Автор:
Клеменова Елена Владимировна
Развитие логического мышления на уроках химии и биологии в специальном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха.
Цель статьи: показать актуальность проблемы развития логического мышления у детей с нарушениями слуха. Установление логических связей ведет к прочному усвоению учебного материала, расширяет словарный запас, делает более осознанным процесс обучения.
Статья может быть использована педагогами и родителями, которые неравнодушны к проблемам адаптации ребенка.
Статья:
Развитие логического мышления на уроках химии и биологии в специальном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха
Основная задача современной школы – повысить качество образования и воспитания учащихся. Неменее важной задачей является еще и достижение более высокого уровня умственного и нравственного развития школьников. Работая с глухими и слабослышащими детьми, педагоги стараются преодолевать последствия дефекта и всесторонне развивать мировоззрение детей с нарушением слуха. Известно, что при нарушении слухового анализатора, в первую очередь возникают проблемы, связанные с речью, а это приводит к недоразвитию познавательной деятельности. Особенности речевого развития детей с нарушением слухового анализатора в том, что у них ограничены возможности понимания и использования речи, ограничен словарный запас, все это, конечно, ведет к нарушению процессов усвоения знаний и формирования понятий.
Основные трудности, которые возникают при обучении глухих и слабослышащих детей, это недостаточность овладения отдельными словами и словосочетаниями.Для полноценного развития логического мышления необходимо усвоение целого комплекса логических понятий и действий, логических связок и логических выводов.Логическое мышление не развивается само по себе, оно целенаправленно формируется, развиваясь на базе образного Логическое мышление – это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия. Понятия, которые, как правило, формируются к 7-8 годам.
Логическое мышление – наивысшая ступень развития мышления. Само мышление – это сложный познавательный психический процесс, заключающийся в анализе и целенаправленном обобщении действительности, процесс поиска и открытия нового.
Основные формы мышления рассматриваются логикой. Существует три вида мышления:
- Наглядно-действенное (задачи, задания в наглядной форме, решаются при помощи действий)
- Наглядно-образное (оперирует наглядным, конкретным материалом, возникающие образы демонстрируют конкретные черты объектов)
- Словесно-логическое (объект мышлениия абстрактный, чтобы составить суждение о нем, не обязательно его видеть)
Нужно учитывать особенности мышления детей с нарушением слуха. У них позднее формируются основные стадии мышления, им в большей степени присуще наглядно-образное мышление. Они мыслят шаблонно, с трудом устанавливают аналогию, функционально и причинно следственные отношения, медленно ориентируются в установлении порядка следования.
Процесс логического мышления нередко строится на сравнении. Поэтому на уроках химии и биологии я стараюсь использовать этот прием.
Задания на сравнение.
- Сравните кровеносную систему рыб и земноводных.
- В чем сходства и различия растительной и животной клеток.
- Сравните процессы фотосинтеза и дыхания.
- В чем отличие однодольных и двудольных растений.
- Чем отличается мозг пресмыкающихся от мозга птиц.
- В чем сходство и отличия прямого, неполного и полного превращений насекомых.
- Чем откличается металлы и неметаллы.
- В чем отличия кислотных и основных оксидов.
- Какие реакции характерны для предельных и непредельных углеводородов.
Исследования психологов доказывают, чтобы помочь ребенку преодолеть неуверенность, обеспечить психологическую разрядку, сконцентрировать внимание, да и просто побудить к активным действиям, необходимо использовать в процессе обучения задания, которые будут побуждать учащихся логически мыслить. Вот некоторые из заданий, которые я использую на уроках химии и биологии.
Определить недостающее звено.
1. Вставьте недостающее звено: Клетка → ткань → ... → система органов → организм.
2. Включи недостающие фазы митоза: профаза → ...→ ... → телофаза.
3. Напиши пропущенную формулу: C2H4, C3H6,..., C5H10, C6H12 .
Установить последовательность.
1. Составь последовательную цепочку пищевой цепи: ... → продуценты → ...
2. Выбери правильную последовательность движения воздуха при дыхании
а) носовая полость→глотка→трахея→гортань→бронхи→легкие
б) носовая полость→глотка→гортань→трахея→легкие→бронхи
в) носовая полость→ глотка→гортань→трахея→бронхи→легкие
3. Правильная последовательность звеньев пищевой цепи
а) Уж – мышь – сокол – семена гороха;
б) Семена гороха– сокол – мышь – уж;
в) Семена гороха– мышь – уж – сокол;
г) Сокол – уж – мышь – семена гороха.
