Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Развитие логического мышления на уроках химии и биологии в специальном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха

Автор:
Клеменова Елена Владимировна

Аннотация:

Развитие логического мышления на уроках химии и биологии в специальном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха.

Цель статьи: показать актуальность проблемы развития логического мышления у детей с нарушениями слуха. Установление логических связей ведет к прочному усвоению учебного материала, расширяет словарный запас, делает более осознанным процесс обучения.

Статья может быть использована педагогами и родителями, которые неравнодушны к проблемам  адаптации ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья:

Развитие логического мышления на уроках химии и биологии в специальном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха

 

Основная задача современной школы – повысить качество образования и воспитания учащихся. Неменее важной задачей является еще и достижение более высокого уровня  умственного и нравственного развития школьников. Работая с глухими и слабослышащими  детьми, педагоги стараются преодолевать последствия дефекта и всесторонне развивать мировоззрение детей с нарушением слуха. Известно, что при нарушении слухового анализатора, в первую очередь возникают проблемы, связанные с речью, а это приводит к недоразвитию познавательной деятельности. Особенности речевого развития детей с нарушением слухового анализатора в том, что у них ограничены возможности понимания и использования речи, ограничен словарный запас, все это, конечно, ведет к нарушению процессов усвоения знаний и формирования понятий.

Основные трудности, которые возникают при обучении глухих и слабослышащих детей, это недостаточность овладения  отдельными словами и словосочетаниями.Для полноценного развития логического мышления необходимо усвоение целого комплекса логических понятий и действий,  логических связок и логических выводов.Логическое мышление не развивается само по себе, оно целенаправленно формируется, развиваясь на базе образного Логическое мышление – это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия. Понятия, которые, как правило, формируются к 7-8 годам.

Логическое мышление – наивысшая ступень развития мышления. Само мышление – это сложный познавательный психический  процесс, заключающийся в анализе и целенаправленном обобщении действительности, процесс поиска и открытия нового.

Основные формы мышления рассматриваются логикой. Существует три вида мышления:

  1. Наглядно-действенное (задачи, задания в наглядной форме, решаются при помощи действий)
  2. Наглядно-образное (оперирует наглядным, конкретным материалом, возникающие образы демонстрируют конкретные черты объектов)
  3. Словесно-логическое (объект мышлениия абстрактный, чтобы составить суждение о нем, не обязательно его видеть)

Нужно учитывать особенности мышления детей с нарушением слуха. У них позднее формируются основные стадии мышления, им в большей степени присуще наглядно-образное мышление. Они мыслят шаблонно, с трудом устанавливают аналогию, функционально и причинно следственные отношения, медленно ориентируются в установлении порядка следования.

Процесс логического мышления нередко строится на сравнении. Поэтому на уроках химии и биологии я стараюсь использовать этот прием.

Задания на сравнение.

  1. Сравните кровеносную систему рыб и земноводных.
  2. В чем сходства и различия растительной и животной клеток.
  3. Сравните процессы фотосинтеза и дыхания.
  4. В чем отличие однодольных и двудольных растений.
  5. Чем отличается мозг пресмыкающихся от мозга птиц.
  6. В чем сходство и отличия прямого, неполного и полного превращений насекомых.
  7. Чем откличается металлы и неметаллы.
  8. В чем отличия кислотных и основных оксидов.
  9. Какие реакции характерны для предельных и непредельных углеводородов.

Исследования психологов доказывают, чтобы помочь ребенку преодолеть неуверенность, обеспечить психологическую разрядку, сконцентрировать внимание, да и просто побудить к активным действиям, необходимо использовать в процессе обучения задания, которые будут побуждать учащихся логически мыслить. Вот некоторые из заданий, которые я использую на уроках химии и биологии.

 Определить недостающее звено.

1. Вставьте недостающее звено: Клетка → ткань → ... →  система органов → организм.

2. Включи недостающие фазы митоза: профаза → ...→ ... → телофаза.

3. Напиши пропущенную формулу: C2H4, C3H6,..., C5H10, C6H12 .

Установить последовательность.

1. Составь последовательную цепочку пищевой цепи: ... → продуценты → ...

2. Выбери правильную последовательность движения воздуха при дыхании

а) носовая полость→глотка→трахея→гортань→бронхи→легкие

б) носовая полость→глотка→гортань→трахея→легкие→бронхи

в) носовая полость→ глотка→гортань→трахея→бронхи→легкие

3. Правильная последовательность звеньев пищевой цепи

а) Уж – мышь – сокол – семена гороха;

б) Семена гороха– сокол – мышь – уж;

в) Семена гороха– мышь – уж – сокол;

г) Сокол – уж – мышь – семена гороха.

