили – «постараюсь помочь».
На 2 вопрос отвечают: «лучше отойду», «стараюсь не обращать внимание», «посмеюсь вместе с ними».
Отвечая на 3 вопрос, все пишут: «попрошу, чтобы меня приняли в игру».
Ответы на 4 вопрос разделились: 15 человек сказали – «помолчу», «перестану говорить, дождусь пока меня захотят выслушать», четверо – «сделаю замечание», «прошу выслушать меня», трое – «повышаю голос», «начинаю раздражаться», четверо – «тоже начинаю перебивать».
На 5 вопрос все ответили, что общаются, идут для этого в школу.