Найти лишнее.
1. Найди лишнее:
а) Лягушка, жаба, тритон, ящерица.
б) Ящерица, крокодил, жаба, черепаха, змея.
2. Исключи лишнее метан, пропан, ацетилен, бутан, гексан.
3. Какая из кислот здесь лишняя: H2SO4, HCl, H2CO3, HNO3
4. Какой элемент здесь лишний: CH4, C3H8, C6H6, C5H12, C7H16
Определить связи типа род-вид.
1. Яйцо → личинка (или гусеница) → куколка → взрослое насекомое (полное превращение)
2. Оплодотворение → эмбриональное развитие → рождение или выход из зародышевых оболочек → постэмбриональное развитие → смерть (онтогенез)
3. Na, К, Li, Rb (щелочные металлы)
4. SO2 , CO2, P2O5, SiO2 (кислотный оксид)
Группировка и систематизация.
- Заполни таблицу
органические удобрения |
минеральные удобрения |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1) перегной
2) аммиачная селитра
3) суперфосфат
4) торф
5) зола
6) хлорид калия
7) птичий помет
8) сульфат аммония
- Раздели пресмыкающихся на группы (объясни принцип деления)
(черепахи, крокодилы, чешуйчатые [ящерицы и змеи])
- Раздели вещества на простые и сложные
H2, H2O, P2O5, O2, NaOH, H2SO4, O3, CO2, CH4
Анализ путем синтеза.
1. ... - размножение половых клеток, а митоз – ...
(мейоз, размножение соматических)
2. ... - состоит из атомов разных элементов, а простое вещество – ...
(сложное вещество, состоит из атомов одного элемента)
От общего к частному.
1. Форменные элементы крови ...,..., ...,
(эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)
2. Многоатомные спирты
(этиленгликоль, глицерин)
От частного к общему.
1. Ель, сосна, пихта, можжевельник –
(голосеменные)
2. H2CO3, H2SO4, HNO3, H3PO4, H2SiO3 –
(кислородсодержащие кислоты)
3. Подбери одно общее слово
а) конь, жеребец, кобыла, мерин ...
б) бабочка, муха, жук, стрекоза ...
Определить предмет по его характеристике.
1. Белый, твердый, сладкий, растворим в воде, кристаллизуется, при нагревании меняет цвет на коричневый (сахар).
2. Форма тела непостоянная, есть ложноножки, дышит всей поверхностью тела (амеба).
От слов к формулам и наоборот.
1. Замени слова формулой: CH4, C2H6, пропан, C5H12, октан, C9H20.
2. Напиши формулу: Углекислый газ+ вода = глюкоза + кислород
(6CO2 +6H2O →С6H12O6 + 6O2)
Игровые элементы
- Переставь буквы так, чтобы получились названия химических элементов: асер, реуголд, дооровд.
- Букву в имени поменяй, знак химический узнай: Вера (Сера).
3. К «лото» две буквы лишь подставишь и сразу элемент узнаешь (Золото).
Словесная анатомия.
Отгадайте слова, содержащие части тела и органы людей.
1.Голова- - - -(хвостатая личинка лягушки)
2.Череп- - -(медлительное животное)
3.- Лоб- - (модель Земли)
Анаграммы
КОЛОС–С- - - - (ПЕРНАТЫЙ ОХОТНИК)
БРАК–К- - - (ДЕСЯТИНОГОЕ РАКООБРАЗНОЕ)
АКР-Р- - (РЕЧНОЕ ЧЛЕНИСТОНОГОЕ)
Биохимические ребусы.
,,Ag |
Fe, А |
,,, Ni |
S, ДЦЕ |
Ba,, АН |
Jn,, ЮК |
Pb,, ЬЯ |
|
Биологические шагословы.
Превратите аиста в лису.
А |
И |
С |
Т |
|
|
|
|
Л |
И |
С |
А |
Орган растения
Сделайте так, чтобы от лука не плакали, а спали.
Л |
У |
К |
|
|
|
М |
А |
К |
Косметика для ногтей
Применение подобных заданий на уроках помогает эффективнее решать речевые проблемы детей с деффектами слуха. Они легче усваивают новые слова и словосочетания, расширяя свой словарный запас, учатся выделять и обобщать, развивать образное мышление, которое ведет к овладению законами логики. Вообще замечено, что люди, мыслящие логически, лучше ориентируются в сложных понятийных отношениях, более последовательно могут рассуждать, систематизировать, делать выводы и обобщения.