Найти лишнее.

1. Найди лишнее:

а) Лягушка, жаба, тритон, ящерица.

б) Ящерица, крокодил, жаба, черепаха, змея.

2. Исключи лишнее метан, пропан, ацетилен, бутан, гексан.

3. Какая из кислот здесь лишняя: H2SO4,  HCl,  H2CO3, HNO3

4. Какой элемент здесь лишний: CH4, C3H8, C6H6, C5H12, C7H16

Определить связи типа род-вид.

1. Яйцо → личинка (или гусеница) →  куколка → взрослое насекомое (полное превращение)

2. Оплодотворение → эмбриональное развитие → рождение или выход из зародышевых оболочек → постэмбриональное развитие → смерть (онтогенез)

3. Na, К, Li, Rb (щелочные металлы)

4. SO2 , CO2, P2O5, SiO2  (кислотный оксид)

Группировка и систематизация.

  1. Заполни таблицу

органические удобрения

минеральные удобрения

 

 

 

 

 

 

 

 

               

1)      перегной

2)      аммиачная селитра

3)      суперфосфат

4)      торф

5)      зола

6)      хлорид калия

7)      птичий помет

8)      сульфат аммония

  1. Раздели пресмыкающихся на группы (объясни принцип деления)

(черепахи, крокодилы, чешуйчатые [ящерицы и змеи])

  1. Раздели вещества на простые  и сложные

H2, H2O, P2O5, O2, NaOH, H2SO4, O3, CO2, CH4

Анализ путем синтеза.

1. ... - размножение половых клеток, а митоз – ...

(мейоз, размножение соматических)

2. ... - состоит из атомов разных элементов, а простое вещество – ...

(сложное вещество, состоит из атомов одного элемента)

От общего к частному.

1. Форменные элементы крови ...,..., ...,

(эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)

2. Многоатомные спирты

(этиленгликоль, глицерин)

От частного к общему.

1. Ель, сосна, пихта, можжевельник –

(голосеменные)

2. H2CO3, H2SO4, HNO3, H3PO4, H2SiO3

(кислородсодержащие кислоты)

3. Подбери одно общее слово

а) конь, жеребец, кобыла, мерин ...

б) бабочка, муха, жук, стрекоза ...                      

Определить предмет по его характеристике.

1. Белый, твердый, сладкий, растворим в воде, кристаллизуется, при нагревании меняет цвет на коричневый  (сахар).

2. Форма тела непостоянная, есть ложноножки, дышит всей поверхностью тела (амеба).

От слов к формулам и наоборот.

1. Замени слова формулой: CH4, C2H6, пропан, C5H12, октан, C9H20.

2. Напиши формулу: Углекислый газ+ вода = глюкоза + кислород

(6CO2 +6H2O →С6H12O6 + 6O2)

Игровые элементы

  1. Переставь буквы так, чтобы получились названия химических элементов:  асер, реуголд, дооровд.
  2. Букву в имени поменяй, знак химический узнай:  Вера (Сера).

3. К «лото» две буквы лишь подставишь и сразу элемент узнаешь (Золото).

Словесная анатомия.

Отгадайте слова, содержащие части тела и органы людей.

1.Голова- - - -(хвостатая личинка лягушки)

2.Череп- - -(медлительное животное)

3.- Лоб- - (модель Земли)

Анаграммы

КОЛОС–С- - - - (ПЕРНАТЫЙ ОХОТНИК)

БРАК–К- - - (ДЕСЯТИНОГОЕ РАКООБРАЗНОЕ)

АКР-Р- - (РЕЧНОЕ ЧЛЕНИСТОНОГОЕ)

Биохимические ребусы.

,,Ag

Fe, А

,,, Ni

S, ДЦЕ

Ba,, АН

Jn,, ЮК

Pb,, ЬЯ

 

 

Биологические шагословы.                               

Превратите аиста в лису.

А

И

С

Т

 

 

 

 

Л

И

С

А

 

   Орган растения


Сделайте так, чтобы от лука не плакали, а спали.

Л

У

К

 

 

 

М

А

К

 

   Косметика для ногтей

 

Применение подобных заданий на уроках помогает эффективнее решать речевые проблемы детей с деффектами слуха. Они легче усваивают новые слова и словосочетания, расширяя свой словарный запас, учатся выделять и обобщать, развивать образное мышление, которое ведет к овладению законами логики. Вообще замечено, что люди, мыслящие логически, лучше ориентируются в сложных понятийных отношениях, более последовательно могут рассуждать, систематизировать, делать выводы и обобщения.

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010